Напоминание

Изменение имён существительных по падежам


Автор: Новикова Елена Петровна
Должность: учитель
Учебное заведение: МАНОУ
Населённый пункт: город Мариинск, Кемеровская область
Наименование материала: Технологическая карта урока
Тема: Изменение имён существительных по падежам
Дата публикации: 31.07.2020
Раздел: начальное образование





Назад




Технологическая карта урока

Учитель Новикова Елена Петровна

Учебный предмет

русский язык

Программа

«Школа 2100»

Класс

4

Тип урока

урок открытия нового знания

Технология

построения

урока

проблемно-диалогическая

Тема урока

Изменение имён существительных по падежам

Цель урока

создание условий для овладения учащимися знаниями об изменении имён существительных по падежам;

для формирования у школьников познавательных, регулятивных, коммуникативных, личностных УУД

Основные

термины,

понятия

имя существительное, падеж

Планируемый результат

Предметные умения

Правописные умения:

-правильно списывать;

-самостоятельно составлять и записывать предложения, текст;

- уметь проверять написанное, сравнивая с образцом.

Учебно-языковые умения:

-определять

падеж

имени

существительного

по

вопросу

и

вспомогательному слову с опорой на алгоритм и таблицу падежей.

Речевые умения:

-правильно называть падежи и падежные вопросы

- составлять предложения и текст;

- объяснять лексическое значение слова.

Личностные УУД:

-определять личностный смысл учения; выбирать дальнейший

образовательный маршрут;

-регулировать свое поведение в соответствии с моральными нормами

и этическими требованиями;

-ориентироваться в понимании причин успешности/неуспешности в

учебе.

Регулятивные УУД:

-самостоятельно формулировать задание: определять его цель,

планировать свои действия для реализации задач, прогнозировать

результаты, осмысленно выбирать способы и приёмы действий;

-выбирать для выполнения определённой задачи справочную

литературу;

-осуществлять контроль результатов;

-оценивать результаты собственной деятельности;

-ставить цель собственной познавательной деятельности и

удерживать ее;

-регулировать своё поведение в соответствии с познанными

моральными нормами и этическими требованиями.

Познавательные УУД:

-ориентироваться в учебниках: определять умения, которые будут

сформированы на основе изучения данного раздела; определять

круг своего незнания, осуществлять выбор заданий, основываясь

на своё целеполагание;

-сопоставлять и отбирать информацию, полученную из

дополнительной литературы;

-анализировать, сравнивать факты; строить логические рассуждения;

-самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию,

преобразовывать её, представлять информацию на основе таблиц,

сообщений;

-уметь передавать содержание в сжатом виде.

Коммуникативные УУД:

-владеть диалоговой формой речи;

-читать про себя тексты учебников, дополнительной литературы,

понимать прочитанное.

-оформлять свои мысли в устной и письменной речи;

-формулировать собственное мнение, задавать вопросы, соблюдая

правила речевого этикета;

-учитывать разные мнения при работе в группе. Договариваться и

приходить к общему решению;

-участвовать в работе группы: распределять обязанности, планировать

свою часть работы; задавать вопросы, уточняя план действий;

выполнять свою часть обязанностей, учитывая общий план

действий и конечную цель; осуществлять само-, взаимоконтроль и

взаимопомощь.

Организация пространства

Формы работы

Ресурсы

Фронтальная

Работа в группах

Индивидуальная

Книгопечатная продукция:

Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина "Русский язык. 4 класс. 1

часть";

В.В. Волина «Весёлая грамматика»

Технические средства обучения:

компьютер,

медиапроектор.

Экранно-звуковые пособия:

презентация в PowerPoint «Изменение имён существительных по

падежам».

Технология изучения

Этап

ы

у

р

о

к

а

Формируемые

умения

Слайды,

видеофрагмент

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Организационный

Метапредметные

(УУД)

регулятивные:

- умение

прогнозировать;

коммуникативные:

- слушать и понимать

речь других;

- уметь с достаточной

полнотой

и

точностью

выражать

свои

мысли;

-

владеть

диалогической

формой речи .

- Здравствуйте, ребята! Урок

русского языка сегодня я

предлагаю

начать

Р

(ученице).

Подготовленная заранее читает

справку

из

толкового

словаря «имя».

Детинесколько

заинтригованны:

причём

понятие «имя»?

Актуализация опорных знаний

Метапредметные

(УУД)

коммуникативные:

- уметь с достаточной

полнотой

и

точностью

выражать

свои

мысли;

-

владеть

диалогической

формой речи ;

познавательные:

- ориентироваться в

учебнике;

- анализировать;

На с.94 учебника прочитайте

название раздела. Можете

ли вы объяснить начало

урока?

-Дети

читают:

«Изменение

имён существительных по

падежам»,

предполагают,

что будут углублять знания

об имени существительном.

Постановка учебной проблемы

Метапредметные

(УУД)

коммуникативные:

- уметь с достаточной

полнотой

и

точностью

выражать

свои

мысли;

-

владеть

диалогической

формой речи;

познавательные:

-ориентироваться

в

своей

системе

знаний

(определять

границы

знания/незнания);

- Что значит изменить слово?

- Что получится в результате

такого изменения: то же

самое или новое слово?

- А что изменится в слове?

- Что для вас является новым в

названии раздела?

-Поставить

его

в

другую

форму.

- То же самое слово.

- Окончание.

- Слово падеж.

Формулирование проблемы, планирование

Метапредметные(У

УД) личностные:

- устанавливать связь

между

целью

учебной

деятельности и ее

мотивом (зачем?);

регулятивные:

-формулировать

вопросы

ставить

цель собственной

познавательной

деятельности;

-планировать

свою

деятельность

на

уроке;

На

левой

части

доски

дети

прикрепляют

заранее

заготовленные

учителем

ключевые слова:

имя существительное

падеж

Предположения,

высказанные

учащимися,

фиксируются

учителем

под

ключевыми

словами.

- Какой вопрос возникает?

-

На

основе

вопроса

и

названия раздела назовите

ключевые слова урока.

-

Сформулируйте

учебные

задачи урока.

- По

какому

плану будете

работать?

- Для чего всё это вам нужно

знать?

- Запишите в рабочей тетради:

число,

классная

работа,

ключевые слова урока.

- Что такое падеж?

Узнать, что такое падеж?

Сколько существует падежей?

Как

называется

каждый

падеж?

Как имена существительные

изменяются по падежам?

Учащиеся оформляют записи в

тетради.

Открытие нового знания

Метапредметные(У

УД)

познавательные:

- ориентироваться в

учебнике;

- перерабатывать

информацию;

коммуникативные:

- читать текст,

понимать

прочитанное;

- сотрудничать с

одноклассниками;

- формулировать

собственное

мнение;

- задавать вопросы;

1.

Наблюдение

над

словоизменением

имён

существительных.

- с. 94, упр.116 – выполнить по

заданию

(наблюдение

за

словоизменением

слова

цирк).

-Что изменяется в слове цирки

для чего это нужно?

-Что «помогает» применить в

слове

цирк

разные

окончания?

2.

Введение понятия падеж.

Работа с текстом определения

с. 96.

-

Прочитайте

первую

часть

определения до таблицы.

На какие вопросы плана

нашли ответ?

-

Какую

ещё

информацию

узнали из определения?

-

Прочитайте

вторую

часть

правила - таблицу.

- Сколько в ней столбцов?

- Назовите их.

-

Проверьте

свою

внимательность.

Первый

ряд

называет

падеж,

а

другой

задаёт

вопрос

к

этому падежу.

- Какой вопрос ещё возникает?

Индивидуально

выполняют

задание к упражнению.

- Изменяется окончание имени

существительного.

Это

нужно для связи слов в

предложении.

-

Слово

цирк

разных

предложениях отвечает на

разные вопросы.

-Что такое падеж?

- В русском языке 6 падежей.

- У каждого падежа по 2 своих

вопроса,

своё

имя

название и вспомогательное

слово.

(Вот

ещё

почему

начало

урока

с

понятия

«имя»).

Ответы на вопросы.

Учащиеся

хором

по

рядам

называют

падежи

свопросами.

-Почему

слова

называются

Открытие нового знания

-учитывать разные

мнения при

работе в группе.

Договариваться и

приходить к

общему решению;

-участвовать в работе

группы:

распределять

обязанности,

планировать свою

часть работы;

- выполнять свою

часть

обязанностей,

учитывая общий

план действий и

конечную цель;

осуществлять

само-,

взаимоконтроль и

взаимопомощь;

личностные:

-регулировать свое

поведение в

соответствии с

моральными

нормами и

этическими

требованиями;

познавательные:

-сопоставлять и

отбирать

информацию,

полученную из

дополнительной

литературы;

- перерабатывать

План на экране.

План сообщения

1.

Название падежа.

2.

Вопрос.

3.

Почему так называется?

4.

Интересная информация о

падеже.

- Сформулируйте вопросы к

определению.

- Чтобы полно ответить на

вопрос об именах падежей,

предлагаю

поработать

в

группах

и

найти

информацию

в

дополнительной литературе

(на с. 181 – 187 в книге

В.Волиной

найти

информацию

о

своём

падеже по плану).

- К каким существительным

задаём вопрос кто?, а к

каким что?

- Почему у каждого падежа 2

вопроса?

- Почему

падежи получили

такие имена?

Работа в группе (6 групп по

количеству падежей).

Из книги В. Волиной «Весёлая

грамматика»

учащиеся

вычитывают информацию о

падежах

и

составляют

выступление до 1 минуты.

Выступление

представителей

групп о названиях падежей.

Применение нового знания

Предметные:

- правильно ставить

слова в падежные

формы;

-самостоятельно

составлятьи

записыватьпредло

жения, текст по

предложенному

заданию;

-

проверять

написанное,

сравнивая

с

образцом;

Метапредметные

(УУД)

регулятивные:

-

отличать

верно

выполненное

задание

от

неверного;

- осуществлять

самоконтроль;

познавательные:

-

осуществлять

анализ

учебного

материала;

1 уровень

И.п. (кто?) кот, (что?) сосна

Р.п.

(кого?)

кота,

(чего?)

сосны

Д.п. (кому?) коту, (чему?)

сосне

В.п. (кого?) кота, (что?) сосну

Т.п.

(кем?)

котом,

(чем?)

сосной

П.п. (о ком?) о коте,

(о чём?) о сосне

Выполнение

разноуровневых

заданий.

1 уровень

С помощью таблицы «Падежи»

(с.96)

записать

имена

существительные

кот

и

сосна

во

всех

падежных

формах

с

вопросами,

выделить окончания.

(Проверка со слайда)

2 уровень

Составить

и

записать

предложения

со

словом

соснав

разных

падежных

формах.

Выделить

окончания в слове сосна,

указать падеж.

3 уровень

Составить текст на тему «Мой

кот» т.о., чтобы слово кот

было употреблено в разных

падежных формах. Записать

его.

Учитель

оказывает

индивидуальную помощь.

Учащиеся

самостоятельно

анализируют

задания

для

определения

уровня

сложности.

Каждый

ученик

выбирает

тот

уровень

задания,

который

по

его

мнению

соответствует

степени

освоения

им

учебного

материала уроке знаний, и

выполняет его.

После выполнения задания –

самопроверка.

Сверяет

написанное с образцом 1

уровень.

Рефлексия учебной деятельности

Метапредметные

(УУД)

личностные:

-ориентироваться в

понимании

причин

успешности/

неуспешности;

-регулировать свое

поведение в

соответствии с

моральными

нормами и

этическими

требованиями;

регулятивные:

- оценивать

результаты

собственной

деятельности;

коммуникативные:

- корректно

формулировать

вопросы;

-адекватно

использовать

речевые средства

для

решения

коммуникативных

задач.

Рефлексивный экран.

1.

Сегодня я научился …

2.

У меня получилось …

3.

Я попробую …

4.

Мне захотелось …

5.

Было трудно …

Итог урока.

- Предлагаю провести пресс

конференцию

на

тему

«Изменение

имён

существительных

по

падежам».

-Оцените свою работу.

Д/з

1.

Выучить таблицу падежей

на с. 96

2.

По выбору:

- с. 97, упр.122.

-составить

свою

грамматическую сказку о

падежах.

Благодарю за работу на уроке.

Учащиеся

называют

себя,

называют

своё

СМИ

и

задают вопрос.

Другие учащиеся отвечают.

(Например:

Ф.И., корреспондент газеты

«Школьные новости»

- Сколько в русском языке

падежей?)

Дети

ставят

смайлик

на

ступеньки.



В раздел образования