Автор: Шемякина Людмила Владиславовна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ СОШ п.свх.Прибытковский
Населённый пункт: Грязинского муниципального района Липецкой области
Наименование материала: Программа элективного курса по подготовке к ЕГЭ по русскому языку для учащихся 11 класса.
Тема: " Элективный курс по подготовке к ЕГЭ по русскому языку"
Раздел: полное образование
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа п. свх. Прибытковский
Грязинского муниципального района Липецкой области
Программа элективного курса по подготовке к ЕГЭ
по русскому языку для учащихся 11 класса
Составитель методической разработки:
учитель русского языка и литературы
высшей квалификационной категории
Шемякина Людмила Владиславовна.
2020г.
Пояснительная записка
Дополнительная общеразвивающая программа элективного курса по подготовке к
ЕГЭ по русскому языку предусматривает углублённую подготовку учащихся 11
класса в той сфере русского языка, которая связана с его функционированием, и
рассчитана на 1 год (32 часа). Программа составлена на основе курса Н.Г.
Гольцовой «Русский язык с элементами практической стилистики» и программы
курса 11 класса.
Цель программы - расширение лингвистического кругозора обучаемых за счёт
усвоения
новых
стилистических
знаний,
совершенствование
практических
коммуникативных навыков и умений, формирование и развитие творческих
способностей.
Задачи:
1.Расширить и углубить знания учащихся о стилистических средствах фонетики,
орфоэпии, лексики, фразеологии, словообразования, морфологии и синтаксиса,
показав их роль в создании стилистической синонимии языка, а также в
организации функциональных стилей.
2.Углубить знания учащихся о функционально-стилистической дифференциации
языка, дав развёрнутую характеристику основных стилей (в их письменном и
устном проявлении) и выделив нормативный аспект характеристики стилей.
3.Отработать
навыки
учащихся
в
умении
пользоваться
разнообразными
стилистическими средствами языка.
4.Способствовать
овладению
нормами
русского
литературного
языка,
обогащению словарного запаса и грамотного строя речи учащихся.
5.Способствовать профессиональному самоопределению учащихся. Создать
условия для социализации учащихся на основе духовно-нравственных ценностей
и принятых в обществе норм поведения в интересах человека и общества.
6.Обобщить знания об особенностях разных стилей речи русского языка и сфере
их использования.
7.Повышать уровень грамотности учащихся.
8.Совершенствовать навык анализа текстов различных стилей.
9.Развивать письменную речь учащихся, пополнять их теоретико-литературный
словарь.
10.Совершенствовать знания и умение находить в тексте и определять функцию
средств выразительности разных уровней.
11.Совершенствовать умение отражать личностную позицию в сочинении при
помощи аргументации.
12.Стройно и последовательно излагать свои мысли и оформлять их в
определённом стиле и жанре.
13.Создание условий для творческого развития учащихся.
Программа разработана на основе нормативных документов:
•
Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273 «Об образовании в Российской
федерации»;
•
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 4 июля 2014 г. N 41 г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-
14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и
организации режима работы образовательных организаций дополнительного
образования детей»;
•
Приказ Министерства образования и науки РФ от 29 августа 2013 г. № 1008 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности
по дополнительным общеобразовательным программам»;
•
Приказ Министерства образования и науки РФ от 25 октября 2013 г. № 1185 «Об
утверждении примерной формы договора об образовании на обучение по
дополнительным образовательным программам»;
•
Письмо Министерства образования и науки РФ от 14 декабря 2015 г. № 09-3564
«О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных
программ».
Учебно-тематический план
№ п/п
Название модулей
Кол-во часов
1
Модуль «Лексика и стилистика»
5
2
Модуль «Фразеология и стилистика»
5
3
Модуль «Структура и образование слова»
4
4
Модуль «Морфология и стилистика»
5
5
Модуль «Синтаксис и стилистика»
6
6
Модуль «Стили речи»
7
Всего:
32
Содержание тем учебного курса
Модуль
I
.
Лексика и стилистика
.
Стилистическая дифференциация слов современного русского языка. Книжная
лексика. Её разряды: общеупотребительная лексика и лексика, закреплённая за
определённой сферой общения (научная, официальная, газетная). Разговорная
лексика (собственно разговорная и просторечная). Нейтральная лексика и её
стилистическая роль.
Стилистические синонимы. Ряды стилистических синонимов.
Стилистические возможности синонимов, антонимов.
Стилистические возможности заимствованных слов.
Профессиональная лексика. Термины.
Архаизмы и неологизмы в аспекте стилистики.
Модуль
II
.
Фразеология и стилистика.
Фразеология разговорная, книжная и нейтральная. Разговорная фразеология как
наиболее обширный пласт русской фразеологии.
Разновидности книжной фразеологии по их характеру её использования в той или
иной сфере общения (научная, официально-деловая, публицистическая).
Пути пополнения русской фразеологии: «крылатые слова», обороты из античной
литературы, Ветхого и Нового Завета, произведений русских и зарубежных
писателей.
Синонимия слов и фразеологических единиц.
Модуль
III
.
Структура и образование слова.
Корневые и аффиксальные морфемы.
Чередование звуков в корне.
Формообразующие, словообразующие и словоформообразующие аффиксы.
Основные способы словообразования и формообразования.
Модуль
IV
.
Морфология и стилистика.
Стилистические возможности существительных, прилагательных, числительных,
глагольных форм и наречий.
Морфология и орфография. Наиболее сложные вопросы орфографии: не с
различными частями речи,
ь после шипящих;
н и ни в прилагательных и
причастиях; склонение числительных; правописание наречий.
Соответствие форм слова стилевым нормам.
Модуль
V
.
Синтаксис и стилистика.
Роль
синтаксических
средств
в
выражении
экспрессивности
речи.
Своеобразие синтаксической синонимии.
Стилистические
синонимы
и
параллельные
синтаксические
конструкции.
Стилистическая характеристика синонимических словосочетаний.
Модуль
VI
.
Стили речи.
Функциональные стили как наиболее общие стилевые разновидности, связанные с
использованием языка в разных сферах и условиях общения.
Стили
современного
русского
языка:
научный,
официально-деловой,
публицистический и разговорный. Вопрос о выделении стиля художественной
литературы. Соотношение понятий «стиль», «подстиль», «жанр».
Главная черта официально-деловой речи.
Речевые клише и штампы, их закономерное появление в официально-деловых
документах. Универсальные слова.
Публицистический
стиль.
Сфера
использования.
Основные
черты
публицистического стиля, его разновидности: собственно-публицистический,
газетный стиль, радио- и телепублицистика, ораторская речь. Многожанровость
публицистического стиля: статья, информационная заметка, очерк, фельетон,
радио- и телерепортажи, беседы, интервью, реклама, речи, выступления.
Языковые особенности публицистического стиля.
Составление деловых бумаг, информационных заметок и их редактирование.
Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения курса учащиеся должны уметь:
1. Определять стили речи и анализировать письменные и устные тексты разных
стилей;
2. Знать стилистические средства языка и уметь находить их в тексте;
3. Понимать природу стилистических ошибок и отличать их от других типов
речевых ошибок;
4. Владеть стилистическими нормами:
•
уметь оценивать стилистическую целесообразность использования в речи
разных языковых средств;
•
уметь самим правильно выбирать эти средства в соответствии с их
эмоционально-экспрессивной окрашенностью и закреплённостью за тем или
иным функциональным стилем речи;
•
5. Владеть навыками стилистической правки текстов;
6. Уметь пользоваться справочной литературой с целью получения нужной
информации о стилистических фактах языка;
7. Уметь самостоятельно создавать тексты различных стилей и жанров в
соответствии с определённой сферой общения, ситуацией, темой, формой речи,
жанром, характером контакта с адресатом речи.
Личностные результаты: осознавать роль языка и речи в жизни людей; выражать
свои эмоции;понимать эмоции других людей; обращать внимание на особенности
устных и письменных высказываний других людей (интонацию, темп, тон речи;
выбор
слов
и
знаков
препинания:
точка
или
многоточие,
точка
или
восклицательный знак).
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:учиться высказывать своё предположение на основе работы
с материалом;
Познавательные УУД:находить ответы на вопросы в тексте; определять позицию
автора; преобразовывать информацию из одной формы в другую;
Коммуникативные УУД: оформлять свои мысли в устной и письменной форме
(давать развёрнутые ответы по проблеме текста, писать сочинения в разных
жанрах публицистического стиля).
Учебно-методическое обеспечение
1.
Н.Г. Гольцова, Т.Е. Янкелевич. «Русский язык с элементами
практической стилистики и основами редактирования».
2.
Е.А. Влодавская «Единый государственный экзамен. Поурочное планирование»;
Москва 2006
3.
Д.Э. Розенталь «Сборник упражнений по русскому языку для поступающих в
ВУЗы»; Москва 1994
4.
Т.М. Пахнова «Профильное обучение. Работа с текстом»; Москва 2006
5.
А.Б. Малюшкин «Русский Язык»; Москва 2006
Содержание программы
Модуль
I
«
Лексика и стилистика»
Стилистическая дифференциация слов современного русского языка. Книжная
лексика. Её разряды: общеупотребительная лексика и лексика, закреплённая за
определённой сферой общения (научная, официальная, газетная). Разговорная
лексика (собственно разговорная и просторечная). Нейтральная лексика и её
стилистическая роль.
Стилистические синонимы. Ряды стилистических синонимов.
Стилистические возможности синонимов, антонимов.
Стилистические возможности заимствованных слов.
Профессиональная лексика. Термины.
Архаизмы и неологизмы в аспекте стилистики.
Планируемые результаты
Личностные результаты: осознавать роль языка и речи в жизни людей; выражать
свои эмоции;понимать эмоции других людей; обращать внимание на особенности
устных и письменных высказываний других людей (интонацию, темп, тон речи;
выбор
слов
и
знаков
препинания:
точка
или
многоточие,
точка
или
восклицательный знак).
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:учиться высказывать своё предположение на основе работы
с материалом;
Познавательные УУД:находить ответы на вопросы в тексте; определять позицию
автора; преобразовывать информацию из одной формы в другую;
Коммуникативные УУД: оформлять свои мысли в устной и письменной форме
(давать развёрнутые ответы по проблеме текста, писать сочинения в разных
жанрах публицистического стиля).
№
Тема занятий
Кол-во
часов
1
Слово и его значение. Лексические группы слов.
1
2
Термины, номенклатурные
наименования, профессионализмы.
1
3
Фразеология. Понятие о фразеологической единице.
1
4
Структура слова. Корневая морфема.
Аффиксальные морфемы
1
5
Орфография. Систематизация и обобщение
наиболее сложных правил орфографии.
1
Содержание программы
модуль
II
.
Фразеология и стилистика.
Фразеология разговорная, книжная и нейтральная. Разговорная фразеология как
наиболее обширный пласт русской фразеологии.
Разновидности книжной фразеологии по их характеру её использования в той или
иной сфере общения (научная, официально-деловая, публицистическая).
Пути пополнения русской фразеологии: «крылатые слова», обороты из античной
литературы, Ветхого и Нового Завета, произведений русских и зарубежных
писателей. Синонимия слов и фразеологических единиц.
Планируемые результаты
Личностные результаты: осознавать роль языка и речи в жизни людей; выражать
свои эмоции;понимать эмоции других людей; обращать внимание на особенности
устных и письменных высказываний других людей (интонацию, темп, тон речи;
выбор
слов
и
знаков
препинания:
точка
или
многоточие,
точка
или
восклицательный знак).
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:учиться высказывать своё предположение на основе работы
с материалом;
Познавательные УУД:находить ответы на вопросы в тексте; определять позицию
автора; преобразовывать информацию из одной формы в другую;
Коммуникативные УУД: оформлять свои мысли в устной и письменной форме
(давать развёрнутые ответы по проблеме текста, писать сочинения в разных
жанрах публицистического стиля).
№
Тема занятий
Кол-во
часов
1
Морфология. Склонение имен
существительных.
1
2
Склонение количественных и порядковых
числительных.
1
3
Словосочетание и предложение.
Слова - предложения.
1
4
Параллельные синтаксические конструкции.
Вводные конструкции.
Вставные конструкции.
1
5
Понятие о стиле. Функциональный стиль.
1
Содержание программы
модуль
III
.
Структура и образование слова.
Корневые и аффиксальные морфемы.
Чередование звуков в корне.
Формообразующие, словообразующие и словоформообразующие аффиксы.
Основные способы словообразования и формообразования.
№
Тема занятий
Кол-во
часов
1
Понятие о стиле. Функциональный стиль.
1
2
Официально-деловой стиль.
Его лексические, словообразовательные и
морфологические особенности.
2
3
Синтаксический строй официально-делового
стиля. Типичные ошибки. Встречающиеся в
официально-деловых бумагах.
1
4
Клише и штампы.
1
Модуль
IV
.
Морфология и стилистика.
Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения курса учащиеся должны уметь:
1.Определять стили речи и анализировать письменные и устные тексты разных
стилей;
2.Знать стилистические средства языка и уметь находить их в тексте;
3.Понимать природу стилистических ошибок и отличать их от других типов
речевых ошибок;
4.Владеть стилистическими нормами:
•
уметь оценивать стилистическую целесообразность использования в речи
разных языковых средств;
•
уметь самим правильно выбирать эти средства в соответствии с их
эмоционально-экспрессивной окрашенностью и закреплённостью за тем или
иным функциональным стилем речи;
•
5.Владеть навыками стилистической правки текстов;
6.Уметь пользоваться справочной литературой с целью получения нужной
информации о стилистических фактах языка;
7.Уметь
самостоятельно
создавать
тексты
различных
стилей
и
жанров
в
соответствии с определённой сферой общения, ситуацией, темой, формой речи,
жанром, характером контакта с адресатом речи.
Содержание программы модуль «Морфология и стилистика».
Стилистические возможности существительных, прилагательных, числительных,
глагольных форм и наречий.
Морфология и орфография. Наиболее сложные вопросы орфографии: не с
различными частями речи,
ь после шипящих;
н и ни в прилагательных и
причастиях; склонение числительных; правописание наречий.
Соответствие форм слова стилевым нормам.
№
Тема занятий
Кол-во
часов
15,16
Практика составления и анализ официальных
документов, деловых бумаг.
2
17
Зачетная работа по теме: «Официально-деловой
стиль».
1
18,19
Публицистический стиль, его особенности,
средства эмоциональной выразительности в
публицистической речи.
2
Модуль
V
.
Синтаксис и стилистика
Планируемые результаты.
Выпускник научится:
• использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств,
мыслей, мотивов и потребностей;
• отображать в речи (описание, объяснение) содержание совершаемых действий
как в форме громкой социализированной речи, так и в форме внутренней речи.
• строить
логическое
рассуждение,
включающее
установление
причинно-
следственных связей;
• объяснять
явления,
процессы,
связи
и
отношения,
выявляемые
в
ходе
исследования;
• основам ознакомительного, изучающего, усваивающего и поискового чтения;
• структурировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное,
главную идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий;
• работать с метафорами — понимать переносный смысл выражений, понимать и
употреблять обороты речи, построенные на скрытом уподоблении, образном
сближении слов.
Содержание по модулю «Синтаксис и стилистика»
Роль
синтаксических
средств
в
выражении
экспрессивности
речи.
Своеобразие синтаксической синонимии.
Стилистические
синонимы
и
параллельные
синтаксические
конструкции.
Стилистическая характеристика синонимических словосочетаний.
№
Тема занятий
Кол-во
часов
20
Признаки публицистического стиля, его
лексические, морфологические и синтаксические
особенности.
1
21
Средства эмоциональной выразительности
публицистического стиля.
1
22,23
Жанры публицистического стиля. Устное
выступление, очерк, доклад.
2
24,25
Путевой и портретный очерк. Подготовка к
сочинению публицистического характера.
2
Модуль
VI
.
Стили речи.
Требования к уровню подготовки учащихся:
В результате изучения курса учащиеся должны уметь:
1.Определять стили речи и анализировать письменные и устные тексты разных
стилей;
2.Знать стилистические средства языка и уметь находить их в тексте;
3.Понимать природу стилистических ошибок и отличать их от других типов
речевых ошибок;
4.Владеть стилистическими нормами:
•
уметь оценивать стилистическую целесообразность использования в речи
разных языковых средств;
•
уметь самим правильно выбирать эти средства в соответствии с их
эмоционально-экспрессивной окрашенностью и закреплённостью за тем или
иным функциональным стилем речи;
5.Владеть навыками стилистической правки текстов;
6.Уметь пользоваться справочной литературой с целью получения нужной
информации о стилистических фактах языка;
7.Уметь
самостоятельно
создавать
тексты
различных
стилей
и
жанров
в
соответствии с определённой сферой общения, ситуацией, темой, формой речи,
жанром, характером контакта с адресатом речи.
Личностные результаты: осознавать роль языка и речи в жизни людей; выражать
свои эмоции;понимать эмоции других людей; обращать внимание на особенности
устных и письменных высказываний других людей (интонацию, темп, тон речи;
выбор
слов
и
знаков
препинания:
точка
или
многоточие,
точка
или
восклицательный знак).
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД : учиться высказывать своё предположение на основе
работы с материалом;
Познавательные УУД : находить ответы на вопросы в тексте; определять
позицию автора; преобразовывать информацию из одной формы в другую;
Коммуникативные УУД: оформлять свои мысли в устной и письменной форме
(давать развёрнутые ответы по проблеме текста, писать сочинения в разных
жанрах публицистического стиля).
Содержание программы по модулю «Стили речи».
Функциональные стили как наиболее общие стилевые разновидности, связанные с
использованием языка в разных сферах и условиях общения.
Стили
современного
русского
языка:
научный,
официально-деловой,
публицистический и разговорный. Вопрос о выделении стиля художественной
литературы. Соотношение понятий «стиль», «подстиль», «жанр».
Главная черта официально-деловой речи.
Речевые клише и штампы, их закономерное появление в официально-деловых
документах. Универсальные слова.
Публицистический стиль. Сфера использования. Основные черты
публицистического стиля, его разновидности: собственно-публицистический,
газетный стиль, радио- и телепублицистика, ораторская речь. Многожанровость
публицистического стиля: статья, информационная заметка, очерк, фельетон,
радио- и телерепортажи, беседы, интервью, реклама, речи, выступления.
Языковые особенности публицистического стиля.
Составление деловых бумаг, информационных заметок и их редактирование.
№
Тема занятий
Кол-во
часов
26
Портретный очерк. Составление текста.
1
27
Проблемный очерк, особенности
жанра.
1
28
Особенности эссе как жанра публицистического стиля.
1
29
Подготовка к контрольной работе
1
30-32
Контрольная работа по теме:
1
«Публицистический стиль речи». Анализ
контрольной работы.
Календарно-тематическое планирование элективного курса по русскому языку
№
Тема занятий
Кол-
во
часов
Дата
по плану
Дата
фактическая
1
Слово и его значение. Лексические
группы слов.
1
2
Термины,
номенклатурные
наименования,
профессионализмы.
1
3
Фразеология. Понятие о
фразеологической единице.
1
4
Структура слова. Корневая морфема.
Аффиксальные
морфемы
1
5
Орфография. Систематизация и
обобщение
наиболее сложных правил орфографии.
1
6
Морфология. Склонение имен
существительных.
1
7
Склонение количественных и порядковых
числительных.
1
8
Словосочетание и предложение.
Слова - предложения.
1
9
Параллельные синтаксические
конструкции. Вводные конструкции.
Вставные конструкции.
1
10
Понятие о стиле. Функциональный стиль.
1
11,12
Официально-деловой стиль.
Его лексические, словообразовательные и
морфологические особенности.
2
13
Синтаксический строй официально-
делового стиля. Типичные ошибки.
Встречающиеся в
официально-деловых бумагах.
1
14
Клише и штампы.
1
15,16
Практика составления и анализ
официальных документов, деловых бумаг.
2
17
Зачетная работа по теме: «Официально-
1
деловой стиль».
18,19
Публицистический стиль, его
особенности, средства эмоциональной
выразительности в публицистической
речи.
2
20
Признаки публицистического стиля, его
лексические, морфологические и
синтаксические особенности.
1
21
Средства эмоциональной
выразительности публицистического
стиля.
1
22,2
3
Жанры публицистического стиля.
Устное выступление, очерк, доклад.
2
24,2
5
Путевой и портретный очерк.
Подготовка к сочинению
публицистического характера.
2
26
Портретный очерк. Составление текста.
1
27
Проблемный очерк,
особенности жанра.
1
28
Особенности эссе как жанра
публицистического стиля.
1
29
Подготовка к контрольной работе
1
30-
32
Контрольная работа по
теме: «Публицистический
стиль речи». Анализ
контрольной работы.
1