Напоминание

Конспект занятия "Навечно прописана в Волгограде" для детей 6 - 7 лет


Автор: Гулюватая Наталья Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МОУ детский сад № 58
Населённый пункт: город Волгоград
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Конспект занятия "Навечно прописана в Волгограде" для детей 6 - 7 лет
Раздел: дошкольное образование





Назад




Конспект непосредственно – образовательной деятельности

Тема: «Навечно прописана в Волгограде»

Образовательная область: познавательное развитие

Интеграция областей: речевое, физическое, социально – коммуникативное

развитие.

Цель: Знакомить детей с подвигом Елены Стемпковской во время ВОВ.

Форма организации занятия: группа.

Категория возраста: 6-7 лет

Задачи:

Образовательные: знакомить

детей

с

подвигом

Елены

Стемпковской

во

время ВОВ, в честь которой названа одна из улиц города, закреплять умение

проводить звуковой анализ слова

Развивающие: развивать интерес к истории нашей страны, связную речь,

мышление.

Воспитывающие:

воспитывать в детях чувство патриотизма, уважение к

подвигу Елены Стемпковской, гордость ее героический поступок.

Обогащение и активизация словаря:

героизм, патриотизм, тыл, фронт.

Музыкальный ряд: аудиозапись песни «О героях былых времен»

З р и т е л ь н ы й

р я д : видео

презентация,

фотографии

города

с

достопримечательностями.

Оборудование: маркеры,

листы

с

заданиями

для

игры

«Расшифровка

послания», телевизор, магнитофон, схемы и пенал с фишками для звукового

разбора.

Методы и приемы:

Наглядные - показ иллюстраций, видео презентации.

Словесные – художественное слово (стихи), рассказ воспитателя, беседа.

Практические – игровые упражнения.

Предварительная

работа:

Беседы

с

детьми

на

тему:

«Великая

Отечественная война», «Наши герои», чтение художественной литературы на

военную тематику (Корольков «Партизан Леня Голиков», Митяев «Письмо с

фронта»), рассматривание картин А.В.Кочевин «До Берлина», А.В. Кочевин

«Бой», иллюстраций «Хроника военных лет», заучивание стихов, песен о

войне.

Ход занятия: Дети сидят полукругом.

1ч. Организационный момент.

Воспитатель: Ребята, сегодня Лера принесла свои фотографии, хотела вам их

показать и рассказать о них.

Ребенок:

На

этих

фотографиях

изображена

я

и

мой

двоюродный

брат,

который приехала к нам погостить из другого города. Он никогда не был у

нас в гостях и очень хотел посмотреть Волгоград. Мы с родителями гуляли по

городу, смотрели достопримечательности и фотографировались на память.

Воспитатель:

А

ты

рассказала

брату,

что

Волгоград

это

город,

награжденный медалью? Ребята, а какое почетное звание присвоено нашему

городу? (Ответы детей: «Волгоград – город герой») За что страна наградила

наш город?

Как назывался наш город во время войны? Какое место в

Сталинграде называли главной высотой? (Ответы детей)

Лера, как называются памятные места, посвященные тяжелым военным дням

нашего

города,

около

которых

ты

с

братом

сфотографировалась. (Ответ

девочки)

Ребята, а вы бывали в тех местах, где Лера с братом фотографировалась? Кто

может показать и назвать памятники в нашем городе, которые посвящены

Великой Отечественной войне? (Дети показывают и называют)

Молодцы

ребята.

Видно,

что

вы

любите

свой

город,

знаете

его

достопримечательности.

А

как

называют

людей,

которые

живут

в

Волгограде? (Ответы детей: «Волгоградцы»)

Лера, а брат твой из какого города?

А как называют тех людей, которые живут в городе Краснодаре?

А жителей города Сочи?

Как называют жителей Москвы? (Ответы детей) Молодцы.

Лера, а на этой фотографии ты с братом около какого то дома..

Ребенок: На этой фотографии мы стоим рядом с моим домом, на улице

имени Елены Стемпковской.

Воспитатель: Ребята, а вы знаете, почему люди называют улицы именами

других людей? Люди, которые прославили свою Родину своими делами,

героическим подвигом наша страна всегда помнит, поэтому в их честь улицы

называют их именами. Ребята, как вы думаете, что такое подвиг? Кого можно

назвать

героем? (Ответы детей) Лера, ты живешь на улице, названной

именем героя.

2ч. Беседа

Воспитатель: Имя Елены Стемпковской знают многие в нашей стране. Её

героический подвиг был примером мужества и стойкости.

Демонстрация презентации.

Воспитатель: Родилась Лена в 1921 году около города Минска. Росла она

доброй и веселой девочкой, училась в школе, мечтала стать учительницей.

Когда папу перевели работать в другой город Ташкент, вся семья поехала с

ним. И после успешного окончания школы, Лена поступила в педагогический

университет, чтобы стать учителем.

Но мечте ее, как и многим другим, не суждено было сбыться.

На

нашу

землю

напал

враг.

Началась

страшная,

тяжелая

Великая

Отечественная война.

В первые дни войны Лена записалась добровольцем. Ее направили учиться на

военные курсы телеграфистов. Здесь, с другими девушками она осваивала

военную специальность радистки. Через шесть месяцев она уже ехала на

фронт, на передовую. Уже пол года шла война. Наши бойцы сражались

храбро и героически, не жалея своих сил и жизней. Но силы были на стороне

врага: самолетов, танков, пушек, оружия было больше. С тяжелыми потерями

приходилось отстаивать каждую пять русской земли. Елена Стемпковская

прибыла на Юго-Западный фронт, когда наши войска решились на первое

наступление. И сразу же, с первых дней она проявила себя, как отличная

радистка и смелый боец. Ей приходилась налаживать связь даже во время

боя, почти под носом врага. Ее позывной «Роза», хорошо знали и в штабе

батальона, и в штабе полка, хотя саму Лену многие даже в глаза не видели. А

кто ее лично знал, восхищались ее красотой и удивлялись ее храбрости и

выносливости. Во время выполнения очередного задания – прокладывания

кабеля для связи между отрядами, прямо во время боя, под сильным огнем,

Лена на себе вытащила тяжело раненого командира. За это ее наградили

медалью и присвоили звание старшего сержанта.

Летом в конце июля 1942 года фашисты собрав свои силы опять пошли в

наступление. Часть, в которой служила Елена приняла оборону около села

Зимовенька. Рано утром врагу удалось прорвать оборону рядом с командным

пунктом, где находилась радистка. Лена продолжала свою непростую работу

и выдавала координаты наступающих фашистов. Потом связь оборвалась…

Девушка взяла оружие, прикладом разбила рацию, чтобы не попала в руки

врага и стала отстреливаться. Фашисты накинулись на нее со всех сторон и

схватили ее в плен. Врагу было нужно знать расположение наших войск,

численность

техники,

наши

планы.

Все

это

они

пытались

узнать

у

захваченной в плен девушки. Добиваясь выдачи военных секретов, фашисты

подвергли ее мучительным пыткам: непрерывно били, выдирали волосы,

издевались. Но девушка продолжала молчать. Елена Стемпковская умерла

страшной смертью, на следующий день, так и не выдав военной тайны врагу.

О подвиге бесстрашной связистки вскоре узнали в наших войсках.

В военной газете было напечатана статья о бесстрашном и смелом бойце –

радистке Елене Стемпковской, героически погибшей от рук фашистов. Были

выпущены листовки с рисунками и стихами, посвященной ей. Каждый боец,

воодушевленный подвигом Елены, идя в бой, старался быть еще храбрее,

сильнее

и

выносливей.

Ведь

если

такая

нежная,

хрупкая

девушка

до

последнего своего дыхания оставалась верна Родине, и никакие пытки не

могли

сломить

воли

гордой

русской

патриотки,

значит

мы

выстоим,

выдержим все. Победа будет за нами!

За свой благородный подвиг Елену Стемпковскую наградил званием героя

Советского Союза посмертно.

Прошло много времени. Давно окончена война. Но имя Елены Степковской

не

забыто.

В

городе

Ташкенте,

где

она

училась

перед

войной

в

педагогическом

институте,

установлена

мемориальная

доска.

Ее

именем

названа средняя школа, где она училась. На Белгородчине, в Шебекинском

районе, есть монумент в честь радистки - Героя Советского Союза.

В нашем городе одна из улиц названа именем Елены Стемпковской. Теперь

она навечно прописана в Волгограде. Память о ней жива, потому что у

подвига нет срока давности.

Динамическая пауза.

Все военные мы здесь,

Отдадим друг другу честь.

А потом быстрей, быстрей,

Топай, топай веселей.

Плечи выше поднимаем,

А потом их опускаем.

Руки перед грудью ставим

И рывки мы выполняем.

Мы присядем десять раз

Мышцы не болят у нас.

Десять раз подпрыгнуть нужно,

Скачем выше, скачем дружно!

Мы колени поднимаем –

Шаг на месте выполняем.

3ч. Заключительная

Воспитатель:

Ребята, многие из вас когда вырастут,

пойдут служить в

армию. Будут защищать нашу границу, учиться военному делу. Некоторые

могут

стать

радистами,

как

Елена

Стемпковская,

принимать

сообщения,

расшифровывать послания. Давайте сейчас проведем тренировку.

Игра «Расшифровка послания»

Воспитатель:

Распределяйтесь по парам и занимайте места. Ваша задача

расшифровать важное донесение. Надо быть внимательными и дружными,

только тогда с заданием быстро и правильно справитесь. Приступайте.

Дети делятся по парам. На столах лежат головоломки: зашифрованные

пословицы. После выполнения воспитатель (или ребенок, умеющий хорошо

читать) зачитывают разгаданные пословицы.

Воспитатель: Молодцы. Многие с заданием правильно справились. Трудное

было задание? А какие пословицы о Родине, о защитников вы ещё знаете?

Для Родины своей – ни сил, ни жизни не жалей;

Сам погибай, а товарища выручай;

Враг хотел пировать, а пришлось горевать;

Родина мать – умей её постоять.

Кто оружием умело владеет, тот врагов одолеет.

Русский солдат не знает преград.

Где смелость, там и победа.

Солдатское дело — воевать храбро и умело.

Герой – за Родину горой.

Герой не многих знает, а имя его вся страна повторяет.

В годы ВОВ многие совершали подвиги, многих можно назвать героями. В

тяжелые военные годы весь народ стал героем, добывая победу, защищая

Родину. Вслушайтесь в это слово «герой». Сколько в этом слове звуков?

Звуковой анализ слова «герой»

Дети

за

столами

выкладывают

цветные

фишки

на

карточки

схемы,

поясняя сколько в данном слове гласных, согласных (твердых, мягких) звуков,

определяют ударную гласную и ее расположение в слове.

Воспитатель: В заключение занятия я хотела вместе с вами собрать этот

цветок,

в

память

о

бесстрашной

радистки

с

позывным

«Роза».

Каждый

лепесток нашего цветка будет иметь название -

качество, которое должен

иметь настоящий герой.

Игра «Цветок героя»

Детей

приносят

лепестки

и,

прежде

чем

присоединить

их

к

середине,

называют

качество

героя: смелость,

отвага,

храбрость,

мужество,

выносливость, упорств, честность, находчивость, любовь к Родине.

Итог занятия:

Воспитатель: Вот какой цветок у нас получился. Все эти качества есть у

настоящих героев. Герои Великой Отечественной войны живут в памяти

народа:

композиторы

пишут

музыку,

поэты

сочиняют

стихи,

художники

пишут их портреты; им возводят памятники, их именами называют улицы,

села, снимают о них фильмы.

За страну родную люди

Отдавали жизнь свою.

Никогда мы не забудем

Павших в доблестном бою.

Закрепление

знаний,

полученных

в

процесс

проведения

НОД,

с

помощью

дидактического пособия «Логический экран» на тему: «Мой город – герой

Волгоград».



В раздел образования