Напоминание

"Музыка весны в голосах птиц"


Автор: Ирина Вадимовна Саенко
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МАУДО ЦДО
Населённый пункт: Балаково, Саратовской области
Наименование материала: План-конспект занятия по вокалу
Тема: "Музыка весны в голосах птиц"
Дата публикации: 29.07.2020
Раздел: дополнительное образование





Назад




1

ПЛАН-КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ

по программе «Эстрадно-джазовый вокал»

Составитель: педагог дополнительного образования

МАУДО «Центр дополнительного образования»

г. Балаково Саратовской области

Саенко Ирина Вадимовна

Авторская разработка

Вашему

вниманию

предлагается

занятие

по

дополнительной

общеразвивающей программе «Эстрадно-джазовый вокал», разработанной

для детей 11-13 лет. Занятия по данной программе включают следующие

разделы: развитие музыкального слуха и голоса (регистры, диапазон, тембр,

резонанс), певческое дыхание, звукообразование, работа над артикуляцией –

выработка четкой дикции, развитие чувства ритма, специальные навыки

владения звуком и приемы исполнения, пение в различных стилях.

В процессе занятия организована целенаправленная деятельность

учащихся на развитие слуха и голосового аппарата, развитие чувства ритма,

интеллектуальная деятельность (просмотр и обсуждение видеоматериалов по

заданной теме и их анализ), работа над четкой артикуляцией и творческий

процесс с элементами импровизации.

Наработки в данной области могут быть полезны и интересны

педагогам дополнительного образования, работающим по программам

художественной направленности.

Тема занятия: «Музыка весны в голосах птиц»

Цель занятия: знакомство учащихся с голосами весенних птиц

(высота

звука,

тембр,

фонетика

звуков,

мелодичность,

ритмика,

орнаментика),

анализ

природных

звуков

и

практическое

применение

подобных, как одна из форм проявления творческого мышления и

самовыражения личности.

Задачи занятия:

Достижение данной цели предполагает решение следующих задач:

образовательные задачи:

ознакомление с приемами исполнения (мелизмы);

овладение элементами импровизации;

обучение детей приемам самостоятельной и коллективной работы,

самоконтроля и взаимоконтроля.

развивающие задачи:

развитие у детей фантазии, артистизма, музыкальной памяти, чувства

ритма, эмоциональности;

осознание близости и единства с природой;

снятие психологических и мышечных зажимов.

воспитательные задачи:

2

формирование навыков здорового образа жизни и коммуникативных

навыков;

воспитание эстетического вкуса детей.

Занятие рассчитано на детей в возрасте 11-13 лет.

Тип занятия: подача нового материала, применение базовых знаний и

навыков в условиях творческой импровизации.

На

занятии

используются

следующие

методы:

наглядный,

словесный, практический.

Формы обучения: групповая, фронтальная.

Оборудование:

звукотехническое:

ноутбук,

акустические

колонки,

микшерский

пульт, микрофоны, носитель с видеоматериалами о певчих птицах, фонотека;

инвентарь

технический:

музыкальные

инструменты

(маракасы,

кастаньеты, барабан).

Ход занятия

Дети входят в класс вокала и становятся у своих стульев

– Здравствуйте, дети! Сегодня мы с вами поговорим о том, какие

характерные звуки слышны в весеннее время года. Затем подготовим свои

голоса к работе дыхательными и вокальными упражнениями, поработаем над

ритмом и дикцией и узнаем о новых приемах исполнения.

Дети поют музыкальное приветствие и садятся на стулья

– Скажите, дети, с какими звуками у вас ассоциируется весна? (ответы

детей: капель, журчание ручья, пение птиц…)

– Правильно! Спектр весенних звуков многогранный и разнообразный!

Но мы сегодня поговорим с вами о пении птиц. Птицы – любимые существа

многих народов. Еще с древних времен им поклонялись, их обожествляли,

одомашнивали их и просто любили. Назовите перелетных птиц, которые

весной возвращаются к нам на родину (ответы детей: скворцы, зяблики,

жаворонки и.т.д.)

– Хорошо, молодцы, спасибо! Сегодня мы с вами посмотрим фильм о

весенних певчих птицах, послушаем их песни и попробуем имитировать их

голоса.

(просмотр видеоматериалов и анализ голосов птиц)

– Скажите, как можно отличить голос синички? (дети отвечают)

3

– У синички яркая свистовая гамма «ти-ти-тититити». Давайте

пробовать имитировать звуки!

(дети по очереди имитируют свист синички)

– Что отличает грачей? Они как все вороновые, каркают.

(дети имитируют звуки)

Трясогузки?

Их

пение

представляет

собой

неорганизованное

щебетание, заполняет все пространство парков.

(имитация звуков)

– Снегирь тоже поет и эту яркую птичку можно узнать по

характерному пению: «жю-жю-жю». Снегири – редкое исключение среди

пернатых, поют и самцы и самочки (имитация звуков) А что вы можете

сказать о соловьях?

(ответы детей)

– Соловьи выводят свои трели и прекрасно себя чувствуют в городе.

Главное для них, чтобы был кустарник. Слушать лучше всего соловья по

ночам, когда не мешают посторонние звуки. После почина (нескольких

тихих, цикающих, свистковых звуков), соловей издает сильные, чистые

свисты «ив-иииив-ив» (имитация звуков)…

– Славка, пеночка, жаворонок – певчих птиц несчетное множество и

каждый отличается своим голосом и манерой. Тема птиц звучит в песнях

разных времен, стилей и направлений. Так, например, романс Алябьева

«Соловей» исполняется в академической манере (прослушать отрывок).

«Жаворонушки» народная, обрядовая песня (прослушать).

Песня

«Птица»

в

исполнении

Ю. Михальчик

относится

к

современной эстрадной музыке. Песня «Ночная птица» в исполнении

А. Никольского звучит в стиле рок (прослушать).

– Сейчас мы поработаем над разогревом вашего голоса звуками птиц,

чьи трели наиболее удались, но вначале сделаем несколько дыхательных

упражнений:

4

стоя, ноги на ширине плеч, рука лежит на диафрагме: 8 коротких

вдохов через нос; 8 коротких выдохов со звуком «С»;

большой вдох через нос; задержка дыхания; выдох – медленный,

ровный, как будто сдувается воздушный шарик.

Распевка:

пение по полутонам вверх и вниз по хроматической гамме на звук

«вью»;

«Кукушка» – поём терциями с верхнего звука вниз постепенно

поднимаясь по тональностям на слоги «ку-ку»;

«Синичка» – на одном звуке поднимаясь по полутонам вверх и вниз на

слоги «ти-ти-ти»;

«Снегирь» – на стаккато восьмыми нотками по мажорному трезвучию

«жю-жю-жю»;

«Соловей» – триолями на звуки «ив-ив-ив» по звукам доминант септ

аккорда, можно исполнить всем вместе выстраивая многоголосие;

упражнение на интервалы – поднимаясь по полутонам, оставляя

основной тон (от звука «до» – прима, малая секунда, большая… и так

до октавы вверх и вниз на разные звуки;

упражнение на кантилену – Вокализ Л. Хайтович

(используя пение

каноном).

– В пении птиц прослушивается не только мелодия, но и сложные

ритмические рисунки – синкопы, триоли, акценты на разные доли.

Вспомним,

что

ритм,

это

соотношение

длительностей

звуков

в

их

последовательности.

Объединяясь,

длительности

звуков

образуют

ритмический рисунок. Сегодня мы с вами разберем несколько новых

ритмических упражнений. А затем исполним их на маракасах, кастаньетах и

барабане.

(разучивание предложенных ритмических упражнений из «Джазового

сольфеджио» О. Хромушина и их исполнение)

– Молодцы, у вас здорово все получилось! Если эти ритмические

фигуры уложить на определенные звуки мелодии, то родится очень красивая

музыка! В обычной жизни мы слышим с вами много звуков: стук дождя,

шелест ветра, пение птиц. Любой этот звук цикличен и если есть условия для

его воплощения в мелодии и ритмике, то мы приходим к выводу, что самая

красивая музыка таится в звуках природы.

5

А если эти звуки украсить дополнительными мелодическими фигурами

(орнаментом), то получится совсем другая музыка – более сложная и

красивая. Существуют различные способы украшения мелодии, но мы

сегодня поговорим о мелизмах. Мелизмы (с греческого «песнь, мелодия») –

это различные вокальные и инструментальные украшения. Но в вокале они

исполняются на один слог текста – распевы. Сегодня мы послушаем и

разберем такие украшения, как форшлаг – вспомогательный звук или

несколько звуков перед основным, украшаемым звуком (пример 23 из

сборника «Все о джазе» А. Корягиной); группето – мелодическое украшение,

состоящее из 4,5 звуков – основного звука и вспомогательных. (пример 24);

мордент – мелодическое украшение, состоящее из трех звуков – основного,

верхнего или нижнего вспомогательного (пример 25); трель – мелодическое

украшение, состоящее из двух быстро чередующихся между собой звуков,

как у песни соловья (пример 26). Есть еще много разных приемов

исполнения и украшений звука.

– Сегодня разберем и попробуем применить именно эти мелизмы. В

примере 27 вы видите несколько вариантов одной и той же 8-тактовой фразы

из темы «I Wish You Love» (Charles Trenet) с использованием орнаментики.

Послушаем варианты исполнения этой фразы и будем повторять под

фонограмму «минус один».

(Пение предложенных вариантов под фонограмму по очереди)

Практическая работа. После того как дети попробовали все варианты

украшений, предлагается на этом же музыкальном отрывке

поимпровизировать и самостоятельно применить мелизмы там, где

хочется, полагаясь на свои чувства

– Ребята, давайте, сделаем вывод! Прекрасная музыка весны, которая

звучала на сегодняшнем занятии, была представлена звуками природы и в

частности, пением птиц. В ней мы услышали знакомые звуки и открыли

много нового, например, орнаменты и украшения. Эти приемы используются

в современной эстрадной и джазовой музыке. Давайте больше слушать и

6

узнавать природу земли, ведь музыка природы может нас многому научить!

В конце занятия я вам предлагаю увлекательное задание на дикцию и четкую

артикуляцию: скороговорки о птицах. Выбирайте понравившиеся и выучите

их дома. Это будет домашнее задание. А сейчас просто будем повторять за

мной по очереди.

Скороговорки о птицах:

«Приучить сороку – одна морока, а сорок сорок – сорок морок»;

«Орел на горе, перо на орле, орел под пером, гора над орлом»;

«Перепелка перепелят прятала от ребят»;

«Солнце садится, струится водица. Птица-синица в воду глядится»;

«Чистой водицы синица напьется, славно сегодня звенится, поется»;

«Три сороки тараторки, тараторили на горке».

– Молодцы, вы успешно справились с заданием! Подведем итог

занятия. Скажите, на что были направлены сегодняшние упражнения?

(ответы детей) Трудно ли вам было их выполнить? (ответы детей) В чем

заключалась трудность выполнения упражнений? (ответы детей)

– Мне было очень интересно с вами заниматься, надеюсь, что вам тоже

понравилось! В заключении поблагодарим друг друга за отличную работу

аплодисментами и улыбками!

Педагог и дети аплодируют, прощаются

Список использованных источников

1.

Карягина А.В. Джазовый вокал. – СПб.: Планета музыки, 2019. – 48 с.

2.

Лев Хайтович. Сборник эстрадно-джазовых распевок «Boy and girl». –

Нижний Новгород, 2006. – 10 с.

3.

Хромушин О.Н. Джазовое сольфеджио. – СПб.: Композитор, 2017. – 54 с.



В раздел образования