Напоминание

Развитие эмоциональной сферы ребенка через музыкально-театральную деятельность


Автор: Фролова Татьяна Ивановна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: МБДОУ №134
Населённый пункт: г.Брянск
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Развитие эмоциональной сферы ребенка через музыкально-театральную деятельность
Раздел: дошкольное образование





Назад





Развитие эмоциональной сферы ребенка

через музыкально-театрализованную

деятельность

Методическая разработка музыкального руководителя

Фроловой Т.И. д/с№134 «Морячок» г.Брянск
«Красота спасёт мир» Ф.М. Достоевский Считается, что дети, рожденные в XXI веке, более развитые, чем предыдущее поколение, объем их знаний больше, они лучше мыслят логически, и в то же время, их эмоциональная сфера более бедна, интересы ограничены, отмечается недостаток наблюдательности, не сформирована способность чувствовать, думать и творить. Эстетическое воспитание – важнейшая сторона воспитания ребёнка. Оно способствует обогащению эмоциональной сферы личности, формированию нравственности человека, расширяет его познания о мире, обществе и природе. Разнообразные творческие занятия детей способствуют развитию их мышления и в о о б р а ж е н и я , в о л и , н а с т о й ч и в о с т и , о р г а н и з о в а н н о с т и , дисциплинированности. Период дошкольного детства наиболее благоприятен для эстетического воспитания ребёнка, ведь впечатления детства человек проносит через всю свою жизнь. В «Программе воспитания в детском саду» Н.А.Ветлугиной сформулированы основные задачи развития эстетического отношения к окружающей действительности, интересов, способностей детей. Указан объем знаний, представлений, навыков и умений, которые должен усвоить ребенок с учетом его возрастных возможностей. Воспитание эстетического отношения к
окружающему способствует формированию многих качеств личности ребенка. Не менее важной стороной содержания эстетического воспитания средствами искусства является его направленность на личностное развитие дошкольников. Одним из важнейших средств эстетического воспитания старших дошкольников является театрализованная деятельность. Театральное искусство близко и понятно детям, ведь в основе театра лежит игра. Игра – основное содержание жизни детей, ведущая их деятельность. Театрализованная игра – эта самый распространенный вид детского творчества. Дошкольники очень любят игры, напоминающие театральные представления, где одни дети – артисты, другие – зрители. Т.Н. и Ю.Г. Караманенко разработали одно из первых и наиболее популярных пособий для воспитателей по использованию разных видов кукольного театра. Благодаря выходу этого пособия, арсенал средств педагогического воздействия на детей дошкольного возраста обогатился разными видами театров, что повысило активность привлечения самих детей к театрализованной деятельности [5, с.5]. Изучение психолого-педагогической и методической литературы, передового опыта показывает, что в настоящее время накоплен большой теоретический и практический опыт организации театрально-игровой деятельности в детском саду. Вопросы, связанные с организацией и методикой театрализованной деятельности, широко представлены в работах отечественных педагогов, ученых, методистов: Н.С.Карпинской, Л.С.Фурминой, Л.С.Выготского, Л.П.Бочкаревой и др. В настоящее время появилось немало парциальных программ воспитания и обучения дошкольников в процессе театрализованной деятельности, что является чрезвычайно актуальным с точки зрения творческого подхода к развитию личности. Программа по организации театрализованной деятельно сти дошкольников и младших школьников «Арт-фантазия» Э.Г.Чуриловой ориентирует педагога на создание условий для активизации у ребенка
эстетических установок как неотъемлемой характеристики его мировосприятия и поведения. Содержание программы позволяет стимулировать способность детей к образному и свободному восприятию окружающего мира (людей, культурных ценностей, природы), которое, развиваясь параллельно с традиционным рациональным восприятием, расширяет и обогащает его. Цель программы развития эстетических способностей средствами театрального искусства заключается в гармонизации отношения ребенка с окружающим миром, что в дальнейшем послужило бы ему защитой от социальных и межличностных противостояний. При работе с дошкольниками над спектаклем выделяется десять этапов, где первые восемь предполагают выбор пьесы и ее последовательное разучивание, девятый этап – это премьера, а десятый – повторные показы спектакля. Для детей наиболее важным и полезным является период подготовки спектакля, а затем – возможность играть его как можно дольше и чаще [8, с.83]. Программа «Театрализованная деятельность в детском саду» Е.А.Антипиной ставит своей целью развитие артистических способностей детей через театрализованную деятельность. Задачи и методы этой программы: последовательное знакомство с видами театра; поэтапное освоение детьми видов творчества по возрастным группам; совершенствование артистических навыков детей; раскрепощение ребенка; работа над речью, интонациями; коллективные действия, взаимодействия; пробуждение в детях способности живо представлять себе происходящее, сочувствовать, сопереживать. Содержание занятий по театрализованной деятельности включает: просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним; игры-драматизации; упражнения для социально-эмоционального развития детей; коррекционно- развивающие игры; упражнения по дикции (артикуляционная гимнастика); задания для развития речевой интонационной выразительности; игры- превращения, образные упражнения; упражнения на развитие пластики; ритмические минутки (логоритмика); пальчиковый игротренинг для развития моторики рук; театральные этюды; отдельные упражнения по этике во время
драматизаций; подготовка и разыгрывание сказок и драматизаций; знакомство с текстом сказки, средствами ее драматизации - жестом, мимикой, движением, костюмом, декорациями [1, с.5]. «Росинка» Л.В.Куцаковой, С.И.Мерзляковой – модульная педагогическая система воспитания и развития дошкольников от 3 до 7 лет. Занятия модуля «Театр и театрализованная деятельность» ставят задачи, конкретизирующиеся с учетом возраста и вида игр: создать условия для развития творческой активности детей в театрализованной деятельности; приобщать детей к театральной культуре; обеспечить условия для взаимосвязи театрализованной и других видов деятельности в педагогическом процессе; создать условия для совместной театрализованной деятельности детей и взрослых (постановка совместных спектаклей с участием детей, родителей, сотрудников, организация выступления детей старших групп перед младшими и др.). Н.С.Карпинской была предложена методика работы с детьми по театральной деятельности на занятиях. Работа эта строится поэтапно: на первом этапе дети коллективно воспроизводят текст, на втором этапе одному ребенку предлагается читать за всех персонажей сказки, на третьем этапе дети выполняют ряд творческих заданий (выразить радость, страх и т.п.), на четвертом этапе осуществляется чтение сказки по ролям. Несомненный интерес для практических работников представляют методические рекомендации по театрально-игровой деятельно сти дошкольников, разработанной Л.П.Бочкаревой. На основе анализа научной и методической литературы автор описывает виды театрализованных предметных игр и дает подробную характеристику каждого из них. Например, чтобы подготовить спектакль театра Петрушки, сначала выбранная пьеса зачитывается вслух, обсуждаются образы действующих лиц, распределяются роли. Затем совершается переход к работе с куклами на ширме. На этом этапе работы исполнители ищут наиболее интересные и характерные движения для каждой куклы [2, с.32].
Анализ методической литературы и опыт работы показывает, что при разработке театрально-игровой деятельности ученые и практики обращали особое внимание на развитие детского творчества. В результате были найдены интересные методические приемы, например, предложить детям самостоятельно придумать сюжет с двумя воображаемыми игрушками и обыграть его, прочитать детям знакомую сказку и предложить им придумать новую, но с теми же персонажами; выбрать нетрадиционный набор кукол для сочинения сценок и пьес для разноконтекстных ролей – Деда Мороза и Лягушки, Снегурочки и Петрушки [7, с.22]. Такие этюды-импровизации имеют большое значение для развития театрально-игрового мастерства и творческой фантазии детей. Театрализованная деятельность, при её организации в ДОУ в качестве средства эстетического воспитания дошкольников, будет наиболее эффективной, если используются такие методы и формы, которые обеспечивают сотрудничество детей и взрослых [3, с.20], во все формы педагогического процесса ежедневно включаются развивающие театральные игры, в группе и ДОУ создана предметно-развивающая среда для самостоятельной театрально-игровой деятельности детей. Желательно, чтобы все организованные формы театральной деятельности проводились небольшими подгруппами, что обеспечит индивидуальный подход к каждому ребенку. Большое значение имеет эстетический характер обстановки, в которой дети будут разыгрывать представление. Возможно сочетание разных видов театров: настольного, пальчикового, теневого, би-ба-бо, театра марионеток, а также спектакля-драматизации. Педагогическая наука и практика определяют ряд наиболее эффективных методов, способствующих формированию у детей эстетических чувств, отношений, суждений, оценок, практических действий: метод убеждения, направленный на развитие эстетического восприятия, оценки, первоначальных проявлений вкуса; метод приучения, упражнения в практических действиях, предназначенных для преобразования окружающей среды и выработки навыков
культуры поведения; метод проблемных ситуаций, побуждающих к творческим и практическим действиям; метод побуждения к сопереживанию, эмоционально-положительной отзывчивости на прекрасное и отрицательному отношению к безобразному в окружающем мире. Необходимо обеспечивать взаимосвязь театрализованной деятельности с другими видами занятий: хореография, изодеятельность, развитие речи, музыкальные занятия, а также другими видами деятельности: сюжетно-ролевая игра, дидактическая игра [6, с.97]. Театрализованные занятия развивают выразительность речи у детей, позволяют четко формировать свои мысли не только в обычном разговоре, но и публично, не стесняясь присутствия посторонних слушателей, помогают ребятам обрести уверенность в себе, утвердиться как личность, которая умеет рассуждать и отстаивать своё собственное мнение [4, с.28]. В процессе театральных игр приобретаются навыки коллективного общения, которые будут необходимы детям в последующей взрослой жизни. Занятия помогают ребятам воспитывать в себе чувство ответственности и самостоятельности, дают возможность творческого самовыражения, реализации индивидуальных способностей каждого, что в их возрасте является очень важным. Значение театрализованной деятельности невозможно переоценить. Театрализованные игры способствуют всестороннему развитию детей: развивается речь, память, целеустремленность, усидчивость, отрабатываются физические навыки (имитация движения различных животных). Кроме того, занятия театрализованной деятельностью требуют решительности, трудолюбия, смекалки.
Литература: 1. Антипина А.Е. Театрализованная деятельность в детском саду. – М.: ТЦ Сфера, 2009г. – 128 с. 2. Бочкарева Л.П. Театрально-игровая деятельность дошкольников: Методическое пособие для специалистов по дошкольному образованию. Ульяновск: ИПКПРО, 1993. – 52 с. 3. Губанова Н.Ф. Театрализованная деятельность дошкольников: 2-5 лет. Методические рекомендации, конспекты занятий, сценарии игр и спектаклей. – М.: ВАКО, 2007. – 256 с. 4. Зимина И. Театр и театрализованные игры в детском саду // Дошкольное воспитание, 2005. – №4. 5. Караманенко Т.Н., Караманенко Ю.Г. Кукольный театр дошкольникам: Пособие для воспитателей и муз.руководителей дет.садов М.: Просвещение, 1982 г., 191 с. 6. Маханева М.Д. Театрализованные занятия в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений. – М.: ТЦ Сфера, 2004г., 128 с. 7. Неменова Т. Развитие творческих проявлений детей в процессе театрализованных игр// Дошкольное воспитание. – 1989. – №1. 8. Чурилова Э.Г. Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников: Программа и репертуар. - М.: Гуманит. изд. центр Владос, 2003. – 157 с.


В раздел образования