Автор: Лутченко Галина Владимировна
Должность: Старший воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Центр развития ребенка - детский сад"
Населённый пункт: 692350 Приморский край Яковлевский район село Новосысоевка
Наименование материала: «Ценностные приоритеты нравственно – патриотического воспитания у дошкольников в современной образовательной среде»
Тема: Нравственно -патриотическое воспитание
Раздел: дошкольное образование
«Ценностные приоритеты нравственно – патриотического воспитания у
дошкольников в современной образовательной среде»
Патриотические чувства, чувства гражданственности – доступны ли
они детям дошкольного возраста?
Чувства патриотизма и гражданственности многогранны по содержанию. Из
опыта работы в данном направлении, можно дать утвердительный ответ:
малышам доступно чувство любви к родным местам, родной природе, к
своей Родине. Начало патриотизма, рождённое в познании, формируется в
процессе целенаправленного воспитания.
Важнейшим периодом становления личности, когда закладываются
предпосылки гражданских качеств, развиваются представления детей о
человеке, обществе и культуре является дошкольный возраст.
Податливость педагогическим влияниям, сила и глубина впечатлений -
характерно для дошкольного периода.
Фундаментом для развития личности является то, что усвоено в этот
период – знания, навыки, привычки, способы поведения, складывающиеся
черты характера.
На каждой возрастной ступени, а это необходимо учитывать, ребёнок
приобретает важнейшие человеческие качества. Целостное восприятие
окружающего
мира,
наглядно
–
образное
мышление,
творческое
воображение, непосредственное эмоциональное отношение к окружающим
людям, сочувствие к их нуждам и переживаниям, развиваются только при
правильном воспитании в дошкольном возрасте. Не сформированные
надлежащим образом такого рода качества трудно будет восполнить позднее,
а подчас и невозможно.
Пробудить в растущем человеке любовь к родной земле, формировать с
первых шагов у детей черты характера, благодаря которым он станет
человеком и гражданином общества; воспитывать любовь и уважение к
родному дому, детскому саду, родной улице, городу или селу; чувство
гордости за достижения страны; любовь и уважение к армии, гордость за
мужество воинов; развивать интерес к доступным ребёнку явлениям
общественной жизни – задача педагогов и родителей.
Задачи патриотического воспитания:
1. Воспитание у ребёнка любви и привязанности к своей семье, дому,
детскому саду, улице, городу, селу.
2. Формирование бережного отношения к природе и всему живому.
3. Воспитание уважения к труду.
4. Развитие интереса к русским традициям и промыслам.
5. Формирование элементарных знаний о правах человека.
6. Расширение представлений о городах России.
7. Знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн).
8. Развитие чувства ответственности и гордости за достижение страны.
9. Формирование толерантности, чувства уважения к другим народам.
Так как процесс нравственно – патриотического воспитания сложный и
длительный, то решать данные задачи необходимо во всех группах, в разных
видах детской деятельности и по разным направлениям: непосредственно
образовательная деятельность, игры, труд, быт.
Чувство Родины… Оно начинается у ребёнка с отношения и
привязанности к семье, к членам семьи – матери, отцу, бабушке и дедушке.
Первостепенное значение для воспитания у детей интереса и любви к
родному краю имеют корни, связывающие его с родным домом и
ближайшим окружением. Воспитывая любовь к семье, мы думаем, что уже
тем самым прививаем любовь к Родине. Это ошибочное предположение.
Известны случаи, когда преданность своей семье, своему дому уживается с
безразличием к судьбе страны, а иногда даже с предательством. Поэтому
важно, чтобы дети как можно раньше увидели «гражданское лицо» своей
семьи: знают ли они, что бабушка и дедушка имеют награды, медали?
Знаменитые предки – кто они?
Для воспитания нравственно – патриотических качеств важно показывать
через большое малое, зависимость между деятельностью одного человека и
жизнью всех людей. Только так организованная работа будет способствовать
правильному развитию микроклимата в семье, воспитанию любви к своей
стране.
Знакомство с детским садом, своей улицей, селом или городом, а затем и
со страной, её столицей и символикой происходит постепенно. Получаемые
ребёнком впечатления: природа и мир животных дома (детского сада,
родного края); труд людей, традиции, общественные события и т. д., должны
быть для него доступные, яркие, привлекать внимание и вызывать интерес.
Педагог, начиная работу по воспитанию любви к родному краю, обязан сам
его хорошо знать, рассказы должны быть продуманы.
Только в результате длительного, целенаправленного воздействия у
ребёнка проявляются чувства восхищения своим городом, селом, своей
страной.
Слова В. А. Сухомлинского «Красота родного края, открывающаяся
благодаря сказке, фантазии, творчеству – это источник любви к Родине.
Понимание и чувствование величия, могущества Родины приходит к
человеку постепенно и имеет своими истоками красоту» -как нельзя точно
отражают специфику и суть работы педагогического коллектива детского
сада в работе по патриотическому воспитанию детей.
Формирование знаний о бережном отношении к природе и всему живому
должно проходить с учётом возможности детей и особенностей природного
окружения.
Педагоги
в
разнообразных
формах
–
непосредственно
образовательная деятельность, экскурсии, труд, наблюдения, игры, дают
детям элементарные знания в соответствии с программой, в определённой
последовательности, развивая при этом их познавательные интересы и
способности.
Рассказывая о профессиях, воспитатели объясняют детям, какую пользу
приносит труд людям. В каждую вещь, будь то игрушка, книга, построенный
дом или испечённый хлеб, много людей вкладывают свою любовь, старание,
терпение. Повсюду совместно трудятся люди разных национальностей.
Педагоги рассказывают детям о своей работе, о том, что нравится в своём
труде.
Во время экскурсий на почту, в магазин, библиотеку дети получают
представление о работе общественных учреждений, где труд объединяет
людей, требует от них слаженности, знания своего дела.
В детском саду дети трудятся на игровых и спортивных площадках –
убирают камешки, веточки, оказывают посильную помощь взрослым в
огороде при сборе урожая. Также принимают участие в труде по
благоустройству и озеленению своего двора вместе с родителями.
Произведения устного творчества разных народов, передают от поколения
к поколению основные нравственные ценности: добро, трудолюбие, дружбу
и взаимопомощь и формируют любовь к традициям своего народа. В работе с
детьми широко используются все виды фольклора – сказки, песенки,
пословицы и поговорки, хороводные игры. Фольклор является источником
познавательного и нравственного развития дошкольников.
Немаловажное значение в приобщении детей к народной культуре
занимают народные праздники и традиции. Из них дети узнают о
накопленных веками наблюдениях за характерными особенностями времён
года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений. Эти
наблюдения связаны с трудом и различными сторонами общественной жизни
человека во всей её многообразии.
При ознакомлении дошкольников с бытом, традициями, отдельными
историческими
моментами
необходимо
использовать
не
только
художественную литературу, иллюстрации и т. д., но и нужно показывать
национальные костюмы, старинную посуду и мебель, орудия труда и т. д.
Для этого желательно посещать музеи, специальные помещения в детском
саду.
Именно
здесь
для
ребёнка
открывается
возможность
первого
проникновения в историю быта родного края.
У ребёнка с рождения появляются права, которые являются не менее
важными и обязательными, чем права взрослых людей.
Детям сложнее защитить свои права самим, поэтому в международной
практике уделяется много внимания законодательству, посвящённому защите
их основных индивидуальных прав.
В 1989 году была принята Международная Конвенция о правах ребёнка.
Она признала права детей наравне с взрослыми. Россия присоединилась к
Конвенции и приняла все её положения.
Основные положения Конвенции о правах ребёнка:
Государство принимает на себя обязательства по охране жизни, здоровья,
благосостояния ребёнка. Они признаются объектом особой заботы.
Права ребёнка, продекларированные Конвенцией:
- право на семью,
- право на защиту и заботу государства, если нет родителей или они не могут
выполнять свои обязанности,
- право на равенство,
- право на образование,
- право на свободное выражение своих мыслей,
- право на собственное мнение,
- право на имя и гражданство,
- право на получение информации,
- право на защиту от насилия и от жестокого обращения,
- право на медицинское обслуживание,
- право на отдых и досуг,
- право на защиту государства в случае особых потребностей, например, при
инвалидности.
Педагоги в игровой форме знакомят дошкольников с их правами:
проводят викторины, развлечения, творческие занятия, позволяющие детям
осознать значимость каждого ребёнка в обществе.
Дети с дошкольного возраста должны знать не только о своих правах, но и об
обязанностях. Они должны хорошо понимать, что окружающие тоже имеют
права, которые нельзя нарушать.
Знакомство детей с другими городами России, со столицей нашей Родины, с
гимном, флагом и гербом государства, является продолжением работы в их
нравственно - патриотическом воспитании.
Рассказывая детям о других городах, необходимо подвести к пониманию
того, что каждый город - частица нашей Родины, повсюду трудятся люди,
везде соблюдаются традиции, повсюду живут люди разных национальностей,
люди берегут и охраняют природу, есть общие профессиональные и
общественные праздники.
Огромное значение в нравственно – патриотическом воспитании имеет
пример взрослых, в особенности близких людей. Рассказывая о фактах из
жизни дедушек и бабушек, участников Великой Отечественной войны, их
фронтовых и трудовых подвигах, необходимо прививать такие понятия, как
«долг перед Родиной», «любовь к Отечеству», «ненависть к врагу»,
«трудовой подвиг» и т. д. Дети должны понять, что мы победили потому, что
любим свою Отчизну. Родина чтит своих героев, отдавших жизнь за счастье
людей. Их именами названы города, улицы, площади, в их честь воздвигнуты
памятники.
Если
в
городе
или
селе
есть
исторические
места
или
достопримечательности, памятники, организуются экскурсии к ним. Дети
узнают, как чтят память погибших воинов. С дошкольниками можно
совершить увлекательное путешествие по глобусу, карте или фотографиям.
К концу дошкольного периода дети должны знать:
- нашу страну населяют люди разных национальностей;
- у каждого народа свой язык, обычаи и традиции, искусство и культура;
- каждый народ талантлив и богат умельцами, музыкантами, художниками и
т. д.
Учитывая возрастные особенности детей, педагоги применяют игровые
приёмы, которые важны как для повышения познавательной активности
дошкольников, так и для создания эмоциональной атмосферы во время
занятий, игры.
Обязательное условие воспитания начал патриотизма - забота
воспитателей о том, чтобы непосредственно – образовательная деятельность
должна быть связана с детской деятельностью и практическими делами.
Результат своей работы педагоги увидят тогда, когда дети превратятся из
зрителей в наблюдателей и слушателей, в активных участников.
Успех патриотического воспитания зависит не только от той атмосферы,
которая царит в детском саду, но и от родителей и семьи.
Узнавая историю своей семьи, дети начинают сопереживать, внимательнее
относятся к своим историческим корням.
Взаимодействие с родителями по данному вопросу способствует
бережному отношению к традициям, сохранению вертикальных семейных
связей.
«В вашей семье и под вашим руководством растёт будущий гражданин. Всё,
что совершается в стране, через вашу душу и вашу мысль должно приходить
к детям», - эту заповедь А. С. Макаренко необходимо использовать при
работе воспитателя и с детьми, и с их родителями.
Для эффективной работы по воспитанию патриотизма дошкольников
воспитатели детского сада устанавливают доверительные деловые контакты
с членами семьи воспитанников; обучают способам общения с детьми;
обеспечивают регулярное взаимодействие дети – воспитатели – родители;
вовлекают членов семьи в педагогический процесс и создание предметно –
развивающей среды.
Обобщая сказанное, можно заключить, что воспитание нравственно –
патриотических качеств у дошкольников возможно только при планомерной,
систематической и разнообразной работе; при усилиях детского сада и семьи
и ответственности взрослых за свои слова и поступки.