Напоминание

Индивидуальный образовательный маршрут дошкольника


Автор: Елена Борисовна Веселова
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад №9 "Золотой ключик"
Населённый пункт: Город Междуреченск Кемеровская область
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Индивидуальный образовательный маршрут дошкольника
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №9 «Золотой ключик»

Индивидуальный образовательный маршрут дошкольника

Методическая разработка

Автор-составитель:

Веселова Елена Борисовна,

Воспитатель МБДОУ

«Детский сад № 9 «Золотой ключик»

Междуреченск 2020

2

Содержание

Введение ……………………………………………………….

3

1.

Индивидуальный образовательный маршрут:

основные понятия ……………………………………………..

5

2.

Цели и задачи индивидуального образовательного

маршрута ……………………………………………………….

7

3.

Факторы, определяющие индивидуальный образовательный

маршрут и принципы ………………………………………….

8

4.

Участники индивидуального образовательного маршрута

10

5.

Методы, используемые в работе по ИОМ…………………… 13

6.

Этапы проектирования ИОМ………………………………….

14

Заключение …………………………………………………….

18

Литература ……………………………………………………..

19

Приложения …………………………………………………….

20

3

Введение

В современном обществе важнейшим ресурсом его экономического

и социального

развития

становятся

талантливые,

креативные

и инициативные

люди.

Конкурентоспособное

образование,

отвечая

на вызовы меняющегося мира, моделирует процесс индивидуализации

современного

производства

для выработки

способов

индивидуального

действия у воспитанника как будущего работника, тем самым ориентируется

на индивидуализацию как ценность.

Основные цели и содержание образования в нашей стране задаются

федеральными законами и нормативно-правовыми актами.

Государственный

интерес

к проблеме

индивидуализации

находит

подтверждение в правительственных документах, таких как Федеральный

закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской

Федерации»

(ст. 2, п. 23 «…обеспечивающий освоение образовательной

программы на основе индивидуализации ее содержания..»; ст. 66, п.3 «…

формирование навыков самостоятельной учебной деятельности на основе

индивидуализации и профессиональной ориентации содержания среднего

общего образования…»).

В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 6 Федерального закона от 29

декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», на

основании приказа Министерства образования и науки РФ от 17 октября

2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного стандарта

дошкольного образования» с 1 января 2014 года вступил в силу федеральный

государственный образовательный стандарт дошкольного образования.

Согласно стандарту одним из принципов дошкольного образования

является принцип построения образовательной деятельности на основе

индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок

становится активным в выборе содержания своего образования, становится

4

субъектом

образования

(далее

- индивидуализация

дошкольного

образования).

В связи с этим цель дошкольного образования на современном этапе

заключается

в

создании

условий

для

максимального

раскрытия

индивидуального возрастного потенциала ребенка и на первый план

выдвигается индивидуальный подход и индивидуализация образования, что

в

свою

очередь

требует

от

педагогов

тщательной

разработки

индивидуального образовательного маршрута для каждого ребёнка.

В данной работе мы раскроем основные понятия, цели, задачи и

алгоритм разработки индивидуального образовательного маршрута ребёнка

дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации.

5

1.

Индивидуальный образовательный маршрут: основные

понятия

Главная ценность для педагогов дошкольного образования – это

личность ребёнка, её уникальность, неповторимость. Первым воспитателем,

использовавшим индивидуальный образовательный маршрут (далее - ИОМ),

была Мэри Поппинс: её воспитанники получали все необходимые знания

через те занятия, которые им нравились.

Исследователи

рассматривают

индивидуальный

образовательный

маршрут

как

целенаправленно

проектируемую

дифференцированную

образовательную программу (С. В. Воробьева, В. Г. Рындак, А. П.

Тряпицына, М. Б. Утепов и др.), программу деятельности (С. В. Маркова),

персональную

траекторию

освоения

содержания

образования

(Е.

А.

Александрова, М. Г. Остренко) или содержательное направление реализации

индивидуальных образовательных траекторий (С. А. Вдовина, А. С. Гаязов,

Н. Н. Суртаева, И. С. Якиманская), модель образовательного пространства

(И. А. Галацкова, М. И. Лукьянова).

Рассмотрим понятия, которые отражают название ИОМ.

Индивидуальный

– личный, свойственный данному индивидууму,

отличающийся характерными признаками от других [Ожегов С.И. Словарь

рус.яз.: Ок. 57000 слов // Под. ред. чл. –корр. АНСССР Н.Ю. Шведовой. – 19-

е изд., испр. - М.: Русский язык, 1987.].

Индивидуальный

свойственный

определённой,

отдельно

существующей особи; относящийся к отдельному лицу, единоличный

[Психология. Словарь / Под общ. Ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского.

– 2-е изд. – М., 1990.].

Индивидуальность –

1)

особенности характера и психического склада, отличающие одного

индивидуума от других;

6

2)

отдельная

личность

как

обладатель

неповторимой

совокупности

психических свойств [Словарь иностранных слов. – М., 1981.].

Индивидуализация – процесс самореализации, в результате которого

личность стремится обрести индивидуальность; учёт в процессе обучения

индивидуальных особенностей учащихся во всех формах и методах,

независимо от того, какие особенности и какой мере учитываются

[Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Словарь по педагогике. – М.,

2005.].

Образование – единый, целенаправленный процесс, объединяющий

воспитание, обучение и развитие.

Маршрут – путь, личностного роста (воспитания, развития, обучения)

ребёнка;

Теперь

мы

можем

рассмотреть

понятие

«индивидуальный

образовательный маршрут»

Индивидуальный образовательный маршрут – это заранее намеченный

путь следования или движения, который направлен: либо на воспитание

воспитанника (ответственности, трудолюбия и т.д.), либо на развитие

(физических способностей и т.д.), либо на обучение.

Таким

образом,

в

этом

определении

заложено

сразу

несколько

педагогически важных идей применения данного варианта работы с

ребенком. Итак, индивидуальный образовательный маршрут:

- связан с конкретной целью (он целенаправлен) и условиями её достижения;

- создаётся до начала движения и обусловлен уже имеющимися у

воспитанника знаниями и опытом;

- оформлен как индивидуальная образовательная программа.

7

2.

Цели и задачи индивидуального образовательного маршрута

Главная цель ИОМ — создание подходящих условий в учреждении,

занимающимся дошкольным образованием, для успешной самореализации в

среде сверстников и окружающих взрослых отдельно взятого ребёнка, его

социального и личностного роста, то есть для роста авторитета и увеличения

багажа знаний, умений и навыков.

Задачи личной образовательной стратегии следующие:

- формирование предметной среды для социального развития ребёнка (то

есть обеспечение необходимой материально-технической базы для занятий,

например, если ребёнок увлечён игрой в шахматы, то в игровой комнате,

вместе со «стандартными» игрушками может быть шахматная доска

специально для него);

- организация единой системы взаимодействия всех звеньев администрации,

а

также сотрудничество

с

родителями,

направленное на социально-

личностный рост ребёнка;

- совершенствование диалога с ребёнком на основе взаимоуважения и

доверия;

- создание всех условий для воспитания позитивного отношения ребёнка к

себе и окружающим людям, а также для развития коммуникативной

компетентности ребёнка;

- формирование у ребёнка позитивного отношения к своей личности, а также

воспитание осознания прав и свобод, касающихся актуальных для этого

возраста понятий (выбор друзей, игрушек, право на личные вещи, а главное

— право на собственное мнение).

8

3.

Факторы, определяющие индивидуальный образовательный

маршрут и принципы

Вышеперечисленные задачи обуславливают факторы, определяющие

ИОМ:

- заказ государства;

- запросы и потребности родителей (законных представителей);

- личностные способности и уровень потенциала конкретного ребёнка;

- материально и техническая база дошкольной организации;

- педагогические кадры учреждения дошкольного образования.

Данные факторы важны на всех уровнях взаимодействия: государство

определяет общую стратегию и направленность развития образования

(например, воспитание патриотизма, духовности), обеспечивает детские сады

необходимыми материалами, родители выдвигают требования к уровню

подготовленности детей, дети реализуют и расширяют свои возможности, а

замыкается круг опять-таки государством — оно «получает» личности,

которые становятся достойными гражданами своей страны, заботящимися об

её процветании.

Все эти аспекты создания ИОМ практически повторяют общую

стратегию дошкольного образования, но с той разницей, что теперь

индивидуализация,

то

есть

ориентация

на

воспитание

неповторимой

личности, осуществляется не только в специально отведённые часы для тех

или иных занятий или в отдельных видах деятельности, а проходит «красной

нитью» через весь образовательный процесс.

При разработке индивидуального маршрута мы опираемся на следующие

принципы:

- принцип опоры на обучаемость ребенка;

- принцип соотнесения уровня актуального развития и зоны ближайшего

развития;

9

- принцип соблюдения интересов ребенка. По-другому его называет "на

стороне ребенка". Воспитатели должны объективно относиться к ребенку и

его проблемам! Быть всегда на стороне ребенка!

- принцип тесного взаимодействия и согласованности работы "команды"

специалистов, в ходе изучения уровня развития ребенка (явления, ситуации);

- принцип непрерывности, когда ребенку гарантировано непрерывное со-

провождение на всех этапах помощи в решении проблемы;

- принцип отказа от усредненного нормирования. Реализация данного

принципа

предполагает

избегание

прямого

оценочного

подхода

при

диагностическом обследовании уровня развития ребенка;

- принцип опоры на детскую субкультуру. Каждый ребенок, обогащая

себя

традициями,

нормами

и

способами,

выработанными

детским

сообществом, проживает полноценный детский опыт.

10

4.

Участники индивидуального образовательного маршрута

Индивидуальная стратегия образования создаётся для детей

- отстающих в усвоении программы дошкольного учреждения;

- с психическими отклонениями, для детей с инвалидностью;

- с опережающим умственным, физическим, художественно-эстетическим,

речевым развитием.

В целом же ИОМ разрабатывается для

- тренировки моторики (и мелкой, и крупной);

-

формирования

навыков

гигиенического,

нравственно-культурного,

коммуникативного и социального свойства;

-

деятельностной

реализации

потенциала

ребёнка,

затрагивающей

манипулятивную

(раскладывание

лото,

карточек

и

пр.),

сенсорно-

перцептивную (определение геометрических фигур по форме, фактуры

материала по тактильным ощущениям и т.д.), предметно-практическую

(применение детского набора для песочницы не только по назначению, но и

для ухода за комнатными растениями) и игровую области развития;

- развития речевых способностей (выполняя различные задания, малыш

должен комментировать свои действия);

- формирования правильных представлений о мире, окружающем нас;

- понимания сути понятий пространства и времени.

Универсального рецепта создания ИОМ в настоящий момент нет.

Способ построения индивидуального образовательного маршрута ребенка,

должен характеризовать особенности его обучения и развития на протяжении

определенного

времени,

т.

е.

носить

пролонгированный

характер.

Невозможно определить этот маршрут на весь период дошкольного детства

сразу, задав его направления, поскольку сущность его построения состоит

именно в том, что он отражает процесс изменения (динамики) в развитии и

обучении ребенка, что позволяет вовремя корректировать компоненты

педагогического процесса.

11

Как правило, ИОМ составляется на учебный год, но в некоторых

случаях (например, если ребёнок не справился с проблемой или если дело

касается одарённого ребёнка) стратегия может использоваться весь период

обучения, корректировать нужно только методы и приёмы работы: так,

чтобы они соответствовали возрасту ребёнка.

Разработкой ИОМ занимается воспитатель, но — что имеет особое

значение — делает он это только совместно со старшим воспитателем и

психологом (при наличии), а также с учётом рекомендаций и комментариев

- родителей ребёнка;

- логопеда (при наличии).

ИОМ обсуждается и принимается на педсовете, который в дальнейшем

рекомендует обследовать детей специалистам ПМПК (психолого-медико-

педагогический консилиум).

Заполняют карточку воспитатель, психолог (при наличии) (некоторые

аспекты социально-коммуникативного развития) и логопед (при наличии)

(ряд пунктов в речевом развитии). Разграничение аспектов наблюдения и

работы проходит индивидуально, что связано с квалификацией работников

дошкольного учреждения. Особенно это касается детских садов, где

воспитатель также выполняет и функции логопеда. То есть на практике

создаётся

папка

с

ИОМ,

включающая

психолого-педагогическую

диагностику ребёнка, план реализации стратегии, перечень ожидаемых

результатов,

а

также

таблица

или

характеристика

с

подробностями

выполнения каждой поставленной цели. С периодичностью, установленной

администрацией учреждения (исходя из целей конкретного ИОМ), родители

знакомятся

с

ходом

выполнения

поставленных

задач,

после

чего

высказывают свои пожелания, задают вопросы касательно конкретной

области образования. В перспективе предполагается, что каждый ребёнок,

выпускающийся из детского сада, будет предъявлять своё «досье» учителю

начальных классов, который, продолжая начатую линию индивидуализации

12

образования, будет формулировать следующие цели, задачи ИОМ и

заниматься их реализацией уже на этапе обучения ребёнка в школе.

13

5. Методы, используемые в работе по ИОМ

- беседы, игры, занятия, чтение художественной литературы, этюды,

направленные на знакомство с различными эмоциями и чувствами, с

«волшебными» средствами понимания;

- игры, упражнения и тренинги, способствующие развитию эмоционально-

личностной и поведенческой сфер (развитие коммуникативных навыков и

улучшение взаимоотношений с окружающими, снятие страхов и повышение

уверенности в себе, снижение агрессии и ослабление негативных эмоций)

- занятия, игры и упражнения на развитие психических процессов, (памяти,

внимания, восприятия, мышления, воображения);

- приемы арт - терапии (куклотерапия, изотерапия, сказкотерапия) ;

- релаксационные психогимнастические упражнения (расслабление мышц

лица, шеи, туловища, рук, ног и т. д.)

При разработке ИОМ следует учитывать тот факт, что самой

действенной формой взаимодействия с ребёнком-дошкольником является

деятельность в виде упражнений и игр. (Приложение 1).

14

6.Этапы проектирования ИОМ

Проектировать индивидуальные образовательные маршруты не просто,

так как спектр индивидуальных различий среди воспитанников чрезвычайно

широк.

Поэтому

построение

маршрутов

чаще

всего

начинается

с

определения

воспитанников.

Основанием

для

дифференциации

воспитанников может быть:

- возрастные особенности,

- половые различия,

- особенности темперамента ребенка,

- познавательные процессы, способности,

- знания, умения, навыки,

- привычки,

- интересы,

- самооценка.

Индивидуальные образовательные маршруты отличаются друг от

друга.

Содержание может отличаться объёмом, степенью сложности,

которая характеризуется широтой и глубиной раскрытия конкретной темы,

проблемы, понятийным аппаратом. Может быть различен и темп его

освоения воспитанниками. Варьируется также логика преподавания, методы,

приёмы, способы организации образовательного процесса.

Но все они должны быть адекватны конкретному воспитаннику,

содержанию образования и модели образовательного процесса в дошкольной

организации.

Разработка индивидуальной стратегии происходит поэтапно.

1.

Этап наблюдения.

Цель этапа: выявить группу дошкольников, испытывающих трудности:

личностные,

регулятивные,

познавательные,

коммуникативные,

15

психомоторные или комплексные. По результатам наблюдения заполняется

таблица.

Таблица 1 «Выявление групп дошкольников по трудностям»

ФИ ребёнка

Характер трудностей

Личностные

Познавательные

Коммуникативные

Психомоторные

Регулятивные

Комплексные

Этап наблюдения предполагает безучастный подход педагога, позицию

невмешательства при наблюдении за ребёнком:

- наблюдение за ребенком в организованной взрослым деятельности;

- наблюдение за ребенком в свободной деятельности;

- беседа о склонностях и предпочтениях ребенка с педагогами;

- беседа о склонностях и предпочтениях ребенка с родителями.

2.

Этап диагностики.

Этот

этап

осуществляется

воспитателем

совместно

с

детским

психологом (при наличии) или в соответствии с консультацией педагога-

психолога центра ПМСС. С ребёнком выполняются тесты (с разрешения

родителей,

законных

представителей)

(Приложение

2),

позволяющие

выявить причины возникновения тех или иных трудностей, а так же «зоны

успеха».

Таблица 2 Выявленные трудности и их причины.

16

ФИ ребёнка

Выявленные

трудности

Причины

Результат (как

проявляются)

3.

Этап конструирования.

Целью этого этапа является собственно разработка ИОМ на основе

выявленных сложностей и причин их возникновения:

- построение маршрута с ориентированием на зону ближайшего развития

ребенка;

-

подбор

методик,

определение

методов

и

приемов

работы.

Результат — готовая схема маршрута. (Приложение 3)

4.

Этап реализации индивидуальных образовательных маршрутов в

процессе жизнедеятельности дошкольников, включающий в себя

- подбор индивидуальных заданий,

- связь с родителями и педагогами,

- корректировка задач, методов работы с ребенком.

Индивидуальный образовательный маршрут может реализовываться во

всех видах деятельности, в любое время, всё зависит от желания ребёнка, от

его выбора, самоопределения. Учитывая, что ведущий вид деятельности

ребёнка дошкольника – игра педагогу в реализации индивидуальных

маршрутов помогает педагогический приём «почтовый ящик», в котором

дети находят письмо, адресованное конкретному ребёнку с условными

обозначениями задания.

5.

Этап итоговой диагностики.

Цель этапа: выявить результаты действия маршрута (трудность

сохранилась или не сохранилась.

Предполагаемый результат:

- развитие социальной компетентности;

- развитие коммуникативных навыков;

17

- коррекция тревожности, самооценки (приближение к адекватной);

- развитие чувства самоценности;

- коррекция имеющихся у ребенка социально-личностных проблем.

Главный критерий — осталась проблема или её удалось устранить.

Критерием успешности по устранению проблемы у ребёнка может

служить и творческая работа

ребёнка, предложенная для участия на

конкурсах разного уровня.

В случае если прогресса нет, разрабатывается новый ИОМ, если же

намечается

прогресс,

то

можно

продолжить

или

доработать

уже

существующий.

Таким

образом,

технология

создания

индивидуального

образовательного маршрута – это более или менее алгоритмизированный

процесс

взаимодействия

педагога

и

воспитанника,

гарантирующий

достижение поставленной цели.

18

Заключение

В заключение можно отметить, что проектирование индивидуального

образовательного маршрута ребёнка дошкольного возраста основывается на

нормативных документах и является обязательным документом в каждой

дошкольной образовательной организации.

Чтобы спроектировать индивидуальный образовательный маршрут

каждому педагогу необходимо владеть основными понятиями, целями

задачами, принципами ИОМ, знать этапы разработки ИОМ.

Педагог должен уметь определять затруднения воспитанника, видеть

«зону его успеха» и владеть методами устранения выявленного затруднения

и дальнейшего развития ребёнка.

Педагогу важно понимать, что индивидуальные образовательные

маршруты отличаются друг от друга объёмом, степенью сложности, которая

характеризуется

широтой

и

глубиной

раскрытия

конкретной

темы,

проблемы,

понятийным

аппаратом,

могут

варьироваться

логика

преподавания, методы, приёмы, способы организации образовательного

процесса.

В

работе

предложен

пример

разработки

индивидуального

образовательного маршрута для ребёнка дошкольного возраста в условиях

отсутствия в штатном расписании дошкольной образовательной организации

педагога-психолога, учителя-логопеда.

Таким образом, ИОМ может позволить не только реализовать

индивидуальный подход каждому ребенку, но и зафиксировать, отследить

и откорректировать работу по

устранению нарушений,

развитию

способностей, о чем может свидетельствовать личностный рост каждого

ребенка, индивидуальное продвижение в сфере развития,

увеличение

числа воспитанников, принимающих участие в исследовательской и

творческой деятельности в рамках ИОМ.

19

Литература

1. Гуро,

О.С.

Методические

рекомендации

по

разработке

и

использованию

индивидуального

образовательного

маршрута

дошкольника [Текст]: учеб. пособие / О.С. Гуро – Черемхово, 2015.

– 37с.

2. Коджаспирова, Г.М. Педагогический словарь: Для студ. высш. и сред.

пед. учеб. заведений [Текст] / Коджаспирова Г.М., Коджаспиров

А.Ю. — М.: Изд-во Издательский центр «Академия», 2000. - 176 с.

3. Ожегов С.И. Словарь русского языка [Текст] / Сост. С.И. Ожегов. –М.:

Русский язык, 1987. – 846 с.

4. Петровский, О.П. Психологический словарь [Текст] / Под общ. ред. А.

В. Петровского, М. Г. Ярошевского. — 2-е изд., испр. и доп. —

М.,1990. — 494 с.

5. Федеральный

государственный

образовательный

стандарт

дошкольного образования [Текст]. – М.: Перспектива, 2014. – 32 с.

6. Федеральный закон «Об образовании Российской Федерации» [Текст].

– Новосибрск: Норматика, 2013. – 128 с. (Кодексы. Законы. Нормы).

7. Федорцова,

М.Б.

Инклюзивное

образование:

проектирование

индивидуального образовательного маршрута дошкольника [Текст]:

учеб. методическое пособие / М.Б. Федорцова, О.А. Попова, Ю.М.

Литвинова, И.А. Зырянова. – Новокузнецк: Изд-во МАОУ ДПО ИПК,

2014. – 100 с.

8. Шагалова, Е. Словарь новейших иностранных слов. Конец XX - начало

XXI вв [Текст] / Е. Шагалова. – М.: Изд-во Lingua, АСТ, Астрель,

2009. – 944 с.

20

Приложение 1.

Методы и средства работы педагога по основным направлениям

развития ребёнка.

Основное

направление

Цели и задачи

Методы и средства

Сенсорное

воспитание

Цель:

развитие осязательных,

мышечных навыков через

действия восприятия и

мышления.

Задачи:

развивать мелкую

моторику;

мышление,

зрительное восприятие

Методы: упражнения, игра.

Средства: настольно-печатные

игры, лото, домино, пазлы,

мозаика, шнуровка, втулки,

поручения в уголке природы,

исследовательская деятельность

(с бумагой, природным

материалом, пластилин, глина,

песок и др.)

Экологическое

воспитание

Цель:

расширение представлений

об окружающей природе.

Задачи:

- учить устанавливать

причинно-следственные

связи между сезонными

изменениями в природе и

действиями человека в

природе,

- расширять представления

о растениях и животных

Методы: упражнения, игра,

опыты, вопрос, беседа,

поисковая деятельность.

Средства: дидактические игры,

лото, домино, пазлы, поручения

в уголке природы,

исследовательская деятельность

(с водой, льдом, природным

материалом — уголь, камень,

смола, песок, щебень).

21

родного края, России,

планеты Земля,

- формировать

экологическую культуру,

необходимость охраны

природных ресурсов.

Развитие

основных видов

движений

Цель: развитие общей

моторики, координации.

Задачи:

- развивать физические

качества -быстроту,

ловкость, проявление

выносливости и силы;

- совершенствовать

равновесие;

- воспитывать

организованность.

Методы: упражнения, массаж,

физкультминутки, игра.

Средства: спортивные

снаряды: гимнастические

скамейки, кегли,

гимнастические палки, мячи,

скакалки, кольцебросы и т.д.

Нравственное

воспитание

Цель:

приобщение к

общепринятым нормам и

правилам поведения.

Задачи: учить умению

управлять своим

поведением

Методы:упражнения, игра.

С.: чтение художественной

литературы, драматизация

художественных произведений,

иллюстрации, слайды.

Речевое развитие Цель:

развитие речи.

Задачи:

- расширять запас слов,

Методы:дидактические

упражнения, игра, беседа.

Средства: настольно-печатные

игры, дидактические игры,

22

обозначающих названия

предметов, действий,

признаков,

- учить использовать в

речи синонимы, антонимы,

- совершенствовать умение

использовать разные части

речи точно по смыслу,

- формировать умение

различать на слух и в

произношении все звуки

родного языка,

- совершенствовать

фонематический слух,

определять место звука в

слове.

- учить согласовывать

существительные с

числительными,

существительные с

прилагательными,

местоимения с

существительными и

прилагательными,

- учить образовывать

однокоренные слова,

- воспитывать культуру

речевого общения,

- упражнять в составлении

тесты, разрезная азбука, игры

— схемы, кассы, предметные

картинки.

23

предложений,

- учить делить слова на

слоги.

Социально-

коммуникативное

развитие

Цель:

обогащение сознания детей

новым содержанием —

осмысление понятий —

время, знак, символ.

Задачи:

- закреплять навыки

использования вежливых

слов.

- воспитывать культуру

поведения за столом, в

общении со сверстниками

и взрослыми, в

общественных местах.

- воспитывать

оптимистические качества.

- формирование навыков

самообслуживания.

- закрепление знаний о

ПДД

Методы: упражнения, игра,

вопрос.

Средства: настольно-печатные

игры, дидактические игры,

тесты, игры — схемы,

предметные картинки, учебно-

методический материал по

ПДД.

Приложение 2

Заведующему МБДОУ «Детский сад №___ «______»

24

_______________

____________________________________________

проживающего по адресу:______________________

_____________________________________________

тел._________________________________________

ЗАЯВЛЕНИЕ

Я, родитель (законный представитель)________________________

______________________(дата рождения)________________

воспитанника МБДОУ «Детский сад №___ «______».

Прошу обследовать моего ребенка с целью определения

образовательного маршрута и проведения с ним коррекционно

развивающей работы в соответствии с показаниями в рамках

профессиональной компетентности и этики специалистов МБДОУ.

Данное согласие действует на протяжении всего периода посещения

ребенком ОУ.

Дата «____»___________

20__г.

Подпись:____________________

Приложение 3

Индивидуальный образовательный маршрут

25

Воспитатель______________________________________________________________

Дата_____________________________________________________________

ФИО ребёнка:

Возраст:

Откуда поступил

Оценка адаптации ребенка в группе

Характеристика

семьи

состав семьи:

Фамилия, имя,

отчество

Образование и

место работы

Мать

Отец

Другие члены семьи

Тип семьи:

Кто занимается

воспитанием:

Особенности внешнего вида ребенка:

Соматическое

здоровье

группа здоровья:

частые заболевания:

сон:

аппетит:

Особенности

моторной сферы

общая моторика:

ручная моторика:

ведущая рука:

Характеристика

познавательной

сферы

характеристика

внимания:

характеристика памяти:

характеристика

мышления:

Уровень знаний

по разделам

программы

социализация, развитие

общения, нравственное

воспитание

ребёнок в семье и

обществе

формирование основ

безопасности

самообслуживание

восприятие величины

восприятие формы

ориентировка в

пространстве

ориентировка во

времени

сенсорное развитие

мир природы

26

социальный мир

предметное окружение

приобщение к искусству

изобразительные

навыки

формирование

начальных

представлений о ЗОЖ

физическая культура

Уровень

развития речи

формирование словаря

звуковая культура речи

грамматический строй

речи

связная речь

Отношение к непосредственно

образовательной деятельности:

Характеристика

деятельности

Игровая

Познавательно-

исследовательская

Трудовая

Двигательная

Коммуникативная

Продуктивная

(изобразительная)

Конструктивная

Музыкальная

Восприятие

художественной

литературы

Основные трудности, отмечаемые в

общении:

Индивидуальные особенности:

Дополнительные особенности развития

ребенка

27

п/

п

Пробл

ема,

вывале

нная в

развит

ии

ребёнк

а

Цели и

задачи

образов

ательно

й

работы

Виды

детской

деятельн

ости

Задани

я,

упраж

нения,

игры и

др.

Дата

провед

ения

работы

Совместная

деятельность

Результат

(динамика

развития)

начало

работы

-

оконча

ние

работы

С

родите

лями

(закон

ными

предст

авител

ями)

Со

специ

алист

ами,

социа

льны

ми

партн

ёрам

и

Образовательная область «Физическое развитие»

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»

Образовательная область «Познавательное развитие»

Образовательная область «Речевое развитие»

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»

Анализ

достигнутых

результатов

и

планирование

дальнейшей

деятельности

_____________________________________



В раздел образования