Автор: Емельянова Наталья Станиславовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: ГБОУ СОШ № 277
Населённый пункт: г. Санкт-Петербург
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Единицы стоимости: рубль, копейка"
Раздел: начальное образование
ГБОУ СОШ № 277 г. Санкт-Петербург
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА
по предмету «Математика»
Тема: «ЕДИНИЦЫ СТОИМОСТИ: РУБЛЬ, КОПЕЙКА»
Автор: учитель начальных классов Емельянова Н.С.
2020
Оглавление
2.1. План урока
с. 4
2.2. Ход урока
с. 5
3.
Список использованной литературы
с. 9
4.
Приложение
4.1. Индивидуальная работа (карточки)
с. 10
4.2. Конверт с монетами
с. 11
4.3. Задачи для работы в группах
с. 12
4.4. Список покупок
с. 13
5.
Рекомендации
с. 14
Пояснительная записка
В «Национальной программе повышения уровня финансовой грамотности населе-
ния Российской Федерации» отмечается, что существенно усложнившаяся в по-
следнее время финансовая система, ускорение процесса глобализации и появление
широкого спектра новых сложных финансовых продуктов и услуг сегодня ставят
перед людьми весьма сложные задачи, к решению которых они оказываются не-
подготовленными.
В свою очередь важно понимать, что рано или поздно дети все равно будут слы-
шать какие-то факты о деньгах, и у них будет складываться впечатление о финан-
сах, основанное на данных извне. Более того современные дети являются активны-
ми потребителями и все больше привлекают внимание розничных торговых сетей,
производителей рекламы и банковских услуг.
Поэтому обучить учащегося азам финансовой грамотности — важная и нужная за-
дача. Финансовая грамотность – это совокупность знаний, навыков, умений и уста-
новок в финансовой сфере и личностных социально – педагогических характери-
стик, сформированность которых определяет способность и готовность человека
продуктивно выполнять различные социально – экономические роли: домохозяина,
инвестора, заёмщика, налогоплательщика и т.д.
Умелое управление денежными ресурсами лежит в основе финансовой грамотно-
сти. Это касается всех основных направлений, таких как:
•
рациональное использование денежных ресурсов на потребление;
•
культура сбережения с целью формирования активов;
•
эффективное использование денежных ресурсов для инвестирования.
Во 2 классе вводится понятие денег, их функции: мера стоимости, средство об-
ращения, средство платежа, средство накопления. Учащиеся дальше продолжают
расширять свои знания о денежных знаках: появляются монеты и купюры в преде-
лах 100 р., так как счет во втором классе идет в пределах 100. Учатся переводить
рубли в копейки и обратно. Ведется уже разговор о карманных деньгах, что у ре-
бенка есть какие-то карманные деньги, которые он может тратить, например, на
школьные обеды.
План урока по математике
Тема: Единица стоимости: рубль, копейка.
Цель: формирование знаний и умений учащихся по теме «Единица стоимости»
Задачи урока:
1.
Раскрыть сущность понятий единицы стоимости: деньги, монеты;
2.
Формировать умение вести расчёт монетами разного достоинства, вести
преобразование величин;
3.
Способствовать совершенствованию вычислительных навыков;
4.
Побуждение детей к самоанализу.
Тип урока: урок ознакомления с новым материалом.
Вид урока: урок-практикум.
Термины и понятия: единица стоимости, деньги, монеты, рубль, копейка.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, монеты досто-
инством 1 коп., 1 р., 10 – 50 – 100 рублей.
План урока
Ход урока
Мотивация
Мы пришли сюда учиться
Не лениться, а трудиться.
Работаем старательно,
Слушаем внимательно.
Устный счёт
1.
Задачи на смекалку
·
У жука 3 пары ног. Сколько всего ног у жука? (6 ног)
·
На верёвку завязали 5 узлов. На сколько частей эти узлы разделили верёвку?
(на 6 частей)
·
Сумма двух чисел равна 8, а их разность 4. Угадайте, какие это числа? (6,2)
2.
Индивидуальная работа
Карточка 1: заполни пропуски, преобразуй единиц.
1 м = … см
70 см = … дм
3 см 8 мм = … мм
100 мм = … дм
1 м 2 см = … см
Карточка 2: замени суммой разрядных слагаемых числа
43 =
77 =
95 =
Карточка 3: используя цифры 2, 6, 8, запиши всевозможные двузначные числа.
Запиши их в порядке убывания.
3.
Цепочка
-10 + 4 - 30 + 8 - 6 + 10
Изучение нового материала
- Отгадайте загадку
Бывают они медные,
Блестящие, бумажные,
Но для любого из людей,
Поверьте, очень важные! (деньги)
- Какова тема нашего урока? (Единица стоимости)
- Что такое деньги? (это металлические и бумажные знаки, являющиеся мерой сто-
имости при купле-продаже, средством платежей и предметом накопления)
- Монеты какого достоинства вам знакомы? (рубли, копейки)
- Какая денежная единица самая маленькая? (копейка)
- Как выглядит копейка? (это металлическая монета)
- Какие металлические монеты вы знаете? (1,5,10,50 коп. 1,2,5,10 рублей)
Работа в парах
Задание 1: с помощью монет наберите 100 копеек разными способами.
Вывод: Принято считать, что 100 копеек – это 1 рубль.
- Для чего нужны деньги? (чтобы покупать то, что мы хотим или то, что нам нуж-
но)
- Чтобы более точно ответить на этот вопрос вы поработаете в группах, попробуй-
те сами найти ответ, решив экономические задачи.
Работа в группах
1 группа: У Маши в кошельке 20 рублей. В школьном буфете она купила пирожок
за 10 рублей. Сколько денег у неё осталось? Какую функцию выполняет деньги в
данной задаче?
2 группа: У Лёни в копилке было 30 рублей. В понедельник папа дал ему 50 рублей
на карманные расходы. Лёня решил их не тратить, а положить в копилку. Сколько
денег стало у Лёни? Какую функцию выполняют деньги в данной задаче?
3 группа: в магазине игрушек машинка стоит 100 рублей, а кукла на 20 рублей де-
шевле. Какова стоимость куклы? Какую функцию выполняют деньги в данной за-
даче?
- Какие функции выполняют деньги в нашей жизни? (Деньги выполняют функцию
средства накопления богатства, средства обмена на товары и услуги, меру стоимо-
сти)
- А что нельзя купить за деньги? (здоровье, любовь, уважение, дружбу, погоду и
т.д.)
Физкультминутка
«Покупка»
Мы бежали по дорожке (бег на месте)
Вдруг, порвались босоножки! (один громкий хлопок в ладоши)
Что же делать? Как нам быть? (разводим поочередно руки в стороны)
Где же обувь нам добыть? (обнять щечки ладошками и покачать головой)
Будем туфли покупать! (потопать ногами в ритм словам 4 или 7раз)
Станем денежки считать! (потереть большим пальчиком другие
пальцы, обеими руками одновременно)
Один (рубль), два, три, четыре (с размахом вскользь хлопаем правой
ладонью левую и наоборот, 4 хлопка)
Вот мы туфельки купили! (указываем ручками на обувь,
выставляя на пяточку то правую, то левую ножку)
Закрепление изученного материала
- У вас на партах лежат конверты с деньгами. На доске вы видите продукты пита-
ния с указанными на них ценами. Представьте, что ваша группа – это семья. По-
пробуйте приобрести товары, согласно составленному списку. Определите, сколь-
ко денег у вас останется.
Рефлексия
- Оцените свою работу на уроке. Закончите предложения.
·
Сегодня на уроке я узнал …
·
Я использую полученные знания …
·
Мне понравилось как работал на уроке …
Итог урока
На уроке не скучали:
Ценность денег изучали.
Знаем мы, как их копить,
Чтобы что-нибудь купить.
Будь ты молод или стар,
Знай, что деньги – твой товар.
Все мы вдумчиво считали;
Что дороже узнавали.
Будем мы, чтоб проще жить,
С экономикой дружить.
Список используемой литературы
1.
Математика. 2 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений с при-
ложением на электронном носителе. В 2 частях. Ч. 1 / М.И.Моро, М.А.Банто-
ва, Г. В. Бельтюкова – М.: Просвещение, 2013. – 128с.
2.
Поурочные разработки по математике к учебному комплекту М.И. Моро: 2
класс. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ВАКО, 2008. – 512 с.
3.
Устный счёт: 2 класс к учебному комплекту М.И. Моро и др.\ В.Н. Рудниц-
кая. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство «Экзамен», 2014 – 96 с.
Приложение
«Индивидуальная работа»
Карточка 1: заполни пропуски, преобразуй единиц.
1 м = … см
70 см = … дм
3 см 8 мм = … мм
100 мм = … дм
1 м 2 см = … см
----------------------------------------------------------------------
Карточка 2: замени суммой разрядных слагаемых числа
43 =
77 =
95 =
-----------------------------------------------------------------------
Карточка 3: используя цифры 2, 6, 8, запиши всевозможные двузначные числа.
Запиши их в порядке убывания.
--------------------------------------------------------------------------------------
Конверт с монетами
Задачи
1 группа: У Маши в кошельке 20 рублей. В школьном буфете она купила пирожок
за 10 рублей. Сколько денег у неё осталось? Какую функцию выполняет деньги в
данной задаче?
-----------------------------------------------------------------------------------------------
2 группа: У Лёни в копилке было 30 рублей. В понедельник папа дал ему 50 рублей
на карманные расходы. Лёня решил их не тратить, а положить в копилку. Сколько
денег стало у Лёни? Какую функцию выполняют деньги в данной задаче?
--------------------------------------------------------------------------------------------------
3 группа: в магазине игрушек машинка стоит 100 рублей, а кукла на 20 рублей де-
шевле. Какова стоимость куклы? Какую функцию выполняют деньги в данной за-
даче?
-------------------------------------------------------------------------------------------------
Список покупок
1 группа:
Молоко
Хлеб
Макароны
Масло
2 группа:
Молоко
Гречка
Масло
Хлеб
3 группа:
Соль
Хлеб
Масло
Цена продуктов питания
Молоко – 15р
Хлеб – 10р
Макароны – 20р
Гречка – 23р
Масло сливочное – 40р
Соль – 8р
Рекомендации
Хорошая психологическая атмосфера на уроке поддерживается за счёт взаимодей-
ствия и взаимопонимания преподавателя и обучающихся.
При решении проблемного вопроса можно использовать другие задачи, если класс
сильный, тогда можно дать по 2 задачи на группу. Например,
1 группе: Пчела Майя, живущая в Цветочной стране, прилетев в магазин, купила
100 граммов мёда и заплатила за это 2 зёрнышка арахиса. Продавец Муравей сдал
сдачу – 2 лепестка розы. Какие деньги существуют в Цветочной стране? Какую
функцию выполняют деньги в данном случае?
2 группе: Цена телевизора 15 золотых монет. Цена телефона 6 золотых монет. Ка-
кой товар дороже? Какую функцию выполняют деньги в данном случае?
3 группе: Бобёр решил себе к зиме шубу купить. Нанялся он к Зайцу в работники
дом строить. Когда дом построил и получил деньги, не стал их тратить, а спрятал
их в свой сундучок. Так же он поступил и после того, как построил Лисе новый ку-
рятник. Какую функцию здесь выполняют деньги?