Напоминание

"Страх ошибки и боязнь критики у детей"


Автор: Афанасьева Алина Леонидовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №130"
Населённый пункт: г.Чебоксары
Наименование материала: статья
Тема: "Страх ошибки и боязнь критики у детей"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Страх ошибки и боязнь критики у детей.

Нас всех в детстве одолевали страхи. Все помнят свой главный страх –

успеет ли мама вернуться пока не подошла очередь, в которой тебя ставили

«держать место». Сейчас, когда мы уже взрослые, это кажется нелепым,

порой даже смешным от тех детских переживаний. А для детей такие

промахи и ошибки – трагедия.

Очень важно дать понимание ребенку, что совершать ошибки могут все.

Даже взрослые время от времени совершают ошибки. Самое главное в этом

случае исправиться, именно эта особенность делает человека взрослым.

Реакция взрослого на ошибки ребенка напрямую формирует его

самооценку.

Самооценка — это способность человека оценивать себя, свои качества, и,

опираясь на эту оценку, развиваться и жить. Правильная самооценка

позволяет ошибаться и не страдать от бессмысленного чувства вины.

Вместо этого — получать опыт. Ведь без ошибок живут только боги.

Выходит,

ещё

одна

особенность

адекватной

самооценки —

её реалистичность.

Хорошо бы,

чтобы

мы не заигрывались

в богов,

которые не ошибаются и ничего не боятся. И чтобы детям эту игру

не подсовывали.

Но не все семьи понимают самооценку. И начинают усердно хвалить

ребёнка, говорить, что всё у него получается лучше всех. Человек, который

растёт с уверенностью, что он — самый-самый, неизбежно столкнётся

с разочарованием. И ничего похожего на адекватную самооценку у него

точно не будет.

Родители, которые решили всячески превозносить способности ребёнка

во всём, за что бы он ни взялся, не видят за всем этим самого ребёнка.

Проблемы, тревоги, чувства, переживания просто игнорируются.

А что же помогает и что нужно действительно делать?

1. Взять ответственность за своих детей. Да, решение принимаете вы,

а не они.

Решение принимаем мы. Нет ничего хуже, когда родители пытаются в этих

решениях опираться на ребёнка:

«Мы не смогли с ним справиться, поэтому он не ходит в садик».

«Мы развелись, потому что так было лучше детям».

«Мы не развелись, потому что дочка мужа очень любит».

«Я не могу его уложить спать, он не даётся».

«Мы не можем отнять у неё планшет, это кончается слезами».

Вот как звучит нежелание родителей признать свою ответственность

и нести её.

2. Учиться интересоваться своими детьми, а не только их успехами

Детям, чтобы расти уверенными в себе, нужно чувствовать, что ими

интересуются.

Не просто

переживают

за них

(«Что

у тебя

болит?

Ты здоров? У тебя какие оценки сегодня? Кто эта Маша из первого

подъезда?»). А интересовались ими («Что ты читаешь? Что думаешь про

новую серию такого-то сериала? Когда тебе грустно?»).

Нашим детям для хорошей самооценки нужно то же, что и нам самим.

Если те, с кем мы живём рядом, с кем работаем, не интересуются нами,

нашими мыслями, просто не болтают с нами о всяком, пусть и понемногу,

мы чахнем и наша самооценка падает.

3. Перестать делать замечания. Как бы ни было сложно

Постоянная критика и замечания в адрес ребёнка быстро убивают в нём

всякий интерес и вселяют страх ошибки.

4. Учить ребёнка ошибаться и ценить ошибки (а не ругать за них)

Ребёнок всё делает впервые, у него нет опыта. Он получает его, постоянно

ошибаясь. Если мы хотим, чтобы он был уверен в себе и не трясся

от страха перед ошибками, нужно поддерживать его тогда, когда у него

не получается.

Говорить:

«Ты молодец,

что

пробуешь.

Ты смелый

и сильный! Давай ещё раз попробуем». Вы встаёте с ним рядом, и в разном

возрасте это значит разное: для двухлетнего ребёнка — иногда достаточно

просто взять его руки в свои. Для пятилетнего: спросить, хочет ли он,

чтобы вы помогли. Для семилетнего — помочь понять, что именно

не получается.

5.Хвалить за то, что ребёнок сделал, а не за то, что он «самый лучший»

или «лучше кого-то»

Если хотите ребёнку добра, хвалите его не за то, что «у других детей

никогда так не получится», а хвалите за то, в чём он превзошёл сам себя,

за то, что он научился делать лучше.

6. Верить детям, даже когда они врут

Спросите взрослых, у которых были хорошие отношения с родителями

и которым многое в жизни удалось сделать, за что они благодарны своим

родителям. И вы услышите: за то, что они мне верили и доверяли. Даже

тогда, когда этого делать, казалось бы, не следовало. дети в основном лгут

от страха. И если дети перестают бояться — они перестанут обманывать.

7. Оставаться на стороне своих детей до конца

Быть до конца на стороне своих детей — ещё одно важное родительское

свойство, которое помогает ребёнку вырасти уверенным в своих силах

человеком. Быть до конца на стороне своих детей — значит видеть их,

понимать их, знать, что в детях, как и в каждом из нас, живут разные

чувства, что они, как и другие люди, могут злиться, могут быть

несправедливы. Знать всё это, но всё равно оставаться на их стороне.

Как бы это ни было трудно.



В раздел образования