Автор: Дуброва Ирина Борисовна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ Гимназия №11
Населённый пункт: Пермь
Наименование материала: Статья
Тема: Cистемно - деятельностный подход на уроках литературы в старших классах профильного обучения
Раздел: полное образование
Cистемно - деятельностный подход на уроках литературы
в старших классах профильного обучения
Дуброва Ирина Борисовна,
учитель русского языка и
литературы
МБОУ "Гимназия №11 им.
С.П.Дягилева".
г.Пермь, июнь 2020
Что такое системно-деятельностный подход, известно достаточно давно, и
педагогическая общественность хорошо знает технологии и приемы этого
подхода. Почему системно-деятельностный подход совершенно необходим
при углубленном (профильном) изучении литературы? Каковы результаты
применения его технологий? Попытка ответить на эти вопросы предпринята
автором в данной статье.
В МБОУ "Гимназия №11 им.С.П.Дягилева" г.Перми обучение литературе в
старших классах ведется на базовом и профильном уровнях.
"Профильное обучение - это средство дифференцации и индивидуализации
обучения, позволяющее за счет изменений в структуре, содержании и
организации образовательного процесса более полно учитывать интересы,
склонности и способности учащихся, создавать условия для обучения
старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и
намерениями
в
отношении
продолжения
образования."
(Концепция
профильного образования).Поэтому работа именно в профильных классах
позволяет изучать литературу углубленно вполне аргументированно и
успешно.
Применение системно-деятельностного подхода на уроках литературы в
старших классах, углубленно изучающих литературу, позволяет решать
основные задачи, встающие перед учителем и учащимися, и реализовывать
принципы
профильного
обучения:
освоение
текстов
художественных
произведений в единстве формы и содержания, основных историко-
литературных
сведений
и
теоретико-литературных
понятий;
совершенствование умений анализа и
интерпретации литературного
произведения как художественного целого в его историко-литературной
обусловленности.
Что хочет получить ученик, обучающийся на профиле литературы? По
опросам детей, ответ на этот вопрос выглядит так:
1)подготовиться к успешной сдаче ЕГЭ по литературе;
2)получить больше знаний и умений по предмету "литература", изучить
предмет
углубленно,
потому
что
это
интересно
и
необходимо
для
дальнейшей профессиональной деятельности.
Школа и учитель должны ответить на эти вызовы ученика и родителей.
Начинаем работу в профильных классах со знакомства с Кодификатором по
литературе, сначала обращаем внимание на теорию литературы. Знание
теоретико-литературных терминов необходимо ученику и при работе с
тестовой частью и при анализе произведений, написании сочинений.
Знакомство с новым материалом выглядит как лекция. А вот на этапе
закрепления
и
проверки
знаний
применяются
следующие
приемы:
соотнесение термина, определения и примера; выполнение многочисленных
тестов (тематических и тестов в формате ЕГЭ), создание инфографики
"Средства выразительности: тропы и фигуры речи"; написание письма автору
рассказа, где ученик должен отозваться на текст, используя теоретико-
литературные термины. Теория литературы вводится на отдельных уроках,
которые проходят один раз неделю.
Обязательно знакомимся с критериями оценивания. Считаю эту работу
важной. Учащиеся начинают понимать, что тот них требуется в работах ЕГЭ
и за что им будут ставить или снимать баллы.
Знакомство с произведение начинаем со знакомства с биографией автора,
включаем произведение в контекст историко-литературного процесса. На
этом этапе работы часто используем документальные фильмы, видеофильмы.
Учитель заранее составляет вопросы по фильму, раздает учащимся, в ходе
просмотра учащиеся вписывают ответы на вопросы, обязательно отмечают
ту информацию, которая прозвучала в фильме, показалась им интересной, но
не отражена в вопросах. На некоторые из обозначенных вопросов может не
оказаться ответов
в фильме, тогда ученик должен найти информацию
самостоятельно. Таким образом была организована работа по биографии
М.Ю. Лермонтова (биографический документальный фильм "Лермонтов"),
биографии И.С.Тургенева (документальный фильм "Русское сердце") и др.
Большие возможности представляются при использовании фильмов во
внеклассной работе. Так, например, нами была организована конференция
для учащихся 11 классов "М.Горький в кинематографе", сценарий для
конференции написали учащиеся профильного класса, а реализовали они
проект совместно с учащимися, изучающими литературу на базовом уровне.
В процессе чтения произведения всегда отталкиваемся от самого текста,
который и подсказывает приемы деятельностного подхода, уместные в
каждом конкретном случае. Так, изучая поэму Н.А.Некрасова "Кому на Руси
жить хорошо", каждый год мы сталкивались с тем, что ученики плохо
запоминают какие-то важные фрагменты и их последовательность. Тогда
родилась мысль попросить учеников составить схему-иллюстрацию, карту
пути семи мужиков-странников. Идея оказалась очень плодотворной
Эффективной представляется нам и технология продуктивного чтения, когда
учащиеся получают задание дописать текст, придумать недостающую сцену
в пьесе, изложить содержание пьесы в стихах. подобная работа проводится
систематически. Удачными были работы учащихся 9 класса по комедии
Н.В.Гоголя "Ревизор". Так начала свою работу учащаяся 9а класса Кусакина
Мария:
Градоначальник заявил:"К нам едет ревизор",
Тогда как в городе царил полнейший произвол....
Часто
практикуются
уроки-концерты,
на
которых
учащиеся
могут
представить творчество писателя в любой интересной для них форме.
Наиболее удачными находками были фильм по повести "Капитанская дочка",
телевизионная передача "Пусть говорят" по роману в стихах "Евгений
Онегин". Запомнился учителям, родителям и детям творческий вечер учениц
11 класса Субботиной Кристины и Авербух Клары, сценарий к которому
написала их подруга Иртегова Валерия.
После окончания 11 класса и написания ЕГЭ по литературе прошу
выпускников письменно дать советы тем, кому предстоит сдавать ЕГЭ в
следующие
годы.
Все
работы
представляют
определенный
профессиональный интерес для учителя и практически полезны
для
учеников. Например, Субботина Кристина, выпускница 2018-19 учебного
года, ныне студентка журфака г.Петербурга, дает такие советы:
1.
У вас должно быть полное осознание того, что литература не
принимает и не терпит легкомысленного отношения к ней! Вы
должны постоянно находиться в мысленном процессе.
2.
Свою подготовку я начинала с критериев. Нет, я не знала их наизусть,
но я умела в них разбираться, понимала за что и где ставят мне
определённые баллы. Критерии обращают ваше внимание на ошибки,
которые вы допускаете при выполнении заданий, а также ставят
перед вами задачу, над чем ещё вам нужно поработать.
3.
Обязательно работайте с кодификатором, который есть в книжках
для подготовки к ЕГЭ. Кодификатор – ваш помощник! Там есть всё,
что нужно знать для успешной сдачи экзамена. Пересмотрите и
составьте собственный список: а) то, что вам нужно выучить; б) то,
что вы не помните и нужно перечитать ещё раз; г) то, что вы не
читали и нужно прочитать обязательно. Лучше всего начать с
терминов.
4.
Термины
нужно
выучить
и
знать
наизусть.
Они
-
важное
составляющее всех произведений и стихотворений, а также ваших
сочинений.
Чтобы
лучше
запомнить
все
термины,
которые
представлены в кодификаторе, попробуйте приводить примеры (на
практике всегда понятнее). Повторяйте их каждую неделю, чтобы
они хорошо закрепились в вашей памяти.
5.
Самый важный момент в подготовке – чтение. Как говорил Ноам
Хомски: «Чтение — не простое перевёртывание страниц. Это
раздумья
над
написанным,
пометки
на
полях,
мысленные
сопоставления с другими книгами, поиски новых идей или образов. Не
имеет смысла читать, если вы просто «глотаете» книгу, а через
десять минут забываете, о чём она. Чтение книги — это упражнение
для вашего ума, гимнастика для мысли, развивающая воображение.»
Читать нужно много и всё. Выделяйте время на чтение: утром,
вечером, в выходные дни, на переменах или по дороге домой. Например,
у меня была большая занятость на неделе, и в будние дни каждое утро
на чтение я отводила по два часа (с 5:00 – 7:00) для меня это было
идеальным временем. Просто определите удобное время для вашего
чтения.
Таким образом, углубленное изучение литературы в старших классах
приносит свои результаты (учащиеся успешно сдают ЕГЭ по литературе), что
свидетельствует о высоком уровне владения предметом, а использование
системно-деятельностного подхода, его технологий и приемов позволяет
сделать процесс изучения литературы интересным и плодотворным.
Список использованной литературы:
1.Концепция
профильного
обучения
на
старшей
ступени
общего
образования. Приложение к приказу Минобразования России от 18.07.2002
№2783
2.Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от
действия к мысли. Пособие для учителя под редакцией А.Г.Асмолова.
М.,"Просвещение", 2011