Автор: Попова Надежда Сергеевна
Должность: Учитель-дефектолог
Учебное заведение: МОУ детский сад 71 Центрального района Волгограда
Населённый пункт: город Волгоград, Волгоградская область
Наименование материала: статья
Тема: "Дифференциальный диагноз детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи и нарушенным слухом"
Раздел: дошкольное образование
«Дифференциальный диагноз детей с фонетико-
фонематическим недоразвитием речи и нарушенным
слухом»
Из
года
в
год
отмечается
рост
числа
детей,
имеющих
различные
нарушения речи. Речь не является врожденной способностью, а развивается в
процессе онтогенеза (индивидуального развития организма от момента его
зарождения
до
конца
жизни)
параллельно
с
физическим
и
умственным
развитием ребенка и служит показателем его общего развития.
В
настоящее
время
актуален
вопрос
отграничения
фонетико-
фонематическое недоразвитие речи от нарушения слуха. Для этих состояний
характерно отставание в развитии речи.
Полноценное гармоничное развитие ребенка невозможно без воспитания
у
него
правильной
речи.
Такая
речь
должна
быть
не
только
правильно
оформленной
с
точки
зрения
подбора
слов
(словаря),
грамматики
(словообразования,
словоизменения),
но
четкой
и
безупречной
в
плане
звукопроизношения и звуко-слоговой наполняемости слов.
Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР) - это нарушение
процессов формирования произносительной системы родного языка у
детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов
восприятия и произношения фонем.
Нарушение
слуха
—
полное
(глухота)
или
частичное
(тугоухость)
снижение способности обнаруживать и понимать звуки.
Таблица 1
Признаки фонетико-фонематическое
недоразвитие речи (ФФНР)
Признаки нарушения слуха
– недифференцированное
произнесение пар или групп звуков.
Например, мягкий звук [ш]
заменяет [с] и [ш]; ребёнок
произносит ш'апка вместо шапка,
ш'ани вместо сани.
– нестойкое употребление в речи
звуков. Одно и то же слово ребёнок
в разных контекстах или при
неоднократном повторении
произносит различно, например,
слово шука как ссюка, шука и
чука.
– замены звуков более простыми по
артикуляции. Так, например, вместо
– недифференцированное
произнесение пар или групп звуков.
Например, мягкий звук [ш] заменяет
[с] и [ш]; ребёнок произносит ш'апка
вместо шапка, ш'ани вместо сани.
– нестойкое употребление в речи
звуков. Одно и то же слово ребёнок в
разных контекстах или при
неоднократном повторении
произносит различно, например,
слово шука как ссюка, шука и чука.
– замены звуков более простыми по
артикуляции. Так, например, вместо
[р] произносится [л], вместо [ш] - [с],
вместо [ш] - [ф]. Некоторые дети всю
[р] произносится [л], вместо [ш] -
[с], вместо [ш] - [ф]. Некоторые
дети всю группу свистящих и
шипящих звуков, т.е. звуков
фрикативных, заменяют более
простыми по артикуляции
взрывными звуками [т], [т], [д], [д].
Ребёнок произносит тапка вместо
шапка, тани вместо сани, дух
вместо жук и т.д.
– смешение звуков в речи. В одних
случаях ребёнок употребляет звуки
правильно (например, кошка,
сани), в других взаимозамещает их,
например, говорит: «коска».
группу свистящих и шипящих звуков,
т.е. звуков фрикативных, заменяют
более простыми по артикуляции
взрывными звуками [т], [т], [д], [д].
Ребёнок произносит тапка вместо
шапка, тани вместо сани, дух вместо
жук и т.д.
– смешение звуков в речи. В одних
случаях ребёнок употребляет звуки
правильно (например, кошка, сани), в
других взаимозамещает их,
например, говорит: «коска».
- затруднения в восприятии речи.
Например:
Нет реакции на громкие звуки
Нет ответа на ваш голос
Ребенок пытается воспроизводить
простые звуки, затем постепенно
перестает.
-недостаточное понимание значений
словообразовательных форм
-нерасширенное и неточное
необобщенное понимание слов,
которое приводит сокращению
состава слов в предложении
-не могут последовательно
употреблять слова в устной речи
-бедный словарный запас
-незначительное количество
языковых вариантов для обозначения
тех или иных одинаковых по
смысловому содержанию явлений
или отношений
Суще ствуют
общие
признаки
недоразвития
речи,
но
они
н е
дифференцирующие,
так
как
признаки
фонетико-фонематическое
недоразвитие речи (ФНР) совпадают с признаками нарушения слуха.
Задача
учителя-дефектолога
–
вовремя
и
точно
диагностировать
нарушение
и
начать
коррекционную
работу,
поэтому
учитель-дефектолог
(сурдопедагог, тифлопедагог, олигофренопедагог, логопед) должен выходить
за рамки своей специализации.
Так,
как
коррекционная
работа
с
ребёнком
с
нарушением
слуха
должна
сопровождаться
техническими
средствами,
такими
как
Индивидуальный
слуховой аппарат и ЗУА (звукоусиливающая аппаратура), ребенку необходима
консультация сурдопедагога.