Напоминание

«Особенности преподавания Технологии в условиях реализации ФГОС»


Автор: Махмудова Периханум Джамалутдиновна
Должность: учитель технологии
Учебное заведение: филиала МОУ "СОШ п. Горный Краснопартизанского района Саратовской области"
Населённый пункт: в с. Савельевка
Наименование материала: Статья
Тема: «Особенности преподавания Технологии в условиях реализации ФГОС»
Раздел: среднее образование





Назад




«Особенности преподавания Технологии в условиях реализации ФГОС»

Предметная область «Технология» является необходимым компонентом общего

образования и основой практико-ориентированной областью, отражающей в своем содержании

общие

принципы

преобразующей

деятельности

человека

и

достижения

в

развитии

перспективных технологий. Учебно-познавательная деятельность обучающихся в предметной

области

«Технология»

базируется

на

естественнонаучных,

научно-технических,

технологических, предпринимательских, гуманитарных знаниях и нацелена на овладение

способами их применения в различных областях деятельности человека.

Федеральные государственные стандарты основного общего образования (далее ФГОС ООО)

представляет новые требования к реализации предметной области «Технология». Согласно

ФГОС ООО изучение данной области должно обеспечить:

- развитие инновационной творческой деятельности обучающихся в процессе решения

прикладных учебных задач;

- активное использование знаний, полученных при изучении других учебных предметов, и

сформированных универсальных учебных действий;

совершенствование умений выполнения учебно-исследовательской и проектной деятельности;

- формирование представлений о социальных и этических аспектах научно-технического

прогресса;

- формирование способности придавать экологическую направленность любой деятельности,

проекту;

- демонстрировать экологическое мышление в разных формах деятельности.

Следует отметить, что в настоящее время технологическое образование школьников

переживает значительные изменения, связанные не только с новыми целевыми установками и

ведение ФГОС ООО, но и с расширением содержания. Содержание предметной области

«Технология»

стало

многогранным

и

всесторонним.

Главное преимущество высокоразвитой страны связано с её человеческим потенциалом, во

многом определяющимся образованием.

В

государственной программе

РФ

«Развитие

образования» на 2013-2020 гг. определена миссия образования – реализация каждым

гражданином своего позитивного социального, культурного, экономического потенциала.

Проблема качества образования, проблема подготовки молодёжи к активной образовательной и

профессиональной деятельности, самореализации личности в современном обществе – одни из

актуальных

и

многоаспектных

проблем

в

образовании.

В

условиях

наукоёмких

и

высокотехнологичных

производств

значительно

повышаются

требования

к

научной

технологической подготовке школьников.

Таким образом, одной из важнейших задач модернизации Российского образования является

разработка перспективной системы технологического образования. Становление новой системы

технологического образования сопровождается существенными изменениями в педагогической

теории и практике учебного процесса. Происходит смена парадигмы образования: изменяется

содержание образования, авторитарная система образования уступает место личностно-

ориентированному образованию, педагогике сотрудничества, в котором личность ученика

находится в центре внимания педагога. Ведущей становится познавательная деятельность

учащегося, а не преподавание.

Использование образовательных технологий имеет большое значение в совершенствовании

педагогических процессов, но сам процесс применения их вызывает большие трудности у

учителей, как в отборе нужных технологий, так и в их усвоении. Причинами этого является

недостаточная научно-теоретическая проработка технологий, вычленение и характеристика

общих черт, различий и особенностей, слабое соблюдение «согласования» всех структурных

компонентов целостного педагогического процесса: соотношения цели, задач, результата;

содержания, форм, методов работы; средств обучения и воспитания.

Актуальной и пока ещё недостаточно решённой задачей методики технологического

образования школьников остаётся отсутствие учебных ситуаций, задач, заданий, отражающих

специфические особенности содержания учебной деятельности школьников на уроках

технологии. Проектно-технологические ситуации должны определять систему задач, при

решении которых у школьников будет складываться полноценный и доступный им опыт

преобразовательной деятельности в соответствии с их возрастными особенностями и

требованиями учебных программ по технологии.

Предназначение технологий – сделать образовательный процесс (обучения и воспитания,

учения и преподавания) управляемым, на деле реализовать деятельностный подход в трудовом

обучении учащихся. Содержание технологического образования, прежде всего, должно

включать развитие потребности учащихся к самообразованию и их способностей использовать

технологические приёмы(запоминания, осмысления, сравнения, воспроизведения, сравнения,

анализа,

синтеза,

моделирования,

проектирования

и

т.п.).Методология,

связанная

с

организацией проектно-преобразовательной деятельности, призвана обеспечить учащимся

познание, формирование универсальных учебных действий, способность интегрировать знания

и умения, полученные при изучении различных школьных дисциплин на разных этапах

обучения, по возможности, практическое овладение основными способами и средствами

преобразования

окружающей

среды,

применения

научных

знаний

на

практике. Методологические знания разного уровня сложности – надежный инструмент

теоретической и практико-преобразующей деятельности учителя при использовании готовых и

создании инновационных технологий обучения и воспитания. Они позволяют преподавателю

самостоятельно ориентироваться в сложных динамических ситуациях технологизации обучения

и

воспитания,

владеть

методологией

целостного

образовательного

процесса,

его

закономерностями, противоречиями, движущими силами и эффективно управлять ресурсными

возможностями, добиваясь высококачественных результатов преподавательской деятельности.

Таким образом, есть основание утверждать, что перед педагогической наукой и практикой

остаётся важной проблема реального осмысления сущности профессиональной психолого-

педагогической компетентности педагога в условиях проективной парадигмы образования,

нового понимания функций, содержания и процедур управления становлением проективно-

технологической компетентности учителя технологии через систему повышения квалификации.



В раздел образования