Автор: Ирина Вадимовна Саенко
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МАУДО ЦДО
Населённый пункт: Балаково, Саратовской области
Наименование материала: План-конспект занятия по вокалу
Тема: "Музыка весны в голосах птиц"
Раздел: дополнительное образование
1
ПЛАН-КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ
по программе «Эстрадно-джазовый вокал»
Составитель: педагог дополнительного образования
МАУДО «Центр дополнительного образования»
г. Балаково Саратовской области
Саенко Ирина Вадимовна
Авторская разработка
Вашему
вниманию
предлагается
занятие
по
дополнительной
общеразвивающей программе «Эстрадно-джазовый вокал», разработанной
для детей 11-13 лет. Занятия по данной программе включают следующие
разделы: развитие музыкального слуха и голоса (регистры, диапазон, тембр,
резонанс), певческое дыхание, звукообразование, работа над артикуляцией –
выработка четкой дикции, развитие чувства ритма, специальные навыки
владения звуком и приемы исполнения, пение в различных стилях.
В процессе занятия организована целенаправленная деятельность
учащихся на развитие слуха и голосового аппарата, развитие чувства ритма,
интеллектуальная деятельность (просмотр и обсуждение видеоматериалов по
заданной теме и их анализ), работа над четкой артикуляцией и творческий
процесс с элементами импровизации.
Наработки в данной области могут быть полезны и интересны
педагогам дополнительного образования, работающим по программам
художественной направленности.
Тема занятия: «Музыка весны в голосах птиц»
Цель занятия: знакомство учащихся с голосами весенних птиц
(высота
звука,
тембр,
фонетика
звуков,
мелодичность,
ритмика,
орнаментика),
анализ
природных
звуков
и
практическое
применение
подобных, как одна из форм проявления творческого мышления и
самовыражения личности.
Задачи занятия:
Достижение данной цели предполагает решение следующих задач:
образовательные задачи:
ознакомление с приемами исполнения (мелизмы);
овладение элементами импровизации;
обучение детей приемам самостоятельной и коллективной работы,
самоконтроля и взаимоконтроля.
развивающие задачи:
развитие у детей фантазии, артистизма, музыкальной памяти, чувства
ритма, эмоциональности;
осознание близости и единства с природой;
снятие психологических и мышечных зажимов.
воспитательные задачи:
2
формирование навыков здорового образа жизни и коммуникативных
навыков;
воспитание эстетического вкуса детей.
Занятие рассчитано на детей в возрасте 11-13 лет.
Тип занятия: подача нового материала, применение базовых знаний и
навыков в условиях творческой импровизации.
На
занятии
используются
следующие
методы:
наглядный,
словесный, практический.
Формы обучения: групповая, фронтальная.
Оборудование:
звукотехническое:
ноутбук,
акустические
колонки,
микшерский
пульт, микрофоны, носитель с видеоматериалами о певчих птицах, фонотека;
инвентарь
технический:
музыкальные
инструменты
(маракасы,
кастаньеты, барабан).
Ход занятия
Дети входят в класс вокала и становятся у своих стульев
– Здравствуйте, дети! Сегодня мы с вами поговорим о том, какие
характерные звуки слышны в весеннее время года. Затем подготовим свои
голоса к работе дыхательными и вокальными упражнениями, поработаем над
ритмом и дикцией и узнаем о новых приемах исполнения.
Дети поют музыкальное приветствие и садятся на стулья
– Скажите, дети, с какими звуками у вас ассоциируется весна? (ответы
детей: капель, журчание ручья, пение птиц…)
– Правильно! Спектр весенних звуков многогранный и разнообразный!
Но мы сегодня поговорим с вами о пении птиц. Птицы – любимые существа
многих народов. Еще с древних времен им поклонялись, их обожествляли,
одомашнивали их и просто любили. Назовите перелетных птиц, которые
весной возвращаются к нам на родину (ответы детей: скворцы, зяблики,
жаворонки и.т.д.)
– Хорошо, молодцы, спасибо! Сегодня мы с вами посмотрим фильм о
весенних певчих птицах, послушаем их песни и попробуем имитировать их
голоса.
(просмотр видеоматериалов и анализ голосов птиц)
– Скажите, как можно отличить голос синички? (дети отвечают)
3
– У синички яркая свистовая гамма «ти-ти-тититити». Давайте
пробовать имитировать звуки!
(дети по очереди имитируют свист синички)
– Что отличает грачей? Они как все вороновые, каркают.
(дети имитируют звуки)
–
Трясогузки?
Их
пение
представляет
собой
неорганизованное
щебетание, заполняет все пространство парков.
(имитация звуков)
– Снегирь тоже поет и эту яркую птичку можно узнать по
характерному пению: «жю-жю-жю». Снегири – редкое исключение среди
пернатых, поют и самцы и самочки (имитация звуков) А что вы можете
сказать о соловьях?
(ответы детей)
– Соловьи выводят свои трели и прекрасно себя чувствуют в городе.
Главное для них, чтобы был кустарник. Слушать лучше всего соловья по
ночам, когда не мешают посторонние звуки. После почина (нескольких
тихих, цикающих, свистковых звуков), соловей издает сильные, чистые
свисты «ив-иииив-ив» (имитация звуков)…
– Славка, пеночка, жаворонок – певчих птиц несчетное множество и
каждый отличается своим голосом и манерой. Тема птиц звучит в песнях
разных времен, стилей и направлений. Так, например, романс Алябьева
«Соловей» исполняется в академической манере (прослушать отрывок).
«Жаворонушки» народная, обрядовая песня (прослушать).
–
Песня
«Птица»
в
исполнении
Ю. Михальчик
относится
к
современной эстрадной музыке. Песня «Ночная птица» в исполнении
А. Никольского звучит в стиле рок (прослушать).
– Сейчас мы поработаем над разогревом вашего голоса звуками птиц,
чьи трели наиболее удались, но вначале сделаем несколько дыхательных
упражнений:
4
стоя, ноги на ширине плеч, рука лежит на диафрагме: 8 коротких
вдохов через нос; 8 коротких выдохов со звуком «С»;
большой вдох через нос; задержка дыхания; выдох – медленный,
ровный, как будто сдувается воздушный шарик.
Распевка:
пение по полутонам вверх и вниз по хроматической гамме на звук
«вью»;
«Кукушка» – поём терциями с верхнего звука вниз постепенно
поднимаясь по тональностям на слоги «ку-ку»;
«Синичка» – на одном звуке поднимаясь по полутонам вверх и вниз на
слоги «ти-ти-ти»;
«Снегирь» – на стаккато восьмыми нотками по мажорному трезвучию
«жю-жю-жю»;
«Соловей» – триолями на звуки «ив-ив-ив» по звукам доминант септ
аккорда, можно исполнить всем вместе выстраивая многоголосие;
упражнение на интервалы – поднимаясь по полутонам, оставляя
основной тон (от звука «до» – прима, малая секунда, большая… и так
до октавы вверх и вниз на разные звуки;
упражнение на кантилену – Вокализ Л. Хайтович
(используя пение
каноном).
– В пении птиц прослушивается не только мелодия, но и сложные
ритмические рисунки – синкопы, триоли, акценты на разные доли.
Вспомним,
что
ритм,
это
соотношение
длительностей
звуков
в
их
последовательности.
Объединяясь,
длительности
звуков
образуют
ритмический рисунок. Сегодня мы с вами разберем несколько новых
ритмических упражнений. А затем исполним их на маракасах, кастаньетах и
барабане.
(разучивание предложенных ритмических упражнений из «Джазового
сольфеджио» О. Хромушина и их исполнение)
– Молодцы, у вас здорово все получилось! Если эти ритмические
фигуры уложить на определенные звуки мелодии, то родится очень красивая
музыка! В обычной жизни мы слышим с вами много звуков: стук дождя,
шелест ветра, пение птиц. Любой этот звук цикличен и если есть условия для
его воплощения в мелодии и ритмике, то мы приходим к выводу, что самая
красивая музыка таится в звуках природы.
5
А если эти звуки украсить дополнительными мелодическими фигурами
(орнаментом), то получится совсем другая музыка – более сложная и
красивая. Существуют различные способы украшения мелодии, но мы
сегодня поговорим о мелизмах. Мелизмы (с греческого «песнь, мелодия») –
это различные вокальные и инструментальные украшения. Но в вокале они
исполняются на один слог текста – распевы. Сегодня мы послушаем и
разберем такие украшения, как форшлаг – вспомогательный звук или
несколько звуков перед основным, украшаемым звуком (пример 23 из
сборника «Все о джазе» А. Корягиной); группето – мелодическое украшение,
состоящее из 4,5 звуков – основного звука и вспомогательных. (пример 24);
мордент – мелодическое украшение, состоящее из трех звуков – основного,
верхнего или нижнего вспомогательного (пример 25); трель – мелодическое
украшение, состоящее из двух быстро чередующихся между собой звуков,
как у песни соловья (пример 26). Есть еще много разных приемов
исполнения и украшений звука.
– Сегодня разберем и попробуем применить именно эти мелизмы. В
примере 27 вы видите несколько вариантов одной и той же 8-тактовой фразы
из темы «I Wish You Love» (Charles Trenet) с использованием орнаментики.
Послушаем варианты исполнения этой фразы и будем повторять под
фонограмму «минус один».
(Пение предложенных вариантов под фонограмму по очереди)
Практическая работа. После того как дети попробовали все варианты
украшений, предлагается на этом же музыкальном отрывке
поимпровизировать и самостоятельно применить мелизмы там, где
хочется, полагаясь на свои чувства
– Ребята, давайте, сделаем вывод! Прекрасная музыка весны, которая
звучала на сегодняшнем занятии, была представлена звуками природы и в
частности, пением птиц. В ней мы услышали знакомые звуки и открыли
много нового, например, орнаменты и украшения. Эти приемы используются
в современной эстрадной и джазовой музыке. Давайте больше слушать и
6
узнавать природу земли, ведь музыка природы может нас многому научить!
В конце занятия я вам предлагаю увлекательное задание на дикцию и четкую
артикуляцию: скороговорки о птицах. Выбирайте понравившиеся и выучите
их дома. Это будет домашнее задание. А сейчас просто будем повторять за
мной по очереди.
Скороговорки о птицах:
«Приучить сороку – одна морока, а сорок сорок – сорок морок»;
«Орел на горе, перо на орле, орел под пером, гора над орлом»;
«Перепелка перепелят прятала от ребят»;
«Солнце садится, струится водица. Птица-синица в воду глядится»;
«Чистой водицы синица напьется, славно сегодня звенится, поется»;
«Три сороки тараторки, тараторили на горке».
– Молодцы, вы успешно справились с заданием! Подведем итог
занятия. Скажите, на что были направлены сегодняшние упражнения?
(ответы детей) Трудно ли вам было их выполнить? (ответы детей) В чем
заключалась трудность выполнения упражнений? (ответы детей)
– Мне было очень интересно с вами заниматься, надеюсь, что вам тоже
понравилось! В заключении поблагодарим друг друга за отличную работу
аплодисментами и улыбками!
Педагог и дети аплодируют, прощаются
Список использованных источников
1.
Карягина А.В. Джазовый вокал. – СПб.: Планета музыки, 2019. – 48 с.
2.
Лев Хайтович. Сборник эстрадно-джазовых распевок «Boy and girl». –
Нижний Новгород, 2006. – 10 с.
3.
Хромушин О.Н. Джазовое сольфеджио. – СПб.: Композитор, 2017. – 54 с.