Напоминание

"Создание условий для приобретения обучающимися с нарушениями слуха позитивного социального опыта"


Автор: Моисеева Раиса Ивановна
Должность: учитель-сурдопедагог
Учебное заведение: ОГБОУ "Школа-интернат для обучающихся с нарушениями слуха"
Населённый пункт: город Томск, Томская область
Наименование материала: статья
Тема: "Создание условий для приобретения обучающимися с нарушениями слуха позитивного социального опыта"
Раздел: начальное образование





Назад




СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ ПРИОБРЕТЕНИЯ ОБУЧАЮЩИМИСЯ С

НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА ПОЗИТИВНОГО СОЦИАЛЬНОГО ОПЫТА

Моисеева Раиса Ивановна

ОГБОУ «Школа-интернат для обучающихся с нарушениями слуха», г. Томск

Обучение детей с ограниченными возможностями здоровья занимает всё

больше пространства в сфере социальных исследований российского общества и

чаще используется в практике общеобразовательных организаций. Что же влияет

на социальное развитие детей с нарушениями слуха? Особая роль принадлежит

слуху как в общем речевом, так и социальном развитии, да-да, недостатки

слухового развития значительно осложняют социализацию слабослышащих

детей, поскольку это связано с резким недоразвитием речи, и следствие –

нарушением социальных контактов ребёнка с окружающим миром.

Поэтому,

социализация детей с нарушениями слуха требует системного, комплексного

подхода, единой программы непрерывного образования, охватывающей все

направления, все звенья и всех участников процесса.

Программа

единого

непрерывного

образования

по

социализации

обучающихся имеет несколько направлений.

Спортивно-оздоровительное

(поддержание

психологического

здоровья

детей,

формирование

здорового

образа

жизни,

основ

безопасности

жизнедеятельности).

Нравственно-эстетическое

второе

направление

(формирование

и

развитие

качеств,

составляющих

основу

поведения,

формирование

опыта

творческой деятельности).

Гражданско-патриотическое

третье

направление

(формирование

ценности человеческого общения, коммуникативных навыков, толерантности).

Интеллектуально-мнестическое

четвёртое

направление

(активизация

познавательного

интереса

к

окружающему

миру,

создание

условий

для

сознательного отношения к учебной деятельности, формирование учебной

мотивации, универсальных действий).

Пятое направление – это работа с семьей (оказание педагогической,

психологической, сурдологической помощи родителям).

В

школе

активно

функционирует

детская

организация

соуправления

«Содружество».

Она

состоит

из

нескольких

секторов:

трудовой

сектор,

спортивный сектор, учебный сектор, досуговый сектор, правовой сектор, сектор

«Пресс-центра». Работу каждого сектора курируют педагоги-наставники.

Деятели трудового сектора отвечают за чистоту школьных помещений и

пришкольного двора. Два раза в неделю, под руководством членов сектора в

школе организуются «Трудовые десанты» по уборке пришкольного двора и

прилежащих к школе территорий – Ярлыковского сквера на ул. Дзержинского.

Там, на месте снесённой Преображенской (Ярлыковской) церкви, была построена

часовня Преображения Господня в 2003 году, в память о погибших Томичах-

ликвидаторах аварии на Чернобыльской АЭС. Этот парк, как и эта часовня, для

томских чернобыльцев святое место. Дети часто гуляют в этом парке, конечно,

поддерживают чистоту.

Активисты

спортивного

сектора

организуют

различные

турниры,

состязания и соревнования: по теннису, пионерболу, волейболу. Результаты

соревнований вывешиваются на школьном стенде «Содружество». Футбол –

любимое занятие всех мальчишек нашей школы. После обеда они выходят

погонять мяч на школьную спортивную площадку.

Общественники учебного сектора

в конце каждой четверти подводят

итоги успеваемости, отмечают удачи и неудачи учеников. Анализируют причины

неудач и ищут способы оказания помощи. Ребята откликаются на все

предложения

членов

учебного

сектора,

участвуют

во

всех

школьных

мероприятиях, в том числе и в предметных «Декадах» (100%).

Руководители сектора досуга организуют школьные праздники, выставки

творческих работ, курируют деятельность кружков.

Новаторы

правового

сектора

выполняют

всю

работу,

касающуюся

правопорядка в школе.

Работа

Пресс-центра

заключается

в

оформлении,

подборе

наглядно-

информационного материала и представлении его на стенде «Содружество».

Анализ результатов представленной деятельности показывает, что «созданные

условия дают возможность младшим школьникам для самореализации и

дальнейшей успешной социализации» [2].

Школа-интернат единственное учреждение в Томской области, куда дети

приезжают учиться из разных отдалённых уголков сибирского края, конечно,

некоторые дети подолгу не видят своих родителей. Как же поддерживается связь

с родителями?

В век цифровой информатики, инновационных технологий

педагоги пользуются факсом, если необходимо переслать родителям какой-либо

документ, справку, или получить от них копии документов, другую необходимую

информацию. С помощью телефона поддерживают постоянный контакт с

родителями, дети пишут родителям трогательные письма, в этом им оказывают

эффективную помощь педагоги. Родители, проживающие в г. Томске принимают

активное участие в жизнедеятельности классов, посещают уроки, внеурочные

мероприятия, классные часы, школьные праздники, организуют чаепитие для

детей, оказывают посильную материальную поддержку (приобретают школьные

принадлежности, подарки, сувениры для детей и пр.).

Педагоги рассказывают детям о здоровом образе жизни, характеризуют

главные

элементы

здорового

образа

жизни,

формируют

положительную

мотивацию на здоровье и здоровый образ жизни, стойкое отрицание вредных

привычек. В беседах обращают внимание детей на такое направление, как

дефицит двигательной активности – гипокинезию, которая свойственна человеку

в современном мире – «болезнь цивилизации». Создают пространство для

двигательной активности (используют нейропсихологические методики, проводят

подвижные игры,

простые физические упражнения,

динамические

паузы,

физкультурные минутки, бытовые ситуативные мини-сценки, танцевальные

движения под классическую музыку и др.). Дают простые советы родителям,

показывают на практике элементы психорегуляции, которые ребёнок может

применять в любое время самостоятельно в домашних условиях под присмотром

родителей, или совместно с ними.

Также, в организацию мероприятий по созданию условий положительного

социального опыта входят беседы с детьми о здоровом образе жизни, о вредных

привычках, о толерантности и нравственности: о вреде курения, алкоголя, о

здоровой пище, о здоровой душе и т.д.

В

образовательном

учреждении

традиционными

стали:

движения

«Забота о ближнем», «Подарок для ветерана».

Ежегодно в школе проходят

праздничные мероприятия, посвящённые Дню матери, Дню учителя, Дню

старшего поколения, Дню Победы. На праздник приглашаются ветераны Великой

Отечественной

войны,

труженики

тыла,

воины-афганцы,

ликвидаторы-

чернобыльцы,

ветераны педагогического труда.

Ребята всегда с большим

интересом слушают гостей, готовят для них концертные номера, подарки, что

отражается в словах Гаруна Агацарского: «Когда внуки и старики вместе, внуки

добреют, взрослея телом, старики добреют, молодея духом».

Часто в школу-интернат приходят гости, они понимают, какое бесценное

значение в жизни человека имеет наличие хорошего слуха. Вот что пишет

журналист Сергей Макиенко, побывавший у нас в гостях: «И даже небольшое

погружение в мир глухоты показывает, насколько важен и тяжёл труд учителя,

позволяющего не слышащему ребёнку адаптироваться в обычной жизни. И не

просто адаптироваться, а получить нормальное среднее образование» [1]. Да,

жизнь не выучишь наизусть! Дети – часть общества и должны соучаствовать в

решении его злободневных социальных проблем, но без принуждения. Даже если

дети с ограниченными возможностями здоровья, их не надо уводить от насущных,

житейско-бытовых, общественно-полезных дел. В школе-интернате обучаются

дети-сироты, по отношению к ним всегда проявляется забота, внимание со

стороны детей и педагогов, родителей и администрации: организуется чаепитие,

обязательно готовятся подарки ко дню рождения, к другим праздничным

мероприятиям.

Таким образом, анализ вышеозначенной деятельности говорит о том, что

созданные условия по приобретению обучающимися позитивного социального

опыта дают возможность детям с нарушениями слуха самореализовываться с

целью дальнейшей успешной социализации в общество.

Литература

1.

Газета Выходной, от 3 октября 2009 г. № 145 (26112).

2.

Моисеева Р.И. «Социальное воспитание в учреждении интернатного

типа», сборник «Образование в условиях перехода на новые стандарты

Всероссийской научно-практической конференции IV том». Стр. 51-53. Томск –

2010. г.



В раздел образования