Напоминание

"Родной язык 6 класс"


Автор: Ольга Анатольевна Федоренко
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ СОШ №9
Населённый пункт: г. Азов
Наименование материала: учебная программа
Тема: "Родной язык 6 класс"
Раздел: среднее образование





Назад




Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 9 г.Азова

Утверждаю

Директор МБОУ СОШ № 9 г.Азова

Приказ от ________2020 г. № _____

____________________Е.В.Карасев

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

РУССКИЙ РОДНОЙ ЯЗЫК

Уровень общего образования (класс)

Основное общее, 6 «А» класс

Количество часов 34 часа

Учитель Федоренко Ольга Анатольевна

Программа разработана на основе программы для общеобразовательных учреждений:

Русский язык. 5-9 класс/автор А.Д. Шмелёв.- М., Вентана–Граф, 2013год.

Учебно - методические пособия

«Русский

родной

язык»

для

5-9

классов;

под

ред.

Вербицкой

Л.А.

Авторский

коллектив: Александрова О.М., Вербицкая Л.А., Богданов С.И., Загоровская О.В.,

Казакова Е.И., Васильевых И.П., Гостева Ю.Н., Добротина И.Н., Нарушевич А.Г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Нормативную правовую основу

программы по учебному предмету «Русский

родной язык» составляют следующие документы:

Федеральный

закон

от

29

декабря

2012

г. No

273-ФЗ

«Об

образовании

в

Российской Федерации» (далее – Федеральный закон об образовании);

Закон Российской Федерации от 25 октября 1991 г. No 1807-1 «О языках народов

Российской̆

Федерации» (в редакции Федерального закона No 185- ФЗ);

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря

2010

г. No 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного

стандарта основного общего образования» (в редакции приказа Минобрнауки России

от 31 декабря 2015 г. No 1577);

Примерная программа (далее – программа) разработана на основе требований

федерального

государственного

образовательного

стандарта

основного

общего

образованияк результатам освоения основной образовательной программы основного

общего

образования

по

учебному

предмету

«Родной

язык»,

входящему

в

образовательную область «Родной язык и родная литература».

Программа

устанавливает

требования

к

результатам

освоения

основной̆

образовательной̆

программы

основного

общего

образования

по

русскому

родному

языку на личностном, метапредметном и предметном уровнях, примерное содержание

учебного предмета « Русский родной̆

язык».

Цели изучения учебного предмета

Содержание

программы

ориентировано

на

сопровождение

и

поддержку

основного

курса

русского

языка,

обязательного

для

изучения

во

всех

школах

Российской Федерации, и направлено на достижение результатов освоения основной

образовательной

программы

основного

общего

образования

по

русскому

языку,

заданных

соответствующим

федеральным

государственным

образовательным

стандартом. В то же время цели курса русского языка в рамках образовательной

области «Родной язык и родная литература» имеют свою специфику, обусловленную

дополнительным,

по

сути

дела,

характером

курса,

а

также

особенностями

функционирования

русского

языка

в

разных

регионах

Российской

Федерации.

В

соответствии с этим в курсе русского родного языка актуализируются следующие

цели:

воспитание гражданина и патриота; формирование представления о русском

языке

как

духовной,

нравственной

и

культурной

ценности

народа;

осознание

национального своеобразия русского языка; формирование познавательного интереса,

любви, уважительного отношения к русскому языку, а через него – к родной культуре;

воспитание

ответственного

отношения

к

сохранению

и

развитию

родного

языка,

формирование волонтѐрской позиции в отношении популяризации родного языка;

воспитание

уважительного

отношения

к

культурам

и

языкам

народов

России;

овладение культурой межнационального общения;

совершенствование

коммуникативных

умений

и

культуры

р еч и ,

обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах

и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического

строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию

и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;

углубление

и

при

необходимости

расширение

знаний

о

таких

явлениях

и

категориях современного русского литературного языка, которые обеспечивают его

нормативное,

уместное,

этичное

использование

в

различных

сферах

и

ситуациях

общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского

литературного языка; о национальной специфике русского языка и языковых единицах,

прежде

всего

о

лексике

и

фразеологии

с

национально-культурной

семантикой;

о

русском речевом этикете;

совершенствование

умений

опознавать,

анализировать,

классифицировать

языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и

сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск,

извлекать и преобразовывать необходимую информацию;

развитие

проектного

и

исследовательского

мышления,

приобретение

практического

опыта

исследовательской

работы

по

русскому

языку,

воспитание

самостоятельности в приобретении знаний.

Место учебного предмета в учебном плане

Программа по русскому языку составлена на основе требований к предметным

результатам

освоения

основной

образовательной

программы,

представленной

в

федеральном

государственном

образовательном

стандарте

основного

общего

образования, и рассчитана на учебную нагрузку в объеме _34_часа в год.

Общая характеристика учебного предмета

Русский

язык

государственный

язык

Российской

Федерации,

средство

межнационального общения и консолидации народов России, основа формирования

гражданской идентичности в поликультурном обществе.

Русский язык является родным языком русского народа, основой его духовной

культуры. Он формирует и объединяет нацию, связывает поколения, обеспечивает

преемственность

и

постоянное

обновление

национальной

культуры.

Изучение

русского языка и владение им – могучее средство приобщения к духовному богатству

русской культуры и литературы, основной канал социализации личности, приобщения

еѐ к культурно-историческому опыту человечества.

Родной язык, выполняя свои базовые функции общения и выражения мысли,

обеспечивает

межличностное

и

социальное

взаимодействие

людей,

участвует

в

формировании

сознания,

самосознания

и

мировоззрения

личности,

является

важнейшим средством хранения и передачи информации, культурных традиций и

истории

народа,

говорящего

на

нѐм.

Высокий

уровень

владения

родным

языком

определяет способность аналитически мыслить, успешность в овладении способами

интеллектуальной деятельности, умениями убедительно выражать свои мысли и точно

понимать мысли других людей, извлекать и анализировать информацию из различных

текстов,

ориентироваться

в

ключевых

проблемах

современной

жизни

и

в

мире

духовно-нравственных ценностей.

Как

средство

познания

действительности

русский

родной

язык

обеспечивает

развитие

интеллектуальных

и

творческих

способностей

ребенка,

развивает

его

абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной

учебной деятельности, самообразования и самореализации личности.

Обучение

русскому

родному

языку

совершенствует

нравственную

и

коммуникативную культуру ученика. Будучи формой хранения и усвоения различных

знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами, имеет

особый статус: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Он

влияет

на

качество

усвоения

всех

других

школьных

предметов,

а

в

дальнейшем

способствует овладению будущей профессией.

Содержание курса «Родной язык» направлено на удовлетворение потребности

обучающихся в изучении родного языка как инструмента познания национальной

культуры и самореализации в ней. Учебный предмет «Родной язык» не ущемляет

права

тех

обучающихся,

кто

изучает

иные

(не

русский)

родные

языки.

Поэтому

учебное

время,

отведѐнное

ни

изучение

данной

дисциплины,

не

может

рассматриваться как время для углублѐнного изучения основного курса «Русский

язык».

В содержании курса «Родной язык» предусматривается расширение сведений,

имеющих отношение не к внутреннему системному устройству языка, как вопросам

реализации

языковой

системы

в

речи‚

внешней

стороне

существования

языка:

к

многообразным связям русского языка с цивилизацией и культурой, государством и

обществом.

Программа

учебного

предмета

отражает

социокультурный

контекст

существования

русского

языка,

в

частности,

те

языковые

аспекты,

которые

обнаруживают прямую, непосредственную культурно-историческую обусловленность.

Важнейшими

задачами

курса

являются

приобщение

обучающихся

к

фактам

русской

языковой

истории

в

связи

с

историей

русского

народа,

формирование

преставлений

школьников

о

сходстве

и

различиях

русского

и

других

языков

в

контексте богатства и своеобразия языков, национальных традиций и культур народов

России

и

мира;

расширение

представлений

о

русской

языковой

картине

мира,

о

национальном

языке

как

базе

общезначимых

нравственно-интеллектуальных

ценностей,

поведенческих

стереотипов

и

т.п.,

что

способствует

воспитанию

патриотического

чувства,

гражданственности,

национального

самосознания

и

уважения к языкам и культурам других народов нашей страны и мира.

Содержание

курса

направлено

на

формирование

представлений

о

языке

как

живом,

развивающемся

явлении,

о

диалектическом

противоречии

подвижности

и

стабильности

как

одной

из

основных

характеристик

литературного

языка,

что

способствует преодолению языкового нигилизма учащихся, пониманию важнейших

социокультурных функций языковой кодификации.

Программой

предусматривается

расширение

и

углубление

межпредметного

взаимодействия в обучении русскому родному языку не только в филологических

образовательных

областях,

но

и

во

всѐм

комплексе

изучаемых

дисциплин

естественнонаучного и гуманитарного циклов.

Основные содержательные линии программы учебного предмета «Русский

родной язык»

Как курс, имеющий частный характер, школьный курс русского родного языка

опирается

на

содержание

основного

курса,

представленного

в

образовательной

области «Русский язык и литература», сопровождает и поддерживает его. Основные

содержательные

линии

настоящей

программы

(блоки

программы)

соотносятся

с

основными

содержательными

линиями

основного

курса

русского

языка

в

образовательной

организации,

но

не

дублируют

их

и

имеют

преимущественно

практико-ориентированный характер.

В соответствии с этим в программе выделяются следующие блоки:

В

первом

блоке

«Язык

и

культура» – представлено содержание, изучение

которого позволит раскрыть взаимосвязь языка и истории, языка и материальной и

духовной культуры русского народа, национально-культурную специфику русского

языка, обеспечит овладение нормами русского речевого этикета в различных сферах

общения, выявление общего и специфического в языках и культурах русского и других

народов России и мира, овладение культурой межнационального общения.

Второй блок – «Культура речи» – ориентирован на формирование у учащихся

ответственного и осознанного отношения к использованию русского языка во всех

сферах жизни, повышение речевой культуры подрастающего поколения, практическое

овладение культурой речи: навыками сознательного и произвольного использования

норм русского литературного языка для создания правильной речи и конструирования

речевых

высказываний

в

устной

и

письменной

форме

с

учётом

требований

уместности, точности, логичности, чистоты, богатства и выразительности; понимание

вариантов

норм;

развитие

потребности

обращаться

к

нормативным

словарям

современного

русского

литературного

языка

и

совершенствование

умений

пользоваться ими.

В

третьем

блоке

«Речь.

Речевая

деятельность.

Текст»

представлено

содержание, направленное на совершенствование видов речевой деятельности в их

взаимосвязи

и

культуры

устной

и

письменной

речи,

развитие

базовых

умений

и

навыков

использования

языка

в

жизненно

важных

для

школьников

ситуациях

общения:

умений

определять

цели

коммуникации,

оценивать

речевую

ситуацию,

учитывать

коммуникативные

намерения

партнёра,

выбирать

адекватные

стратегии

коммуникации; понимать, анализировать и создавать тексты разных функционально-

смысловых типов, жанров, стилистической принадлежности.

Планируемые результаты изучения предмета

Личностные

понимание

родного

языка

как

одной

из

основных

национально-культурных

ценностей народа; определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных,

творческих и моральных качеств личности;

осознание эстетической ценности родного языка; уважительное отношение к

родному языку, гордость за него; стремление к речевому самосовершенствованию;

достаточный объем словарного запаса для свободного выражения мыслей и

чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения

за собственной речью.

Метапредметные

владение

всеми

видами

речевой

деятельности

(понимание

информации,

владение разными видами чтения; адекватное восприятие на слух текстов разных

стилей;

способность

извлекать

информацию

из

различных

источников;

овладение

приемами

отбора

и

систематизации

материала;

способность

определять

цели

предстоящей

учебной

деятельности,

последовательность

действий,

оценивать

достигнутые результаты; умение воспроизводить прослушанный или прочитанный

текст с разной степенью развернутости; умение создавать устные и письменные тексты

разных типов; способность правильно и свободно излагать свои мысли в устной и

письменной

форме;

соблюдение

в

практике

речевого

общения

основных

орфоэпических,

лексических,

грамматических,

стилистических

норм

современного

литературного

языка;

соблюдение

основных

правил

орфографии

и

пунктуации

в

процессе письменного общения;

применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни;

способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим

учебным предметам, при менять полученные знания и навыки анализа языковых

явлений на межпредметном уровне;

коммуникативно целесообразное взаимодействие с другими людьми в процессе

речевого общения.

представление об основных функциях языка, о роли родного языка в жизни

человека и общества;

понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в

образовании в целом;

усвоение основ научных знаний о родном языке;

освоение базовых понятий лингвистики.

Предметные

совершенствование видов речевой деятельности (аудирования, чтения, говорения

и письма), обеспечивающих эффективное взаимодействие с окружающими людьми в

ситуациях

формального

и

неформального

межличностного

и

межкультурного

общения;

понимание определяющей роли языка в развитии интеллектуальных, творческих

способностей личности в процессе образования и самообразования;

использование коммуникативно-эстетических возможностей родного языка;

расширение и систематизацию научных знаний о родном языке; осознанной

взаимосвязи его уровней и единиц; освоение базовых понятий лингвистики, основных

единиц и грамматических категорий родного языка;

формирование

навыков

проведения

различных

видов

анализа

слова

(фонетиче ского,

морфемного,

словообразовательного,

л е к с и ч е с ко го ,

морфологического), синтаксического анализа словосочетания и предложения, а так же

многоаспектного анализа текста;

обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширения объема

используемых в речи грамматических средств для свободного выражения мыслей и

чувств на родном языке адекватно ситуации и стилю общения;

овладение

основными

стилистическими

ресурсами

лексики

и

фразеологии

родного языка, основными нормами родного языка (орфоэпическими, лексическими,

грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета,

приобретение опыта их использования в речевой практике при создании устных,

письменных высказываний; стремление к речевому самосовершенствованию;

формирование

ответственности

за

языковую

культуру

как

общечеловеческая

ценность.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ РОДНОЙ ЯЗЫК»

6 КЛАСС (34 часа)

Раздел 1. Язык и культура (11 ч)

Краткая история русского литературного языка. Роль церковнославянского

(старославянского) языка в развитии русского языка. Национально-культурное

своеобразие диалектизмов. Диалекты как часть народной культуры. Диалектизмы.

Сведения о диалектных названиях предметов быта, значениях слов, понятиях, не

свойственных литературному языку и несущих информацию о способах ведения

хозяйства, особенностях семейного уклада, обрядах, обычаях, народном календаре и

др. Использование диалектной лексики в произведениях художественной литературы.

Лексические заимствования как результат взаимодействия национальных

культур. Лексика, заимствованная русским языком из языков народов России и мира.

Заимствования из славянских и неславянских языков. Причины заимствований.

Особенности освоения иноязычной лексики (общее представление). Роль

заимствованной лексики в современном русском языке.

Пополнение словарного состава русского языка новой лексикой. Современные

неологизмы и их группы по сфере употребления и стилистической окраске.

Национально-культурная специфика русской фразеологии. Исторические

прототипы фразеологизмов. Отражение во фразеологии обычаев, традиций, быта,

исторических событий, культуры и т.п. (начать с азов, от доски до доски, приложить

руку и т.п. – информация о традиционной русской грамотности и др.).

Раздел 2. Культура речи Нормы языка и правильность речи. (13 ч)

Основные орфоэпические нормы современного русского литературного

языка.

Произносительные различия в русском языке, обусловленные темпом речи.

Стилистические особенности произношения и ударения

(литературные‚ разговорные‚ устарелые и профессиональные). Нормы произношения

отдельных грамматических форм; заимствованных слов: ударение в форме род.п. мн.ч.

существительных; ударение в кратких формах прилагательных; подвижное ударение в

глаголах; ударение в формах глагола прошедшего времени; ударение в возвратных

глаголах в формах прошедшего времени м.р.; ударение в формах глаголов II спр. на –

ить; глаголы звонить, включить и др. Варианты ударения внутри нормы: баловать –

баловать, обеспечение – обеспечение.

Основные лексические нормы современного русского литературного

языка. Синонимы и точность речи. Смысловые‚ стилистические

особенности употребления синонимов.

Антонимы и точность речи. Смысловые‚ стилистические

особенности употребления антонимов.

Лексические омонимы и точность речи. Смысловые‚ стилистические

особенности употребления лексических омонимов.

Типичные речевые ошибки‚ связанные с употреблением синонимов‚ антонимов

и лексических омонимов в речи.

Основные грамматические нормы современного русского литературного

языка. Категория склонения: склонение русских и иностранных имён и фамилий;

названий географических объектов; им.п. мн.ч. существительных на -а/-я и -ы/-

и (директора, договоры); род.п. мн.ч. существительных м. и ср.р. с нулевым

окончанием и окончанием –ов (баклажанов, яблок, гектаров, носков, чулок); род.п.

мн.ч. существительных ж.р. на –ня (басен, вишен, богинь, тихонь, кухонь); тв.п. мн.ч.

существительных III склонения; род.п. ед.ч. существительных м.р. (стакан чая – стакан

чаю);склонение местоимений‚ порядковых и количественных числительных.

Нормативные и ненормативные формы имён существительных. Типичные

грамматические ошибки в речи.

Нормы употребления форм имен существительных в соответствии с типом

склонения (в санаторий – не «санаторию», стукнуть туфлей – не «туфлем»), родом

существительного (красного платья – не «платьи»), принадлежностью к разряду –

одушевленности – неодушевленности (смотреть на спутника – смотреть на спутник),

особенностями окончаний форм множественного числа (чулок, носков, апельсинов,

мандаринов, профессора, паспорта и т. д.).

Нормы употребления имен прилагательных в формах сравнительной степени

(ближайший – не «самый ближайший»), в краткой форме (медлен – медленен,

торжествен – торжественен).

Варианты грамматической нормы: литературные и разговорные падежные

формы имен существительных. Отражение вариантов грамматической нормы в

словарях и справочниках.

Речевой этикет

Национальные особенности речевого этикета. Принципы этикетного общения,

лежащие в основе национального речевого этикета: сдержанность, вежливость,

использование стандартных речевых формул в стандартных ситуациях общения,

позитивное отношение к собеседнику. Этика и речевой этикет. Соотношение понятий

этика – этикет – мораль; этические нормы – этикетные нормы – этикетные формы.

Устойчивые формулы речевого этикета в общении. Этикетные формулы начала и конца

общения. Этикетные формулы похвалы и комплимента. Этикетные формулы

благодарности. Этикетные формулы сочувствия‚ утешения.

Раздел 3. Речь. Речевая деятельность. Текст (10 ч)

Язык и речь. Виды речевой деятельности

Эффективные приёмы чтения. Предтекстовый, текстовый и послетекстовый

этапы работы.

Текст как единица языка и речи

Текст, тематическое единство текста. Тексты описательного типа: определение,

дефиниция, собственно описание, пояснение.

Функциональные разновидности языка

Разговорная речь. Рассказ о событии, «бывальщины».

Учебно-научный стиль. Словарная статья, её строение. Научное сообщение

(устный ответ). Содержание и строение учебного сообщения (устного ответа).

Структура устного ответа. Различные виды ответов: ответ-анализ, ответ-обобщение,

ответ-добавление, ответ-группировка. Языковые средства, которые используются в

разных частях учебного сообщения (устного ответа). Компьютерная презентация.

Основные средства и правила создания и предъявления презентации слушателям.

Публицистический стиль. Устное выступление.

Язык художественной литературы. Описание внешности человека.

Итоговый урок (1ч)

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

«РУССКИЙ (РОДНОЙ) ЯЗЫК» в 6 классе

Личностные результаты:

1. Понимание русского языка как одной из основных национально-культурных

ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии

интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его

значения в процессе получения школьного образования;

2. Осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к

родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как

явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;

3. Достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств

для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения;

способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Обучающийся

получит возможность для формирования:

• выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации и интереса к

учению;

• готовности к самообразованию и самовоспитанию;

• эмпатии как осознанного понимания и сопереживания чувствам других,

выражающейся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.

Метапредметные результаты:

Регулятивные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

• целеполаганию, включая постановку новых целей, преобразование

практической задачи в познавательную;

• самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта

выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале;

• планировать пути достижения целей;

• устанавливать целевые приоритеты;

• уметь самостоятельно контролировать своё время и управлять им;

• принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров;

• осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и

по способу действия; актуальный контроль на уровне произвольного внимания;

• адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и

вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу

его реализации;

• основам прогнозирования как предвидения будущих событий и развития

процесса.

Обучающийся

получит возможность научиться:

• самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи;

• при планировании достижения целей самостоятельно, полно и адекватно

учитывать условия и средства их достижения;

• выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее

эффективный способ;

• основам саморегуляции в учебной и познавательной деятельности в форме

осознанного управления своим поведением и деятельностью, направленной на

достижение поставленных целей;

• осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению

учебных и познавательных задач;

• адекватно оценивать объективную трудность как меру фактического или

предполагаемого расхода ресурсов на решение задачи;

• адекватно оценивать свои возможности достижения цели определённой

сложности в различных сферах самостоятельной деятельности;

• основам саморегуляции эмоциональных состояний;

• прилагать волевые усилия и преодолевать трудности и препятствия на пути

достижения целей.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

• учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в

сотрудничестве;

• формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и

координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего

решения в совместной деятельности;

• устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения

и делать выбор;

• аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не

враждебным для оппонентов образом;

• задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и

сотрудничества с партнёром;

• осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую

взаимопомощь;

• адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;

• адекватно использовать речевые средства для решения различных

коммуникативных задач; владеть устной и письменной речью; строить монологическое

контекстное высказывание;

• организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и

сверстниками, определять цели и функции участников, способы взаимодействия;

планировать общие способы работы;

• осуществлять контроль, коррекцию, оценку действий партнёра, уметь убеждать;

работать в группе — устанавливать рабочие отношения, эффективно

сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в группу

сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;

• основам коммуникативной рефлексии;

• использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств,

мыслей, мотивов и потребностей;

• отображать в речи (описание, объяснение) содержание совершаемых действий

как в форме громкой социализированной речи, так и в форме внутренней речи.

Обучающийся получит возможность научиться:

• учитывать и координировать отличные от собственной позиции других людей в

сотрудничестве;

• учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

• понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;

• продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех

участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов;

договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том

числе в ситуации столкновения интересов;

• брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое

лидерство);

• оказывать поддержку и содействие тем, от кого зависит достижение цели в

совместной деятельности;

• осуществлять коммуникативную рефлексию как осознание оснований

собственных действий и действий партнёра;

• в процессе коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать

партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия;

• вступать в диалог, а также участвовать в коллективном обсуждении проблем,

участвовать в дискуссии и аргументировать свою позицию, владеть монологической и

диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими

нормами родного языка;

• следовать морально-этическим и психологическим принципам общения и

сотрудничества на основе уважительного отношения к партнёрам, внимания к

личности другого, адекватного межличностного восприятия, готовности адекватно

реагировать на нужды других, в частности оказывать помощь и эмоциональную

поддержку партнёрам в процессе достижения общей цели совместной деятельности;

• устраивать эффективные групповые обсуждения и обеспечивать обмен знаниями

между членами группы для принятия эффективных совместных решений;

• в совместной деятельности чётко формулировать цели группы и позволять её

участникам проявлять собственную энергию для достижения этих целей.

Познавательные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

• основам реализации проектно-исследовательской деятельности;

• осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов

библиотек и Интернета;

• осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в

зависимости от конкретных условий;

• давать определение понятиям;

• устанавливать причинно-следственные связи;

• осуществлять логическую операцию установления родовидовых отношений,

ограничение понятия;

• обобщать понятия — осуществлять логическую операцию перехода от видовых

признаков к родовому понятию, от понятия с меньшим объёмом к понятию с большим

объёмом;

• осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая

основания и критерии для указанных логических операций;

• строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-

следственных связей;

• объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе

исследования;

• основам ознакомительного, изучающего, усваивающего и поискового чтения;

• структурировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное,

главную идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий;

Обучающийся получит возможность научиться:

• основам рефлексивного чтения;

• ставить проблему, аргументировать её актуальность;;

• организовывать исследование с целью проверки гипотез;

• делать умозаключения (индуктивное и по аналогии) и выводы на основе

аргументации.

Предметные результаты изучения предметной области "Родной язык "

(русский) должна отражать:

1) совершенствование видов речевой деятельности (аудирования, чтения,

говорения и письма), обеспечивающих эффективное взаимодействие с окружающими

людьми в ситуациях формального и неформального межличностного и

межкультурного общения;

2) понимание определяющей роли языка в развитии интеллектуальных и

творческих способностей личности в процессе образования и самообразования;

3) использование коммуникативно-эстетических возможностей родного языка;

4) расширение и систематизацию научных знаний о родном языке; осознание

взаимосвязи его уровней и единиц; освоение базовых понятий лингвистики, основных

единиц и грамматических категорий родного языка;

5) формирование навыков проведения различных видов анализа слова

(фонетического, морфемного, словообразовательного, лексического,

морфологического), синтаксического анализа словосочетания и предложения, а также

многоаспектного анализа текста;

6) обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширение объема

используемых в речи грамматических средств для свободного выражения мыслей и

чувств на родном языке адекватно ситуации и стилю общения;

7) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии

родного языка, основными нормами родного языка (орфоэпическими, лексическими,

грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета;

приобретение опыта их использования в речевой практике при создании устных и

письменных высказываний; стремление к речевому самосовершенствованию;

8) формирование ответственности за языковую культуру как общечеловеческую

ценность.

Система оценки планируемых результатов

Оценка устных ответов учащихся

Устный опрос является одним из основных способов учета знаний учета

учащихся по русскому языку. Развернутый ответ ученика должен представлять собой

связное, логически последовательное сообщение на определенную тему, показывать

его умение применять определения, правила в конкретных случаях.

При оценке ответа ученика надо руководствоваться следующими критериями: 1)

полнота и правильность ответа; 2) степень осознанности, понимания изученного; 3)

языковое оформление ответа.

Оценка «5» ставится, если ученик: 1) полно излагает изученный материал, дает

правильное определение языковых понятий; 2) обнаруживает понимание материала,

может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести

необходимые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно составленные; 3)

излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного

языка.

Оценка «4» ставится, если ученик дает ответ, удовлетворяющий тем же

требованиям, что и для оценки «5», но допускает 1-2 ошибки, которые сам же

исправляет, и 1-2 недочета в последовательности и языковом оформлении излагаемого.

Оценка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных

положений данной темы, но: 1) излагает материал неполно и допускает неточности в

определении понятий или формулировке правил; 2) не умеет достаточно глубоко и

доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры; 3) излагает

материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении

излагаемого.

Оценка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части

соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке

определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает

материал. Оценка «2» отмечает такие недостатки в подготовке ученика, которые

являются серьезным препятствием к успешному овладению последующим

материалом.

Оценка («5», «4», «3») может ставиться не только за единовременный ответ

(когда

на

проверку

подготовки

ученика

отводится

определенное

время),

но

и

за

рассредоточенный

во

времени,

то

есть

за

сумму

ответов,

данных

учеником

на

протяжении урока (выводится поурочный балл), при условии, если в процессе урока

не только заслушивались ответы учащегося, но и осуществлялась проверка его умения

применять знания на практике.

Календарно-тематическое планирование

урока

Наименование раздела программы и количество часов

на раздел

Дата

проведения

план

факт

Язык и культура (11 ч)

1

Из истории русского литературного языка.

2

Диалекты как часть народной культуры.

3

Лексические заимствования как результат

взаимодействия национальных культур.

4

Лексические заимствования как результат

взаимодействия национальных культур.

5

Особенности освоения иноязычной лексики.

6

Современные неологизмы.

7

Современные неологизмы.

8

Отражение во фразеологии истории и культуры народа.

9

Современные фразеологизмы.

10

Современные фразеологизмы.

11

Контрольная работа №1 по теме «Язык и культура».

Культура речи. Нормы языка и правильность речи (13 ч)

12

Стилистические особенности произношения и ударения.

13

Нормы произношения отдельных грамматических форм.

14

Синонимы и точность речи.

15

Антонимы и точность речи.

16

Лексические омонимы и точность речи.

17

Лексические омонимы и точность речи.

18

Особенности склонения имён собственных.

19

Нормы употребления имён существительных.

20

Нормы употребления имён прилагательных.

21

Нормы употребления числительных.

22

Нормы употребления местоимений.

23

Речевой этикет.

24

Контрольная работа №2 п теме «Культура речи.

Нормы языка и правильность речи».

Речь. Речевая деятельность. Текст (10 ч)

25

Эффективные приёмы чтения.

26

Этапы работы с текстом.

27

Этапы работы с текстом.

28

Тематическое единство текста.

29

Тексты описательного типа.

30

Разговорная речь. Рассказ о событии. Бывальщина.

31

Научный стиль. Словарная статья.

32

Научное сообщение. Устный ответ.

33

Виды ответов.

34

Повторение изученного материала.

СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания

методического совета

МБОУ СОШ№9 г. Азова

От 2020 №______

Л.К.Карасева

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

_____________ Л.К.Карасева

«____» __________2020 года



В раздел образования