Напоминание

Сценическое движение для вокалистов


Автор: Юлия Николаевна Логинова
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МАУДО ЦДО
Населённый пункт: Балаково, Саратовской области
Наименование материала: План-конспект занятия
Тема: Сценическое движение для вокалистов
Раздел: дополнительное образование





Назад




1

ПЛАН-КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ

по программе «Сценическое движение»

Составитель: педагог дополнительного образования

МАУДО «Центр дополнительного образования»

г. Балаково Саратовской области

Логинова Юлия Николаевна

Авторская разработка

Вашему

вниманию

предлагается

занятие

по

дополнительной

общеразвивающей программе «Сценическая хореография», разработанной

для детей 11-13 лет. Занятия по данной программе включают следующие

разделы: ритмические упражнения, навыки сценического движения и

актерского мастерства, дыхательная гимнастика.

В процессе занятия организована целенаправленная деятельность

учащихся на развитие пространственной координации (работа в группах и

парами на передачу ритма, ритмических рисунков в заданном темпе по

цепочке), знакомство с базовыми упражнениями дыхательной гимнастики;

интеллектуальная деятельность (просмотр и обсуждение видеоматериалов с

примерами выступлений известных исполнителей, анализ их принципов

работы с жестами, мимикой, сценическими движениями), творческая

деятельность (тренинг-игра на извлечение творческого потенциала; задание-

игра «Повтори-ка!»: исполнение сольной песни в манере вокалистов на

основе просмотренных видеоматериалов).

Наработки в данной области могут быть полезны и интересны

педагогам дополнительного образования, работающим по программам

художественной направленности.

Тема занятия: «Танцующая музыка»

Цель занятия: знакомство учащихся с особенностями сценического

движения как одной из форм проявления творческого мышления и

самовыражения личности.

Достижение данной цели предполагает решение следующих задач:

образовательные задачи:

ознакомление

учащихся

с

основными

принципами

работы

над

актерским жестом, мимикой, пластикой;

овладение учащимися опытом творческой деятельности и публичного

выступления;

обучение детей приемам самостоятельной и коллективной работы,

самоконтроля и взаимоконтроля.

развивающие задачи:

развитие у детей фантазии, артистизма, двигательной памяти и

танцевальных

способностей,

чувства

ритма,

пространства,

эмоциональной раскрепощенности;

стимулирование

моторико-двигательной

и

логической

памяти

учащихся;

2

снятие у учащихся психологических и мышечных зажимов.

воспитательные задачи:

формирование навыков здорового образа жизни и коммуникативных

навыков;

воспитание эстетического вкуса детей.

Занятие рассчитано на учащихся в возрасте 11-13 лет.

Тип занятия: подача нового материала.

На

занятии

используются

следующие

методы:

наглядный,

словесный, практический.

Формы обучения: групповая, фронтальная.

Оборудование:

звукотехническое:

ноутбук,

акустические

колонки,

носитель

с

видеоматериалами

показательных

выступлений

известных

профессиональных вокалистов, фонотека;

инвентарь технический: воздушные шарики, стулья, зеркала, листы

формата А4 с песенками-распевками,

солнцезащитные очки,

парики,

блестящий пиджак, микрофонная стойка.

Ход занятия

Дети входят в танцевальный зал и встают в шахматном порядке

– Здравствуйте, дети! Сегодня мы с вами проведем занятие по

сценическому

движению.

Сначала

мы

немного

разомнемся,

потом

посмотрим и обсудим творчество известных певцов, поиграем, подышим.

Педагог и дети совершают приветственный поклон

– Хорошо, а теперь поставили ноги на ширине плеч, руки на пояс.

Повторяем за мной.

Разминка под фонограмму (музыкальная композиция «Микс-дэнс»)

-

тянемся наверх, как будто пытаемся достать макушкой до потолка,

наклоняемся вниз и дотягиваемся ладонями до пола (8 раз);

-

наклоняем голову к плечу вправо-влево (8 раз), вперед-назад (4 раза);

-

поднимаем оба плеча вверх (8 раз), по одному плечу (4 раза); круговые

движения плечами (8 раз);

-

руки на пояс, ноги на ширине плеч: наклоняемся из стороны в сторону (8

раз);

3

-

«мельница»: ноги широко расставлены, наклоняемся к ногам, доставая до

них руками поочередно, разворачивая корпус наружу (8 раз);

-

ноги вместе, прыгаем (8 раз);

-

вращаем руками, сжатыми в кулаки: вперед и назад (8 раз);

-

бег на месте (30 сек.);

-

вращение стопами (8 раз);

-

приседания (8 раз).

– Сегодняшнее занятие мы посвятим музыке. Но не простой, а

танцующей. Ведь не под любую музыку можно станцевать. Как вы думаете,

под какую музыку нельзя танцевать, а под какую можно?

(ответы детей)

– Молодцы, вы очень верно подметили стили и направления в музыке,

то под какие мелодии можно и нельзя танцевать. Но иногда даже под самые

простые звуки можно сделать необычные творческие номера. В обычной

жизни мы слышим с вами много звуков: стук дождя, шелест ветра, волны,

бьющиеся о пристань, пение птиц. Любой этот звук цикличен и, если есть

условия для его поддержания, он постоянен. Люди подметили это и

появилось понятие «ритм».

Определение понятия «ритм» очень простое. Ритм – это чередование

звуков и пауз разной продолжительности. Обратите внимание, что образуют

ритм мелодии не только длительности звуков, но еще и паузы – моменты

тишины, так как они тоже занимают время.

Мы попробуем вместе с вами отыграть ритмический рисунок с

помощью хлопков в ладоши.

Игра «Четвертый лишний»

(развитие чувства партнерства, умение включаться в сюжет,

развитие чувства ритма)

– Ребята, нас 8 человек. Правила игры таковы: трое хлопают

поочередно в ладоши, четвертый садится на стул и встает вместе с хлопком

4

восьмого. Таким образом, за один блок на стул должны сесть два ребенка, а

встать только один.

Проведение игры «Четвертый лишний»

– А сейчас мы поиграем еще в одну игру, в которой нам помогут наши

ладоши.

Игра «Цепочка» (на ноутбуке включается метроном)

(понимание целостности музыкального ритма,

развитие внимательности, чувства времени)

– Встаем в линию рядом друг с другом. Передавать движение будем

вправо. На первый счет ребенок хлопает в свои ладоши, на второй счет левой

рукой хлопает по правой руке справа стоящего. На третий счет второй

ребенок хлопает в свои ладоши и дальше передает эстафету следующему.

Проведение игры «Цепочка»

– Молодцы, ребята! (дети убирают стулья)

– В музыке есть не только ритм, но и мелодия. Сейчас мы попробуем

изобразить мелодию. Но не просто движениями, а с помощью нашей

творческой энергии. У каждого из нас есть свои уникальные творческие

способности: кто-то умеет хорошо петь, кто-то танцевать, а кто-то рисовать.

Сейчас мы поиграем в необычную игру с шариками, в которой они будут

выступать

в

роли

нашего

творческого

потенциала.

Задача

импровизированно двигаться под мелодию музыки. Можно обмениваться

шариками, подкидывать и перекатывать из руки в руку. Совместим приятное

с полезным, нам нужно немного подышать – надуем шарики!

Дети надувают шарики

Тренинг-игра – «Облако»

(развитие фантазии, артистизма, снятие психологических и

мышечных зажимов)

Дети берут по разноцветному воздушному шарику и под

предложенную музыку импровизируют с ним, воображая,

что шарик – их талант

5

– Отлично, ребята, вы справились с этой задачей. А теперь мы

переходим к следующему разделу нашего занятия. Убираем реквизит и

рассаживаемся на стулья.

Педагог

включает

видеоматериал

с

выступлениями

известных

исполнителей, таких как: Майкл Джексон, Джон Леннон, Оззи Осборн,

Пинк, Адель. Рассказывает о творческом пути артистов, называет их

известные песни.

– Назовите основные поведенческие черты каждого из этих певцов?

Какие движения-жесты руками они используют? Какие сочетают вокальные

приемы и движения, акценты? Как двигаются в зависимости от настроения

музыки?

Дети отвечают

– Вы правильно отметили их особенности, молодцы! Следующее

задание заключается в следующем: нужно спеть отрывок своей сольной

песни, пытаясь подражать одному из этих исполнителей на выбор.

Педагог

достает

коробку

с

реквизитом

и

раздает

ребятам

необходимые предметы

Игра «Повтори-ка!»

(создание собственного образа на основе подражания, развитие

зрительного восприятия, понимание принципов работы над актерским

жестом)

– У вас очень хорошо получилось вжиться в образ! А теперь убираем

реквизит в коробку, присаживается на стулья и переходим к следующему

заданию.

Дети убирают вещи в коробку и садятся

– Сейчас мы поговорим с вами о таком важном для артиста понятии,

как жест. На видео вы видели их очень много.

Жест – естественное жизненное проявление, он подчеркивает мысль.

Жест помогает воспринять стремление партнера передать смысл своего

6

убеждения, своей твердой веры и своего сегодняшнего настроения. Он

выявляет неуверенность, зовет к поддержке, к выявлению неясного и

спорного. Артисту очень важно владеть своей мимикой. Мимика –

выражение человеческого лица, выражающее какую-либо эмоцию, помогает

жесту быть более целостным и понятным для зрителя. Сейчас я буду

называть вам настроения, которые вы должны будете выразить жестами и

«помочь лицом».

Педагог называет поочередно: радость, скука, неистовое веселье, гнев,

желание защититься, страх, удивление.

Дети по очереди показывают эти эмоции на практике

– Ребята, я думаю, мы справились с заданием. А сейчас мы поговорим о

дыхании. Дыхание – это одна из важнейших составляющих вокалиста. Для

того чтобы брать высокие или низкие ноты легкие человека должны быть

развитыми. Очень важно приучить себя исполнять песню с движением так,

чтобы не нарушать тот поток дыхания, которые вы взяли для той или иной

фразы. Сейчас я раздам вам листочки с распевками.

Педагог делит группу из 8 человек по парам и каждой паре выдает по

листочку

– Наша задача – взять дыхание на распевку и вместе с этим начать

движение. Движения я сейчас покажу, и мы будем выполнять их вместе.

Каждой паре – свой комплекс движений. Встаем на середину зала.

Игра «Песенки-распевки»

(развитие рече-двигательной координации, навыков дыхания,

совмещенного с движением)

Для первой пары: берем дыхание, начинаем пропевать распевку:

вытягиваемся наверх, поднимаясь на носочки, поднимаем руки, затем,

опуская руки, скругляем спину, медленно сгибаем ноги, садимся на корточки

в позу «эмбриона», обхватываем себя руками, выпрямляемся.

Для второй пары: берем дыхание, начинаем пропевать распевку: три

приставных шага вправо, круг плечами назад и сброс плеч вперед вниз; два

7

скользящих шага влево, один глубокий круг корпусом с поднятыми вверх

руками.

Для третьей пары: берем дыхание, начинаем пропевать распевку:

вращение правой, левой рукой в плечевом суставе, как будто плывем на

спине, четыре вращения руками со сложенными в локтях руками в быстром

темпе, плие вправо на широких ногах с ударом вниз вытянутых рук,

сложенных в кулаки, то же повторить влево.

Во время распевки одной пары, две другие наблюдают за исполнением

«работающей» пары, следят за изменением звукоизвлечения в процессе

движения и оценивают степень их влияния на дыхание

Ребята,

отлично

получилось!

Сегодня

мы

познакомимся

с

дыхательной

гимнастикой

Стрельниковой.

Эта

гимнастика

оздоровительный метод, созданный педагогом-фониатром изначально в

качестве способа восстановления певческого голоса.

Фониатр

– это

специалист, занимающийся диагностикой и лечением голосовых связок.

Попробуем три базовых упражнения из этой техники

.

Слушаем внимательно

и повторяем за мной.

Педагог объясняет правила выполнения упражнений и делает их

вместе с детьми

Упражнение «Ладошки».

Исходное положение – стоя или сидя прямо, руки согнуты в локтях,

ладони направлены от себя. Сжимайте ладони в кулаки, одновременно делая

резкие и шумные вдохи. После завершения серии из 8 вдохов, ненадолго

передохните и повторите упражнение. Сделайте 20 серий по 8 вдохов.

Упражнение «Погончики».

Исходное положение – стоя или сидя прямо, ноги немного уже ширины

плеч, руки на уровне пояса, ладони сжаты в кулаки. На вдохе резко опустите

руки, разжав кулаки и растопырив пальцы, причем в этот момент старайтесь

с максимальной силой напрягать кисти и плечи. Сделайте 8 серий по 8 раз.

Упражнение «Насос».

8

Исходное положение – стоя или сидя прямо, ноги немного уже ширины

плеч. Громко вдохните и медленно наклонитесь, а затем так же медленно

вернитесь в исходное положение, словно если бы вы работали насосом.

Сделайте 8 серий по 8 раз.

– Молодцы, вы успешно справились с заданием! Подведем итог

занятия.

Скажите, на что были направлены сегодняшние упражнения? (ответы

детей)

Трудно ли вам было их выполнить? (ответы детей)

В чем заключалась трудность выполнения упражнений? (ответы

детей)

– Мне было очень интересно с вами заниматься, надеюсь, что вам тоже

понравилось! В заключении сделаем поклон и поблагодарим друг друга за

отличную работу аплодисментами и улыбками!

Педагог и дети совершают поклон, аплодируют, прощаются

Список использованных источников:

Дыхательная гимнастика по Стрельниковой / Автор-сост. Т.Ю. Амосова. –

М.: РИПОЛ классик, 2008 – 64 с.



В раздел образования