Напоминание

"Единицы стоимости: рубль, копейка"


Автор: Емельянова Наталья Станиславовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: ГБОУ СОШ № 277
Населённый пункт: г. Санкт-Петербург
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Единицы стоимости: рубль, копейка"
Раздел: начальное образование





Назад




ГБОУ СОШ № 277 г. Санкт-Петербург

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА

по предмету «Математика»

Тема: «ЕДИНИЦЫ СТОИМОСТИ: РУБЛЬ, КОПЕЙКА»

Автор: учитель начальных классов Емельянова Н.С.

2020

Оглавление

2.1. План урока

с. 4

2.2. Ход урока

с. 5

3.

Список использованной литературы

с. 9

4.

Приложение

4.1. Индивидуальная работа (карточки)

с. 10

4.2. Конверт с монетами

с. 11

4.3. Задачи для работы в группах

с. 12

4.4. Список покупок

с. 13

5.

Рекомендации

с. 14

Пояснительная записка

В «Национальной программе повышения уровня финансовой грамотности населе-

ния Российской Федерации» отмечается, что существенно усложнившаяся в по-

следнее время финансовая система, ускорение процесса глобализации и появление

широкого спектра новых сложных финансовых продуктов и услуг сегодня ставят

перед людьми весьма сложные задачи, к решению которых они оказываются не-

подготовленными.

В свою очередь важно понимать, что рано или поздно дети все равно будут слы-

шать какие-то факты о деньгах, и у них будет складываться впечатление о финан-

сах, основанное на данных извне. Более того современные дети являются активны-

ми потребителями и все больше привлекают внимание розничных торговых сетей,

производителей рекламы и банковских услуг.

Поэтому обучить учащегося азам финансовой грамотности — важная и нужная за-

дача. Финансовая грамотность – это совокупность знаний, навыков, умений и уста-

новок в финансовой сфере и личностных социально – педагогических характери-

стик, сформированность которых определяет способность и готовность человека

продуктивно выполнять различные социально – экономические роли: домохозяина,

инвестора, заёмщика, налогоплательщика и т.д.

Умелое управление денежными ресурсами лежит в основе финансовой грамотно-

сти. Это касается всех основных направлений, таких как:

рациональное использование денежных ресурсов на потребление;

культура сбережения с целью формирования активов;

эффективное использование денежных ресурсов для инвестирования.

Во 2 классе вводится понятие денег, их функции: мера стоимости, средство об-

ращения, средство платежа, средство накопления. Учащиеся дальше продолжают

расширять свои знания о денежных знаках: появляются монеты и купюры в преде-

лах 100 р., так как счет во втором классе идет в пределах 100. Учатся переводить

рубли в копейки и обратно. Ведется уже разговор о карманных деньгах, что у ре-

бенка есть какие-то карманные деньги, которые он может тратить, например, на

школьные обеды.

План урока по математике

Тема: Единица стоимости: рубль, копейка.

Цель: формирование знаний и умений учащихся по теме «Единица стоимости»

Задачи урока:

1.

Раскрыть сущность понятий единицы стоимости: деньги, монеты;

2.

Формировать умение вести расчёт монетами разного достоинства, вести

преобразование величин;

3.

Способствовать совершенствованию вычислительных навыков;

4.

Побуждение детей к самоанализу.

Тип урока: урок ознакомления с новым материалом.

Вид урока: урок-практикум.

Термины и понятия: единица стоимости, деньги, монеты, рубль, копейка.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, монеты досто-

инством 1 коп., 1 р., 10 – 50 – 100 рублей.

План урока

Ход урока

Мотивация

Мы пришли сюда учиться

Не лениться, а трудиться.

Работаем старательно,

Слушаем внимательно.

Устный счёт

1.

Задачи на смекалку

·

У жука 3 пары ног. Сколько всего ног у жука? (6 ног)

·

На верёвку завязали 5 узлов. На сколько частей эти узлы разделили верёвку?

(на 6 частей)

·

Сумма двух чисел равна 8, а их разность 4. Угадайте, какие это числа? (6,2)

2.

Индивидуальная работа

Карточка 1: заполни пропуски, преобразуй единиц.

1 м = … см

70 см = … дм

3 см 8 мм = … мм

100 мм = … дм

1 м 2 см = … см

Карточка 2: замени суммой разрядных слагаемых числа

43 =

77 =

95 =

Карточка 3: используя цифры 2, 6, 8, запиши всевозможные двузначные числа.

Запиши их в порядке убывания.

3.

Цепочка

-10 + 4 - 30 + 8 - 6 + 10

Изучение нового материала

- Отгадайте загадку

Бывают они медные,

Блестящие, бумажные,

Но для любого из людей,

Поверьте, очень важные! (деньги)

- Какова тема нашего урока? (Единица стоимости)

- Что такое деньги? (это металлические и бумажные знаки, являющиеся мерой сто-

имости при купле-продаже, средством платежей и предметом накопления)

- Монеты какого достоинства вам знакомы? (рубли, копейки)

- Какая денежная единица самая маленькая? (копейка)

- Как выглядит копейка? (это металлическая монета)

- Какие металлические монеты вы знаете? (1,5,10,50 коп. 1,2,5,10 рублей)

Работа в парах

Задание 1: с помощью монет наберите 100 копеек разными способами.

Вывод: Принято считать, что 100 копеек – это 1 рубль.

- Для чего нужны деньги? (чтобы покупать то, что мы хотим или то, что нам нуж-

но)

- Чтобы более точно ответить на этот вопрос вы поработаете в группах, попробуй-

те сами найти ответ, решив экономические задачи.

Работа в группах

1 группа: У Маши в кошельке 20 рублей. В школьном буфете она купила пирожок

за 10 рублей. Сколько денег у неё осталось? Какую функцию выполняет деньги в

данной задаче?

2 группа: У Лёни в копилке было 30 рублей. В понедельник папа дал ему 50 рублей

на карманные расходы. Лёня решил их не тратить, а положить в копилку. Сколько

денег стало у Лёни? Какую функцию выполняют деньги в данной задаче?

3 группа: в магазине игрушек машинка стоит 100 рублей, а кукла на 20 рублей де-

шевле. Какова стоимость куклы? Какую функцию выполняют деньги в данной за-

даче?

- Какие функции выполняют деньги в нашей жизни? (Деньги выполняют функцию

средства накопления богатства, средства обмена на товары и услуги, меру стоимо-

сти)

- А что нельзя купить за деньги? (здоровье, любовь, уважение, дружбу, погоду и

т.д.)

Физкультминутка

«Покупка»

Мы бежали по дорожке (бег на месте)

Вдруг, порвались босоножки! (один громкий хлопок в ладоши)

Что же делать? Как нам быть? (разводим поочередно руки в стороны)

Где же обувь нам добыть? (обнять щечки ладошками и покачать головой)

Будем туфли покупать! (потопать ногами в ритм словам 4 или 7раз)

Станем денежки считать! (потереть большим пальчиком другие

пальцы, обеими руками одновременно)

Один (рубль), два, три, четыре (с размахом вскользь хлопаем правой

ладонью левую и наоборот, 4 хлопка)

Вот мы туфельки купили! (указываем ручками на обувь,

выставляя на пяточку то правую, то левую ножку)

Закрепление изученного материала

- У вас на партах лежат конверты с деньгами. На доске вы видите продукты пита-

ния с указанными на них ценами. Представьте, что ваша группа – это семья. По-

пробуйте приобрести товары, согласно составленному списку. Определите, сколь-

ко денег у вас останется.

Рефлексия

- Оцените свою работу на уроке. Закончите предложения.

·

Сегодня на уроке я узнал …

·

Я использую полученные знания …

·

Мне понравилось как работал на уроке …

Итог урока

На уроке не скучали:

Ценность денег изучали.

Знаем мы, как их копить,

Чтобы что-нибудь купить.

Будь ты молод или стар,

Знай, что деньги – твой товар.

Все мы вдумчиво считали;

Что дороже узнавали.

Будем мы, чтоб проще жить,

С экономикой дружить.

Список используемой литературы

1.

Математика. 2 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений с при-

ложением на электронном носителе. В 2 частях. Ч. 1 / М.И.Моро, М.А.Банто-

ва, Г. В. Бельтюкова – М.: Просвещение, 2013. – 128с.

2.

Поурочные разработки по математике к учебному комплекту М.И. Моро: 2

класс. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ВАКО, 2008. – 512 с.

3.

Устный счёт: 2 класс к учебному комплекту М.И. Моро и др.\ В.Н. Рудниц-

кая. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство «Экзамен», 2014 – 96 с.

Приложение

«Индивидуальная работа»

Карточка 1: заполни пропуски, преобразуй единиц.

1 м = … см

70 см = … дм

3 см 8 мм = … мм

100 мм = … дм

1 м 2 см = … см

----------------------------------------------------------------------

Карточка 2: замени суммой разрядных слагаемых числа

43 =

77 =

95 =

-----------------------------------------------------------------------

Карточка 3: используя цифры 2, 6, 8, запиши всевозможные двузначные числа.

Запиши их в порядке убывания.

--------------------------------------------------------------------------------------

Конверт с монетами

Задачи

1 группа: У Маши в кошельке 20 рублей. В школьном буфете она купила пирожок

за 10 рублей. Сколько денег у неё осталось? Какую функцию выполняет деньги в

данной задаче?

-----------------------------------------------------------------------------------------------

2 группа: У Лёни в копилке было 30 рублей. В понедельник папа дал ему 50 рублей

на карманные расходы. Лёня решил их не тратить, а положить в копилку. Сколько

денег стало у Лёни? Какую функцию выполняют деньги в данной задаче?

--------------------------------------------------------------------------------------------------

3 группа: в магазине игрушек машинка стоит 100 рублей, а кукла на 20 рублей де-

шевле. Какова стоимость куклы? Какую функцию выполняют деньги в данной за-

даче?

-------------------------------------------------------------------------------------------------

Список покупок

1 группа:

Молоко

Хлеб

Макароны

Масло

2 группа:

Молоко

Гречка

Масло

Хлеб

3 группа:

Соль

Хлеб

Масло

Цена продуктов питания

Молоко – 15р

Хлеб – 10р

Макароны – 20р

Гречка – 23р

Масло сливочное – 40р

Соль – 8р

Рекомендации

Хорошая психологическая атмосфера на уроке поддерживается за счёт взаимодей-

ствия и взаимопонимания преподавателя и обучающихся.

При решении проблемного вопроса можно использовать другие задачи, если класс

сильный, тогда можно дать по 2 задачи на группу. Например,

1 группе: Пчела Майя, живущая в Цветочной стране, прилетев в магазин, купила

100 граммов мёда и заплатила за это 2 зёрнышка арахиса. Продавец Муравей сдал

сдачу – 2 лепестка розы. Какие деньги существуют в Цветочной стране? Какую

функцию выполняют деньги в данном случае?

2 группе: Цена телевизора 15 золотых монет. Цена телефона 6 золотых монет. Ка-

кой товар дороже? Какую функцию выполняют деньги в данном случае?

3 группе: Бобёр решил себе к зиме шубу купить. Нанялся он к Зайцу в работники

дом строить. Когда дом построил и получил деньги, не стал их тратить, а спрятал

их в свой сундучок. Так же он поступил и после того, как построил Лисе новый ку-

рятник. Какую функцию здесь выполняют деньги?



В раздел образования