Напоминание

Изучение техники «а-ля прима» и раскрытие её живописных возможностей


Автор: Самуйлова Ксения Владимировна
Должность: преподаватель ИЗО
Учебное заведение: ДШИ и А. Караманова
Населённый пункт: г. Гурьевск
Наименование материала: статья
Тема: Изучение техники «а-ля прима» и раскрытие её живописных возможностей
Раздел: дополнительное образование





Назад




Изучение техники «а-ля прима» и раскрытие её живописных

возможностей

Самуйлова К. В.

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Детская школа искусств им. А. Караманова», г. Гурьевск

Калининградская область

Готовясь к серьезным занятиям живописью, надо понять глубокий

смысл следующих указаний Константи

́

на Фёдоровича Юо

́

н, советского

живописца, мастера пейзажа: «В процессе работы чувства художника

направляются не только на восприятие внешнего мира, они в то же время

касаются и понимания качеств и свойств самих материалов и орудий

производства, всех их потенциальных особенностей, для использования в

нужный момент». Эти слова как нельзя лучше подходят к нашему уроку.

Сегодня занятие живописи будет не обычным, потому что техника, которую

мы будем использовать в выполнение работы, ни оставит никого

равнодушными. Название этой техники не вызовет у Вас удивления. Вы ею

уже пользовались, слышали о ней на занятиях пленэра. Эта техника

называется «а-ля прима».

Цель урока: подробнее изучить технику «а-ля прима» и раскрыть её

живописные возможности на практическом занятии.

Акварель считается едва ли не самой простой и распространенной из

живописных техник. И действительно, всё вроде бы незатейливо – бумага,

всем доступные водорастворимые краски, кисти… Но это лишь на первый

взгляд! Воздушные, тончайшей легкости цветовые переходы, изысканность

сочных тонов и полутонов, свет и цвет – использовать всё это по силам лишь

профессиональному живописцу, овладевшему богатейшим арсеналом

акварели. Арсеналом, накопленным художниками-акварелистами всего мира

почти за два тысячелетия…

Техника акварели по-своему непостижима и загадочна. Само слово

«акварель» впервые использовал в начале XV века. Итальянский живописец

Ченнино Ченнини, описывая искусство растворения красок в воде в

«Трактате о живописи». Краски эти уже по рождению своему неразрывно

связаны с водой, а вода – одна из четырех природных стихий – непокорна,

изменчива и непредсказуема. Поэтому художник, начинающий работать

акварелью, вряд ли многого добьется без терпеливого и долгого ее изучения.

Но не менее важны смелость и ясность мысли, импровизация, быстрота и

уверенность письма.

По большому счету есть два подхода, две техники работы акварелью.

Живописец может отдать всего себя водной стихии этих волшебных красок –

чтобы изобретательно воплотить на бумаге силу воды и цвета в технике

акварели по сырому листу. А может работать по сухому, лессировками и

небольшими мазками, не впуская в пространство картины лишнюю воду. И

1

если художник-акварелист талантлив – любая из этих техник живописи

послужит созданию эффектного, незабываемого живописного произведения.

Например, в Европе акварельная техника по сухому изначально

использовалась на пленэре, когда влагу на бумаге невозможно удержать

надолго. Наверное, именно так давным-давно под жарким небом Италии и

возникла классическая «итальянская акварель». В этой живописной манере

работают по сухой бумаге, кистью нанося контуры рисунка и разрабатывая

тени. Отсюда же развилось и мозаичное акварельное письмо в основном

непрозрачными, корпусными красками, и техника многослойной живописи,

где используется прозрачная лессировка.

Новая техника рисования акварелью – по сырой бумаге – зародилась в

Англии в начале XIX века. Акварель по мокрому намного капризней и

прихотливей своей «сухой» сестры – и неудивительно, что первыми ее

освоили на окруженных океаном Британских островах. Влажный климат

Англии естественным образом сообщал живописи мягкость и

полупрозрачную легкость. А кроме этого – воздушную перспективу и

ощущение живого солнечного света. И, само собой, акварель по сырому была

названа «английской акварелью» – в противоположность сухой

«итальянской».

Попутно были придуманы разные конструкции так называемых стираторов –

специальных рам-планшетов, позволяющих закрепленному на них листу

бумаги легко сохранять влагу. Техника по сырому теперь позволяла работать

не торопясь, подолгу смешивая, сплавляя краски. При этом бумагу

увлажняли либо горячим паром – либо, что проще, мокрыми фланелью или

сукном, подложенными под лист. Это оказалось намного легче способов

прежних времен, когда быстрое высыхание красок предотвращали, добавляя

в воду мёд, глицерин или гуммиарабик – хотя уже в конце XIX столетия

живописцы сетовали, что нынешний аравийский гумми уже не тот, что

прежде... Добавляли в воду и совершеннейшую экзотику – например,

известковое молоко на толченых пчелах и даже слюну улиток, добываемую

весьма специфическим способом (в этом смысле любопытно почитать

трактат «Ерминия», написанный в XVIII веке иконописцем Дионисием).

Расцвет «мокрой» акварели, особенно на пленэре, пришелся на конец XIX –

начало XX столетия. Жизнь и искусство всё более ускорялись, и к середине

прошлого века техника по мокрому одержала окончательную победу –

причем в своей «быстрой» традиции, методом «а-ля прима». Такая акварель

пишется сразу, за один сеанс, без дальнейших капитальных дополнений и

переделок. Помимо предпочтений живописца выбор этого метода может

определяться и непреодолимыми обстоятельствами – например,

непостоянством погоды на пейзажных этюдах. Опытный художник

изначально берет все цвета в полную силу, сохраняет на бумаге максимум

сочности и свежести цветовых созвучий – и тогда акварель очаровывает

непосредственной пластикой «мокрых» эффектов и передачей подлинного

настроения натуры.

2



В раздел образования