Напоминание

Cистемно - деятельностный подход на уроках литературы в старших классах профильного обучения


Автор: Дуброва Ирина Борисовна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ Гимназия №11
Населённый пункт: Пермь
Наименование материала: Статья
Тема: Cистемно - деятельностный подход на уроках литературы в старших классах профильного обучения
Дата публикации: 01.08.2020
Раздел: полное образование





Назад




Cистемно - деятельностный подход на уроках литературы

в старших классах профильного обучения

Дуброва Ирина Борисовна,

учитель русского языка и

литературы

МБОУ "Гимназия №11 им.

С.П.Дягилева".

г.Пермь, июнь 2020

Что такое системно-деятельностный подход, известно достаточно давно, и

педагогическая общественность хорошо знает технологии и приемы этого

подхода. Почему системно-деятельностный подход совершенно необходим

при углубленном (профильном) изучении литературы? Каковы результаты

применения его технологий? Попытка ответить на эти вопросы предпринята

автором в данной статье.

В МБОУ "Гимназия №11 им.С.П.Дягилева" г.Перми обучение литературе в

старших классах ведется на базовом и профильном уровнях.

"Профильное обучение - это средство дифференцации и индивидуализации

обучения, позволяющее за счет изменений в структуре, содержании и

организации образовательного процесса более полно учитывать интересы,

склонности и способности учащихся, создавать условия для обучения

старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и

намерениями

в

отношении

продолжения

образования."

(Концепция

профильного образования).Поэтому работа именно в профильных классах

позволяет изучать литературу углубленно вполне аргументированно и

успешно.

Применение системно-деятельностного подхода на уроках литературы в

старших классах, углубленно изучающих литературу, позволяет решать

основные задачи, встающие перед учителем и учащимися, и реализовывать

принципы

профильного

обучения:

освоение

текстов

художественных

произведений в единстве формы и содержания, основных историко-

литературных

сведений

и

теоретико-литературных

понятий;

совершенствование умений анализа и

интерпретации литературного

произведения как художественного целого в его историко-литературной

обусловленности.

Что хочет получить ученик, обучающийся на профиле литературы? По

опросам детей, ответ на этот вопрос выглядит так:

1)подготовиться к успешной сдаче ЕГЭ по литературе;

2)получить больше знаний и умений по предмету "литература", изучить

предмет

углубленно,

потому

что

это

интересно

и

необходимо

для

дальнейшей профессиональной деятельности.

Школа и учитель должны ответить на эти вызовы ученика и родителей.

Начинаем работу в профильных классах со знакомства с Кодификатором по

литературе, сначала обращаем внимание на теорию литературы. Знание

теоретико-литературных терминов необходимо ученику и при работе с

тестовой частью и при анализе произведений, написании сочинений.

Знакомство с новым материалом выглядит как лекция. А вот на этапе

закрепления

и

проверки

знаний

применяются

следующие

приемы:

соотнесение термина, определения и примера; выполнение многочисленных

тестов (тематических и тестов в формате ЕГЭ), создание инфографики

"Средства выразительности: тропы и фигуры речи"; написание письма автору

рассказа, где ученик должен отозваться на текст, используя теоретико-

литературные термины. Теория литературы вводится на отдельных уроках,

которые проходят один раз неделю.

Обязательно знакомимся с критериями оценивания. Считаю эту работу

важной. Учащиеся начинают понимать, что тот них требуется в работах ЕГЭ

и за что им будут ставить или снимать баллы.

Знакомство с произведение начинаем со знакомства с биографией автора,

включаем произведение в контекст историко-литературного процесса. На

этом этапе работы часто используем документальные фильмы, видеофильмы.

Учитель заранее составляет вопросы по фильму, раздает учащимся, в ходе

просмотра учащиеся вписывают ответы на вопросы, обязательно отмечают

ту информацию, которая прозвучала в фильме, показалась им интересной, но

не отражена в вопросах. На некоторые из обозначенных вопросов может не

оказаться ответов

в фильме, тогда ученик должен найти информацию

самостоятельно. Таким образом была организована работа по биографии

М.Ю. Лермонтова (биографический документальный фильм "Лермонтов"),

биографии И.С.Тургенева (документальный фильм "Русское сердце") и др.

Большие возможности представляются при использовании фильмов во

внеклассной работе. Так, например, нами была организована конференция

для учащихся 11 классов "М.Горький в кинематографе", сценарий для

конференции написали учащиеся профильного класса, а реализовали они

проект совместно с учащимися, изучающими литературу на базовом уровне.

В процессе чтения произведения всегда отталкиваемся от самого текста,

который и подсказывает приемы деятельностного подхода, уместные в

каждом конкретном случае. Так, изучая поэму Н.А.Некрасова "Кому на Руси

жить хорошо", каждый год мы сталкивались с тем, что ученики плохо

запоминают какие-то важные фрагменты и их последовательность. Тогда

родилась мысль попросить учеников составить схему-иллюстрацию, карту

пути семи мужиков-странников. Идея оказалась очень плодотворной

Эффективной представляется нам и технология продуктивного чтения, когда

учащиеся получают задание дописать текст, придумать недостающую сцену

в пьесе, изложить содержание пьесы в стихах. подобная работа проводится

систематически. Удачными были работы учащихся 9 класса по комедии

Н.В.Гоголя "Ревизор". Так начала свою работу учащаяся 9а класса Кусакина

Мария:

Градоначальник заявил:"К нам едет ревизор",

Тогда как в городе царил полнейший произвол....

Часто

практикуются

уроки-концерты,

на

которых

учащиеся

могут

представить творчество писателя в любой интересной для них форме.

Наиболее удачными находками были фильм по повести "Капитанская дочка",

телевизионная передача "Пусть говорят" по роману в стихах "Евгений

Онегин". Запомнился учителям, родителям и детям творческий вечер учениц

11 класса Субботиной Кристины и Авербух Клары, сценарий к которому

написала их подруга Иртегова Валерия.

После окончания 11 класса и написания ЕГЭ по литературе прошу

выпускников письменно дать советы тем, кому предстоит сдавать ЕГЭ в

следующие

годы.

Все

работы

представляют

определенный

профессиональный интерес для учителя и практически полезны

для

учеников. Например, Субботина Кристина, выпускница 2018-19 учебного

года, ныне студентка журфака г.Петербурга, дает такие советы:

1.

У вас должно быть полное осознание того, что литература не

принимает и не терпит легкомысленного отношения к ней! Вы

должны постоянно находиться в мысленном процессе.

2.

Свою подготовку я начинала с критериев. Нет, я не знала их наизусть,

но я умела в них разбираться, понимала за что и где ставят мне

определённые баллы. Критерии обращают ваше внимание на ошибки,

которые вы допускаете при выполнении заданий, а также ставят

перед вами задачу, над чем ещё вам нужно поработать.

3.

Обязательно работайте с кодификатором, который есть в книжках

для подготовки к ЕГЭ. Кодификатор – ваш помощник! Там есть всё,

что нужно знать для успешной сдачи экзамена. Пересмотрите и

составьте собственный список: а) то, что вам нужно выучить; б) то,

что вы не помните и нужно перечитать ещё раз; г) то, что вы не

читали и нужно прочитать обязательно. Лучше всего начать с

терминов.

4.

Термины

нужно

выучить

и

знать

наизусть.

Они

-

важное

составляющее всех произведений и стихотворений, а также ваших

сочинений.

Чтобы

лучше

запомнить

все

термины,

которые

представлены в кодификаторе, попробуйте приводить примеры (на

практике всегда понятнее). Повторяйте их каждую неделю, чтобы

они хорошо закрепились в вашей памяти.

5.

Самый важный момент в подготовке – чтение. Как говорил Ноам

Хомски: «Чтение — не простое перевёртывание страниц. Это

раздумья

над

написанным,

пометки

на

полях,

мысленные

сопоставления с другими книгами, поиски новых идей или образов. Не

имеет смысла читать, если вы просто «глотаете» книгу, а через

десять минут забываете, о чём она. Чтение книги — это упражнение

для вашего ума, гимнастика для мысли, развивающая воображение.»

Читать нужно много и всё. Выделяйте время на чтение: утром,

вечером, в выходные дни, на переменах или по дороге домой. Например,

у меня была большая занятость на неделе, и в будние дни каждое утро

на чтение я отводила по два часа (с 5:00 – 7:00) для меня это было

идеальным временем. Просто определите удобное время для вашего

чтения.

Таким образом, углубленное изучение литературы в старших классах

приносит свои результаты (учащиеся успешно сдают ЕГЭ по литературе), что

свидетельствует о высоком уровне владения предметом, а использование

системно-деятельностного подхода, его технологий и приемов позволяет

сделать процесс изучения литературы интересным и плодотворным.

Список использованной литературы:

1.Концепция

профильного

обучения

на

старшей

ступени

общего

образования. Приложение к приказу Минобразования России от 18.07.2002

№2783

2.Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от

действия к мысли. Пособие для учителя под редакцией А.Г.Асмолова.

М.,"Просвещение", 2011



В раздел образования