Напоминание

" Элективный курс по подготовке к ЕГЭ по русскому языку"


Автор: Шемякина Людмила Владиславовна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ СОШ п.свх.Прибытковский
Населённый пункт: Грязинского муниципального района Липецкой области
Наименование материала: Программа элективного курса по подготовке к ЕГЭ по русскому языку для учащихся 11 класса.
Тема: " Элективный курс по подготовке к ЕГЭ по русскому языку"
Раздел: полное образование





Назад




Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа п. свх. Прибытковский

Грязинского муниципального района Липецкой области

Программа элективного курса по подготовке к ЕГЭ

по русскому языку для учащихся 11 класса

Составитель методической разработки:

учитель русского языка и литературы

высшей квалификационной категории

Шемякина Людмила Владиславовна.

2020г.

Пояснительная записка

Дополнительная общеразвивающая программа элективного курса по подготовке к

ЕГЭ по русскому языку предусматривает углублённую подготовку учащихся 11

класса в той сфере русского языка, которая связана с его функционированием, и

рассчитана на 1 год (32 часа). Программа составлена на основе курса Н.Г.

Гольцовой «Русский язык с элементами практической стилистики» и программы

курса 11 класса.

Цель программы - расширение лингвистического кругозора обучаемых за счёт

усвоения

новых

стилистических

знаний,

совершенствование

практических

коммуникативных навыков и умений, формирование и развитие творческих

способностей.

Задачи:

1.Расширить и углубить знания учащихся о стилистических средствах фонетики,

орфоэпии, лексики, фразеологии, словообразования, морфологии и синтаксиса,

показав их роль в создании стилистической синонимии языка, а также в

организации функциональных стилей.

2.Углубить знания учащихся о функционально-стилистической дифференциации

языка, дав развёрнутую характеристику основных стилей (в их письменном и

устном проявлении) и выделив нормативный аспект характеристики стилей.

3.Отработать

навыки

учащихся

в

умении

пользоваться

разнообразными

стилистическими средствами языка.

4.Способствовать

овладению

нормами

русского

литературного

языка,

обогащению словарного запаса и грамотного строя речи учащихся.

5.Способствовать профессиональному самоопределению учащихся. Создать

условия для социализации учащихся на основе духовно-нравственных ценностей

и принятых в обществе норм поведения в интересах человека и общества.

6.Обобщить знания об особенностях разных стилей речи русского языка и сфере

их использования.

7.Повышать уровень грамотности учащихся.

8.Совершенствовать навык анализа текстов различных стилей.

9.Развивать письменную речь учащихся, пополнять их теоретико-литературный

словарь.

10.Совершенствовать знания и умение находить в тексте и определять функцию

средств выразительности разных уровней.

11.Совершенствовать умение отражать личностную позицию в сочинении при

помощи аргументации.

12.Стройно и последовательно излагать свои мысли и оформлять их в

определённом стиле и жанре.

13.Создание условий для творческого развития учащихся.

Программа разработана на основе нормативных документов:

Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273 «Об образовании в Российской

федерации»;

Постановление Главного государственного санитарного врача Российской

Федерации от 4 июля 2014 г. N 41 г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-

14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и

организации режима работы образовательных организаций дополнительного

образования детей»;

Приказ Министерства образования и науки РФ от 29 августа 2013 г. № 1008 «Об

утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности

по дополнительным общеобразовательным программам»;

Приказ Министерства образования и науки РФ от 25 октября 2013 г. № 1185 «Об

утверждении примерной формы договора об образовании на обучение по

дополнительным образовательным программам»;

Письмо Министерства образования и науки РФ от 14 декабря 2015 г. № 09-3564

«О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных

программ».

Учебно-тематический план

№ п/п

Название модулей

Кол-во часов

1

Модуль «Лексика и стилистика»

5

2

Модуль «Фразеология и стилистика»

5

3

Модуль «Структура и образование слова»

4

4

Модуль «Морфология и стилистика»

5

5

Модуль «Синтаксис и стилистика»

6

6

Модуль «Стили речи»

7

Всего:

32

Содержание тем учебного курса

Модуль

I

.

Лексика и стилистика

.

Стилистическая дифференциация слов современного русского языка. Книжная

лексика. Её разряды: общеупотребительная лексика и лексика, закреплённая за

определённой сферой общения (научная, официальная, газетная). Разговорная

лексика (собственно разговорная и просторечная). Нейтральная лексика и её

стилистическая роль.

Стилистические синонимы. Ряды стилистических синонимов.

Стилистические возможности синонимов, антонимов.

Стилистические возможности заимствованных слов.

Профессиональная лексика. Термины.

Архаизмы и неологизмы в аспекте стилистики.

Модуль

II

.

Фразеология и стилистика.

Фразеология разговорная, книжная и нейтральная. Разговорная фразеология как

наиболее обширный пласт русской фразеологии.

Разновидности книжной фразеологии по их характеру её использования в той или

иной сфере общения (научная, официально-деловая, публицистическая).

Пути пополнения русской фразеологии: «крылатые слова», обороты из античной

литературы, Ветхого и Нового Завета, произведений русских и зарубежных

писателей.

Синонимия слов и фразеологических единиц.

Модуль

III

.

Структура и образование слова.

Корневые и аффиксальные морфемы.

Чередование звуков в корне.

Формообразующие, словообразующие и словоформообразующие аффиксы.

Основные способы словообразования и формообразования.

Модуль

IV

.

Морфология и стилистика.

Стилистические возможности существительных, прилагательных, числительных,

глагольных форм и наречий.

Морфология и орфография. Наиболее сложные вопросы орфографии: не с

различными частями речи,

ь после шипящих;

н и ни в прилагательных и

причастиях; склонение числительных; правописание наречий.

Соответствие форм слова стилевым нормам.

Модуль

V

.

Синтаксис и стилистика.

Роль

синтаксических

средств

в

выражении

экспрессивности

речи.

Своеобразие синтаксической синонимии.

Стилистические

синонимы

и

параллельные

синтаксические

конструкции.

Стилистическая характеристика синонимических словосочетаний.

Модуль

VI

.

Стили речи.

Функциональные стили как наиболее общие стилевые разновидности, связанные с

использованием языка в разных сферах и условиях общения.

Стили

современного

русского

языка:

научный,

официально-деловой,

публицистический и разговорный. Вопрос о выделении стиля художественной

литературы. Соотношение понятий «стиль», «подстиль», «жанр».

Главная черта официально-деловой речи.

Речевые клише и штампы, их закономерное появление в официально-деловых

документах. Универсальные слова.

Публицистический

стиль.

Сфера

использования.

Основные

черты

публицистического стиля, его разновидности: собственно-публицистический,

газетный стиль, радио- и телепублицистика, ораторская речь. Многожанровость

публицистического стиля: статья, информационная заметка, очерк, фельетон,

радио- и телерепортажи, беседы, интервью, реклама, речи, выступления.

Языковые особенности публицистического стиля.

Составление деловых бумаг, информационных заметок и их редактирование.

Требования к уровню подготовки учащихся

В результате изучения курса учащиеся должны уметь:

1. Определять стили речи и анализировать письменные и устные тексты разных

стилей;

2. Знать стилистические средства языка и уметь находить их в тексте;

3. Понимать природу стилистических ошибок и отличать их от других типов

речевых ошибок;

4. Владеть стилистическими нормами:

уметь оценивать стилистическую целесообразность использования в речи

разных языковых средств;

уметь самим правильно выбирать эти средства в соответствии с их

эмоционально-экспрессивной окрашенностью и закреплённостью за тем или

иным функциональным стилем речи;

5. Владеть навыками стилистической правки текстов;

6. Уметь пользоваться справочной литературой с целью получения нужной

информации о стилистических фактах языка;

7. Уметь самостоятельно создавать тексты различных стилей и жанров в

соответствии с определённой сферой общения, ситуацией, темой, формой речи,

жанром, характером контакта с адресатом речи.

Личностные результаты: осознавать роль языка и речи в жизни людей; выражать

свои эмоции;понимать эмоции других людей; обращать внимание на особенности

устных и письменных высказываний других людей (интонацию, темп, тон речи;

выбор

слов

и

знаков

препинания:

точка

или

многоточие,

точка

или

восклицательный знак).

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД:учиться высказывать своё предположение на основе работы

с материалом;

Познавательные УУД:находить ответы на вопросы в тексте; определять позицию

автора; преобразовывать информацию из одной формы в другую;

Коммуникативные УУД: оформлять свои мысли в устной и письменной форме

(давать развёрнутые ответы по проблеме текста, писать сочинения в разных

жанрах публицистического стиля).

Учебно-методическое обеспечение

1.

Н.Г. Гольцова, Т.Е. Янкелевич. «Русский язык с элементами

практической стилистики и основами редактирования».

2.

Е.А. Влодавская «Единый государственный экзамен. Поурочное планирование»;

Москва 2006

3.

Д.Э. Розенталь «Сборник упражнений по русскому языку для поступающих в

ВУЗы»; Москва 1994

4.

Т.М. Пахнова «Профильное обучение. Работа с текстом»; Москва 2006

5.

А.Б. Малюшкин «Русский Язык»; Москва 2006

Содержание программы

Модуль

I

«

Лексика и стилистика»

Стилистическая дифференциация слов современного русского языка. Книжная

лексика. Её разряды: общеупотребительная лексика и лексика, закреплённая за

определённой сферой общения (научная, официальная, газетная). Разговорная

лексика (собственно разговорная и просторечная). Нейтральная лексика и её

стилистическая роль.

Стилистические синонимы. Ряды стилистических синонимов.

Стилистические возможности синонимов, антонимов.

Стилистические возможности заимствованных слов.

Профессиональная лексика. Термины.

Архаизмы и неологизмы в аспекте стилистики.

Планируемые результаты

Личностные результаты: осознавать роль языка и речи в жизни людей; выражать

свои эмоции;понимать эмоции других людей; обращать внимание на особенности

устных и письменных высказываний других людей (интонацию, темп, тон речи;

выбор

слов

и

знаков

препинания:

точка

или

многоточие,

точка

или

восклицательный знак).

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД:учиться высказывать своё предположение на основе работы

с материалом;

Познавательные УУД:находить ответы на вопросы в тексте; определять позицию

автора; преобразовывать информацию из одной формы в другую;

Коммуникативные УУД: оформлять свои мысли в устной и письменной форме

(давать развёрнутые ответы по проблеме текста, писать сочинения в разных

жанрах публицистического стиля).

Тема занятий

Кол-во

часов

1

Слово и его значение. Лексические группы слов.

1

2

Термины, номенклатурные

наименования, профессионализмы.

1

3

Фразеология. Понятие о фразеологической единице.

1

4

Структура слова. Корневая морфема.

Аффиксальные морфемы

1

5

Орфография. Систематизация и обобщение

наиболее сложных правил орфографии.

1

Содержание программы

модуль

II

.

Фразеология и стилистика.

Фразеология разговорная, книжная и нейтральная. Разговорная фразеология как

наиболее обширный пласт русской фразеологии.

Разновидности книжной фразеологии по их характеру её использования в той или

иной сфере общения (научная, официально-деловая, публицистическая).

Пути пополнения русской фразеологии: «крылатые слова», обороты из античной

литературы, Ветхого и Нового Завета, произведений русских и зарубежных

писателей. Синонимия слов и фразеологических единиц.

Планируемые результаты

Личностные результаты: осознавать роль языка и речи в жизни людей; выражать

свои эмоции;понимать эмоции других людей; обращать внимание на особенности

устных и письменных высказываний других людей (интонацию, темп, тон речи;

выбор

слов

и

знаков

препинания:

точка

или

многоточие,

точка

или

восклицательный знак).

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД:учиться высказывать своё предположение на основе работы

с материалом;

Познавательные УУД:находить ответы на вопросы в тексте; определять позицию

автора; преобразовывать информацию из одной формы в другую;

Коммуникативные УУД: оформлять свои мысли в устной и письменной форме

(давать развёрнутые ответы по проблеме текста, писать сочинения в разных

жанрах публицистического стиля).

Тема занятий

Кол-во

часов

1

Морфология. Склонение имен

существительных.

1

2

Склонение количественных и порядковых

числительных.

1

3

Словосочетание и предложение.

Слова - предложения.

1

4

Параллельные синтаксические конструкции.

Вводные конструкции.

Вставные конструкции.

1

5

Понятие о стиле. Функциональный стиль.

1

Содержание программы

модуль

III

.

Структура и образование слова.

Корневые и аффиксальные морфемы.

Чередование звуков в корне.

Формообразующие, словообразующие и словоформообразующие аффиксы.

Основные способы словообразования и формообразования.

Тема занятий

Кол-во

часов

1

Понятие о стиле. Функциональный стиль.

1

2

Официально-деловой стиль.

Его лексические, словообразовательные и

морфологические особенности.

2

3

Синтаксический строй официально-делового

стиля. Типичные ошибки. Встречающиеся в

официально-деловых бумагах.

1

4

Клише и штампы.

1

Модуль

IV

.

Морфология и стилистика.

Требования к уровню подготовки учащихся

В результате изучения курса учащиеся должны уметь:

1.Определять стили речи и анализировать письменные и устные тексты разных

стилей;

2.Знать стилистические средства языка и уметь находить их в тексте;

3.Понимать природу стилистических ошибок и отличать их от других типов

речевых ошибок;

4.Владеть стилистическими нормами:

уметь оценивать стилистическую целесообразность использования в речи

разных языковых средств;

уметь самим правильно выбирать эти средства в соответствии с их

эмоционально-экспрессивной окрашенностью и закреплённостью за тем или

иным функциональным стилем речи;

5.Владеть навыками стилистической правки текстов;

6.Уметь пользоваться справочной литературой с целью получения нужной

информации о стилистических фактах языка;

7.Уметь

самостоятельно

создавать

тексты

различных

стилей

и

жанров

в

соответствии с определённой сферой общения, ситуацией, темой, формой речи,

жанром, характером контакта с адресатом речи.

Содержание программы модуль «Морфология и стилистика».

Стилистические возможности существительных, прилагательных, числительных,

глагольных форм и наречий.

Морфология и орфография. Наиболее сложные вопросы орфографии: не с

различными частями речи,

ь после шипящих;

н и ни в прилагательных и

причастиях; склонение числительных; правописание наречий.

Соответствие форм слова стилевым нормам.

Тема занятий

Кол-во

часов

15,16

Практика составления и анализ официальных

документов, деловых бумаг.

2

17

Зачетная работа по теме: «Официально-деловой

стиль».

1

18,19

Публицистический стиль, его особенности,

средства эмоциональной выразительности в

публицистической речи.

2

Модуль

V

.

Синтаксис и стилистика

Планируемые результаты.

Выпускник научится:

• использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств,

мыслей, мотивов и потребностей;

• отображать в речи (описание, объяснение) содержание совершаемых действий

как в форме громкой социализированной речи, так и в форме внутренней речи.

• строить

логическое

рассуждение,

включающее

установление

причинно-

следственных связей;

• объяснять

явления,

процессы,

связи

и

отношения,

выявляемые

в

ходе

исследования;

• основам ознакомительного, изучающего, усваивающего и поискового чтения;

• структурировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное,

главную идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий;

• работать с метафорами — понимать переносный смысл выражений, понимать и

употреблять обороты речи, построенные на скрытом уподоблении, образном

сближении слов.

Содержание по модулю «Синтаксис и стилистика»

Роль

синтаксических

средств

в

выражении

экспрессивности

речи.

Своеобразие синтаксической синонимии.

Стилистические

синонимы

и

параллельные

синтаксические

конструкции.

Стилистическая характеристика синонимических словосочетаний.

Тема занятий

Кол-во

часов

20

Признаки публицистического стиля, его

лексические, морфологические и синтаксические

особенности.

1

21

Средства эмоциональной выразительности

публицистического стиля.

1

22,23

Жанры публицистического стиля. Устное

выступление, очерк, доклад.

2

24,25

Путевой и портретный очерк. Подготовка к

сочинению публицистического характера.

2

Модуль

VI

.

Стили речи.

Требования к уровню подготовки учащихся:

В результате изучения курса учащиеся должны уметь:

1.Определять стили речи и анализировать письменные и устные тексты разных

стилей;

2.Знать стилистические средства языка и уметь находить их в тексте;

3.Понимать природу стилистических ошибок и отличать их от других типов

речевых ошибок;

4.Владеть стилистическими нормами:

уметь оценивать стилистическую целесообразность использования в речи

разных языковых средств;

уметь самим правильно выбирать эти средства в соответствии с их

эмоционально-экспрессивной окрашенностью и закреплённостью за тем или

иным функциональным стилем речи;

5.Владеть навыками стилистической правки текстов;

6.Уметь пользоваться справочной литературой с целью получения нужной

информации о стилистических фактах языка;

7.Уметь

самостоятельно

создавать

тексты

различных

стилей

и

жанров

в

соответствии с определённой сферой общения, ситуацией, темой, формой речи,

жанром, характером контакта с адресатом речи.

Личностные результаты: осознавать роль языка и речи в жизни людей; выражать

свои эмоции;понимать эмоции других людей; обращать внимание на особенности

устных и письменных высказываний других людей (интонацию, темп, тон речи;

выбор

слов

и

знаков

препинания:

точка

или

многоточие,

точка

или

восклицательный знак).

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД : учиться высказывать своё предположение на основе

работы с материалом;

Познавательные УУД : находить ответы на вопросы в тексте; определять

позицию автора; преобразовывать информацию из одной формы в другую;

Коммуникативные УУД: оформлять свои мысли в устной и письменной форме

(давать развёрнутые ответы по проблеме текста, писать сочинения в разных

жанрах публицистического стиля).

Содержание программы по модулю «Стили речи».

Функциональные стили как наиболее общие стилевые разновидности, связанные с

использованием языка в разных сферах и условиях общения.

Стили

современного

русского

языка:

научный,

официально-деловой,

публицистический и разговорный. Вопрос о выделении стиля художественной

литературы. Соотношение понятий «стиль», «подстиль», «жанр».

Главная черта официально-деловой речи.

Речевые клише и штампы, их закономерное появление в официально-деловых

документах. Универсальные слова.

Публицистический стиль. Сфера использования. Основные черты

публицистического стиля, его разновидности: собственно-публицистический,

газетный стиль, радио- и телепублицистика, ораторская речь. Многожанровость

публицистического стиля: статья, информационная заметка, очерк, фельетон,

радио- и телерепортажи, беседы, интервью, реклама, речи, выступления.

Языковые особенности публицистического стиля.

Составление деловых бумаг, информационных заметок и их редактирование.

Тема занятий

Кол-во

часов

26

Портретный очерк. Составление текста.

1

27

Проблемный очерк, особенности

жанра.

1

28

Особенности эссе как жанра публицистического стиля.

1

29

Подготовка к контрольной работе

1

30-32

Контрольная работа по теме:

1

«Публицистический стиль речи». Анализ

контрольной работы.

Календарно-тематическое планирование элективного курса по русскому языку

Тема занятий

Кол-

во

часов

Дата

по плану

Дата

фактическая

1

Слово и его значение. Лексические

группы слов.

1

2

Термины,

номенклатурные

наименования,

профессионализмы.

1

3

Фразеология. Понятие о

фразеологической единице.

1

4

Структура слова. Корневая морфема.

Аффиксальные

морфемы

1

5

Орфография. Систематизация и

обобщение

наиболее сложных правил орфографии.

1

6

Морфология. Склонение имен

существительных.

1

7

Склонение количественных и порядковых

числительных.

1

8

Словосочетание и предложение.

Слова - предложения.

1

9

Параллельные синтаксические

конструкции. Вводные конструкции.

Вставные конструкции.

1

10

Понятие о стиле. Функциональный стиль.

1

11,12

Официально-деловой стиль.

Его лексические, словообразовательные и

морфологические особенности.

2

13

Синтаксический строй официально-

делового стиля. Типичные ошибки.

Встречающиеся в

официально-деловых бумагах.

1

14

Клише и штампы.

1

15,16

Практика составления и анализ

официальных документов, деловых бумаг.

2

17

Зачетная работа по теме: «Официально-

1

деловой стиль».

18,19

Публицистический стиль, его

особенности, средства эмоциональной

выразительности в публицистической

речи.

2

20

Признаки публицистического стиля, его

лексические, морфологические и

синтаксические особенности.

1

21

Средства эмоциональной

выразительности публицистического

стиля.

1

22,2

3

Жанры публицистического стиля.

Устное выступление, очерк, доклад.

2

24,2

5

Путевой и портретный очерк.

Подготовка к сочинению

публицистического характера.

2

26

Портретный очерк. Составление текста.

1

27

Проблемный очерк,

особенности жанра.

1

28

Особенности эссе как жанра

публицистического стиля.

1

29

Подготовка к контрольной работе

1

30-

32

Контрольная работа по

теме: «Публицистический

стиль речи». Анализ

контрольной работы.

1



В раздел образования