Напоминание

Волейбол


Автор: Подкорытов Дмитрий Сергеевич
Должность: Учитель физической культуры
Учебное заведение: ГБОУ СО "СОШ №3"
Населённый пункт: г. Верхотурье, Свердловской области
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Волейбол
Раздел: среднее образование





Назад




Методическая разработка раздела

учебной программы по физической культуре

«Волейбол»

Пояснительная записка

Волейбол — вид спорта, командная спортивная игра, в процессе которой

две команды соревнуются на специальной площадке, разделённой сеткой,

стремясь направить мяч на сторону соперника таким образом, чтобы он

приземлился на площадке противника (добить до пола), либо чтобы игрок

защищающейся команды допустил ошибку. Каждая из двух команд может иметь

в составе до 14 игроков, на поле во время игры могут находиться 6 игроков.

Цель игры — атакующим ударом добить мяч до пола, то есть до игровой

поверхности площадки половины противника, или заставить его ошибиться.

Изучение техники и тактики игры в волейбол осуществляется или на

уроках физической культуры, посвященных этой игре полностью, или в

сочетании с изучением упражнений из других разделов школьной программы. В

данном разделе пособия рассматривается организация урока, полностью

отводимого на изучение учебного материала по волейболу. Как любой другой

урок по физической культуре, урок по волейболу состоит из трех частей:

вводной, основной и заключительной.

Вводная часть урока (5—8 мин) включает организацию класса

(построение, рапорт, сообщение задач урока) и упражнения, способствующие

подготовке организма занимающихся к выполнению задач основной части

занятия. Учебный материал вводной части должен быть органично связан с

материалом основной части урока и содержать упражнения на внимание,

строевые и порядковые упражнения, упражнения на осанку, различные виды

ходьбы, бега и прыжков, общеразвивающие и специальные упражнения. В эту

часть урока включают упражнения для пальцев и кистей рук, плечевых,

голеностопных и коленных суставов.

В вводную часть необходимо включать ранее изученный материал из

раздела «Стойки и перемещения», а также упражнения имитационного

характера: приставной шаг—стойка—имитация передачи; двойной шаг—стойка

—имитация передачи; скачок—стойка—имитация нижней передачи; разбег,

напрыгивание, прыжок—имитация нападающего удара; перемещение вдоль

сетки приставными или двойными шагами—прыжок—имитация блокирования;

прыжок— имитация блокирования — приземление—поворот назад—выпад—

имитация нижней передачи. Сочетание подобных упражнений может быть

различным. Возможно включение в вводную часть урока также подвижных игр,

сходных по содержанию с учебным материалом основной части урока.

В основной части урока (30—35 мин) решают общие и частные задачи:

повышение физической подготовленности, воспитание физических качеств

(быстроты, силы, ловкости, гибкости), изучение и совершенствование игровых

приемов волейбола. В эту часть урока включают также специальные

упражнения имитационного характера, упражнения для овладения техникой и

тактикой игровых приемов, подвижные игры и эстафеты.

Заключительная часть урока (3—5 мин) завершает занятие. Ее задачи:

постепенное снижение нагрузки, приведение учащихся в сравнительно

спокойное состояние, подведение итогов урока. В заключительную часть

включают легкий бег, ходьбу, упражнения на расслабление, дыхательные

упражнения и упражнения на осанку, игры и упражнения на внимание.

Заканчивают урок общими и частными замечаниями, выводами, указаниями о

домашних заданиях.

Учебной программой по волейболу предусматривается изучение стоек и

перемещений волейболиста и основных игровых приемов: верхних и нижних

передач мяча, нижней и верхней прямой подачи, прямого нападающего удара по

ходу разбега, одиночного блокирования, а также изучение простейших

тактических действий в нападении и защите.

Занятия волейболом вырабатывают такие ценные качества, как:

Силу

Ловкость

Быстроту

Выносливость

Все движения, применяемые в волейболе, носят естественный характер,

базирующийся на беге, прыжках и метаниях.

Изучение техники и тактики игры в волейбол осуществляется или на уро-

ках физической культуры, посвященных этой игре полностью, или в сочетании

с изучением упражнений из других разделов школьной программы.

В учебном процессе волейбол используется как важное средство

общей физической подготовки учащихся. Широкое применение

волейбола в системе физического воспитания объясняется несколькими

причинами:

доступность игры для различного возраста;

возможность его использования для всестороннего физического

развития и укрепления здоровья;

воспитания моральных и волевых качеств;

простотой правил игры;

простотой инвентаря, оборудования и площадки для игры.

Как составная часть программы по физической культуре в школе, волейбол

является одним из средств решения основных задач физического воспитания.

Цели и задачи программы:

Цель - всестороннее физическое развитие и укрепление здоровья

занимающихся, приобретение технико-тактического мастерства, воспитание

высоких морально-волевых качеств.

На каждом этапе учебно-тренировочного процесса обязательно решаются

образовательные, воспитательные и оздоровительные задачи.

1. Оздоровительные:

способствовать формированию здорового образа жизни детей

способствовать укреплению, поддержанию и сохранению здоровья и

физического развития.

способствовать получению и развитию знаний, умений и навыков в

области гигиены и медицины, необходимых понятий и теоретических

сведений в области ЗОЖ

выработка устойчивости организма к неблагоприятным условиям среды;

содействие гармоничному физическому развитию;

развитие двигательных способностей;

2. Образовательные:

овладение основными двигательными навыками при углубленном

изучении образовательной области физической культуры волейбол

овладение техникой выполнения элементов волейбола

овладение тактикой игры в волейбол

формирование технико-тактических навыков игры в волейбол

овладение теоретическими и практическими основами тренировки

овладение игрой и правилами игры в волейбол

достижение уровня спортивных результатов, сообразно состоянию

здоровья, способностям, возрастным особенностям детей

развить необходимые физические качества (силу, выносливость,

гибкость, координацию движения, быстроту реакции, меткость);

3. Воспитательные:

воспитание коммуникативных качеств личности ребенка

воспитание дисциплинированности,

воспитание толерантности, общественной активности и профилактика

асоциального поведения

воспитание коммуникативности

воспитание целеустремленности и настойчивости для достижения цели

популяризация и пропаганда спортивной игры волейбол.

сохранение, поддержание и умножение традиций Российского спорта,

международного Олимпийского движения.

устранение вредных привычек.

Тип урока: Образовательно – обучающий

Методы проведения: фронтальный, групповой, соревновательный.

Место проведения: спортивный зал.

Инвентарь и оборудование: волейбольные мячи

Продолжительность занятия: 40 минут

Психолого-педагогическое объяснение специфики восприятия и освоения

учебного материала.

Разнообразие технических и тактических действий игры в волейбол и

собственно игровая деятельность обладают уникальными свойствами для

формирования жизненно важных навыков и умений обучающихся,

всестороннего развития их физических и психических качеств. Освоенные

двигательные действия игры в волейбол и сопряженные с ним физические

упражнения являются эффективными средствами укрепления здоровья и

рекреации и могут использоваться человеком на протяжении всей его жизни.

Решение этой задачи требует от учителя физической культуры настойчивости,

творчества, много умений и знаний. И прежде всего, надо уметь строить не

только свою деятельность, но и деятельность обучающихся на уроке. А для

этого, в первую очередь, надо знать реальные физические и психологические

возможности своих воспитанников. Успешное решение поставленных задач

зависит от организации самого учебно-воспитательного процесса, в котором

определяющее место будет отведено активным формам и методам обучения.

Активность необходимо рассматривать как психическое качество, черту

характера человека, выражающуюся в его усиленной деятельности.

Ожидаемые результаты освоения раздела программы.

Обучающийся должен знать:

- меры безопасности и предупреждение травм при занятиях волейболом

- основные технические элементы игры, индивидуальные тактические

действия, основные правила игры.

Обучающийся должен уметь:

- играть в волейбол по упрощенным правилам

- выполнить учебные нормативы.

Календарно-тематическое планирование по разделу «Волейбол»

Годовой план-график прохождения учебного материала по Физической Культуре для

учащихся 10класса.

Раздел «Волейбол» (фрагмент III четверти).

10 класс

Неделя

Тема урока

1.

1

Техника безопасности на уроках волейбола. Основные правила игры в волейбол.

2.

Передача мяча сверху 2-мя руками на месте и после перемещения вперед.

3.

Передача мяча в тройках и парах у сетки с последующей передачей через сетку.

4.

2

Передача мяча в тройках и парах у сетки с последующей передачей через сетку

5.

Отбивание мяча кулаком у верхнего края сетки

6.

Отбивание мяча кулаком у верхнего края сетки

7.

3

Прием мяча отраженного сеткой.

8.

Верхняя прямая подача.

9.

Верхняя прямая подача.

10.

4

Нападающий удар или передача мяча на сторону соперника в прыжке.

11.

Индивидуальные и командные действия в нападении и защите

12.

Нападающий удар, обманный удар. Скидывание мяча.

13.

5

Блокирование мяча. Подбор мяча после отскока от блока.

14.

Тактика игры. Двусторонняя игра

15.

Судейство. Двусторонняя игра.

16.

6

Основные правила игры в лапту.

17.

Передача мяча в сторону бегущего игрока.

18.

Удары по мячу (далекие, высокие, диагональные). Тактика игры в защите и нападении. Пере-

бегание из города в город.

Годовой план-график прохождения учебного материала по Физической Культуре для

учащихся 11 класса.

Раздел «Волейбол» (фрагмент III четверти).

11 класс

№п/

п

Название раздела, темы урока

Вид урока

Элементы содержания

1.

ТБ на уроках волейбола. Стойка и передвижения иг-

рока.

проекты

урока

2.

Спец. упражнения волейболиста. Передача мяча в па-

рах. Верхняя и нижняя подача.

Комплексный

Урок № 80

Стойка и передвижения игрока.

Спец. упражнения волейболиста.

Передача мяча в парах. Верхняя и ниж-

няя подача. Учебная игра.

3.

Спец. упражнения волейболиста.

Комплексный Стойка и передвижения

4.

Спец. упражнения волейболиста. Передача мяча в па-

рах. Нижняя подача. Учет. Верхняя подача

Совершен-

ствова ние

ЗУН Урок №

82

Стойка и передвижения игрока.

Спец. упражнения волейболиста.

Передача мяча в парах. Нижняя подача.

Учет. Верхняя подача. Учебная игра.

5.

Спец. упражнения волейболиста. Передача мяча в па-

рах. Верхняя подача. Учет

Учетный Урок

№ 83

Стойка и передвижения игрока.

Спец. упражнения волейболиста.

Передача мяча в парах. Верхняя пода-

ча. Учет. Учебная игра.

6.

Спец. упражнения волейболиста. Передача мяча в па-

рах. Нижняя подача. Верхняя подача. Нападающий

удар. Блок. Учебная игра

Урок № 84

Стойка и передвижения игрока.

Спец. упражнения волейболиста.

7.

Спец. упражнения волейболиста. Нижняя подача.

Верхняя подача. Нападающий удар. Блок. Учебная

игра

Урок № 85

Стойка и передвижения игрока.

Спец. упражнения волейболиста.

Передача мяча в парах. Нижняя подача.

Верхняя подача. Нападающий удар.

Блок. Учебная игра.

8.

Спец. упражнения волейболиста. Прием мяча снизу.

Учет. Учебная игра

Урок № 86

Спец. упражнения волейболиста.

Передача мяча в парах. Нижняя подача.

Верхняя подача. Прием мяча снизу.

Учет. Учебная игра

9.

Спец. упражнения волейболиста. Прием мяча сверху.

Нападающий удар. Блокирование. Учебная игра.

Урок № 87

Спец. упражнения волейболиста.

Передача мяча в парах. Нижняя подача.

Верхняя подача. Прием мяча сверху.

Нападающий удар. Блокирование.

Учебная игра.

10.

Спец. упражнения волейболиста. Нападающий удар.

Блокирование. Учебная игра

Урок № 88

Спец. упражнения волейболиста.

Передача мяча в парах. Нижняя подача.

Верхняя

11.

Спец. упражнения волейболиста. Нападающий удар.

Блокирование. Учебная игра.

Урок № 89

Спец. упражнения волейболиста.

Передача мяча в парах. Нижняя подача.

Верхняя подача. Прием мяча снизу.

Нападающий удар. Блокирование.

Учебная игра.

12.

Спец. упражнения волейболиста. Нападающий удар.

Учет. Блокирование. Учет.

Учетный Урок

№ 90

Спец. упражнения волейболиста.

Передача мяча в парах. Нападающий

удар. Учет. Блокирование. Учет.

Перечень оборудования и наглядных пособий:

Схемы;

Стенка гимнастическая;

Скамейка гимнастическая жёсткая;

Комплект навесного оборудования;

Мячи: малый (мягкий), волейбольные, резиновые;

Эстафетные палочки;

Скакалка;

Мат гимнастический;

Аптечка;

Контейнер с комплектом игрового инвентаря.

Список литературы

1.

Голомазов В. А., Мельников А. Г., Ковалев В. Д. Волейбол в школе. - М.:

Просвещение.

2.

Лях, В. И. Физическое воспитание учащихся 10-11 кл. - М.: Просвещение,

2011. Лях, В. И. Тесты физического воспитания школьников: пособие для

учителя/ В.И.Лях. - М: ООО «Фирма «Издательство АСТ».1998.

3.

Кофман, Л. Б. Настольная книга для учителя физической культуры \ Л. Б.

Кофман. –М.: Физкультура и спорт,1998.

4.

Физкультура: методика преподавания. Спортивные игры / под ред. Э.

Найминова. - М., 2001.

5.

Методика преподавания гимнастики в школе. - М., 2000.

6.

Макаров, А. Н. Лёгкая атлетика. - М., 1990.

7.

Практикум по лёгкой атлетике / под ред. И. В. Лазарева, В. С. Кузнецова,

Г. А. Орлова. - М., 1999.

8.

Кузнецов. В. С., Колодницкий, Г. А. Физкультурно-оздоровительная ра-

бота в школе. - М., 2003.

Урок в современной школе / ред. Г. А. Баландин, Н. Н. Назаров, Т. Н. Казаков.

- М., 2004.



В раздел образования