Автор: Вальковская Ирина Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ Кисловский детский сад "Тополек"
Населённый пункт: Волгоградская обл. Быковский р-он с.Кислово
Наименование материала: Конспект занятия "Россия - Родина моя"
Тема: Закрепить у детей знания о нашей стране; символике России. Воспитывать любовь к Родине, патриотические чувства.
Раздел: дошкольное образование
Конспект НОД по развитию речи в старшей группе
«Россия – Родина моя»
Воспитатель Вальковская Ирина Александровна
МКДОУ Кисловский детский сад «Тополек»
Цель: закрепить у детей знания о нашей стране, символике России; закрепить
грамматический
строй
речи;
тренировать
в
составлении
простых
предложений; упражнять в назывании прилагательных. Развивать словесно-
логическое
мышление,
внимание.
Воспитывать
любви
к
Родине,
патриотических чувств.
Материал к занятию: Аудио - запись: «Гимн России», «Широка, страна моя
родная», карта России, иллюстрации – народы России, символы России: герб,
флаг, гимн, подготовленные заранее – флаг России; трафареты - фигурки
маленьких человечков для практической работы «Хоровод дружбы народов
России», простые карандаши, клей- карандаши, цветная бумага.
Предшествующая работа: Чтение стихов о Родине – Д. Исаковского, Н.
Забилы,
слушание
песен
и
музыкальных
произведений
о
Родине.
Рассматривание иллюстраций на темы: народы мира, народы России,
изучение карты России.
Ход
Ребята, покажите мне все свои глазки, замечательно, я вижу, что они у Вас
улыбаются, а это значит, что у Вас всех хорошее настроение. Давайте
поприветствуем друг друга:
Здравствуй, небо голубое! (руки вверх)
Здравствуй, солнце золотое! (круг руками над головой).
Здравствуй, легкий ветерок (руки вниз)
Здравствуй, маленький цветок (все за руки и поднять их вверх)
Здравствуй, утро! Здравствуй, день! Заниматься нам не лень!
Основная часть:
В: Здравствуйте, маленькие россияне!
В: Вы знаете, почему я так к вам обращаюсь? Дети: Потому что всех людей,
кто живет в России, называют россиянами.
Дид/ игра «Придумай прилагательные»
В: Что вы можете сказать о нашей стране. Какая она? (Большая, красивая,
могучая, сильная, непобедимая, добрая, необъятная, дружелюбная, мирная,
великая, единая, цветущая, многострадальная, крепкая, заботливая, честная,
огромная,….).
Поднимем руки высоко-высоко и покажем всему миру, какая у нас огромная
страна Россия.
Звучит мелодия песни –«Широка Страна моя Родная». О чем поется в
этой песне?
Восп. Самая большая страна во всем мире – наша страна, наша Россия.
Воспитатель предлагает сесть детям удобно и послушать рассказ
Чтение рассказа «Наше отечество» Ушинского.
В: Наше Отечество, наша Родина – матушка Россия. Отечеством мы зовем
Россию потому, что в ней жили наши отцы и деды.
Родиной мы зовем ее потому, что в ней мы родились,
а матерью – потому, что она вскормила нас хлебом, вспоила своими водами,
выучила своему языку. Много есть на свете и кроме России разных хороших
государств, но одна у человека родная мать, одна у него и Родина.
Беседа по прочитанному.
В: Давайте поговорим о рассказе, который я вам прочитала. Ответьте на мои
вопросы.
Почему мы зовем Россию Отечеством? (В ней жили наши отцы и деды.)
Почему мы зовем ее Родиной? (В ней мы родились.)
А почему мы называем Родину матерью? (Она кормила нас своим хлебом…)
Как заканчивается рассказ?
(Много есть на свете и кроме России разных хороших государств, но одна у
человека
родная
мать,
одна
у
него
и
Родина).
Физкультминутка
Запоминает наша голова важные поступки, умные слова.
Слушаем внимательно, смотрим обязательно.
Друг друга не перебиваем. Для ответа руку поднимаем.
Сами много получаем!
Восп.
(Показ
карты,
обвожу
территорию
России)
Давайте посмотрим на карту нашей страны.
Посмотрите, какую большую территорию она занимает.
Ребята, какой город самый главный в России? … Москва …Как мы его
называем? (столица нашей страны…правильно)
Какие цвета вы видите на карте России? Что обозначает зеленый цвет?
(ответы детей). Прикрепляет зеленый круг.
Зеленый цвет - это наши леса. Ребята, кто живет в лесу? (в лесах России
много диких зверей и птиц, много лекарственных трав, ягод, растений
грибов).
Воспитатель: как вы думаете, что обозначено на карте - синим цветом
(ответы детей.)
Воспитатель: правильно, синим цветом обозначены: реки, озера, моря, …а в
них много чего?. (Ответы детей ….рыбы.) В водоемах нашей страны самый
большой запас пресной воды. Молодцы.
Воспитатель:
(прикрепляет
коричневый
круг)
коричневым
цветом
обозначены на карте горы:
Богата наша страна и полезными ископаемыми: это нефть, газ, каменный
уголь, железо, золото, серебро.
Восп. «Составь предложение по картинкам»
Давайте, ребята, мы с вами сейчас вспомним, что означают эти
условные обозначения и составим небольшой рассказ о нашей стране – о
нашей России.
Каждый из вас составит предложение по одной картинке, и у нас получится
интересный рассказ о России.
Предлагаю повторить рассказ кому-то из детей (2-3 человека).
Не зря во все времена Враги хотели «захватить нашу землю», хотели отнять
богатства нашей Родины, но Русские люди, все как один, поднимались на
защиту и врагам никогда не удавалось отнять у нас наши земли и богатства.
Наша страна очень большая и красивая.
В ней проживает более 180 наций и народностей. Назовите народ, которые
проживают на территории нашей страны? ( это русские, украинцы, белорусы,
татары, башкиры, чуваши, карелы, удмурты, осетины, якуты, ненцы, буряты,
и многие другие).
Все они жители нашей огромной страны - России.
У всех народностей нашей страны – главный язык – Русский
Ведь все мы – кто? (россияне), правильно. Повтори …
Восп. Как и все страны в мире наша Родина – Россия
имеет свои
обязательные 3 символа.
Загадки:
1. Есть главная песня у нашей страны.
Услышав её, мы вставать все должны.
Единству народа поётся в ней слава,
И восхваляется наша держава. … (гимн)
Прослушивание гимна.
Что люди делают, когда звучит гимн?
Давайте все встанем и молча
послушаем гимн нашей России.
Как звучит гимн?
На торжественных мероприятиях, на спортивных соревнованиях, когда
спортсмены побеждают.
2. Он дополняет гимн и флаг,
Любой страны, он главный знак.
У России он особый,
Ты назвать его попробуй…. (герб)
Герб – это эмблема государства. Посмотрите, что на нем изображено?
-Верно, а вы где-нибудь видели герб? Где он изображен?
-Правильно, еще герб бывает на документах, монетах, бумажных деньгах,
паспортах, печатях.
3. У него названий много:
Триколор, трёхцветный стяг -
С ветром гонит прочь тревоги
Бело-сине-красный (флаг).
-А какие цвета на флаге? Верно, белый, синий, красный. Что они
обозначают?
-Белый – это чистота, синий – мирное небо, красный – мужество.
Молодцы ребята, Вы правильно назвали Все символы России: гимн, герб и
флаг
И когда мы, россияне, почтительно, с уважением относимся к символам
нашей страны, мы тем самым проявляем любовь к нашему Отечеству и
гордость за то, что мы граждане России.
Д/Игра: «Чего в России много?» (полным предложением):
В России много рек и озер ….В России много зверей и птиц…
В России живет много людей. В России в лесах много ягод и грибов.
В России много домов.
В России много гор.
В России много лесов и полей.
В России много веселых и добрых детей.
В России много разных машин.
В России много парков и скверов,
В России много детей, которые любят читать сказки.
В России много дружных людей….
Послушайте стихотворение «Лучшая на свете», его написала поэтесса
Наталия Забила.
Российский край, моя земля,
Родимые просторы!
У нас и реки, и поля,
Моря, леса и горы.
И север есть у нас, и юг.
Сады цветут на юге.
На севере снега вокруг -
Там холода и вьюги.
Российский край, как ты велик!
С границы до границы
И скорый поезд напрямик
В неделю не домчится.
И рады мы всегда вестям
О нашей мирной жизни.
Как счастливо живётся нам
В своей родной Отчизне!
Как называется стихотворение? Как вы считаете правильное у него название?
Почему так считаете?
Пальчиковая гимнастика:
Главное – вместе!
Главное – дружно!
Главное - с сердцем горячим в груди!
Нам равнодушных – не нужно, не нужно!
Злобу и обиду – прочь прогони. (попеременное соединение пальцев -
левой и правой руки)
Рефлексия:
Практическая Работа – «Хоровод Дружбы» - дети все вместе приклеивают
человечков их в виде хоровода на заранее подготовленный флаг России
Звучит музыка «То березка, то рябина….куст ракиты над рекой»