Автор: Юлия Николаевна Логинова
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МАУДО ЦДО
Населённый пункт: Балаково, Саратовской области
Наименование материала: План-конспект занятия
Тема: Сценическое движение для вокалистов
Раздел: дополнительное образование
1
ПЛАН-КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ
по программе «Сценическое движение»
Составитель: педагог дополнительного образования
МАУДО «Центр дополнительного образования»
г. Балаково Саратовской области
Логинова Юлия Николаевна
Авторская разработка
Вашему
вниманию
предлагается
занятие
по
дополнительной
общеразвивающей программе «Сценическая хореография», разработанной
для детей 11-13 лет. Занятия по данной программе включают следующие
разделы: ритмические упражнения, навыки сценического движения и
актерского мастерства, дыхательная гимнастика.
В процессе занятия организована целенаправленная деятельность
учащихся на развитие пространственной координации (работа в группах и
парами на передачу ритма, ритмических рисунков в заданном темпе по
цепочке), знакомство с базовыми упражнениями дыхательной гимнастики;
интеллектуальная деятельность (просмотр и обсуждение видеоматериалов с
примерами выступлений известных исполнителей, анализ их принципов
работы с жестами, мимикой, сценическими движениями), творческая
деятельность (тренинг-игра на извлечение творческого потенциала; задание-
игра «Повтори-ка!»: исполнение сольной песни в манере вокалистов на
основе просмотренных видеоматериалов).
Наработки в данной области могут быть полезны и интересны
педагогам дополнительного образования, работающим по программам
художественной направленности.
Тема занятия: «Танцующая музыка»
Цель занятия: знакомство учащихся с особенностями сценического
движения как одной из форм проявления творческого мышления и
самовыражения личности.
Достижение данной цели предполагает решение следующих задач:
образовательные задачи:
ознакомление
учащихся
с
основными
принципами
работы
над
актерским жестом, мимикой, пластикой;
овладение учащимися опытом творческой деятельности и публичного
выступления;
обучение детей приемам самостоятельной и коллективной работы,
самоконтроля и взаимоконтроля.
развивающие задачи:
развитие у детей фантазии, артистизма, двигательной памяти и
танцевальных
способностей,
чувства
ритма,
пространства,
эмоциональной раскрепощенности;
стимулирование
моторико-двигательной
и
логической
памяти
учащихся;
2
снятие у учащихся психологических и мышечных зажимов.
воспитательные задачи:
формирование навыков здорового образа жизни и коммуникативных
навыков;
воспитание эстетического вкуса детей.
Занятие рассчитано на учащихся в возрасте 11-13 лет.
Тип занятия: подача нового материала.
На
занятии
используются
следующие
методы:
наглядный,
словесный, практический.
Формы обучения: групповая, фронтальная.
Оборудование:
звукотехническое:
ноутбук,
акустические
колонки,
носитель
с
видеоматериалами
показательных
выступлений
известных
профессиональных вокалистов, фонотека;
инвентарь технический: воздушные шарики, стулья, зеркала, листы
формата А4 с песенками-распевками,
солнцезащитные очки,
парики,
блестящий пиджак, микрофонная стойка.
Ход занятия
Дети входят в танцевальный зал и встают в шахматном порядке
– Здравствуйте, дети! Сегодня мы с вами проведем занятие по
сценическому
движению.
Сначала
мы
немного
разомнемся,
потом
посмотрим и обсудим творчество известных певцов, поиграем, подышим.
Педагог и дети совершают приветственный поклон
– Хорошо, а теперь поставили ноги на ширине плеч, руки на пояс.
Повторяем за мной.
Разминка под фонограмму (музыкальная композиция «Микс-дэнс»)
-
тянемся наверх, как будто пытаемся достать макушкой до потолка,
наклоняемся вниз и дотягиваемся ладонями до пола (8 раз);
-
наклоняем голову к плечу вправо-влево (8 раз), вперед-назад (4 раза);
-
поднимаем оба плеча вверх (8 раз), по одному плечу (4 раза); круговые
движения плечами (8 раз);
-
руки на пояс, ноги на ширине плеч: наклоняемся из стороны в сторону (8
раз);
3
-
«мельница»: ноги широко расставлены, наклоняемся к ногам, доставая до
них руками поочередно, разворачивая корпус наружу (8 раз);
-
ноги вместе, прыгаем (8 раз);
-
вращаем руками, сжатыми в кулаки: вперед и назад (8 раз);
-
бег на месте (30 сек.);
-
вращение стопами (8 раз);
-
приседания (8 раз).
– Сегодняшнее занятие мы посвятим музыке. Но не простой, а
танцующей. Ведь не под любую музыку можно станцевать. Как вы думаете,
под какую музыку нельзя танцевать, а под какую можно?
(ответы детей)
– Молодцы, вы очень верно подметили стили и направления в музыке,
то под какие мелодии можно и нельзя танцевать. Но иногда даже под самые
простые звуки можно сделать необычные творческие номера. В обычной
жизни мы слышим с вами много звуков: стук дождя, шелест ветра, волны,
бьющиеся о пристань, пение птиц. Любой этот звук цикличен и, если есть
условия для его поддержания, он постоянен. Люди подметили это и
появилось понятие «ритм».
Определение понятия «ритм» очень простое. Ритм – это чередование
звуков и пауз разной продолжительности. Обратите внимание, что образуют
ритм мелодии не только длительности звуков, но еще и паузы – моменты
тишины, так как они тоже занимают время.
Мы попробуем вместе с вами отыграть ритмический рисунок с
помощью хлопков в ладоши.
Игра «Четвертый лишний»
(развитие чувства партнерства, умение включаться в сюжет,
развитие чувства ритма)
– Ребята, нас 8 человек. Правила игры таковы: трое хлопают
поочередно в ладоши, четвертый садится на стул и встает вместе с хлопком
4
восьмого. Таким образом, за один блок на стул должны сесть два ребенка, а
встать только один.
Проведение игры «Четвертый лишний»
– А сейчас мы поиграем еще в одну игру, в которой нам помогут наши
ладоши.
Игра «Цепочка» (на ноутбуке включается метроном)
(понимание целостности музыкального ритма,
развитие внимательности, чувства времени)
– Встаем в линию рядом друг с другом. Передавать движение будем
вправо. На первый счет ребенок хлопает в свои ладоши, на второй счет левой
рукой хлопает по правой руке справа стоящего. На третий счет второй
ребенок хлопает в свои ладоши и дальше передает эстафету следующему.
Проведение игры «Цепочка»
– Молодцы, ребята! (дети убирают стулья)
– В музыке есть не только ритм, но и мелодия. Сейчас мы попробуем
изобразить мелодию. Но не просто движениями, а с помощью нашей
творческой энергии. У каждого из нас есть свои уникальные творческие
способности: кто-то умеет хорошо петь, кто-то танцевать, а кто-то рисовать.
Сейчас мы поиграем в необычную игру с шариками, в которой они будут
выступать
в
роли
нашего
творческого
потенциала.
Задача
–
импровизированно двигаться под мелодию музыки. Можно обмениваться
шариками, подкидывать и перекатывать из руки в руку. Совместим приятное
с полезным, нам нужно немного подышать – надуем шарики!
Дети надувают шарики
Тренинг-игра – «Облако»
(развитие фантазии, артистизма, снятие психологических и
мышечных зажимов)
Дети берут по разноцветному воздушному шарику и под
предложенную музыку импровизируют с ним, воображая,
что шарик – их талант
5
– Отлично, ребята, вы справились с этой задачей. А теперь мы
переходим к следующему разделу нашего занятия. Убираем реквизит и
рассаживаемся на стулья.
Педагог
включает
видеоматериал
с
выступлениями
известных
исполнителей, таких как: Майкл Джексон, Джон Леннон, Оззи Осборн,
Пинк, Адель. Рассказывает о творческом пути артистов, называет их
известные песни.
– Назовите основные поведенческие черты каждого из этих певцов?
Какие движения-жесты руками они используют? Какие сочетают вокальные
приемы и движения, акценты? Как двигаются в зависимости от настроения
музыки?
Дети отвечают
– Вы правильно отметили их особенности, молодцы! Следующее
задание заключается в следующем: нужно спеть отрывок своей сольной
песни, пытаясь подражать одному из этих исполнителей на выбор.
Педагог
достает
коробку
с
реквизитом
и
раздает
ребятам
необходимые предметы
Игра «Повтори-ка!»
(создание собственного образа на основе подражания, развитие
зрительного восприятия, понимание принципов работы над актерским
жестом)
– У вас очень хорошо получилось вжиться в образ! А теперь убираем
реквизит в коробку, присаживается на стулья и переходим к следующему
заданию.
Дети убирают вещи в коробку и садятся
– Сейчас мы поговорим с вами о таком важном для артиста понятии,
как жест. На видео вы видели их очень много.
Жест – естественное жизненное проявление, он подчеркивает мысль.
Жест помогает воспринять стремление партнера передать смысл своего
6
убеждения, своей твердой веры и своего сегодняшнего настроения. Он
выявляет неуверенность, зовет к поддержке, к выявлению неясного и
спорного. Артисту очень важно владеть своей мимикой. Мимика –
выражение человеческого лица, выражающее какую-либо эмоцию, помогает
жесту быть более целостным и понятным для зрителя. Сейчас я буду
называть вам настроения, которые вы должны будете выразить жестами и
«помочь лицом».
Педагог называет поочередно: радость, скука, неистовое веселье, гнев,
желание защититься, страх, удивление.
Дети по очереди показывают эти эмоции на практике
– Ребята, я думаю, мы справились с заданием. А сейчас мы поговорим о
дыхании. Дыхание – это одна из важнейших составляющих вокалиста. Для
того чтобы брать высокие или низкие ноты легкие человека должны быть
развитыми. Очень важно приучить себя исполнять песню с движением так,
чтобы не нарушать тот поток дыхания, которые вы взяли для той или иной
фразы. Сейчас я раздам вам листочки с распевками.
Педагог делит группу из 8 человек по парам и каждой паре выдает по
листочку
– Наша задача – взять дыхание на распевку и вместе с этим начать
движение. Движения я сейчас покажу, и мы будем выполнять их вместе.
Каждой паре – свой комплекс движений. Встаем на середину зала.
Игра «Песенки-распевки»
(развитие рече-двигательной координации, навыков дыхания,
совмещенного с движением)
Для первой пары: берем дыхание, начинаем пропевать распевку:
вытягиваемся наверх, поднимаясь на носочки, поднимаем руки, затем,
опуская руки, скругляем спину, медленно сгибаем ноги, садимся на корточки
в позу «эмбриона», обхватываем себя руками, выпрямляемся.
Для второй пары: берем дыхание, начинаем пропевать распевку: три
приставных шага вправо, круг плечами назад и сброс плеч вперед вниз; два
7
скользящих шага влево, один глубокий круг корпусом с поднятыми вверх
руками.
Для третьей пары: берем дыхание, начинаем пропевать распевку:
вращение правой, левой рукой в плечевом суставе, как будто плывем на
спине, четыре вращения руками со сложенными в локтях руками в быстром
темпе, плие вправо на широких ногах с ударом вниз вытянутых рук,
сложенных в кулаки, то же повторить влево.
Во время распевки одной пары, две другие наблюдают за исполнением
«работающей» пары, следят за изменением звукоизвлечения в процессе
движения и оценивают степень их влияния на дыхание
–
Ребята,
отлично
получилось!
Сегодня
мы
познакомимся
с
дыхательной
гимнастикой
Стрельниковой.
Эта
гимнастика
–
оздоровительный метод, созданный педагогом-фониатром изначально в
качестве способа восстановления певческого голоса.
Фониатр
– это
специалист, занимающийся диагностикой и лечением голосовых связок.
Попробуем три базовых упражнения из этой техники
.
Слушаем внимательно
и повторяем за мной.
Педагог объясняет правила выполнения упражнений и делает их
вместе с детьми
Упражнение «Ладошки».
Исходное положение – стоя или сидя прямо, руки согнуты в локтях,
ладони направлены от себя. Сжимайте ладони в кулаки, одновременно делая
резкие и шумные вдохи. После завершения серии из 8 вдохов, ненадолго
передохните и повторите упражнение. Сделайте 20 серий по 8 вдохов.
Упражнение «Погончики».
Исходное положение – стоя или сидя прямо, ноги немного уже ширины
плеч, руки на уровне пояса, ладони сжаты в кулаки. На вдохе резко опустите
руки, разжав кулаки и растопырив пальцы, причем в этот момент старайтесь
с максимальной силой напрягать кисти и плечи. Сделайте 8 серий по 8 раз.
Упражнение «Насос».
8
Исходное положение – стоя или сидя прямо, ноги немного уже ширины
плеч. Громко вдохните и медленно наклонитесь, а затем так же медленно
вернитесь в исходное положение, словно если бы вы работали насосом.
Сделайте 8 серий по 8 раз.
– Молодцы, вы успешно справились с заданием! Подведем итог
занятия.
Скажите, на что были направлены сегодняшние упражнения? (ответы
детей)
Трудно ли вам было их выполнить? (ответы детей)
В чем заключалась трудность выполнения упражнений? (ответы
детей)
– Мне было очень интересно с вами заниматься, надеюсь, что вам тоже
понравилось! В заключении сделаем поклон и поблагодарим друг друга за
отличную работу аплодисментами и улыбками!
Педагог и дети совершают поклон, аплодируют, прощаются
Список использованных источников:
Дыхательная гимнастика по Стрельниковой / Автор-сост. Т.Ю. Амосова. –
М.: РИПОЛ классик, 2008 – 64 с.