Автор: Латыпова Елена Константиновна
Должность: учитель географии
Учебное заведение: МБОУ СОШ №4 г.Ленска с углубленным изучением отдельных предметов
Населённый пункт: г.Ленск
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Практическая работа по теме"Мировое производство алюминия"
Раздел: полное образование
Практическая работа
«Мировое разделение труда на примере алюминиевой промышленности мира»
Содержание работы:
проанализировать мировое разделение труда а алюминиевой промышленности,
определить факторы, влияющие на разделение труда в алюминиевой
промышленности мира
Задачи :
1.продолжить работу по формированию умения составлять характеристику на основе
источников
2.продолжить работу по умению выявлять причинно-следственные, пространственные
и другие взаимосвязи между объектами и явлениями
Источники знаний, на основе которых выполняется работа:
1.Статистические материалы (с указанием объемов экспорта и импорта)
-добыча бокситов по странам мира
-производство глинозема по странам мира
-выплавка первичного алюминия по странам мира
-использование вторичного алюминия по странам мира
2.Мелкомасштабная карта атласа
-цветная металлургия мира
-энергетика мира
-экономическая карта России
3.Текстовые сообщения
-исторические сведения о производстве алюминия
-сведения о современной технологии производства алюминия
Способы познавательной деятельности учащихся
1.Описательный
2.Аналитическо-синтетический
Форма представления учащимся результата работы:
групповая работа по составлению таблицы «Алюминиевая промышленность
мира», нанесение на контурные карты основных участников алюминиевого рынка мира
с учетом их доли в мировой алюминиевой промышленности, участие в обсуждении
ответов на вопросы, поставленные в практической работе
Задания учащимся:
1.Познакомтесь с историческими сведениями о производстве алюминия и
современной технологической цепочкой производства алюминия (учащиеся
прослушивают заранее подготовленные сообщения).Обращается внимание на то что
-наилучшие бокситы образуются в результате химических процессов, протекающих в
условиях жаркого климата.
- история добыча бокситов от месторождения Бо во Франции, европейские бокситы
хуже, более ощутим экологический вред в густонаселенных районах, выше
себестоимость добычи
-при недостатке бокситов используют нефелины, алуниты
2. Ознакомиться с статистическими данными, выявить по ним основных
участников алюминиевой промышленности мира, самостоятельно разработать форму
таблицы,в которой отразить первые десять выявленных по каждому показателю стран-
лидеров с указанием объемов экспорта и импорта
Должна получиться таблица такого типа (но учащимся форма таблицы не
сообщается)
Добыча
боксито
в
Производство
глинозема
Производство
алюминия(первичного)
Производство
алюминия
(вторичного)
Страны-
лидеры по
производству
Страны-
экспортеры
Страны-
импортеры
3. На контурной карте в соответствии с выбранным способом изображения
нанести основных участников алюминиевого рынка мира с учетом их доли в мировом
рынке
4.Проанализировать карту цветной металлургии мира и обосновать ответы на
следующие вопросы:
а) С чем связано наличие мирового рынка алюминиевого сырья? Выявить размещение
крупнейших месторождений алюминиевого рудного сырья.
б) Откуда и куда идут основные мировые потоки бокситов, глинозема? Сделать выводы
об обеспеченности сырьем крупнейших производителей алюминия.
в) Назовите факторы влияющие на размещение глиноземных заводов
г) Какие факторы влияют при размещении предприятий по производству алюминия?
(проанализируйте для стран-лидеров по производству алюминия)
5.Оцените выплавку алюминия на одного жителя Земли
6.Подумайте какие страны в будущем будут увеличивать производство
алюминия, по какие причинам(в том числе оцените возможность России форсировать
производство алюминия) Предположить как в будущем может видоизмениться
система внутриотраслевого международного разделения труда в алюминиевой
промышленности мира. Анализ провести в разрезе основных стадий общего
производственного цикла
7.Выявить соотношение производства вторичного алюминия к производству
первичного. По статистическим данным рассчитать долю вторичного металла в общем
производстве алюминия. Сделайте вывод об особенностях размещения производства
вторичного алюминия в странах мира.
Опережающее задание учащимся
Подготовить краткое устное сообщение об истории производства алюминия,
современной технологии производства алюминия
Подведение итогов работы:
каждая группа представляет итоги своей работы-таблицы ,контурные карты, выводы.