Напоминание

Использование дополнительной программы «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» в образовательном процессе.


Автор: Горланова Любовь Петровна
Должность: заведующий
Учебное заведение: МБДОУ
Населённый пункт: Саратовская область Базарно-Карабулакский район
Наименование материала: статья
Тема: Использование дополнительной программы «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» в образовательном процессе.
Раздел: дошкольное образование





Назад




Использование дополнительной программы «Приобщение детей к истокам русской

народной культуры» в образовательном процессе.

Нравственно-патриотическое и художественно-эстетическое развитие детей.

Дополнительная образовательная программа «Приобщение детей к истокам русской

народной культуры» - это комплексная программа по ознакомлению детей с жизнью,

бытом и творчеством русского народа, ориентированная на нравственно-патриотическое и

художественно–эстетическое воспитание детей. Программа ценна тем, что, знакомясь с

декоративно-прикладным искусством, занимаясь конструированием из природных

материалов, участвуя в календарных праздниках, детям легче понять и представить как

жили люди на Руси. Ребенок шире и глубже знакомится с жизнью и бытом русского

народа, а это несет в себе неиссякаемые возможности развития у дошкольников

художественного творчества.

Структура программы предусматривает поэтапное знакомство детей с декоративно-

прикладным искусством. Учебный материал, предусмотренный программой, распределен

в определенной последовательности с учетом возрастных и индивидуальных

особенностей детей. В программе даны темы занятий, их программное содержание,

перечень материалов, необходимых для занятий по обучению детей декоративно-

прикладному искусству. Материал сгруппирован отдельными, блоками по каждому виду

народных промыслов. Занятия расположены от простого к сложному. В приложении есть

краткие сведения о самих промыслах, их истории и развитии, стихи, загадки, сказки о них.

В работе с детьми используются технические средства обучения.

Актуальность:

Программа разработана и реализуется в соответствии с общей концепцией ДОУ,

ориентированной на формирование у ребенка устойчивой ценностной ориентации на

самоидентификацию в качестве творческой личности, хранящей и развивающей

традиции национальной культуры. Приобщение детей к традиционной русской

культуре рассматривается как деятельность, отвечающая потребностям современного

человека, открывающая пути к познанию и самореализации собственной личности,

содействующая освоению позитивной модели поведения в качества гражданина,

патриота, продолжателя национальной культурной традиции.

Цель программы:

Активное приобщение детей к культурным традициям русского народа через активацию

познавательной деятельности дошкольников при приобщении детей к русской

национальной культуре.

Задачи программы:

Воспитательные:

формирование у детей уважительного отношения к народной культуре, традициям,

обычаям русского народа, народному творчеству;

развитие навыков общения, культуры поведения в среде сверстников;

воспитание коллективизма;

воспитание усидчивости, аккуратности, ответственности.

Развивающие:

расширение кругозора дошкольников;

развитие творческих способностей и эмоциональной сферы детей.

Обучающие:

ознакомление детей с бытом, традициями и обычаями русской деревни

ознакомление с фольклорными произведениями,

национальным бытом, обрядами

праздников, народной психологией.

создание у детей определенного запаса русских народных песен, стихов, потешек,

хороводных игр.

ознакомление с предметным миром русского крестьянства; обучение народным

играм, праздничным обрядам.

Воспитанники совместно с воспитателями проводят определенную предшествующую

работу:

знакомятся с традициями проведения русских народных праздников на Руси;

разучивание русских народных песен, хороводов, частушек;

чтение потешек, небылиц;

рассматривание русских народных костюмов.

Такая предварительная работа вызывает у детей живой интерес. А творчество маленьких

актеров проявлялось не только в разыгрывании представления, но и в подготовке

праздника: костюмов, масок, устройстве места представления, своеобразной режиссуре,

разных формах оповещения зрителей (ими могут стать родители). Своими силами, без

больших затрат красиво оформляется музыкальный зал. Привлекаются к работе те

родители, кто может рисовать, вырезать, шить, клеить, вообще всех тех, кто любит и

умеет мастерить. О праздниках извещают заранее: вывешиваются объявление в форме

разрисованного плаката, а почетным гостям посылаются пригласительные билеты,

оформленные детскими и веселыми рисунками. Оформлены картотеки русских народных

подвижных и хороводных игр, малых форм фольклора (песенки, потешки, пословицы,

поговорки, загадки, колыбельные песни); разработаны консультации для родителей: «Роль

народного-прикладного искусства в эстетическом развитии детей», «Воспитание

патриотических чувств у детей», «Народные праздники», «Масленица», «Что рассказал

музей», «Сказка как средство патриотического воспитания»; рекомендации для

родителей: «Выдумываем сказку», «Воспитание патриотизма», «Давайте попоем»,

«Семейный музей» и др. Большое значение в приобщении детей к русской народной

культуре имеет работа с родителями. С родителями проводятся беседы, дискуссии по теме

«Воспитание патриотизма через приобщение к русской народной культуре».

В результате дети получают первичные представления о культуре и ее истории, о роли

музеев в сохранении культурных ценностей русского народа. Имеют представление о

русских традициях и праздниках. У детей улучшилось внимание, усидчивость,

расширился активный словарь, повысился интерес к русским народным подвижным и

хороводным играм, к русской народной культуре в целом. Таким образом, воспитывать

патриота надо на конкретных героических примерах, исторических событиях, на

народных традициях и правилах, по которым веками жила могучая Россия. Необходимо

вместе с детьми постоянно прослеживать связь между стариной и днем настоящим, дать

понять ребенку, что он хозяин своей Родины. Я – человек! Я живу на этой Земле! Здесь

мой дом, мои близкие и дорогие люди!



В раздел образования