Автор: Колбяшкина Валентина Фёдоровна
Должность: Учитель физической культуры
Учебное заведение: МОУ Гимназии № 12
Населённый пункт: города Волгограда
Наименование материала: Статья
Тема: "Дифференцированное обучение"
Раздел: полное образование
Дифференцированное обучение
Занятия с учениками подготовительной медицинской группы.
В каждой школе некоторая часть учащихся на тот или иной срок зачисляется в подготовительную
медицинскую группу. Основание—низкий уровень их физического развития и двигательной
подготовленности, незначительные отклонения в состоянии здоровья.
Наиболее эффективное и надежное средство улучшения физического состояния таких школьников—
физические упражнения в определенном, дозволенном, объеме. Допускаемая нагрузка для учеников
подготовительной группы установлена следующая: «Занятия по учебным программам физического
воспитания при условии более постепенного освоения двигательных действий, особенно связанных с
предъявлением организму повышенных требований. Дополнительные занятия для повышения
уровня физического развития» (из Приложения № 10 к приказу министра здравоохранения СССР №
826 от 9 ноября 1966 г. «О мероприятиях по дальнейшему развитию лечебной физической культуры и
врачебного контроля за физическим воспитанием населения»).
Значит, кроме урока физической культуры ученикам подготовительной группы полезны еще и
дополнительные занятия, в частности такие формы их, ' как кружок физической культуры, группы
ОФП, самостоятельные занятия (гигиеническая гимнастика, специальные задания педагога, прогулки),
мероприятия в режиме учебного дня (гимнастика до занятий, физкультурные минутки, игры на
больших переменах). Поскольку дополнительные занятия не носят обязательный характер, но они
необходимы, особое значение приобретает терпеливая разъяснительная работа учителя с учениками
и их родителями. Важно убедить родителей в том, что их дети практически здоровы, но что они
больше других нуждаются в систематическом выполнении физических упражнений. В этом же
должны быть убеждены и сами ученики, что позволит значительно расширить границы их
двигательной активности, а в конечном счете — улучшить физическое состояние.
Используя различные формы занятий с учениками подготовительной медицинской группы, важно
учитывать, что выполнение физических упражнений должно быть систематическим, а воздействие на
организм — постепенно возрастающим и достаточно интенсивным (но не чрезмерным), приводящим
к тренирующему эффекту. Систематичность предусматривает вариативность занятий, т. е. широкое
видоизменение упражнений и условий их выполнения, динамичность нагрузок и методов их
применения.
Из всех перечисленных выше форм наибольшую ценность представляет урок. Урок, во-первых, строго
обязателен для каждого ученика, во-вторых, в процессе его обеспечивается просветительно-
образовательная работа с учениками, от которой во многом зависит эффективность самостоятельных
занятий.
Чтобы число детей подготовительной группы от класса к классу уменьшалось, необходимо уделить
пристальное внимание организации работы с ними в начальной школе. Опыт убеждает, что именно в
младших классах можно за более короткий срок добиться существенных сдвигов в улучшении
физического развития, повышении работоспособности и сопротивляемости организма к
заболеваниям, создать «запас прочности» организма на последующие годы.
Расскажем более подробно о занятиях с детьми подготовительной группы в начальных классах.
Схема урока физической культуры — общая для учеников основной и подготовительной групп.
Больше того, важно, уделяя внимание ученикам подготовительной группы, обеспечить максимальную
эффективность учебного процесса на уроке со всеми учениками. Какое же главное различие надо
соблюдать? Прежде всего, дозировку и некоторые изменения в содержании учебного материала
каждой части урока.
Во вводной части все задания выполняет весь класс одновременно. Легкие, ненапряженные
движения повторяются с одинаковой нагрузкой. Но упражнения, которые требуют значительной
быстроты, силы, выносливости и которые могут повлечь за собой резкие сдвиги в кровообращении, -
дыхании (бег, прыжки и др.), ученики подготовительной группы выполняют с меньшей дозировкой.
Не прерывая общего хода занятия, учитель предлагает таким ученикам закончить задание. Делается
это после того, как все ученики выполнят половину или две трети планируемой нагрузки. Приемы
могут быть самыми разными: когда ученики пробегают мимо учителя, он касается руки (плача) —
знак, что надо прекратить движение; предварительно условиться, что по такому-то сигналу (хлопок,
свисток и т. д.) ученики подготовительной группы заканчивают бег или прыжки. Если это касается
отдельных упражнений комплекса, учитель говорит об окончании повторений названным ученикам
вместо счета и т. д.
Когда выполняется разученный комплекс общеразвивающих упражнений с целью подготовки
организма к предстоящей нагрузке в основной части, целесообразнее проводить его не под общий
счет. Тогда ученики смогут упражняться в удобном для них темпе, ритме, что особенно полезно для
менее подготовленных детей.
В основной части при ознакомлении с новым двигательным действием обычно применяется
фронтальный метод организации. Одновременно со всем классом выполняют задание и ученики
подготовительной группы. А вот когда начинается разучивание, целесообразно применить групповой
метод организации, выделив менее подготовленных в одну группу. Готовясь к уроку, учитель намечает
для этой группы больше (чем для основной) подводящих и подготовительных упражнений, число
повторений их устанавливает по ходу — в зависимости от степени освоения учебного материала.
Между повторениями надо давать более длительный (чем для сильных) активный отдых, включая в
него упражнения на расслабление (полезно — в положении лежа на спине в течение 40—60 сек.).
При выполнении разучиваемого двигательного действия в целом создаются облегчающие условия.
Например, кувырок вперед на мате, положенном с некоторым уклоном; упражнения в равновесии на
бревне, установленном на меньшей высоте, и т. д. Не исключено, что для некоторых учеников
(особенно слабо подготовленных) на данном этапе выполнение того или иного действия в
облегченных условиях может оказаться пределом. Не следует форсировать обучение, ведь главное в
работе с подготовительной группой — постепенное увеличение нагрузки, щадящий подход, так как
чрезмерная интенсивность не улучшит, а, наоборот, затормозит рост и развитие этих детей (что в
равной мере относится и к ученикам основной группы). В этом случае надо продолжить обучение в
индивидуальном плане. Для выполнения индивидуальных заданий, как показал опыт, наиболее
удобно размещать учеников свободно в зале (способ «врассыпную»), тем более что в
индивидуальном подходе нуждаются не только слабо подготовленные дети. При свободном
размещении ученики могут выполнять задания в индивидуальном темпе, переключаться на отдых и
регулировать его продолжительность в зависимости от самочувствия, вступать в контакты в
зависимости от личного выбора. В свою очередь, педагогу удобно оказывать индивидуальные
воздействия на учеников, не нарушая общего хода педагогического процесса.
Организовав правильные взаимоотношения в коллективе, учитель получает возможность опираться
на помощь более подготовленных и успевающих учеников. Своевременная оценка достижений одних
и других, поощрение наиболее старательных весьма активизирует всех учащихся и повышает их
интерес к такой работе. Учитель может или сам давать конкретные поручения ученикам, или
предлагать им проявить инициативу в оказании помощи нуждающимся. В отдельных случаях можно
прикреплять успевающих и наиболее старательных учеников к тем, кто отнесен к подготовительной
группе на более продолжительное время. Предусматривается также систематическая помощь одних
другим в выполнении домашних заданий и проверке степени их усвоения. Использование
взаимопомощи учащихся имеет большое воспитательное значение. Они приучаются брать на себя
часть ответственности за успехи товарищей. Все это значительно повышает и дисциплинированность.
Значительно облегчает индивидуальный подход к детям в процессе урока специальная картотека. В
зависимости от индивидуальных особенностей учитель записывает персональные задания отдельным
ученикам или группе со сходными особенностями. Карточки выдаются ученикам во время урока, и
они прорабатывают заданное. Специальные карточки можно выдавать и на дом. При этом
желательно, чтобы ученики подсчитывали пульс и записывали в специальной графе.
В заключительной части класс объединяется в одну группу, и упражнения проводятся со всеми
учениками одновременно. Исключение составляет лишь случай, когда урок физической культуры —
последний в расписании, и поэтому учитель может дать игру большой подвижности. При этом
ученикам подготовительной группы дается либо менее активная роль, либо ограничивается время
участия в игре.
В работе с детьми подготовительной группы большое значение приобретает хорошая
осведомленность учителя об особенностях их двигательной подготовленности. Уровень ее можно
определить специальными испытаниями в таких основных упражнениях, как бег, прыжки, метания и
др. Наиболее надежные и показательные для школьников такие контрольные испытания: прыжок в
длину и в высоту с места; метание набивного мяча (вес 1 кг) двумя руками из-за головы сидя; бег на
20—25 м. Кроме того, рекомендуется проводить два-три контрольных упражнения из программы по
каждому классу. Получившие большое распространение в практике такие испытания, как
подтягивание в висе, приседания на одной ноге, сгибание и разгибание рук в упоре лежа,
противопоказаны ученикам подготовительной медицинской группы начальных классов.
Наличие постоянной программы испытаний и систематическое проведение их два раза в год со всем
составом класса позволяет делать столь необходимые сопоставления данных учеников
подготовительной группы с аналогичными данными учеников основной группы и выявлять степень
отставания первых. Результаты испытаний желательно сообщать детям и их родителям.
Пристального внимания в работе с детьми младшего возраста заслуживает воспитание правильной
осанки, от которой во многом зависит и состояние здоровья. Формирование осанки не может быть
отложено или растянуто на длительное время, так как легче поддаются исправлению начальные,
функционально нерезко выраженные и нестойкие отклонения. Вот почему именно заботой о
формировании, сохранении и исправлении осанки должен быть пронизан весь учебно-
воспитательный процесс с учащимися подготовительной группы. Выполнение любых заданий важно
связывать с конкретными требованиями к удерживанию тела в правильном положении.
Предлагая таким ученикам задания на дом, надо включать в них и упражнения, способствующие
формированию правильной осанки.