Напоминание

Нравственно -патриотическое воспитание


Автор: Лутченко Галина Владимировна
Должность: Старший воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Центр развития ребенка - детский сад"
Населённый пункт: 692350 Приморский край Яковлевский район село Новосысоевка
Наименование материала: «Ценностные приоритеты нравственно – патриотического воспитания у дошкольников в современной образовательной среде»
Тема: Нравственно -патриотическое воспитание
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Ценностные приоритеты нравственно – патриотического воспитания у

дошкольников в современной образовательной среде»

Патриотические чувства, чувства гражданственности – доступны ли

они детям дошкольного возраста?

Чувства патриотизма и гражданственности многогранны по содержанию. Из

опыта работы в данном направлении, можно дать утвердительный ответ:

малышам доступно чувство любви к родным местам, родной природе, к

своей Родине. Начало патриотизма, рождённое в познании, формируется в

процессе целенаправленного воспитания.

Важнейшим периодом становления личности, когда закладываются

предпосылки гражданских качеств, развиваются представления детей о

человеке, обществе и культуре является дошкольный возраст.

Податливость педагогическим влияниям, сила и глубина впечатлений -

характерно для дошкольного периода.

Фундаментом для развития личности является то, что усвоено в этот

период – знания, навыки, привычки, способы поведения, складывающиеся

черты характера.

На каждой возрастной ступени, а это необходимо учитывать, ребёнок

приобретает важнейшие человеческие качества. Целостное восприятие

окружающего

мира,

наглядно

образное

мышление,

творческое

воображение, непосредственное эмоциональное отношение к окружающим

людям, сочувствие к их нуждам и переживаниям, развиваются только при

правильном воспитании в дошкольном возрасте. Не сформированные

надлежащим образом такого рода качества трудно будет восполнить позднее,

а подчас и невозможно.

Пробудить в растущем человеке любовь к родной земле, формировать с

первых шагов у детей черты характера, благодаря которым он станет

человеком и гражданином общества; воспитывать любовь и уважение к

родному дому, детскому саду, родной улице, городу или селу; чувство

гордости за достижения страны; любовь и уважение к армии, гордость за

мужество воинов; развивать интерес к доступным ребёнку явлениям

общественной жизни – задача педагогов и родителей.

Задачи патриотического воспитания:

1. Воспитание у ребёнка любви и привязанности к своей семье, дому,

детскому саду, улице, городу, селу.

2. Формирование бережного отношения к природе и всему живому.

3. Воспитание уважения к труду.

4. Развитие интереса к русским традициям и промыслам.

5. Формирование элементарных знаний о правах человека.

6. Расширение представлений о городах России.

7. Знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн).

8. Развитие чувства ответственности и гордости за достижение страны.

9. Формирование толерантности, чувства уважения к другим народам.

Так как процесс нравственно – патриотического воспитания сложный и

длительный, то решать данные задачи необходимо во всех группах, в разных

видах детской деятельности и по разным направлениям: непосредственно

образовательная деятельность, игры, труд, быт.

Чувство Родины… Оно начинается у ребёнка с отношения и

привязанности к семье, к членам семьи – матери, отцу, бабушке и дедушке.

Первостепенное значение для воспитания у детей интереса и любви к

родному краю имеют корни, связывающие его с родным домом и

ближайшим окружением. Воспитывая любовь к семье, мы думаем, что уже

тем самым прививаем любовь к Родине. Это ошибочное предположение.

Известны случаи, когда преданность своей семье, своему дому уживается с

безразличием к судьбе страны, а иногда даже с предательством. Поэтому

важно, чтобы дети как можно раньше увидели «гражданское лицо» своей

семьи: знают ли они, что бабушка и дедушка имеют награды, медали?

Знаменитые предки – кто они?

Для воспитания нравственно – патриотических качеств важно показывать

через большое малое, зависимость между деятельностью одного человека и

жизнью всех людей. Только так организованная работа будет способствовать

правильному развитию микроклимата в семье, воспитанию любви к своей

стране.

Знакомство с детским садом, своей улицей, селом или городом, а затем и

со страной, её столицей и символикой происходит постепенно. Получаемые

ребёнком впечатления: природа и мир животных дома (детского сада,

родного края); труд людей, традиции, общественные события и т. д., должны

быть для него доступные, яркие, привлекать внимание и вызывать интерес.

Педагог, начиная работу по воспитанию любви к родному краю, обязан сам

его хорошо знать, рассказы должны быть продуманы.

Только в результате длительного, целенаправленного воздействия у

ребёнка проявляются чувства восхищения своим городом, селом, своей

страной.

Слова В. А. Сухомлинского «Красота родного края, открывающаяся

благодаря сказке, фантазии, творчеству – это источник любви к Родине.

Понимание и чувствование величия, могущества Родины приходит к

человеку постепенно и имеет своими истоками красоту» -как нельзя точно

отражают специфику и суть работы педагогического коллектива детского

сада в работе по патриотическому воспитанию детей.

Формирование знаний о бережном отношении к природе и всему живому

должно проходить с учётом возможности детей и особенностей природного

окружения.

Педагоги

в

разнообразных

формах

непосредственно

образовательная деятельность, экскурсии, труд, наблюдения, игры, дают

детям элементарные знания в соответствии с программой, в определённой

последовательности, развивая при этом их познавательные интересы и

способности.

Рассказывая о профессиях, воспитатели объясняют детям, какую пользу

приносит труд людям. В каждую вещь, будь то игрушка, книга, построенный

дом или испечённый хлеб, много людей вкладывают свою любовь, старание,

терпение. Повсюду совместно трудятся люди разных национальностей.

Педагоги рассказывают детям о своей работе, о том, что нравится в своём

труде.

Во время экскурсий на почту, в магазин, библиотеку дети получают

представление о работе общественных учреждений, где труд объединяет

людей, требует от них слаженности, знания своего дела.

В детском саду дети трудятся на игровых и спортивных площадках –

убирают камешки, веточки, оказывают посильную помощь взрослым в

огороде при сборе урожая. Также принимают участие в труде по

благоустройству и озеленению своего двора вместе с родителями.

Произведения устного творчества разных народов, передают от поколения

к поколению основные нравственные ценности: добро, трудолюбие, дружбу

и взаимопомощь и формируют любовь к традициям своего народа. В работе с

детьми широко используются все виды фольклора – сказки, песенки,

пословицы и поговорки, хороводные игры. Фольклор является источником

познавательного и нравственного развития дошкольников.

Немаловажное значение в приобщении детей к народной культуре

занимают народные праздники и традиции. Из них дети узнают о

накопленных веками наблюдениях за характерными особенностями времён

года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений. Эти

наблюдения связаны с трудом и различными сторонами общественной жизни

человека во всей её многообразии.

При ознакомлении дошкольников с бытом, традициями, отдельными

историческими

моментами

необходимо

использовать

не

только

художественную литературу, иллюстрации и т. д., но и нужно показывать

национальные костюмы, старинную посуду и мебель, орудия труда и т. д.

Для этого желательно посещать музеи, специальные помещения в детском

саду.

Именно

здесь

для

ребёнка

открывается

возможность

первого

проникновения в историю быта родного края.

У ребёнка с рождения появляются права, которые являются не менее

важными и обязательными, чем права взрослых людей.

Детям сложнее защитить свои права самим, поэтому в международной

практике уделяется много внимания законодательству, посвящённому защите

их основных индивидуальных прав.

В 1989 году была принята Международная Конвенция о правах ребёнка.

Она признала права детей наравне с взрослыми. Россия присоединилась к

Конвенции и приняла все её положения.

Основные положения Конвенции о правах ребёнка:

Государство принимает на себя обязательства по охране жизни, здоровья,

благосостояния ребёнка. Они признаются объектом особой заботы.

Права ребёнка, продекларированные Конвенцией:

- право на семью,

- право на защиту и заботу государства, если нет родителей или они не могут

выполнять свои обязанности,

- право на равенство,

- право на образование,

- право на свободное выражение своих мыслей,

- право на собственное мнение,

- право на имя и гражданство,

- право на получение информации,

- право на защиту от насилия и от жестокого обращения,

- право на медицинское обслуживание,

- право на отдых и досуг,

- право на защиту государства в случае особых потребностей, например, при

инвалидности.

Педагоги в игровой форме знакомят дошкольников с их правами:

проводят викторины, развлечения, творческие занятия, позволяющие детям

осознать значимость каждого ребёнка в обществе.

Дети с дошкольного возраста должны знать не только о своих правах, но и об

обязанностях. Они должны хорошо понимать, что окружающие тоже имеют

права, которые нельзя нарушать.

Знакомство детей с другими городами России, со столицей нашей Родины, с

гимном, флагом и гербом государства, является продолжением работы в их

нравственно - патриотическом воспитании.

Рассказывая детям о других городах, необходимо подвести к пониманию

того, что каждый город - частица нашей Родины, повсюду трудятся люди,

везде соблюдаются традиции, повсюду живут люди разных национальностей,

люди берегут и охраняют природу, есть общие профессиональные и

общественные праздники.

Огромное значение в нравственно – патриотическом воспитании имеет

пример взрослых, в особенности близких людей. Рассказывая о фактах из

жизни дедушек и бабушек, участников Великой Отечественной войны, их

фронтовых и трудовых подвигах, необходимо прививать такие понятия, как

«долг перед Родиной», «любовь к Отечеству», «ненависть к врагу»,

«трудовой подвиг» и т. д. Дети должны понять, что мы победили потому, что

любим свою Отчизну. Родина чтит своих героев, отдавших жизнь за счастье

людей. Их именами названы города, улицы, площади, в их честь воздвигнуты

памятники.

Если

в

городе

или

селе

есть

исторические

места

или

достопримечательности, памятники, организуются экскурсии к ним. Дети

узнают, как чтят память погибших воинов. С дошкольниками можно

совершить увлекательное путешествие по глобусу, карте или фотографиям.

К концу дошкольного периода дети должны знать:

- нашу страну населяют люди разных национальностей;

- у каждого народа свой язык, обычаи и традиции, искусство и культура;

- каждый народ талантлив и богат умельцами, музыкантами, художниками и

т. д.

Учитывая возрастные особенности детей, педагоги применяют игровые

приёмы, которые важны как для повышения познавательной активности

дошкольников, так и для создания эмоциональной атмосферы во время

занятий, игры.

Обязательное условие воспитания начал патриотизма - забота

воспитателей о том, чтобы непосредственно – образовательная деятельность

должна быть связана с детской деятельностью и практическими делами.

Результат своей работы педагоги увидят тогда, когда дети превратятся из

зрителей в наблюдателей и слушателей, в активных участников.

Успех патриотического воспитания зависит не только от той атмосферы,

которая царит в детском саду, но и от родителей и семьи.

Узнавая историю своей семьи, дети начинают сопереживать, внимательнее

относятся к своим историческим корням.

Взаимодействие с родителями по данному вопросу способствует

бережному отношению к традициям, сохранению вертикальных семейных

связей.

«В вашей семье и под вашим руководством растёт будущий гражданин. Всё,

что совершается в стране, через вашу душу и вашу мысль должно приходить

к детям», - эту заповедь А. С. Макаренко необходимо использовать при

работе воспитателя и с детьми, и с их родителями.

Для эффективной работы по воспитанию патриотизма дошкольников

воспитатели детского сада устанавливают доверительные деловые контакты

с членами семьи воспитанников; обучают способам общения с детьми;

обеспечивают регулярное взаимодействие дети – воспитатели – родители;

вовлекают членов семьи в педагогический процесс и создание предметно –

развивающей среды.

Обобщая сказанное, можно заключить, что воспитание нравственно –

патриотических качеств у дошкольников возможно только при планомерной,

систематической и разнообразной работе; при усилиях детского сада и семьи

и ответственности взрослых за свои слова и поступки.



В раздел образования