Автор: Агафонова Лидия Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ Детский сад № 260
Населённый пункт: Республика Башкортостан, г.Уфа, ул. З. Расулева 6 корпус 1
Наименование материала: «Сенсомоторное развитие детей старшего дошкольного возраста на занятиях аппликацией»
Тема: «Сенсомоторное развитие детей старшего дошкольного возраста на занятиях аппликацией»
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад № 260 городского округа город Уфа
Республики Башкортостан
Статья на тему:
«Сенсомоторное развитие детей старшего дошкольного возраста
на занятиях аппликацией»
Сенсомоторное развитие, имеет важное значение для каждого человека,
так как составляет фундамент общего умственного развития человека, а с
другой стороны – имеет самостоятельное значение, так как полноценное
восприятие является базовым для успешного овладения многими видами
деятельности. Особое значение сенсомоторное развитие приобретает на этапе
старшего дошкольного возраста, так как определяет основные компоненты
познавательного развития ребенка и способствует полноценному восприятию
предметов окружающего мира, обеспечивает освоение многих навыков,
необходимых повседневной жизни. Воспитатели используют различные
методы и средства для сенсомоторного развития дошкольника, одним из
эффективных
средств
является
аппликация,
потому
что
дает
детям
возможность активнее усваивать знания о цвете, строении предметов, их
величине, о плоскостной форме и композиции, а также развивает ручные
умения.
Проблема
сенсомоторного
развития
исследовалась
многими
психологами (Аванесовой В.Н., Венгер Л.А., Запорожец А.В., Лебедевой
А.Н., Поддьяковым Н.Н.) и педагогами (Сакулиной Н.П., Тихеевой Е.И.,
Усовой А.П.). Данные авторы указывали на первостепенное значение
сенсомоторного развития для дальнейшего обучения дошкольников – оно
создает
необходимые
предпосылки
для
формирования
важнейших
психических
функций,
так
как
обеспечивает
развитие
зрительного,
слухового, тактильного, кинетического, кинестетического и других видов
ощущений и восприятия.
3
Эффективным средством сенсомоторного развития детей дошкольного
возраста является техника аппликации. Значительный вклад в разработку
использования аппликации в сенсомоторном развитии дошкольников внесли
исследователи
детского
художественного
творчества:
Волкова
А.А.,
Комарова Т.С., Сакулина Н.П., Флерина Е.А. и другие. Ими раскрыта
сущность
понятия
«аппликация»,
методика
организации,
приемы
выполнения аппликации из различных материалов. Комарова Т.С. отмечает,
что дети, выполняя аппликационные работы, приобретают новые знания,
закрепляют представления, полученные на других занятиях. Сакулина Н.П.
указывает на роль аппликации и сенсомоторном развитии ребенка: с
помощью ручных движений в предметах, которыми манипулирует ребенок,
открывается больше новой информации. Зрение и движения рук становятся
основным источником познания ребенком окружающей действительности.
В настоящее время имеются противоречия между необходимостью
сенсомоторного
развития
детей
старшего
дошкольного
возраста
и
недостаточным использованием возможностей занятий аппликацией в
решении данной проблемы. Вместе с тем, многие воспитатели, особенно
молодые, не в полной мере владеют методикой сенсомоторного развития.
Все это определяет актуальность исследуемой проблемы.
Сенсомоторное
развитие
старших
дошкольников
на
занятиях
аппликацией будет успешным, если:
- раскрыть
содержание
понятия
«сенсомоторное
развитие»
и
характеризовать особенности его развития у старших дошкольников;
- в работе воспитателя целенаправленно, систематически использовать
эффективные методы и приемы
по сенсомоторному развитию старших
дошкольников на занятиях аппликацией;
- организовать
работу
по
сенсомоторному
развитию
старших
дошкольников совместно с родителями.
4
Консультация для родителей и педагогов
Особенности сенсомоторного развития старших дошкольников
Сенсомоторное развитие дошкольника – это развитие его восприятия и
формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме,
цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и развитие
моторной сферы.
Сенсомоторное развитие составляет фундамент общего умственного
развития дошкольника. С восприятия предметов и явлений окружающего
мира начинается познание. Все другие формы познания – запоминание,
мышление, воображение – строятся на основе образов восприятия, являются
результатом их переработки. Поэтому нормальное умственное развитие
невозможно без опоры на полноценное восприятие.
Сенсомоторное развитие является одной важной частью единого
планомерного развития и воспитания дошкольников. В дошкольном возрасте
активно
совершенствуется
двигательная
сфера.
Движения
становятся
координированными, ловкими, уверенными, что значительно расширяет круг
практической деятельности дошкольника.
Старший дошкольный возраст является сенситивным периодом для
развития способностей. Потери, допущенные в этот период, невосполнимы в
полной мере в последующей жизни. Недостаточное сенсомоторное развитие
детей раннего и дошкольного возраста приводит к возникновению различных
трудностей в ходе дальнейшего обучения. Профессор Щелованов Н.М.
называл дошкольный возраст «золотой порой» сенсомоторного воспитания и
важно предоставить детям в этот период все возможности для обогащения их
чувственного и двигательного опыта.
Сеченов И.М. говорил: «Движения руки человека наследственно не
предопределены, а возникают в процессе воспитания и обучения, как
результат ассоциативных связей между зрительными, осязательными и
5
мышечными
изменениями
в
процессе
активного
взаимодействия
с
окружающей средой».
Значение сенсомоторного развития ребенка для его будущей жизни
выдвигает перед теорией и практикой дошкольного воспитания задачу
разработки и использования наиболее эффективных средств и методов
сенсомоторного воспитания в детском саду. Задача детского сада –
обеспечить наиболее полное развитие воспитанников с учетом возрастных
характеристик на этапе завершения дошкольного образования, подготовить
их к обучению в школе. Уровень развития сенсомоторики – один из
показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно
ребенок,
имеющий
высокий
уровень
развития
сенсомоторики,
умеет
логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание,
связная
речь.
В
дошкольном
возрасте
важно
развить
механизмы,
необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления
ребенком сенсорного, двигательного и практического опыта, развития
навыков ручной умелости. В каждом возрастном периоде стоят свои задачи
сенсомоторного развития, и решать их следует путем разработки и
использования наиболее эффективных средств и методов сенсомоторного
воспитания с учетом последовательности формирования функции восприятия
в онтогенезе.
Отечественная наука выделяет два основных сенсомоторных метода
обследование и сравнение.
Обследование – специально организованное восприятие предмета
(объекта) с целью использования его результатов в какой-либо практической
деятельности.
Сравнение – это дидактический метод, и одновременно мыслительная
операция, посредством которых устанавливаются черты сходства и различия
между предметами (объектами) и явлениями.
В
ходе
обследования
происходит
как
бы
перевод
свойств
воспринимаемого объекта на знакомый ребёнку язык, каковым являются
6
системы сенсорных эталонов. Ознакомление с ними и способами их
использования занимает основное место в сенсомоторном развитии ребёнка.
В процессе продуктивной деятельности развивается мелкая моторика
рук. Постепенно дети усваивают связи и отношения между эталонами
порядок расположения цветов в спектре, группировка цветовых тонов на
теплые
и холодные;
деление
фигур
на
округлые
и
прямолинейные;
объединение объектов по отдельным протяженностям.
Роль воспитателя в основном состоит в раскрытии детям тех сторон
явлений, которые могут остаться незамеченными, выработке отношения
детей к этим явлениям. Чтобы помочь детям лучше овладеть своими
движениями
и
сенсорными
знаниями,
важно
создать
активную
подготовительную
среду,
способствующую
развитию
координации,
совершенствованию двигательных навыков и освоению сенсорных эталонов.
Многочисленные исследования Венгера Л.А., Пилюгина Э.Г. показывают
что, прежде всего это действия с предметами (подбор предметов в пары),
продуктивные действия, упражнения и дидактические игры.
В современной системе сенсомоторного воспитания определённое
место отводится занятиям, которые проводятся в форме организованных
дидактических игр. На занятиях такого рода сенсорные и двигательные
задачи воспитатель ставит перед детьми в игровой форме, связывает с игрой.
Развитие
восприятий
и
представлений
ребёнка,
усвоение
знаний
и
формирование умений происходит в ходе интересных игровых действий.
Игра – универсальный способ воспитания и обучения маленького ребёнка.
Она приносит в жизнь ребёнка радость, интерес, уверенность в себе и своих
возможностях. Сенсомоторный уровень является базовым для дальнейшего
развития высших психических функций: восприятия, памяти, внимания,
воображения, мышления, речи.
Учитывая особенности наших воспитанников, необходимо: больше
проводить индивидуальных занятий, осуществлять предварительную работу
по развитию тонкой и глубокой моторики, предлагать небольшое количество
7
материала, неоднократно повторять показ действий с тем или иным
материалом, заканчивать упражнение при достижении первого результата,
так как ребёнок быстро истощается, не может долго работать.
А
у
детей
пять
лет
наиболее
значима
сенсорная
интеграция
(координация), обработка более тонко дифференцированных движений под
контролем системы восприятия. Если руку ребёнка развивали с рождения, то
на шестом году жизни он совершенствуется в «ручной умелости»: осваивает
более сложные способы резания, склеивания, сгибания, наматывания,
пересыпания, складывания, используя ткань, бумагу, проволоку, фольгу,
подсобные и природные материалы; применяет различные орудия труда и
инструменты: ручки, карандаши, кисточки, фломастеры, ножницы, молоток и
другие.
Именно
к
6-7
годам
в
основном
заканчивается
созревание
соответствующих зон головного мозга, развитие мелких мышц кисти. С этого
момента зрительно-моторная координация начинает занимать ведущее место
в регуляции графомоторных движений и в формировании соответствующих
навыков. В 5-6 лет ведущим считается психосенсомоторное развитие,
обогащение функционального восприятия психосоциальным опытом и
эмоциями. Сенсомоторное развитие, с одной стороны, составляет фундамент
общего
умственного
развития
ребенка
и
в
то
же
время
имеет
самостоятельное значение, так как полноценное восприятие является
базовым для успешного овладения многими видами деятельности. К концу
дошкольного
возраста
у
нормально
развивающихся
детей
должна
сформироваться система сенсорных эталонов и перцептивных действий как
результат правильно организованного обучения и практики.
Задача педагогов в детских учреждениях заключается в организации
игрового места для детей, насыщении его такими материалами, играя с
которыми малыш развивает движения,
учится понимать их свойства –
величину,
форму,
а
затем
цвет,
так
как
правильно
подобранный
8
дидактический материал, игрушки привлекают внимание к свойствам
предметов.
Сенсомоторное развитие ребёнка происходит в ходе специальных игр-
занятий, в процессе дидактических игр и упражнений, в продуктивных видах
деятельности, и в других видах деятельности, во время режимных моментов.
Развитие ручной умелости невозможно без своевременного овладения
навыками самообслуживания: к старшему дошкольному возрасту у ребёнка
не должно быть затруднений. Эти повседневные нагрузки имеют не только
высокую нравственную ценность, но и являются хорошей систематической
тренировкой для пальцев руки. Наиболее эффективными являются те виды
деятельности, которые выдвигают перед восприятием ребенка все более
сложные задачи и создают условия, способствующие усвоению сенсорных
эталонов.
Таким образом, особенности сенсомоторного развития старшего
дошкольного возраста это формирование у детей сенсорных эталонов:
формы, цвета, величины, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и
развитие моторной сферы в процессе организации продуктивной видов
деятельности. Развитие моторики обеспечивает развитие других систем. В
старшем дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и
координации движений руки должна стать важной частью подготовки к
школе, в частности, к письму, поэтому нормальное развитие моторики
свидетельствует о нормальном развитии ребенка. Тонкая моторика отражает
интеллектуальные способности.
Методы и приемы организации работы воспитателя по
сенсомоторному развитию старших дошкольников на занятиях
аппликацией
Аппликация (от латинского аррliсаtiо – накладывание) – это способ
создания
художественных
изображений
из
различных
форм,
фигур,
9
вырезанных из какого-либо материала и наклеенных или нашитых на
соответствующий фон. В аппликации употребляются самые различные
материалы: кожа, войлок, сукно, береста, мех, ткань, соломка, бумага.
В процессе занятий у дошкольников развиваются чувства цвета, ритма,
симметрии и на этой основе формируется художественный вкус. Им не надо
самим составлять цвета или закрашивать формы. Представляя ребятам
бумагу разных цветов, у них воспитываются умение подбирать красивые
сочетания.
Занятия аппликацией приучают детей к плановой организации, которая
здесь особенно важна, так как в этом виде искусства большое значение для
создания
композиции
имеет
последовательность
прикрепления
частей
(сначала наклеиваются крупные Формы, затем детали; в сюжетных работах
сначала фон, потом предметы второго плана, заслоняемые другими, и в
последнюю очередь предметы первого плана).
Аппликация бывает трех видов: декоративная, предметная, сюжетная:
Декоративная аппликация является наиболее простой и доступной даже для
младшего дошкольника. Поверхность каждого материала оригинальна и
превзойдена: мягкие листья, пушистые перышки, гладкие камни и другие.
Посредством декоративной аппликации дети учатся объединять различные
материалы, переделывать заданные формы, составляя украшения и узоры.
Наиболее
свойственны
для
декоративной
аппликации
ленточная
и
центрально – лучевая композиции. Ленточная композиция характеризуется
тем, что отдельные элементы повторяются по горизонтали или вертикали. А
в центрально – лучевой композиции узор собирается от центра к краям,
углам или сторонам выбранного фона. Декоративная аппликация, основанная
на создании новых, своеобразных узоров, подготавливает дошкольников к
более сложным видам аппликационной работы.
Для предметной аппликации наиболее примелем материал, который
представлен большой формой. Очень удобно использовать, например, листья
различных растений. Например, это могут быть крупные листья дуба,
10
каштана, клена, осины или вяза. Форма этих листьев выделяется четкой
конфигурацией.
Сюжетная аппликация ставит более сложные задачи и требует
соблюдения некоторых правил. Во-вторых, необходимо акцентировать
внимание на основных действующих лицах сюжета. Главные персонажи
выделяются более крупным размером и ярким цветом. В-третьих, как
правило, композиция строится с учетом перспективы. В этом случае детали
располагаются не «в ряд». Все, что ближе, будет выглядеть больше, а что
дальше – меньше. И в-четвертых, немаловажен подбор и разумное
использование цвета, материалов и его с вмещение с основным фоном.
Дети старшего дошкольного возраста довольно легко справляются с
предметной
аппликацией.
Для
работы
следует
выбирать
предметы
прямоугольной формы: дом-квадрат, крыша-треугольник, елочка также в
виде треугольника, лодка с парусом, флажок, грибок-корень из полосы,
зауженной кверху, шляпка-половина круга. Заниматься аппликацией из
соломы лучше с небольшими группами детей (3 - 4 ребенка).
Методы и приемы обучения находятся в диалектическом единстве и
могут переходить один в другой. Так, показ нового способа аппликации
относятся к методам, а показ ребенку знакомого способа изображения у
доски или индивидуальный показ педагога в процессе занятия тому, кто в
этом нуждается, можно назвать приемом обучения.
Выбор методов и приемов проведения того или иного занятия зависит
от ряда обстоятельств. Прежде всего педагог определяет в аппликации.
Отбор методов требует учета специфики вида деятельности, а также знания
возрастных
особенностей
детей
и
уровня
их
овладения
конкретной
деятельностью.
Деятельность воспитателя должна быть направлена на организацию и
обеспечения восприятия и понимание его содержания. С целью применяет
воспитатель информационно-рецептивный метод (рецепция – восприятие),
который иногда называют объективно – иллюстрированным. Он организует
11
наблюдения с детьми, обследование предметов, игрушек готовых построек,
рассматривание картин и иллюстраций, несущих информацию о предметах и
явлениях.
В
процессе
наблюдений,
рассматривание
предметов,
картин,
иллюстраций, обследования дети знакомятся с предметами и явлениями
окружающей действительности. К проведению такого занятия воспитатель
серьезно готовится: он выбирает объект; решает, как к нему лучше подойти,
чтобы детям было хорошо видны все его части; продумывает вопросы,
помогающие направить внимание детей на эти стороны объекта наблюдения,
которые нужно будет передать в изображении.
Учитывая тот факт, что дошкольники не в состоянии долго и
сосредоточенно рассматривать предмет, целесообразно проводить короткие
по времени наблюдения, но необходимо возвращаться к предмету 2-3 раза,
постепенно расширяя о нем представления. Например, чтобы уточнить
представления об улице города, которую предстоит изображать в рисунках,
следует провести два – три наблюдения. Называть эти части улицы надо не
торопясь, чтобы дать ребятам возможность посмотреть внимательно, понять
и запомнить основные строения и их соотношения. При повторном
наблюдении важно остановиться на каждой части более подробно, чтобы
знания детей расширились и уточнились. Так, в этот раз нужно подчеркнуть,
что дома на улице разные по высоте, длине, цвету, у них разные окна и
двери; обратить внимание на то, какой величины люди по сравнению с
домами, как разнообразны машины (последнее можно перенести на
следующее наблюдение). Очень важно давать эстетическую характеристику
предметов.
Необходимо активизировать внимание детей во время наблюдений:
посредством вопросов, предложений попросить рассказать о том, что они
видят, дать характеристику предметов и явлений. Живая, эмоциональная
обстановка, несомненно, пробудит эстетические чувства детей (педагог
подчеркивает
красоту
наблюдаемых
явлений,
предметов:
четкость,
12
пластичность, изящество формы, яркость, разнообразие или сдержанность,
строгость цвета). Тогда полученные знания и представления будут более
осознанными и глубокими.
Воспитатель, начиная обследование, обращает внимание детей на
предмет в целом, подчеркивая его эстетические качества. Дав возможность
полюбоваться игрушкой (предметом), педагог подводит детей к анализу
воспринимаемого предмета, выделению его свойств: форма основной части,
ее величина, форма и величина других частей, их расположение по
отношению к главной части (строение предмета), цвет. Цвет можно выделять
не всегда, а лишь в тех случаях, когда надо познакомить с ним, закрепить
знания детей, когда цвет нужно передать точно. Если же цвет хорошо знаком,
или передача его не обязательна, если дети могут выбрать цвет по своему
желанию, то называть его при обследовании предмета не следует. В
заключение обследования педагог вновь обращает внимание на целостный
облик предмета.
Обследование оказывается эффективным только во взаимосвязи со
словом, указывающим детям, на что смотреть и что воспринимать.
Воспитатель помогает ребятам определить форму предмета, цвет, с их
названиями, направляет на сравнение форм, свойств предметов.
Так же как обследование предмета, игрушки, проводят и обследование
картинки,
иллюстрации
образцов
народного
декоративно-прикладного
искусства. Обследуются элементы, составляющие узор, их расположение на
предметной форме, цвет отдельных элементов и цветовые сочетания.
Готовые
образцы,
созданные
воспитателем,
в
обучении
изобразительной деятельности применяют крайне редко – лишив тех
случаях, когда нет возможности показать детям предмет, игрушку или
иллюстрацию.
Изготовленный
воспитателем
образец
не
имеет
художественной
ценности,
следовательно,
эстетического
воспитания.
Образец, по которому будет создаваться постройка, нужно обследовать с
детьми.
13
Знакомство с новыми приемами (способами) изображения также
происходит
при
помощи
информационно-рецептивного метода.
Показ
способов действия играет важную роль в обучении детей аппликации. Дети
только начинают овладевать продуктивной деятельностью. Они должны
освоить, как правильно пользоваться инструментами и материалами. Дети не
знают способов передачи формы предмета аппликации. Чтобы они овладели
формообразующими движениями руки способами создания изображения, им
нужно показать эти способы и объяснить. Однако делается это не на каждом
занятии, а лишь тогда, когда тот или иной прием (способ) изображения
встречается впервые.
Постоянный показ способов изображения лишает ребят активности,
приводит к пассивному повторению воспринятого. Педагог учит детей
соотносить новые сведения, способы действия с темп, которые они узнали,
усвоили раньше, устанавливать взаимосвязь нового с уже известным.
Опираясь на тех детей, которые хорошо осваивают новые приемы,
воспитатель вызывает их к доске для поминания нужного приема.
Предварительно предлагает всем вспомнить, что они уже рисовали, лепили,
вырезывали, и показать руками в воздухе, как это делали. Такие приемы
обучения
способствуют
формированию
общих
способов
действия,
пригодных
не
для
одного
случая.
В
результате
дети
приобретают
возможность самостоятельно изображать широкий круг предметов и явлений
действительности. Создается основа для развития творчества.
Объяснение, рассказ, любое слово педагога, обращенное к детям,
должны быть эмоциональными, чтобы вызвать у них положительный отклик,
пробудить эстетические чувства. Этому будет способствовать образная
характеристика предметов и явлений с использованием эпитетов, сравнений,
стихотворных и песенных текстов. Вместе с тем педагог так проводит беседу,
разговор с детьми, чтобы они не просто вспомнили те предметы и явления,
которые им предстоит передать в рисунке, лепке, а установили бы связь
14
данной темы с тем, что они изображали ранее, вспомнили бы способы
изображения, которыми овладели.
Словесные приемы обучения используются и в процессе занятия:
уточнение последовательности действий, напоминание, вопросы, если дети
что-то забыли, предложение вспомнить, дополнить изображение. И в ходе
занятия педагог может прибегнуть к образному сравнению («Как молоком
облитые, стоят сады вишневые»), что, несомненно, направит внимание детей
на выразительное решение изобразительной задачи.
Старшие дошкольники поймут значимость упражнений и будут
старательно выполнять их, пока не достигнут желаемого результата. Так,
многократных упражнений требует освоение движения, при вырезывание
симметричных предметов из бумаги, сложенной вдвое, вырезывание по
криволинейному контуру и другое. Упражнения в вырезывании хорошо
проводить в начале занятия. Прежде чем приступить к изображению
симметричных предметов (которые вырезываются из бумаги, сложенной
вдвое), дети по предложению воспитателя учатся вырезывать сначала из
простой, а затем уже из цветной бумаги. Здесь важно одно: вызвать
активность у детей, желание овладеть действием. С самого начала каждый
ребенок должен понять, как ему следует действовать. Осуждать за
непонимание,
а
также
за
медленное
освоение
навыка
недопустимо.
Исследовательский метод применяется тогда, когда педагог предлагает
Детям выполнить творческое задание: передать сюжет литературного
произведения, реализовать собственный замысел. Воспитатель, прежде всего,
руководит формированием замысла, для чего требуется активизировать,
мобилизовать весь предшествующий опыт детей, направить их на решение
новой задачи.
Игровые
приемы
на
занятиях
повышают
интерес
детей
к
изобразительной деятельности, создают положительный эмоциональный
настрой
и
вызывают
желание
вырезывать
и
наклеивать,
повышают
эффективность процесса обучения. Игровые приемы обучения применимы
15
внутри разных методов. Их можно включить как в информационно –
рецептивный метод, когда предмет (игрушка), который предстоит изобразить
и с которым знакомят детей, преподносится в игровой ситуации (например, в
гости к детям приходит нарядная кукла и просит их нарисовать ее портрет),
так и в репродуктивный метод. Повторения и упражнения, проводимые
игровым способом, никогда не наскучат.
У старших дошкольников игровая ситуация возникает в сюжетных
работах
как
развитие
действия,
события.
Постановка
темы
должна
стимулировать именно выражение события, происшествия, а не только
изображение ряда предметов. Все рассмотренные методы и приемы обучения
изобразительной деятельности в реальном процессе обучения сочетаются и
взаимодействуют, обеспечивая лучшее понимание и усвоение материала,
развитие детского изобразительного творчества.
У детей шестого года жизни под влиянием наблюдений, игр и
сенсорного воспитания формируются знания и представления о форме, цвете,
величине и других качествах предмета. К этому возрасту дети имеют
довольно обширный запас знаний об окружающем, владеют многими
изобразительными умениями и техническими приемами вырезывания. Рука
ребенка теперь более крепка и сильна, движения более уверенны и четки. Все
это позволяет определять сравнительно сложные задачи обучения. Как и
прежде, уделяется внимание в повседневной жизни обследованию предметов,
которые предстоит изобразить, рассматриванию иллюстративного материала,
наблюдениям окружающего. На занятиях дети учатся самостоятельно
анализировать предметы без наводящих вопросов. Для облегчения задачи
можно предложить детям план анализа предмета или спросить, о чем следует
рассказать, что упущено в процессе анализа предмета.
Образцы в старшей группе используются в тех случаях, когда детям
показывают конечный результат новой, сложной работы. Например, образцы
с изображением ваз: внимание обращается на симметричную форму (одна
16
половина вазы очень похожа на другую, отражается как в зеркале; можно
использовать и вариативные образцы).
Приемы вырезывания на каждом занятии не демонстрируются: педагог
чаще опирается на опыт самих детей, привлекая некоторых ребят к показу
наиболее трудных моментов работы, к объяснению того, как нужно
выполнить аппликацию, какой использовать прием. Разумеется, когда
вводится новый прием вырезывания, показ осуществляет воспитатель,
например вырезывание одинаковых предметов из бумаги, сложенной
гармошкой.
В старшей группе воспитатель использует словесные методы обучения,
так как дети имеют уже достаточный опыт изготовления аппликаций.
Помимо вопросов, указаний и напоминаний (как вырезают предмет той или
иной формы, как получить выразительную аппликацию, как найти удачную
композицию)
воспитатель
направляет
творческую
активность
детей:
например, для выполнения декоративной аппликации советует сначала
подобрать
бумагу
наиболее
подходящего
цвета,
подумать,
какими
элементами украсить работу, как их вырезать и расположить. Воспитатель
меньше опекает детей, больше стимулирует их индивидуальные творческие
возможности, развивает самостоятельность, старается косвенно подводить
детей к правильному решению.
Рассматривание работ. Анализ аппликаций проводится при активном
участии
детей.
Как
и
прежде,
педагог
обращает
внимание
на
выразительность
работ,
изобразительные
особенности,
на
качество
вырезывания, предъявляя более высокие требования в сравнении со средней
группой; учит критически оценивать свою работу, сравнивать ее с другими.
Например, обращаясь к группе, предлагает обдумать и самим решить, удачно
ли подобрана по цвету бумага, аккуратно ли вырезаны элементы, интересно
ли расположены и т. д.
17
Конспект аппликации в подготовительной группе
«Весна. Признаки весны».
Цель: Закрепить навыки вырезания и составления коллективной
аппликации.
Задачи:
1.
закрепить умение выделять признаки весны;
2.
продолжать развивать связную речь детей, мышление, память;
3.
закрепить умение срезать углы у квадрата, для получения
округлой формы, разрезать лист бумаги по намеченной и воображаемой
линии, аккуратно наклеивать детали, работать с разными типами бумаги
различными способами;
4.
закрепить
умение
правильно
держать
ножницы,
безопасно
действовать с ними.
5.
воспитывать интерес к окружающему миру и изменениям,
происходящим в нем.
Материал: заготовки для коллективной аппликации, клей, кисточки
для клея, клеенки, салфетки для клея, подготовленный фон для поделки,
предметные картинки, сюжетные картинки для игры.
ХОД ЗАНЯТИЯ:
Орг. момент:
Ребята, хотите узнать, что я вам сегодня принесла? Да? Я принесла
вам улыбку и хочу ей с вами поделиться. Давайте друг другу улыбнемся.
Беседа:
Ребята, какое время года сейчас идет? Почему? Назовите признаки
весны (дети, глядя в окно, называют признаки весны). Вспомните название
весенних месяцев.
А сейчас я вам покажу картину. Какое время года на ней изображено?
Обратите внимание на то, какая она грустная и невеселая.
Давайте
посмотрим и подумаем, чего же там не достает?
18
(дети рассматривают фон-заготовку «Весна» и предлагают добавить
недостающие весенние детали).
А давайте оживим эту картину, и сделаем вместе ее красивой и
красочной.
Я приготовила заготовки бумаги, и те признаки весны, которые мы
перечислили, изобразим на бумаге с помощью аппликации.
(Дети выбирают какие детали картины будут создавать).
(повторение устно способов создания выбранных частей картины)
Для начала повторим правила работы с ножницами.
Перед началом работы разомнем пальчики:
Наши алые цветочки
(Ладони соединить лодочкой перед собой.)
Распускают лепестки,
(По очереди, начиная с большого, развести пальцы в стороны. Запястья
оставить соединенными.)
Ветерок чуть дышит,
( Подуть на руки "цветки.)
Лепестки колышет.
( Подвигать пальцами вперед-назад.)
Наши алые цветочки
Закрывают лепестки.
( По очереди сложить пальцы, соединив ладони лодочкой.)
Головой качают,
( Покачать ладонями вправо-влево.)
Тихо засыпают.
( Положить голову на сложенные ладони.)
Выполнение коллективной работы, взаимопомощь.
(вырезание листьев березы из прямоугольника, сгибая пополам и
отрезая дугу по воображаемой линии;
Составление цветка «одуванчик» из салфеток - объемная аппликация;
19
Солнышко-вырезание круга из квадрата, лучи делаются петельками из
полосок бумаги, которые размеряются с помощью сгибания;
Облака – мятая бумага).
В ходе работы проводится игра «Назови ласково».(солнце, лист,
облако,
проталина,
цветок,
птица),
образование
уменьшительно-
ласкательных существительных.
А теперь мы поиграем в игру, которая называется «Весенние
словечки». Я буду называть слова, а вы отгадайте, о чем я говорю.
1. Голубое, ясное, безоблачное, чистое … (небо)
2. Длинная, прозрачная, холодная, сверкающая … (сосулька)
3. Яркое, ласковое, золотое, лучистое … (солнце)
4. Светлый, весенний, солнечный, погожий … (день)
5. Теплый, приятный, легкий, свежий … (ветер)
6. Грязный, рыхлый, холодный, подтаявший … (снег)
7. Молодая, зеленая, свежая, нежная, первая (трава).
Воспитатель: Давайте добавим сделанных заранее бабочек и птиц.
Какие птицы зимующие, какие перелетные?
Я приготовила картинки с детьми. Нужно выбрать: какие картинки
весенние, какие летние и зимние, объясните, почему так решили. Давайте их
тоже поместим на нашу картину.
Заключение (анализ работы):
Воспитатель: Какая получилась картина? Вам нравится? Что именно?
Что получилось лучше всего? Молодцы, работали все хорошо, а нашу
картину повесим в группе. Сейчас приберем свои рабочие места.
20
Конспект занятия по аппликации в обрывной технике
"Забавный снеговик" для подготовительной группы
Цели:
Образовательные: формировать навыки работы с шаблонами (закреплять
умение
обводить
трафарет);
расширить
спектр
технических
приемов
обрывной
аппликации
(разрывание,
обрывание,
выщипывание);
активизировать словарь детей (трапеция, по диагонали, снизу вверх); учить
детей эмоционально передавать словами состояние природы, использовать в
речи прилагательные.
Развивающие: развивать мелкую моторику; развивать чувство формы и
композиции.
Воспитательные: воспитывать терпение и усидчивость, аккуратность в
работе, желание довести работу до конца; желание помочь, оказать помощь;
воспитывать любовь к родной природе.
РППС: иллюстрации зимней природы, иллюстрация снеговика; круги-
трафареты радиусом 8, 6 и 4 сантиметра; заготовки зимнего леса из цветного
картона; листы белой бумаги; небольшие листочки черной, оранжевой,
красной и коричневой бумаги; клей ПВА, кисточки, клеенки, тряпочки,
влажные салфетки для рук, ножницы.
Предварительная работа: подготовка трафаретов кругов (по три разных
трафарета на каждого ребенка), беседы о зиме, лепка снеговиков на участке,
заготовка листов.
Ход занятия.
1. Организационный момент.
Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами будем выполнять поделку, которая
лежит в нашей волшебной коробке, но, то, что находится, здесь вы узнаете,
отгадав мою загадку:
Меня не растили - из снега слепили
Вместо носа ловко вставили морковку,
Глаза - угольки, а руки - сучки.
Холодный, большой, кто я такой?
(снеговик!)
Воспитатель: правильно - снеговик! Вот он, (достаю). А как вы думаете,
почему его так назвали? (Ответы детей)
Воспитатель: Правильно. Он сделан из снега и даже в его названии есть
слово снег. А в какое время года можно его встретить. (Зимой).
Воспитатель: Правильно.
Словесная игра: "Какая она зима?" (кому кидаю снежок тот и говорит).
Девочки: (пушистая, холодная, снежная, морозная, студёная, сказочная,
волшебная, искристая).
Воспитатель: А мальчики мне скажут, во что можно зимой играть и как
веселиться?
Мальчики: (кататься на санках, на лыжах, на коньках, играть в хоккей, играть
в снежки, лепить крепость, снежную бабу, кататься с горки на ледянках).
21
2.Постановка цели.
Воспитатель: Ребята, скоро новогодние праздники, а на них принято дарить
подарки. Сегодня на занятии мы будем изготавливать вот такого снеговика,
которого можно подарить. А кому вы хотели бы подарить такого снеговика?
(ответы детей).
Воспитатель: Посмотрите внимательно, подумайте и скажите, из каких
частей состоит наш снеговик?
(туловище, голова, руки, ведро, нос, глаза0.
Воспитатель: А какие геометрические фигуры используются в работе и каких
они размеров?
3. Исследовательский этап:
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, из каких материалов выполнена
поделка? (клей, бумага, картон).
Воспитатель:
Какие у нас будут снеговики?
Дети: весёлые, смелые, сильные и т.д.
4. Основная часть.
Дети садятся за столы.
Воспитатель: Ребята, я предлагаю, вам сделать необычного снеговика
используя картон, бумагу, клей и ножницы.
- Но сначала мы повторим технику работы с ножницами, клеем с кистью.
ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ РАБОТЕ С НОЖНИЦАМИ:
Ножницы - острый инструмент.
Не держи ножницы концами вверх.
При работе следи за пальцами левой руки.
ПРАВИЛА РАБОТЫ КИСТЬЮ:
Держим кисть вертикально к намазываемой поверхности, излишки клея
убираем о краешек баночки.
Наносим клей тонким слоем на всю поверхность детали.
Налаживаем детали на поверхность.
Прижимаем салфеткой, убрав лишний клей.
ПРАВИЛА ЛИЧНОЙ ГИГИЕНЫ:
Работаем на клеёнке.
Следим за чистотой рук.
Вытираем влажной салфеткой руки.
ИЗГОТОВЛЕНИЕ СНЕГОВИКА (объясняю).
1. Перед собой у вас цветной картон с заготовкой зимнего леса.
2. На картоне простым карандашом обвести большой круг, затем средний и
маленький
(каждый
последующий
круг
приставлять
к
верхушке
предыдущего).
3. Взять лист белой бумаги и отрывать от него полоски шириной 1-2 см.
4. Обрывать каждую полоску на кусочки схожих по размеру.
5.
Приклеить
полученные
кусочки
бумаги,
на
картон,
заклеивая
нарисованные круги снизу вверх.
22
6. Между средним и маленьким кругом с обеих сторон приклеить по кусочку
бумаги: ручки.
7. От черной бумаги отщипнуть два кусочка - глазки. Приклеить их.
8. Из красной бумаги вырезать ротик (режем от угла закругляя, к другому и
получаем полуовал); их оранжевой - носик (прямоугольник складываем
пополам аккуратно разглаживаем линию сгиба, перерезаем по диагонали); из
коричневой - ведро (берем прямоугольник складываем пополам, также
проглаживаем линию сгиба и срезаем угол от угла до середины, развернули,
и получилась трапеция). Клеим детали на голову снеговика.
Для того чтобы у вас получились снеговики, нам нужно наши пальчики
размять.
Пальчиковая гимнастика:
1, 2, 3, 4, 5 (загибаем пальцы по 1)
Мы во двор пошли гулять (идём по столу указательным и средним пальцами)
Бабу снежную лепили, ("лепим" комочек в ладошках)
Птиц кусочками кормили, ("кормим" пальцами)
С горки мы потом катались, (ведем указательным пальцем по другой
ладошке)
А ещё в снегу валялись. (кладем ладошки на стол то с одной, то другой
стороной).
Воспитатель: А сейчас за дело - приступайте (дети работают).
Звучит спокойная музыка.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА "Быстро встаньте".
Быстро встаньте, улыбнитесь,
Выше, выше подтянитесь.
Ну-ка, плечи распрямите,
Поднимите, опустите.
Влево, вправо повернулись,
Рук коленями коснулись.
А сейчас сели и вновь за работу вернулись.
4.Итог занятия.
Выставка работ звучит песня "Снеговика".
Воспитатель: Ребята, понравились ли вам снеговики, которых вы сделали?
Из чего мы делали снеговика, какие использовали формы? Что было сделать
сложнее всего? Сможете ли вы научить делать такую поделку своих близких?
(дети отвечают).
23