Напоминание

Обеспечение условий для выявления и развития талантливых детей и подростков в детском объединении "Детский экологический театр"


Автор: Новикова Наталья Васильевна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования "Исилькульская станция юных натуралистов"
Населённый пункт: г.Исилькуль, Омская область
Наименование материала: статья
Тема: Обеспечение условий для выявления и развития талантливых детей и подростков в детском объединении "Детский экологический театр"
Раздел: дополнительное образование





Назад




муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования детей

«Исилькульская станция юных натуралистов»

Обеспечение условий для выявления и развития

талантливых детей и подростков в детском объединении

«Детский экологический театр»

Автор: Новикова Наталья Васильевна,

педагог дополнительного образования

I квалификационной категории

Нельзя кого-либо изменить,

передавая ему готовый опыт.

Можно лишь создать атмосферу,

способствующую развитию человека.

К.Роджерс

Возрастающая потребность общества в людях, способных творчески

подходить

к

любым

изменениям,

нетрадиционно

и

качественно

решать

существующие проблемы, обусловлена ускорением темпов развития общества

и,

как

следствие,

необходимостью

подготовки

людей

к

жизни

в

быстро

меняющихся условиях. Поэтому в современном образовании делается акцент

на развитие одаренных обучающихся, индивидуализацию их образования с

учетом интересов и склонностей к творческой деятельности.

Одна из главных задач дополнительного образования – создание условий для

выявления и развития одаренных детей, поскольку одаренные дети являются

творческим и интеллектуальным потенциалом для развития дополнительного

образования.

Детская одаренность — это не просто большая родительская гордость,

но одновременно еще и достаточно большая проблема. С одной стороны,

одаренный ребенок имеет больше шансов успешно реализовать себя в жизни, а

с другой — одаренность может вызывать у ребенка трудности в общении со

сверстниками.

Каких

же

детей

принято

считать

одаренными?

Обычно

обращают

внимание и относят к одаренным: детей, отлично обучающихся в школе;

детей, ярко проявивших себя в каком-либо виде деятельности (например, в

музыке

или

в

рисовании)

и

детей

любознательных

с

оригинальным

мышлением. Но в реальности одаренных детей гораздо больше.

Выделяют

различные

виды

одаренности.

Изучив

и

проанализировав

научно-методическую

и

психолого-педагогическую

литературу

по

данной

теме,

мне

больше

импонирует

классификация

одаренности

по

видам

деятельности:

-

интеллектуальную

у

ребенка

повышенная

любознательность,

исключительная

сообразительность,

полное

погружение

в

умственную

деятельность и т.д.;

-

творческую

легкость

генерирования

идей,

способность

предлагать

качественно разные, неповторяющиеся решения, оригинальность мышления и

т.д.;

- академическую, проявляющуюся в успешном обучении отдельным учебным

предметам, в выраженной избирательности интересов ребенка;

-

-художественно-эстетическую:

изобразительную,

музыка льную,

литературную, актерскую;

-

социальную

или

лидерскую:

связанную

с

легкостью

установления

контактов и высоким качеством межличностных отношений;

-

психомоторную

(т.е.

спортивную)

характеризующуюся

способностями

человека

иметь

объективную

информацию

о

своих

движениях,

точно

контролировать свои движения и управлять ими (моторными, сенсорными и

когнитивными способностями).

Одаренность может быть явной и проявляется в деятельности ребенка

ярко

и

отчетливо,

и

скрытой,

то

есть

одаренность

есть,

но

остается

незамеченной окружающими. Я даю ребенку веру в то, что он уникален и

может многое – это важный шаг, для того, чтобы одаренность, прежде всего

увидеть. А, увидев, не потерять и пытаться развивать, направлять в нужное

русло. Самое главное определиться в том, что это, прежде всего, необходимо

самому ребенку, его родителям, и оказывать им всяческую в этом помощь.

На занятиях в детском объединении «Детский экологический театр»

создаю условия для оптимального развития одаренных детей включая детей,

чья одаренность на настоящий момент еще не проявилась, а также просто

способных

детей,

в

отношении

которых

есть

серьезная

надежда

на

дальнейший качественный скачок в развитии их способностей. Поэтому над

этой проблемой в своем детском объединении работаю не первый год.

Работу с одаренными и способными детьми начинаю с выявления с

момента

поступления

их

в

образовательное

учреждение.

Этот

процесс

осуществляется на основе наблюдений, диагностических методик, изучения

психологических

особенностей

речи,

памяти,

мышления,

внимания,

воображения.

Кроме

того,

использую

анкетирование

и

тестирование

обучающихся

и

их

родителей.

Основная

задача

на

этом

этапе

собрать

разнообразную информацию об обучающихся.

Следующий

этап

работы

с

одаренными

детьми

создание

мотивации

и

условий для их оптимального развития. От того, как организована работа с

данной категорией обучающихся, во многом зависит успешность работы с

ними. Стараюсь работу строить таким образом, чтобы ребенок мог проявить

свои творческие и познавательные способности.

Основу организации учебного процесса составляют:

-

нетрадиционные формы занятий (занятия – соревнования, занятия –

фантазии,

занятия

путешествия,

музыкально-театрализованные

игры,

индивидуальные и коллективные творческие задания, игровые тренинги на

развитие

психических

процессов

(внимания,

памяти,

воображения),

придумывание

сценариев,

сюжетов;

творческая

мастерская

(изготовление

атрибутов

и

костюмов);

ведь

как

известно,

что

нетрадиционные

формы

занятий не только повышают познавательную активность детей, но также

создают

условия

для

устранения

перегрузок

обучающихся,

получения

эмоционального отклика, развивают творческие способности детей;

-

использование

современных

образовательных

технологий:

(ролевые,

деловые и другие виды обучающих игр, ИКТ (позволяет повысить интерес

обучающихся

к

реализуемой

программе,

развивать

самостоятельность,

активизировать

внимание

обучающихся);

обучение

в

сотрудничестве

командная

и

групповая

работы

или

личностно-ориентированное

обучение

(личная

ответственность

каждого

члена

группы

за

собственные

успехи

и

успехи группы), здоровьесберегающие (позволяют равномерно распределить

различные

виды

заданий,

чередовать

мыслительную

деятельность

с

двигательной), система инновационной оценки «портфолио» (накопление и

оценка индивидуальных достижений обучающегося в определенный период

его обучения). Все эти современные технологии дают возможность повышать

качество образования и выявить способности обучающихся.

-

дифференциация обучения (включает комплекс методических, психолого-

педагогических, организационных мероприятий, обеспечивающих обучение в

группах с целью учета особенностей их контингента). При использовании

дифференцированного

обучения

повышается

уровень

мотивации;

каждый

ребенок обучается на уровне его возможностей и способностей; реализуется

желание сильных обучающихся быстрее и глубже продвигаться в образовании.

Сильные обучающиеся утверждаются в своих способностях, слабые получают

возможность испытывать учебный успех и стимул к новым открытиям .

-

индивидуализация обучения (позволяет выявить проблемные или сильные

стороны в развитии ребенка и определение путей коррекции или дальнейшего

развития, учитывать потребности каждого ребенка);

-

включение

детей

в

самостоятельный

поиск

информации

(дает

возможность

обучающимся

приобретать

знания

и

получать

навыки

через

общую

вовлеченность

в

поиске

нужной

информации

и

материалов

о

глобальных

экологических

проблемах

современности,

для

создания

новых

экологических постановок).

- работа с дополнительной литературой (позволяет расширять словарный

запа с ,

информа ционную

культуру,

с по с об с т вуе т

в о с п и т а н и ю

коммуникативных качеств и сплочению детского коллектива).

-

нестандартные задания (дают возможность обдумывать и размышлять,

высказывать свое мнение)

- отчетные выставки творческих работ и концерты;

- смотры, конкурсы, фестивали;

Результатом совместной с детьми работы являются презентации спектаклей,

праздники.

В

подготовку

и

проведение

этих

мероприятий

активно

включаются

и

родители.

Совместными

усилиями

составляется

сценарий

мероприятия, идет поиск нужной информации, подбор аудио и видео музыки,

готовятся выступления, составляются презентации.

Благоприятная развивающая среда в детском объединении «Детский

экологический театр» способствует проявлению творческих способностей и

развитию творческой одаренности – театральная деятельность поскольку она в

своей основе содержит творческое начало и является сама по себе творческой

деятельностью.

Именно

в

театральной

деятельности

дети

наиболее

ярко

проявляют себя и достигают более высокого уровня развития.

Включению

детей в театральную деятельность детские фантазии не остаются в области

мечтаний,

все

свои

впечатления

и

выдумку

ребёнок

воплощает

в

живые

образы и действия.

В детском коллективе создана атмосфера свободного выражения чувств

и мыслей, желание быть непохожим на других, дети проявляют фантазию,

реализуют

свои

способности

через

театрализованные

экологические

постановки.

Чтобы

подарить

будущему

«актеру»

возм ож но сть

перевоплощения, радость узнавания через себя другого человека, необходимо

вывести его на этот уровень образного мышления. Перевоплощаясь в образ,

дети смеются, грустят, ликуют; они присваивают себе его лучшие черты,

формируя

опыт

нравственного

поведения.

Театрализованная

деятельность

является

источником

развития

чувств,

глубоких

переживаний

и

открытий

ребенка, приобщает его к духовным ценностям, развивает эмоциональную

сферу

ребенка,

заставляет

его

сочувствовать

персонажам,

сопереживать

разыгрываемым событиям. Театральная деятельность помогает ребенку стать

успешным в любом виде деятельности, помогает адаптироваться в любых

жизненных

ситуациях.

Играя

разные

роли

на

театральной

сцене,

дети

преодолевают

робость,

застенчивость,

неуверенность

в

себе.

У

них

развиваются

память,

внимание,

воображение,

и н и ц и ат и в н о с т ь ,

самостоятельность,

речь.

При

этом

использую

сборники

скороговорок,

чистоговорок, рифмовок, упражнения для артикуляционной гимнастики и др.

И

по

мере

развития

всех

этих

способностей

можно

судить

о

творческой

одаренности

детей.

Опираясь

на

собственный

опыт

работы

в

детском

объединении

следует

отметить

тот

факт,

что

одаренность

присутствует

у

каждого ребенка. Вопрос лишь в том, что постоянно нужно поддерживать

интерес одаренных детей к сценическому искусству и развивать имеющиеся

способности.

Ведь

без

профессионального

сопровождения

и

поддержки

одаренный ребенок может никогда не превратиться в творца. Педагог вместе с

родителями

создают

оптимальные

условия

для

проявления

и

развития

потенциала ребенка. Ведь как семечко чудесного цветка или дерева может

столетиями лежать в земле или в пакетике в шкафу, не имея возможности

прорасти без влаги, света и тепла, так и одаренность не проявит себя без

определенных

условий.

Ведь

она

существует

в

постоянном

движении,

в

развитии. Творческий дар не терпит «застоя». Он или развивается, или угасает.

И поэтому, наиболее благоприятные условия для проявления детей, развитие

одаренности

возможно,

создать

именно

в

учреждении

дополнительного

образования.

Лишь

только

внешкольные

кружки,

студии,

творческие

мастерские, лаборатории дают возможность реализовать интересы, выходящие

за рамки школьной программы.

Талант — присущие от рождения определённые способности, и в рамках

реализации

дополнительной

общеобразовательной

программы

«Детский

экологический театр» предоставляю возможность детям раскрыть этот дар

природы, чтобы каждый смог проявить свои способности и нашёл своё место в

жизни,

был

успешен

и

счастлив

в

дальнейшем,

а

это

является

залогом

процветания России!



В раздел образования