Автор: Латыпова Елена Константиновна
Должность: учитель географии
Учебное заведение: МБОУ СОШ №4 г.Ленска с углубленным изучением отдельных предметов
Населённый пункт: г.Ленск
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Природа тундры и хозяйственная деятельность в тундре
Раздел: среднее образование
Семинар по теме: «Тундра»
Город Ленск находится в Якутии в зоне тайги. Зона тундры занимает
10% территории Якутии. Дети, выезжая с родителями во время отпуска за
пределы Якутии хорошо представляют южные зоны России ,но почти никто
не был в зоне тундры, поэтому для расширения географического кругозора
считаю необходимым проводить семинар по указанной теме.
Семинар проведен в 8 классе. Семинар проходил в течение
сдвоенного урока с перерывом на перемену, состоял из трех частей
К семинару учащиеся подготовили контурные карты, на которых
отметили зону распространения тундры в России.
Аналогичная карта проецировалась на интерактивной доске.
В начале семинара учащиеся отвечали на вопросы ,которые были
сообщены заранее всем учащимся
1.Уточните южную границу тундры, почему к востоку южная граница
проходит на более низких широтах?
2.Какие субъекты России полностью или частично находятся в зоне
тундры?(отмечается на интерактивной доске и контурных квартах)
3.Какие улусы Якутии находятся в зоне тундры? (отмечается на
интерактивной доске и контурных картах)
4.Дайте характеристику климата тундры
5.Типичные представители растительности и животного мира тундры
(демонстрация слайдов)
6.Бывают ли в тундре полярный день и полярная ночь, бывают ли белые
ночи?
7.Почему в тундре несмотря на большое количество солнечной радиации в
течение полярного дня холодное лето и положительный годовой баланс
влаги?
8.Почему в тундре в почве мало органических веществ?
9.Понятие многолетней мерзлоты, почему в тундре много озер и болот,
понятие булгуннях и алас (демонстрация булгунняха и аласа на слайдах)
10.Вляние вечной мерзлоты на хозяйственную деятельность человека,
использование вечной мерзлоты
11.Факторы, осложняющие взаимодействие человека и природы тундры
(сильнольдистые грунты, слабые биохимические процессы)
12.Экологические проблемы тундры (влияние транспорта на тундру,
влияние низкой температуры на токсический эффект загрязнителей,
недостаток очистных сооружений)
13.Влияние климата тундры на здоровье человека (влияние белых ночей,
гнуса ,солнечной радиации, низкой температуры)
Во второй части семинара шесть учащихся делают заранее
подготовленные сообщения о хозяйственной деятельности человека в
тундре
1. Жизнь коренного населения тундры в современных условиях
2.Добыча полезных ископаемых в тундре
(апатиты в Хибинах, медноникелевые руды в Норильске, каменный уголь в
Воркуте, нефть и газ на Ямале)
Места добычи полезных ископаемых отмечаются на интерактивной доске
и контурных картах
3.Оленеводство и охота в тундре
4.Снабжение населения тундры продуктами питания
5 .Транспорт в тундре
6.Значение зоны тундры для Якутии
Наибольший интерес вызвали вопросы о смещении границы тундры на
востоке на более южные широты, об использовании оленьих пантов и
жизни коренного населения тундры в современных условиях (ученица
интересно рассказала о национальном составе населения тундры, их
традиционной хозяйственной деятельности). Вопрос о добыче полезных
ископаемых в тундре Якутии был разобран не полностью, ранее у нас в
тундре добывали олово, вольфрам, сурьму, сейчас часть предприятий
закрыта, промышленные объекты законсервированы .Договорились
вернуться к обсуждению перспектив восстановления добычи этих
полезных ископаемых в нашей республике в следующем учебном году.
Слишком общим и сложным для обсуждения был вопрос о влиянии
климата тундры на здоровье человека, так как учащимся не хватало
знаний по биологии чтобы полностью понять эту проблему.
В третьей части семинара были вынесены на обсуждение следующие темы
-работа человека в тундре- постоянные поселения или вахтовый метод
(плюсы и минусы)
-опыт выживания коренного населения в экстремальных условиях
–как будут добывать нефть и газ на побережье Баренцева моря
-тундра России через 50 лет. Последний вопрос вызвал очень живой
интерес, были выдвинуты различные предположения, от городов под
куполов до полностью автоматизированных производств по добыче
полезных ископаемых, но для более плодотворной дискуссии чувствовался
недостаток времени, поэтому при повторении этого семинара данный
вопрос ставить больше не буду, так как он требует отдельного урока
Тему семинара ученики усвоили, были активны ,тема вызвала
интерес так как в повседневной жизни с зоной тундры учащиеся не
сталкиваются
Наиболее интересные вопросы, заданные учащимися:
-Как в условиях тундры коренные народы соблюдали гигиену? Выяснили
что например вместо подгузников для младенцев использовался ягель, он
хорошо впитывает влагу.
-Зачем нужны кочевые школы?
-Почему происходит быстрая алкоголизация коренного населения?
Учащиеся сделали следующие выводы по теме семинара
-Зона тундры важна для экономики России (как место расположения
портов, место добычи полезных ископаемых).
-Природы тундры очень красива, много людей хотели бы увидеть тундру,
нужно развивать экологический туризм в тундре
-Нужно обмениваться опытом по соблюдению природоохранных
требований с странами на территории которых есть зона тундры
Методические выводы по итогам семинара
1.Семинар помогает формировать географическое мироззрение учащихся,
развить у учащихся устную речь
2. Использованы межпредметные связи
3. Проведение таких семинаров кроме изучения учебного материала
формирует гражданскую позицию учащихся