Напоминание

"Дифференциальный диагноз детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи и нарушенным слухом"


Автор: Попова Надежда Сергеевна
Должность: Учитель-дефектолог
Учебное заведение: МОУ детский сад 71 Центрального района Волгограда
Населённый пункт: город Волгоград, Волгоградская область
Наименование материала: статья
Тема: "Дифференциальный диагноз детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи и нарушенным слухом"
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Дифференциальный диагноз детей с фонетико-

фонематическим недоразвитием речи и нарушенным

слухом»

Из

года

в

год

отмечается

рост

числа

детей,

имеющих

различные

нарушения речи. Речь не является врожденной способностью, а развивается в

процессе онтогенеза (индивидуального развития организма от момента его

зарождения

до

конца

жизни)

параллельно

с

физическим

и

умственным

развитием ребенка и служит показателем его общего развития.

В

настоящее

время

актуален

вопрос

отграничения

фонетико-

фонематическое недоразвитие речи от нарушения слуха. Для этих состояний

характерно отставание в развитии речи.

Полноценное гармоничное развитие ребенка невозможно без воспитания

у

него

правильной

речи.

Такая

речь

должна

быть

не

только

правильно

оформленной

с

точки

зрения

подбора

слов

(словаря),

грамматики

(словообразования,

словоизменения),

но

четкой

и

безупречной

в

плане

звукопроизношения и звуко-слоговой наполняемости слов.

Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР) - это нарушение

процессов формирования произносительной системы родного языка у

детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов

восприятия и произношения фонем.

Нарушение

слуха

полное

(глухота)

или

частичное

(тугоухость)

снижение способности обнаруживать и понимать звуки.

Таблица 1

Признаки фонетико-фонематическое

недоразвитие речи (ФФНР)

Признаки нарушения слуха

– недифференцированное

произнесение пар или групп звуков.

Например, мягкий звук [ш]

заменяет [с] и [ш]; ребёнок

произносит ш'апка вместо шапка,

ш'ани вместо сани.

– нестойкое употребление в речи

звуков. Одно и то же слово ребёнок

в разных контекстах или при

неоднократном повторении

произносит различно, например,

слово шука как ссюка, шука и

чука.

– замены звуков более простыми по

артикуляции. Так, например, вместо

– недифференцированное

произнесение пар или групп звуков.

Например, мягкий звук [ш] заменяет

[с] и [ш]; ребёнок произносит ш'апка

вместо шапка, ш'ани вместо сани.

– нестойкое употребление в речи

звуков. Одно и то же слово ребёнок в

разных контекстах или при

неоднократном повторении

произносит различно, например,

слово шука как ссюка, шука и чука.

– замены звуков более простыми по

артикуляции. Так, например, вместо

[р] произносится [л], вместо [ш] - [с],

вместо [ш] - [ф]. Некоторые дети всю

[р] произносится [л], вместо [ш] -

[с], вместо [ш] - [ф]. Некоторые

дети всю группу свистящих и

шипящих звуков, т.е. звуков

фрикативных, заменяют более

простыми по артикуляции

взрывными звуками [т], [т], [д], [д].

Ребёнок произносит тапка вместо

шапка, тани вместо сани, дух

вместо жук и т.д.

– смешение звуков в речи. В одних

случаях ребёнок употребляет звуки

правильно (например, кошка,

сани), в других взаимозамещает их,

например, говорит: «коска».

группу свистящих и шипящих звуков,

т.е. звуков фрикативных, заменяют

более простыми по артикуляции

взрывными звуками [т], [т], [д], [д].

Ребёнок произносит тапка вместо

шапка, тани вместо сани, дух вместо

жук и т.д.

– смешение звуков в речи. В одних

случаях ребёнок употребляет звуки

правильно (например, кошка, сани), в

других взаимозамещает их,

например, говорит: «коска».

- затруднения в восприятии речи.

Например:

Нет реакции на громкие звуки

Нет ответа на ваш голос

Ребенок пытается воспроизводить

простые звуки, затем постепенно

перестает.

-недостаточное понимание значений

словообразовательных форм

-нерасширенное и неточное

необобщенное понимание слов,

которое приводит сокращению

состава слов в предложении

-не могут последовательно

употреблять слова в устной речи

-бедный словарный запас

-незначительное количество

языковых вариантов для обозначения

тех или иных одинаковых по

смысловому содержанию явлений

или отношений

Суще ствуют

общие

признаки

недоразвития

речи,

но

они

н е

дифференцирующие,

так

как

признаки

фонетико-фонематическое

недоразвитие речи (ФНР) совпадают с признаками нарушения слуха.

Задача

учителя-дефектолога

вовремя

и

точно

диагностировать

нарушение

и

начать

коррекционную

работу,

поэтому

учитель-дефектолог

(сурдопедагог, тифлопедагог, олигофренопедагог, логопед) должен выходить

за рамки своей специализации.

Так,

как

коррекционная

работа

с

ребёнком

с

нарушением

слуха

должна

сопровождаться

техническими

средствами,

такими

как

Индивидуальный

слуховой аппарат и ЗУА (звукоусиливающая аппаратура), ребенку необходима

консультация сурдопедагога.



В раздел образования