Автор: Махмудова Периханум Джамалутдиновна
Должность: учитель технологии
Учебное заведение: филиала МОУ "СОШ п. Горный Краснопартизанского района Саратовской области"
Населённый пункт: в с. Савельевка
Наименование материала: Статья
Тема: «Особенности преподавания Технологии в условиях реализации ФГОС»
Раздел: среднее образование
«Особенности преподавания Технологии в условиях реализации ФГОС»
Предметная область «Технология» является необходимым компонентом общего
образования и основой практико-ориентированной областью, отражающей в своем содержании
общие
принципы
преобразующей
деятельности
человека
и
достижения
в
развитии
перспективных технологий. Учебно-познавательная деятельность обучающихся в предметной
области
«Технология»
базируется
на
естественнонаучных,
научно-технических,
технологических, предпринимательских, гуманитарных знаниях и нацелена на овладение
способами их применения в различных областях деятельности человека.
Федеральные государственные стандарты основного общего образования (далее ФГОС ООО)
представляет новые требования к реализации предметной области «Технология». Согласно
ФГОС ООО изучение данной области должно обеспечить:
- развитие инновационной творческой деятельности обучающихся в процессе решения
прикладных учебных задач;
- активное использование знаний, полученных при изучении других учебных предметов, и
сформированных универсальных учебных действий;
совершенствование умений выполнения учебно-исследовательской и проектной деятельности;
- формирование представлений о социальных и этических аспектах научно-технического
прогресса;
- формирование способности придавать экологическую направленность любой деятельности,
проекту;
- демонстрировать экологическое мышление в разных формах деятельности.
Следует отметить, что в настоящее время технологическое образование школьников
переживает значительные изменения, связанные не только с новыми целевыми установками и
ведение ФГОС ООО, но и с расширением содержания. Содержание предметной области
«Технология»
стало
многогранным
и
всесторонним.
Главное преимущество высокоразвитой страны связано с её человеческим потенциалом, во
многом определяющимся образованием.
В
государственной программе
РФ
«Развитие
образования» на 2013-2020 гг. определена миссия образования – реализация каждым
гражданином своего позитивного социального, культурного, экономического потенциала.
Проблема качества образования, проблема подготовки молодёжи к активной образовательной и
профессиональной деятельности, самореализации личности в современном обществе – одни из
актуальных
и
многоаспектных
проблем
в
образовании.
В
условиях
наукоёмких
и
высокотехнологичных
производств
значительно
повышаются
требования
к
научной
технологической подготовке школьников.
Таким образом, одной из важнейших задач модернизации Российского образования является
разработка перспективной системы технологического образования. Становление новой системы
технологического образования сопровождается существенными изменениями в педагогической
теории и практике учебного процесса. Происходит смена парадигмы образования: изменяется
содержание образования, авторитарная система образования уступает место личностно-
ориентированному образованию, педагогике сотрудничества, в котором личность ученика
находится в центре внимания педагога. Ведущей становится познавательная деятельность
учащегося, а не преподавание.
Использование образовательных технологий имеет большое значение в совершенствовании
педагогических процессов, но сам процесс применения их вызывает большие трудности у
учителей, как в отборе нужных технологий, так и в их усвоении. Причинами этого является
недостаточная научно-теоретическая проработка технологий, вычленение и характеристика
общих черт, различий и особенностей, слабое соблюдение «согласования» всех структурных
компонентов целостного педагогического процесса: соотношения цели, задач, результата;
содержания, форм, методов работы; средств обучения и воспитания.
Актуальной и пока ещё недостаточно решённой задачей методики технологического
образования школьников остаётся отсутствие учебных ситуаций, задач, заданий, отражающих
специфические особенности содержания учебной деятельности школьников на уроках
технологии. Проектно-технологические ситуации должны определять систему задач, при
решении которых у школьников будет складываться полноценный и доступный им опыт
преобразовательной деятельности в соответствии с их возрастными особенностями и
требованиями учебных программ по технологии.
Предназначение технологий – сделать образовательный процесс (обучения и воспитания,
учения и преподавания) управляемым, на деле реализовать деятельностный подход в трудовом
обучении учащихся. Содержание технологического образования, прежде всего, должно
включать развитие потребности учащихся к самообразованию и их способностей использовать
технологические приёмы(запоминания, осмысления, сравнения, воспроизведения, сравнения,
анализа,
синтеза,
моделирования,
проектирования
и
т.п.).Методология,
связанная
с
организацией проектно-преобразовательной деятельности, призвана обеспечить учащимся
познание, формирование универсальных учебных действий, способность интегрировать знания
и умения, полученные при изучении различных школьных дисциплин на разных этапах
обучения, по возможности, практическое овладение основными способами и средствами
преобразования
окружающей
среды,
применения
научных
знаний
на
практике. Методологические знания разного уровня сложности – надежный инструмент
теоретической и практико-преобразующей деятельности учителя при использовании готовых и
создании инновационных технологий обучения и воспитания. Они позволяют преподавателю
самостоятельно ориентироваться в сложных динамических ситуациях технологизации обучения
и
воспитания,
владеть
методологией
целостного
образовательного
процесса,
его
закономерностями, противоречиями, движущими силами и эффективно управлять ресурсными
возможностями, добиваясь высококачественных результатов преподавательской деятельности.
Таким образом, есть основание утверждать, что перед педагогической наукой и практикой
остаётся важной проблема реального осмысления сущности профессиональной психолого-
педагогической компетентности педагога в условиях проективной парадигмы образования,
нового понимания функций, содержания и процедур управления становлением проективно-
технологической компетентности учителя технологии через систему повышения квалификации.