Автор: Горланова Любовь Петровна
Должность: заведующий
Учебное заведение: МБДОУ
Населённый пункт: Саратовская область Базарно-Карабулакский район
Наименование материала: статья
Тема: Использование дополнительной программы «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» в образовательном процессе.
Раздел: дошкольное образование
Использование дополнительной программы «Приобщение детей к истокам русской
народной культуры» в образовательном процессе.
Нравственно-патриотическое и художественно-эстетическое развитие детей.
Дополнительная образовательная программа «Приобщение детей к истокам русской
народной культуры» - это комплексная программа по ознакомлению детей с жизнью,
бытом и творчеством русского народа, ориентированная на нравственно-патриотическое и
художественно–эстетическое воспитание детей. Программа ценна тем, что, знакомясь с
декоративно-прикладным искусством, занимаясь конструированием из природных
материалов, участвуя в календарных праздниках, детям легче понять и представить как
жили люди на Руси. Ребенок шире и глубже знакомится с жизнью и бытом русского
народа, а это несет в себе неиссякаемые возможности развития у дошкольников
художественного творчества.
Структура программы предусматривает поэтапное знакомство детей с декоративно-
прикладным искусством. Учебный материал, предусмотренный программой, распределен
в определенной последовательности с учетом возрастных и индивидуальных
особенностей детей. В программе даны темы занятий, их программное содержание,
перечень материалов, необходимых для занятий по обучению детей декоративно-
прикладному искусству. Материал сгруппирован отдельными, блоками по каждому виду
народных промыслов. Занятия расположены от простого к сложному. В приложении есть
краткие сведения о самих промыслах, их истории и развитии, стихи, загадки, сказки о них.
В работе с детьми используются технические средства обучения.
Актуальность:
Программа разработана и реализуется в соответствии с общей концепцией ДОУ,
ориентированной на формирование у ребенка устойчивой ценностной ориентации на
самоидентификацию в качестве творческой личности, хранящей и развивающей
традиции национальной культуры. Приобщение детей к традиционной русской
культуре рассматривается как деятельность, отвечающая потребностям современного
человека, открывающая пути к познанию и самореализации собственной личности,
содействующая освоению позитивной модели поведения в качества гражданина,
патриота, продолжателя национальной культурной традиции.
Цель программы:
Активное приобщение детей к культурным традициям русского народа через активацию
познавательной деятельности дошкольников при приобщении детей к русской
национальной культуре.
Задачи программы:
Воспитательные:
формирование у детей уважительного отношения к народной культуре, традициям,
обычаям русского народа, народному творчеству;
развитие навыков общения, культуры поведения в среде сверстников;
воспитание коллективизма;
воспитание усидчивости, аккуратности, ответственности.
Развивающие:
расширение кругозора дошкольников;
развитие творческих способностей и эмоциональной сферы детей.
Обучающие:
ознакомление детей с бытом, традициями и обычаями русской деревни
ознакомление с фольклорными произведениями,
национальным бытом, обрядами
праздников, народной психологией.
создание у детей определенного запаса русских народных песен, стихов, потешек,
хороводных игр.
ознакомление с предметным миром русского крестьянства; обучение народным
играм, праздничным обрядам.
Воспитанники совместно с воспитателями проводят определенную предшествующую
работу:
знакомятся с традициями проведения русских народных праздников на Руси;
разучивание русских народных песен, хороводов, частушек;
чтение потешек, небылиц;
рассматривание русских народных костюмов.
Такая предварительная работа вызывает у детей живой интерес. А творчество маленьких
актеров проявлялось не только в разыгрывании представления, но и в подготовке
праздника: костюмов, масок, устройстве места представления, своеобразной режиссуре,
разных формах оповещения зрителей (ими могут стать родители). Своими силами, без
больших затрат красиво оформляется музыкальный зал. Привлекаются к работе те
родители, кто может рисовать, вырезать, шить, клеить, вообще всех тех, кто любит и
умеет мастерить. О праздниках извещают заранее: вывешиваются объявление в форме
разрисованного плаката, а почетным гостям посылаются пригласительные билеты,
оформленные детскими и веселыми рисунками. Оформлены картотеки русских народных
подвижных и хороводных игр, малых форм фольклора (песенки, потешки, пословицы,
поговорки, загадки, колыбельные песни); разработаны консультации для родителей: «Роль
народного-прикладного искусства в эстетическом развитии детей», «Воспитание
патриотических чувств у детей», «Народные праздники», «Масленица», «Что рассказал
музей», «Сказка как средство патриотического воспитания»; рекомендации для
родителей: «Выдумываем сказку», «Воспитание патриотизма», «Давайте попоем»,
«Семейный музей» и др. Большое значение в приобщении детей к русской народной
культуре имеет работа с родителями. С родителями проводятся беседы, дискуссии по теме
«Воспитание патриотизма через приобщение к русской народной культуре».
В результате дети получают первичные представления о культуре и ее истории, о роли
музеев в сохранении культурных ценностей русского народа. Имеют представление о
русских традициях и праздниках. У детей улучшилось внимание, усидчивость,
расширился активный словарь, повысился интерес к русским народным подвижным и
хороводным играм, к русской народной культуре в целом. Таким образом, воспитывать
патриота надо на конкретных героических примерах, исторических событиях, на
народных традициях и правилах, по которым веками жила могучая Россия. Необходимо
вместе с детьми постоянно прослеживать связь между стариной и днем настоящим, дать
понять ребенку, что он хозяин своей Родины. Я – человек! Я живу на этой Земле! Здесь
мой дом, мои близкие и дорогие люди!