Автор: Самуйлова Ксения Владимировна
Должность: преподаватель ИЗО
Учебное заведение: ДШИ и А. Караманова
Населённый пункт: г. Гурьевск
Наименование материала: статья
Тема: Изучение техники «а-ля прима» и раскрытие её живописных возможностей
Раздел: дополнительное образование
Изучение техники «а-ля прима» и раскрытие её живописных
возможностей
Самуйлова К. В.
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Детская школа искусств им. А. Караманова», г. Гурьевск
Калининградская область
Готовясь к серьезным занятиям живописью, надо понять глубокий
смысл следующих указаний Константи
́
на Фёдоровича Юо
́
н, советского
живописца, мастера пейзажа: «В процессе работы чувства художника
направляются не только на восприятие внешнего мира, они в то же время
касаются и понимания качеств и свойств самих материалов и орудий
производства, всех их потенциальных особенностей, для использования в
нужный момент». Эти слова как нельзя лучше подходят к нашему уроку.
Сегодня занятие живописи будет не обычным, потому что техника, которую
мы будем использовать в выполнение работы, ни оставит никого
равнодушными. Название этой техники не вызовет у Вас удивления. Вы ею
уже пользовались, слышали о ней на занятиях пленэра. Эта техника
называется «а-ля прима».
Цель урока: подробнее изучить технику «а-ля прима» и раскрыть её
живописные возможности на практическом занятии.
Акварель считается едва ли не самой простой и распространенной из
живописных техник. И действительно, всё вроде бы незатейливо – бумага,
всем доступные водорастворимые краски, кисти… Но это лишь на первый
взгляд! Воздушные, тончайшей легкости цветовые переходы, изысканность
сочных тонов и полутонов, свет и цвет – использовать всё это по силам лишь
профессиональному живописцу, овладевшему богатейшим арсеналом
акварели. Арсеналом, накопленным художниками-акварелистами всего мира
почти за два тысячелетия…
Техника акварели по-своему непостижима и загадочна. Само слово
«акварель» впервые использовал в начале XV века. Итальянский живописец
Ченнино Ченнини, описывая искусство растворения красок в воде в
«Трактате о живописи». Краски эти уже по рождению своему неразрывно
связаны с водой, а вода – одна из четырех природных стихий – непокорна,
изменчива и непредсказуема. Поэтому художник, начинающий работать
акварелью, вряд ли многого добьется без терпеливого и долгого ее изучения.
Но не менее важны смелость и ясность мысли, импровизация, быстрота и
уверенность письма.
По большому счету есть два подхода, две техники работы акварелью.
Живописец может отдать всего себя водной стихии этих волшебных красок –
чтобы изобретательно воплотить на бумаге силу воды и цвета в технике
акварели по сырому листу. А может работать по сухому, лессировками и
небольшими мазками, не впуская в пространство картины лишнюю воду. И
1
если художник-акварелист талантлив – любая из этих техник живописи
послужит созданию эффектного, незабываемого живописного произведения.
Например, в Европе акварельная техника по сухому изначально
использовалась на пленэре, когда влагу на бумаге невозможно удержать
надолго. Наверное, именно так давным-давно под жарким небом Италии и
возникла классическая «итальянская акварель». В этой живописной манере
работают по сухой бумаге, кистью нанося контуры рисунка и разрабатывая
тени. Отсюда же развилось и мозаичное акварельное письмо в основном
непрозрачными, корпусными красками, и техника многослойной живописи,
где используется прозрачная лессировка.
Новая техника рисования акварелью – по сырой бумаге – зародилась в
Англии в начале XIX века. Акварель по мокрому намного капризней и
прихотливей своей «сухой» сестры – и неудивительно, что первыми ее
освоили на окруженных океаном Британских островах. Влажный климат
Англии естественным образом сообщал живописи мягкость и
полупрозрачную легкость. А кроме этого – воздушную перспективу и
ощущение живого солнечного света. И, само собой, акварель по сырому была
названа «английской акварелью» – в противоположность сухой
«итальянской».
Попутно были придуманы разные конструкции так называемых стираторов –
специальных рам-планшетов, позволяющих закрепленному на них листу
бумаги легко сохранять влагу. Техника по сырому теперь позволяла работать
не торопясь, подолгу смешивая, сплавляя краски. При этом бумагу
увлажняли либо горячим паром – либо, что проще, мокрыми фланелью или
сукном, подложенными под лист. Это оказалось намного легче способов
прежних времен, когда быстрое высыхание красок предотвращали, добавляя
в воду мёд, глицерин или гуммиарабик – хотя уже в конце XIX столетия
живописцы сетовали, что нынешний аравийский гумми уже не тот, что
прежде... Добавляли в воду и совершеннейшую экзотику – например,
известковое молоко на толченых пчелах и даже слюну улиток, добываемую
весьма специфическим способом (в этом смысле любопытно почитать
трактат «Ерминия», написанный в XVIII веке иконописцем Дионисием).
Расцвет «мокрой» акварели, особенно на пленэре, пришелся на конец XIX –
начало XX столетия. Жизнь и искусство всё более ускорялись, и к середине
прошлого века техника по мокрому одержала окончательную победу –
причем в своей «быстрой» традиции, методом «а-ля прима». Такая акварель
пишется сразу, за один сеанс, без дальнейших капитальных дополнений и
переделок. Помимо предпочтений живописца выбор этого метода может
определяться и непреодолимыми обстоятельствами – например,
непостоянством погоды на пейзажных этюдах. Опытный художник
изначально берет все цвета в полную силу, сохраняет на бумаге максимум
сочности и свежести цветовых созвучий – и тогда акварель очаровывает
непосредственной пластикой «мокрых» эффектов и передачей подлинного
настроения натуры.
2