Автор: Давыгора Марина Лютиевна
Должность: учитель географии
Учебное заведение: МАОУ СОШ №93 им. Кронида Обойщикова
Населённый пункт: город Краснодар
Наименование материала: статья
Тема: «Использование регионального компонента во внеклассной и внеурочной работе учителя географии»
Раздел: среднее образование
«Использование регионального компонента во внеклассной и
внеурочной работе учителя географии»
Автор: Давыгора Марина Лютиевна
МАОУ СОШ №93 имени Кронида Обойщикова г. Краснодар
Аннотация:
В
статье
рассматривается
вопрос
использования
регионального компонента через
связь повседневной жизни с базовым
географическим
образованием
через
практическую
деятельность
и
знакомство с окружающей действительностью.
Ключевые слова: региональный компонент, урок географии, экскурсия,
музей, проект.
Региональный
компонент
значительно
облегчает
усвоение
курса
географии. Проведение экскурсий на предприятиях города Краснодара, в
ботаническом саду им. И.С. Косенко, походы на Кавказские горы, в разные
уголки
родного
города,
края,
способствуют
осознанному
усвоению
учащимися изучаемого материала. Уроки географии при таком подходе
имеют большую практическую направленность, курс становится не только
предметом изучения особенностей природы родного края, но и средством
изучения основ географии на доступном, понятном материале.
В связи с этим я использую в работе не только классно-урочную форму
знакомства с краем, но и экскурсионную, проектную, которые, кроме
географического компонента и практической направленности, имеют еще
компонент гражданско-патриотического воспитания.
Постепенно, кроме классно-урочной формы, в моей работе стали
традиционными следующие формы работы по географии:
1) посещение музеев г. Краснодара и Краснодарского края,
2) экскурсии по уникальным природным районам Кубани,
3) участие в конкурсах, конференциях, олимпиадах,
4) проектная деятельность,
5) устные журналы,
географические викторины и игры,
6) недели географии,
7) сотрудничество с организациями города, встречи с интересными людьми.
Хочу остановиться более подробно на тех формах, которые, на мой
взгляд, более полно, красочно, эмоционально, а поэтому и результативно,
расширяют и углубляют знания по географии, воспитывают их патриотизму.
1. Экскурсии
Первое знакомство с родным краем происходит для учащихся не
просто как для обычных мальчиков и девочек, оказавшихся на природе, а для
учеников 6 класса, которые учатся наблюдать, анализировать, осознавать и
обобщать увиденное и услышанное. В самом начале сентября, после первого-
второго урока географии, провожу вводную экскурсию на реку Кубань,
которую организую во внеурочное время. Вместе с детьми ориентируемся на
местности с помощью компаса, по солнцу, определяем направление и
скорость течения реки, направление ветра, виды облаков, формы рельефа,
растительность, устно описываем увиденное и записываем в блокноты.
Позже, когда изучаем соответствующие темы, мне просто стоит напомнить
детям о том, что мы делали на экскурсии, и работа на уроках проходит
плодотворнее и интереснее.
В старших классах, где учащиеся знакомятся с природой России, её
населением и хозяйством, очень помогают поездки в уголки природы и на
предприятия города Краснодара (ООО «Очаково», ЗАО «Александрия») и
Краснодарского края ( кондитерский комбинат «Кубань» в г. Тимашевске)
2. Посещение музеев г. Краснодара и Краснодарского края.
Выход за пределы школьного кабинета, шаг за страницы учебника
дает возможность убедиться, что наш край удивительно красив. На этой
основе формируются положительные эмоции. А это уже средство активного
обучения.
Изучение географии сочетаю с серией внеклассных мероприятий:
виртуальные экскурсии
«
Музеи Краснодарского края, Краснодара»
,
« Музеи
мира». После этого – экскурсии по городу, в музеи города Краснодара:
Краснодарский
государственный
историко-археологический
музей-
заповедник им. Е.Д. Фелицына, художественный музей им. Ф.А. Коваленко,
выставку музея восковых фигур, музей под открытым небом военной
техники в парке 30-летия Победы.
А позже, в рамках мероприятий,
посвященных Великой Победе 1945
,
-
музей семьи Степановых в г.
Тимашевске
,
музеи Керчи, Севастополя, Санкт- Петербурга, Москвы, Тулы,
Волгограда, Казани.
3.Экскурсии по уникальным природным районам Кубани.
Поднимаемся на высоту 2300 м над уровнем моря в Роза Хуторе,
знакомимся с растительностью Сочинского дендрария и морской фауной в
Адлерском океанариуме, пробуем горный мёд на Красной Поляне, любуемся
красотами плато Лаго-Наки, сталактитами и сталагмитами Азишской
пещеры, на паровозике движемся по Гуамскому ущелью, наблюдая отвесные
скалы, выточенные за миллионы лет рекой Белой, пробуем на ощупь
лечебную грязь вулканов Тамани.
4.Проектная деятельность
Проектной деятельностью мои ученики занимались всегда, вот только
менялись требования и названия того, что мы сейчас называем проектом. Так
студентка краснодарского политехнического техникума Слащева Д, провела
большую исследовательскую работу на тему: «Влияние автомобильного
транспорта на химический состав атмосферы», с которой выступила на
краевой НПК. Работу над этим же проектом продолжили мои ученики 7-8
классов, но уже в микрорайоне МАОУ СОШ №93 в 2017-2018 учебном году.
В 2020 году мы празднуем 75 -летие Победы в Великой Отечественной
войне. Но еще в год 70-летия Победы 1945 года мы совместно с учащимися
решили начать несколько проектов, имеющих социальную направленность и
объединенных одной темой: «Это нужно - не мертвым! Это надо живым ...»
.
Проекты имели разные сроки реализации, темы и содержание, но связаны
одной идеей: герои семьи, герои города, герои страны.
Первый проект
« Спасибо деду за Победу!»
имел сроки реализации с
сентября 2014 по май 2015.
Целью проекта был сбор сведений из рассказов родных, архивов,
сайтов,
создание презентаций
и популяризация информации о своих
прадедах, защищавших Отчизну в годы Великой отечественной войны.
Образовалась группа из трех учащихся, которые вместе со мною и
родителями кропотливо собирали информацию, писали эссе, создавали
презентации, картосхему мест боевых действий, в которых участвовали их
прадеды. Итогом этой большой и напряженной работы стали выступления на
классных часах перед своими сверстниками и победа в окружной акции
«Ордена и медали - история доблести и славы российского солдата».
Второй проект
« Улицы Краснодара, названные в честь героев ».
Работали над ним с сентября 2016 по январь 2018.
Наша школа находится в микрорайоне, где улицы носят имена героев-
кубанцев Афганистана, Чечни. Да и подавляющее большинство учащихся
проживает на этих улицах. Вот поэтому ребята и предложили подготовить
отдельный классный час о подвигах воинов - интернационалистов. А чуть
позже, в ходе поиска информации, мы решили расширить круг героев и
включить сюда еще героев-кубанцев Великой Отечественной войны 1941-
1945 годов. В результате, кроме проведенного внеклассного мероприятия для
параллели 6 классов, мы создали сайт «Улицы Краснодара, названные в
честь героев»
,
размещенный на сайте МАОУ СОШ №93 г. Краснодара.
Третий проект
«Города-герои России
» был начат в сентябре 2016 и
продолжался по май 2019.
Известная пословица « Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать»
точно отражает цель проекта «Города-герои России»: знакомство с городами-
героями
России
в
ходе
изучения
литературного,
картографического
материала и путешествий по ним. Первые шаги в его реализации мы сделали
в ноябре 2015 года, когда с однодневной экскурсией побывали в городе -
герое Новороссийске. С 2015 по 2019 год посетили города - герои Керчь,
Севастополь, Волгоград, Тулу, Санкт-Петербург, Москву.
А сколько воспитательных пластов поднимает каждая поездка! От
воспитания культуры отношений между людьми до бережного отношения к
природе, истории своего города, края, страны. А заряд положительных
эмоций, полученный ими во время экскурсий, будет поддерживать их долгое
время.
5. Участие в конкурсах, конференциях, олимпиадах.
Каждое внеклассное мероприятие несет в себе мощную смысловую и
образовательную нагрузку, содействует формированию различных видов
образовательных компетенций учащихся. Конкурсы, проекты помогают
детям
проявить
аналитические
способности,
умение
находить,
систематизировать информацию, применять нестандартные подходы в
решении поставленных задач. С 2016 по 2020 год постепенно росло не
только
число
учащихся,
принимающих
участие
в
разного
уровня
олимпиадах, викторинах, конкурсах, но и результаты: диплом II степени
Озеров Ф. и III степени Верхоланцев Д. (осень 2016) Интернет-конкурс
«ХимБи»; диплом II степени Ванеева Н. II Всероссийской олимпиады по
географии для 5-11 классов « Рыжий кот» г. Самара (декабрь 2016); диплом
III степени Клишина М.
(сентябрь 2019) IV Международного дистанционного
конкурса «Старт»;
диплом I
степени
Рочева Д.
(декабрь 2019)
в
III
Олимпиаде Кубанского государственного университета по естественным
наукам для школьников (экология).
Каждое внеклассное и внеурочное мероприятие несет в себе мощную
смысловую
и
образовательную
нагрузку,
содействует
формированию
различных видов образовательных компетенций учащихся.
Таким образом, все вышеизложенное позволяет сделать вывод о том,
что использование задач с региональным содержанием на уроках и во
внеурочной
деятельности
позволяет
углубить
знания
учащихся
по
краеведению, способствует привитию интереса к географии, развитию
творческого мышления, формирует ответственный подход к решению задач.
Кроме
этого
формируются
такие
качества,
как
самостоятельность,
ответственность, любовь к родному краю, своей малой родине.
Список литературы:
1.
Баринова И.И. Изучение родного края – основа формирования
национального самосознания / Материалы международной научно-
практической конференции «Колпинские чтения по краеведению и
туризму. СПБ.: Из-во РПГУ им.А.И.Герцена, 2018. С.18-21.
2.
Борисов Владимир Иванович. Занимательное краеведение [Текст] / В.
И. Борисов. - 2-е изд., испр. и доп. - Краснодар : Кн. изд-во, 1975. - 127
с. : ил., карт.; Краеведение - Краснодарский край
3.
Кубановедение, 8 класс, Трехбратов Б.А., Бодяев Ю.М., Лукьянов С.А.,
Гриценко Р.М., 2011.