Автор: Моисеева Раиса Ивановна
Должность: учитель-сурдопедагог
Учебное заведение: ОГБОУ "Школа-интернат для обучающихся с нарушениями слуха"
Населённый пункт: город Томск, Томская область
Наименование материала: статья
Тема: "Создание условий для приобретения обучающимися с нарушениями слуха позитивного социального опыта"
Раздел: начальное образование
СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ ПРИОБРЕТЕНИЯ ОБУЧАЮЩИМИСЯ С
НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА ПОЗИТИВНОГО СОЦИАЛЬНОГО ОПЫТА
Моисеева Раиса Ивановна
ОГБОУ «Школа-интернат для обучающихся с нарушениями слуха», г. Томск
Обучение детей с ограниченными возможностями здоровья занимает всё
больше пространства в сфере социальных исследований российского общества и
чаще используется в практике общеобразовательных организаций. Что же влияет
на социальное развитие детей с нарушениями слуха? Особая роль принадлежит
слуху как в общем речевом, так и социальном развитии, да-да, недостатки
слухового развития значительно осложняют социализацию слабослышащих
детей, поскольку это связано с резким недоразвитием речи, и следствие –
нарушением социальных контактов ребёнка с окружающим миром.
Поэтому,
социализация детей с нарушениями слуха требует системного, комплексного
подхода, единой программы непрерывного образования, охватывающей все
направления, все звенья и всех участников процесса.
Программа
единого
непрерывного
образования
по
социализации
обучающихся имеет несколько направлений.
Спортивно-оздоровительное
(поддержание
психологического
здоровья
детей,
формирование
здорового
образа
жизни,
основ
безопасности
жизнедеятельности).
Нравственно-эстетическое
–
второе
направление
(формирование
и
развитие
качеств,
составляющих
основу
поведения,
формирование
опыта
творческой деятельности).
Гражданско-патриотическое
–
третье
направление
(формирование
ценности человеческого общения, коммуникативных навыков, толерантности).
Интеллектуально-мнестическое
–
четвёртое
направление
(активизация
познавательного
интереса
к
окружающему
миру,
создание
условий
для
сознательного отношения к учебной деятельности, формирование учебной
мотивации, универсальных действий).
Пятое направление – это работа с семьей (оказание педагогической,
психологической, сурдологической помощи родителям).
В
школе
активно
функционирует
детская
организация
соуправления
«Содружество».
Она
состоит
из
нескольких
секторов:
трудовой
сектор,
спортивный сектор, учебный сектор, досуговый сектор, правовой сектор, сектор
«Пресс-центра». Работу каждого сектора курируют педагоги-наставники.
Деятели трудового сектора отвечают за чистоту школьных помещений и
пришкольного двора. Два раза в неделю, под руководством членов сектора в
школе организуются «Трудовые десанты» по уборке пришкольного двора и
прилежащих к школе территорий – Ярлыковского сквера на ул. Дзержинского.
Там, на месте снесённой Преображенской (Ярлыковской) церкви, была построена
часовня Преображения Господня в 2003 году, в память о погибших Томичах-
ликвидаторах аварии на Чернобыльской АЭС. Этот парк, как и эта часовня, для
томских чернобыльцев святое место. Дети часто гуляют в этом парке, конечно,
поддерживают чистоту.
Активисты
спортивного
сектора
организуют
различные
турниры,
состязания и соревнования: по теннису, пионерболу, волейболу. Результаты
соревнований вывешиваются на школьном стенде «Содружество». Футбол –
любимое занятие всех мальчишек нашей школы. После обеда они выходят
погонять мяч на школьную спортивную площадку.
Общественники учебного сектора
в конце каждой четверти подводят
итоги успеваемости, отмечают удачи и неудачи учеников. Анализируют причины
неудач и ищут способы оказания помощи. Ребята откликаются на все
предложения
членов
учебного
сектора,
участвуют
во
всех
школьных
мероприятиях, в том числе и в предметных «Декадах» (100%).
Руководители сектора досуга организуют школьные праздники, выставки
творческих работ, курируют деятельность кружков.
Новаторы
правового
сектора
выполняют
всю
работу,
касающуюся
правопорядка в школе.
Работа
Пресс-центра
заключается
в
оформлении,
подборе
наглядно-
информационного материала и представлении его на стенде «Содружество».
Анализ результатов представленной деятельности показывает, что «созданные
условия дают возможность младшим школьникам для самореализации и
дальнейшей успешной социализации» [2].
Школа-интернат единственное учреждение в Томской области, куда дети
приезжают учиться из разных отдалённых уголков сибирского края, конечно,
некоторые дети подолгу не видят своих родителей. Как же поддерживается связь
с родителями?
В век цифровой информатики, инновационных технологий
педагоги пользуются факсом, если необходимо переслать родителям какой-либо
документ, справку, или получить от них копии документов, другую необходимую
информацию. С помощью телефона поддерживают постоянный контакт с
родителями, дети пишут родителям трогательные письма, в этом им оказывают
эффективную помощь педагоги. Родители, проживающие в г. Томске принимают
активное участие в жизнедеятельности классов, посещают уроки, внеурочные
мероприятия, классные часы, школьные праздники, организуют чаепитие для
детей, оказывают посильную материальную поддержку (приобретают школьные
принадлежности, подарки, сувениры для детей и пр.).
Педагоги рассказывают детям о здоровом образе жизни, характеризуют
главные
элементы
здорового
образа
жизни,
формируют
положительную
мотивацию на здоровье и здоровый образ жизни, стойкое отрицание вредных
привычек. В беседах обращают внимание детей на такое направление, как
дефицит двигательной активности – гипокинезию, которая свойственна человеку
в современном мире – «болезнь цивилизации». Создают пространство для
двигательной активности (используют нейропсихологические методики, проводят
подвижные игры,
простые физические упражнения,
динамические
паузы,
физкультурные минутки, бытовые ситуативные мини-сценки, танцевальные
движения под классическую музыку и др.). Дают простые советы родителям,
показывают на практике элементы психорегуляции, которые ребёнок может
применять в любое время самостоятельно в домашних условиях под присмотром
родителей, или совместно с ними.
Также, в организацию мероприятий по созданию условий положительного
социального опыта входят беседы с детьми о здоровом образе жизни, о вредных
привычках, о толерантности и нравственности: о вреде курения, алкоголя, о
здоровой пище, о здоровой душе и т.д.
В
образовательном
учреждении
традиционными
стали:
движения
«Забота о ближнем», «Подарок для ветерана».
Ежегодно в школе проходят
праздничные мероприятия, посвящённые Дню матери, Дню учителя, Дню
старшего поколения, Дню Победы. На праздник приглашаются ветераны Великой
Отечественной
войны,
труженики
тыла,
воины-афганцы,
ликвидаторы-
чернобыльцы,
ветераны педагогического труда.
Ребята всегда с большим
интересом слушают гостей, готовят для них концертные номера, подарки, что
отражается в словах Гаруна Агацарского: «Когда внуки и старики вместе, внуки
добреют, взрослея телом, старики добреют, молодея духом».
Часто в школу-интернат приходят гости, они понимают, какое бесценное
значение в жизни человека имеет наличие хорошего слуха. Вот что пишет
журналист Сергей Макиенко, побывавший у нас в гостях: «И даже небольшое
погружение в мир глухоты показывает, насколько важен и тяжёл труд учителя,
позволяющего не слышащему ребёнку адаптироваться в обычной жизни. И не
просто адаптироваться, а получить нормальное среднее образование» [1]. Да,
жизнь не выучишь наизусть! Дети – часть общества и должны соучаствовать в
решении его злободневных социальных проблем, но без принуждения. Даже если
дети с ограниченными возможностями здоровья, их не надо уводить от насущных,
житейско-бытовых, общественно-полезных дел. В школе-интернате обучаются
дети-сироты, по отношению к ним всегда проявляется забота, внимание со
стороны детей и педагогов, родителей и администрации: организуется чаепитие,
обязательно готовятся подарки ко дню рождения, к другим праздничным
мероприятиям.
Таким образом, анализ вышеозначенной деятельности говорит о том, что
созданные условия по приобретению обучающимися позитивного социального
опыта дают возможность детям с нарушениями слуха самореализовываться с
целью дальнейшей успешной социализации в общество.
Литература
1.
Газета Выходной, от 3 октября 2009 г. № 145 (26112).
2.
Моисеева Р.И. «Социальное воспитание в учреждении интернатного
типа», сборник «Образование в условиях перехода на новые стандарты
Всероссийской научно-практической конференции IV том». Стр. 51-53. Томск –
2010. г.