Автор: Субботина Елена Алексеевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ детский сад №23
Населённый пункт: город Балаково,Саратовская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Проект в средней группе "Путешествие в мир насекомых"
Раздел: дошкольное образование
Проект в средней группе "Путешествие в мир насекомых"
Вид проекта: познавательно — исследовательский
Продолжительность проекта: краткосрочный, недельный (с - по )
Участники проекта: дети, воспитатели, родители
Проблема: Многие дети с отвращением относятся к насекомым.
Одних насекомых боятся и губят их, потому что мало знают о пользе насекомых.
Актуальность: экологическое образование - это формирование у дошкольников
экологического сознания , экологической культуры, способности понимать и любить
окружающий мир, бережно относиться к нему. При ознакомлении детей с природой
открываются возможности для эстетического ,патриотического
нравственного воспитания. Общение с природой обогащает духовную сферу ребенка ,
способствует формированию положительных моральных качеств.
Цель: формирование представлений о жизни насекомых.
Задачи: уточнить особенности внешнего вида насекомых, познакомиться с циклом
развития ,способах питания, образе жизни, защите от врагов.
Заложить основы экологического воспитания, вызвать удовольствие от общения с
природой.
Подготовительный этап.
I. Планирование
1 день — знакомство с пчелой
2 день — знакомство с бабочкой
3 день — знакомство с муравьем
4 день — знакомство с комаром
5 день — знакомство с божьей коровкой
• подбор масок, эмблем
• подбор энциклопедий, журналов о насекомых
• оформление НОД ,схем развития
• подбор художественного слова
• подбор дидактических игр(лото, пазлы)
• подбор дисков со звуками насекомых
II. Практический этап
Знакомство с пчелой.
1) Художественное слово, загадки, чтение сказки Павлова «Находка»
Цель: познакомить детей с литературными произведениями о пчеле
2) Рассматривание энциклопедий, журналов
Цель: познакомить детей с внешним видом насекомых
3) Беседа: « Что дети знают о насекомых?»
Цель: уточнить знания детей о насекомых, их разнообразии, отличительных признаках,
питании и передвижении, развить фразовую речь, активизировать словарь по теме
4) НОД « Сравнивание пчелы со шмелем и осой»
Цель: уточнить знания детей о внешнем виде пчелы, образе жизни, пользе, развить
умение сравнивать и обобщать, закрепить понятия «насекомые»
5) Наблюдение за пчелами на прогулке
Цель: уточнить знания детей о том какие цветы выбирают пчелы для сбора нектара
6) Подвижная игра «Медведь и пчелы»
Цель: развивать умение бегать в разных направлениях
7) Хоровод насекомых
Цель: развить музыкальный слух, пластичность, закрепить знания о способах
передвижения пчелы
8) Разучивание стихотворения «Трудолюбивая пчелка»
Цель: развивать память и чувство ритма, речь
9) Рисование сотовых ячеек по шаблонам
Цель: развивать точность движения и мелкую моторику
Знакомство с бабочкой
1) Художественное слово, загадки о бабочке
Цель: познакомить детей с литературными произведениями о бабочке
2) Рассматривание энциклопедий, журналов
Цель: познакомить детей с внешним видом насекомых
3) Беседа с детьми о бабочке
Цель: познакомить с разновидностями бабочек, с циклом развития бабочки
4) Изобразительная деятельность («Бабочки на цветах»)
Цель: учить детей вырезать трафарет бабочки и наклеивать его, закрепить знания об
особенностях окраски бабочки (лимонница, капустница, наполеон)
5) Наблюдение за бабочками на клумбе
Цель: закрепить знания о внешнем виде, способе передвижения, питании бабочек,
доставить радость от любования красотой цветов и бабочек
6) Подвижная игра «День и ночь» (дневные и ночные бабочки)
Цель: развивать умение действовать по сигналу, выполнять правила игры
7) Игра «Соедини точки и узнай во что превратиться гусеница»
Цель: развивать точность движения руки, воображение
8) Украшение бабочками на нитке веранды
Цель: вызвать желание украсить участок для всех
Знакомство с муравьем
1)Художественное слово, загадки о муравье, чтение сказки В. Бианки «Как муравьишка
домой спешил»
Цель: познакомить детей с литературными произведениями о муравье
2)Поиск муравейника
Цель: закрепить знания о жилище муравья, способе охраны муравейников
3)НОД «Из жизни муравьев»
Цель: закрепить и уточнить знание детей об образе жизни муравьев, повадках, пользе,
активизировать словарь детей
4)Логоритмическое упражнение «Друзья помогли»
Цель: развитие чувства ритма
5)Экскурсия в лес. Наблюдение за муравейником
Цель: уточнить знания детей о поведении муравьев, месте обитания
6)Опыт «Выделение муравьинной кислоты»
Цель: развитие познавательной активности
7)Игра драматизация по сказке В. Бианки «Как муравьика домой спешил»
Цель: закрепить знания детей о содержании сказки, развивать артистические
способности детей, речь
8) Изодеятельность «Кто помог муравьишке добраться домой»
Цель: закрепить изобразительные умения детей, изображать разных насекомых
Знакомство с комаром
1)Художественное слово, загадки о комаре, чтение сказки А. Пушкина «Сказка о царе
Салтане»
Цель: познакомить детей с литературными произведениями о комаре
2)Рассказ комара о том откуда он прилетел(книга Ю. Дмитриева «Календарь зеленых
чисел»)
Цель: знакомство с внешним видом комара
3)НОД «Насекомое-комар»
Цель: расширить знание детей о жизни комаров, защите от них человека, пользе и вреде
насекомых
4)Прослушивание музыки «Комаринская»
Цель: развитие интереса к музыкальным произведениям
5)Наблюдение за комарами в разных местах участка
Цель: закрепить знания детей о жизни комаров их местах обитания в разное время суток
и разную погоду, развивать наблюдательность и любознательность
6)Подвижная игра «Поймай комара»
Цель: упражнать детей в прыжках, развивать точность движения и ловкость
7)Логоритмическое упражнение «Насекомоенад лугом»
Цель: развить чувство ритма, фонематический слух
8)Ручной труд «Комар из природного материала»
Цель: развивать конструктивные умения, мелкую моторику пальцев
Знакомство с божьей коровкой
1) Художественное слово, загадки и стихи о божьей коровке
Цель: познакомить детей с литературными произведениями о божьей коровке
2)Рассматривание энциклопедий и журналов «Какие разные божьи коровки?»
Цель: познакомить детей с видами божьих коровок
3)НОД «Наша любимая божья коровка»
Цель: уточнить знания детей о внешнем виде, местах обитания, пользе божьей коровки,
развивать активную речь
4)Игра «Соедини точки и увидишь что получится»
Цель: развитие мелкой моторики
5)Аппликация «Божья коровка»
Цель: учить детей вырезать трафарет божьей коровке и украшать его, воспитывать
аккуратность в работе
6)Наблюдение на прогулке забожьей коровке
Цель: развивать наблюдательность
7)Прослушивание песен о божьей коровке
Цель: развитие музыкального слуха
8)Викторина «Что мы знаем о насекомых»
Цель: закрепление знаний детей о насекомых
III. Результативный этап
• у детей появилось желание общаться с природой, отражать свои впечатления через
разные виды деятельности
• дети научились понимать необходимость бережного отношения к природе
• появилось желание получить больше информации о насекомых
Работа с родителями по проекту «Путешествие в мир насекомых»
• памятка для родителей желающих участвовать в проекте
• оказание помощи в подборе энциклопедий, художественной литературе,
дидактических игр
• оформление масок для подвижных игр
• наблюдение с родителями в разных местах и в разное время за насекомыми
• изготовление фотоальбома о насекомых
Материал к проекту:
Стихотворение «Трудолюбивая пчелка»(по методике расскажи стихи руками)
Пчёлка трудится весь день
(Дети руками обрисовывают перед собой круг.)
И работать ей не лень.
(Покачивают указательным пальцем в знак отрицания.)
От цветка летит к цветку,
(Ритмично взмахивают руками-крылышками.)
Клеит на брюшко пыльцу,
(Совершают круговые движения ладонью по животу.)
Хоботком нектар сосёт —
(Одну руку вытягивают вперёд, затем — вниз, наклоняются.)
За день много соберёт.
(Раскрывают перед собой все пальцы.)
Унесёт нектар в тот улей
(Обрисовывают в воздухе треугольник.)
И назад вернётся пулей.
(Резко выбрасывают руку с вытянутым указательным пальцем вперёд.)
В сотах утрамбует мёд,
(Топают ногами.)
Скоро ведь зима придёт.
(Ёжатся.)
Будет пчёлкам чем питаться
(Имитируют движения ложкой.)
Летом надо им стараться.
(Имитируют накладывание мёда в соты.)
Логоритмическое упражнение «Друзья помогли»
От друзей муравьишка отстал. Ой-ой-ой-ой-ой-ой-ой.
Ножку тонкую он поломал.
Ай-ай-ай-ай, ай-ай-ай.
Травкой быстро ее обмотал,
В муравейник скорей побежал.
Ну а солнце за лес уж зашло.
Ох-ох-ох-ох!
Стало сразу так страшно, темно.
Ах-ах-ах, ах-ах-ах!
Хорошо, что друзья помогли,
Муравьишку домой принесли.
Мо-лод-цы! Дети прижимают ладони к щекам и ритмично покачивают головой.
Ритмично сгибают и разгибают ноги.
Бегут на месте.
Делают ритмичную пружинку.
Ритмично закрывают глаза ладонями.
Ритмично хлопают в ладоши.
Логоритмическое упражнение «Насекомые над лугом»
— Жу-жу-жу, — жужжит пчела:
— Я лечу издалека.
— Зу-зу-зу, — комар пищит.
— Уф-уф-уф, — как паровоз
Шмель пыхтит, пыльцу повез.
Жук гудит: «Гу-жу, гу-жу.
Я любого разбужу».
Дети поднимают руки в стороны и ритмично ими машут, как крылышками.
Ритмично «выбрасывают» указательные пальцы вперед. Ритмично притопывают ногами.
Ритмично хлопают в ладоши.
Литература:
Е.А. Алябьева «Тематические дни и недели в детскому саду», Москва 2008г.
В.А. Алексеев «300 вопросов и ответов по экологии», Ярославль.- 1998г.
Ю. Дмитриев «О природе для больших и маленьких», Москва.- 1982г.
Е.И. Золотова «Знакомим дошкольников с миром природы», Москва.- 1992г.
«Хрестоматия для детей старшего дошкольного возраста» Москва.- 1993 г.
Проект "Путешествие в мир
насекомых"
Средняя группа
Подготовили воспитатели:
2020г.
Конспект НОД в средней группе по теме: «Кто такие насекомые?»
Цель: знакомство с насекомыми, сравнение пчелы со шмелем и осой.
Задачи: 1. Закрепить знания детей о мире насекомых; упражнять детей в прыжках из
обруча в обруч, ходьбе между предметами.
2. Развивать умение обобщать насекомых по существенным признакам, а также
основные виды движений через подвижные игры.
3. Воспитывать интерес к физической культуре, к насекомым, желание узнать о них что–
то новое.
Предварительная работа:
Рассматривание иллюстраций с изображением насекомых; чтение рассказов Н. Романова
«Где ее дом? », К. Ушинского «Капустная белянка», В. Бианки «Как муравьишко домой
спешил», И. Крылов «Стрекоза и муравей»; беседы о насекомых; разучивание
стихотворений о насекомых; наблюдения за насекомыми.
Материал:
1. Картинки с изображением пчелы, шмеля, осы;
2. Карточки, на которых слева нарисована гусеница, справа – точечное изображение
бабочки;
3. Картинки с изображением гусеницы, куколки, бабочки.
4. Маски пчелы, мотылька, муравья.
5. Карандаши.
6. Макеты цветов, мазайка бабочек.
7. Обручи, мешочки с песком.
8. Релаксационная музыка.
НОД:
Воспитатель предлагает детям, отправится в лес отдохнуть на полянке. Дети садятся на
коврик и представляют, что очутились на полянке.
Воспитатель: - Кого мы можем тут встретить? (зверей.)
Но звери чаще всего боятся человека. Заяц трусливый, олень осторожный, волк тоже
обойдет стороной человека и т. д.
Птицы тоже разлетаются, если увидят на поляне столько детей. Чаще всего птицы
бывают очень осторожны.
Ребята, а есть такие жители в лесу, которые нас не испугаются, будут сидеть рядышком.
Их очень много, они повсюду: и на деревьях, и на цветах, и на земле, и в воздухе. Кто
это? Вы догадались? (это насекомые)
А теперь представьте, что вы превратились в маленьких насекомых.
Логоритмическое упражнение«Волшебная жизнь»
Воспитатель: Много загадок сочинил народ о насекомых. (Загадывание загадок)
1. Кто над нами вверх ногами? (Муха)
2. Не солнце, не огонь, а светит. (Светлячок)
3. Голос тонок, нос долог,
Кто убьет, тот свою кровь прольет. (Комар)
4. Шли потнички без топоров,
Срубили избу без углов. (Муравьи)
Воспитатель: И так мы отправляемся в путь и посмотрим, кто встретиться нам на пути.
Из-за цветка вылетает пчела.
С утра жужжу,
Цветы бужу.
Кружу, гужу
И мед вожу.
Пчела: Здравствуйте дети, вы меня узнали? Кто я? Меня зовут пчела Майя. Вы знаете
меня по мультфильму «Пчела Майя».
Вы умные и наблюдательные ребята, но многие путают меня со шмелем и осой и мне
очень от этого обидно. Давайте с вами найдем отличия.
Дидактическая игра«Сравнение пчелы со шмелем и осой»
Цель: уточнить знания детей о внешнем виде пчелы, образе жизни, пользе; развивать
умение сравнивать, обобщать; развивать фразовую речь; активизировать словарь по
теме, закрепить понятие «насекомые».
Пчелка благодарит детей.
Пчела: Но я не только тружусь весь день, а еще люблю и поиграть.
Подвижная игра – эстафета«Собери мед»
Цель: закрепление ходьбы между предметами, не задевая их, с мешочком на голове.
Пчела: Ох, и устала я, сяду на цветок вздремну сейчас чуток.
Воспитатель: Пускай наша пчелка отдохнет, а мы продолжим наш путь.
Появляется мотылек.
Я – беззаботный мотылек.
Хоть я живу всего денек,
Но не грущу напрасно –
Ведь жизнь моя прекрасна.
Мотылек: Здравствуйте ребята, вы пришли ко мне в гости и я очень рад. Я люблю играть
и веселиться. А давайте поиграем вместе. И так игра.
Дидактическая игра«Соедини точки и узнай, во что превратилась гусеница»
Цель: развить точность движений руки, воображение.
Мотылек: Молодцы ребята! А знаете ли вы, как появляется бабочка?
Дидактическое упражнение«Составь рассказ по этапам развития бабочки»
Цель: закрепить знания о стадиях развития бабочки; развить связную речь.
Мотылек: Молодцы! А сейчас давайте представим, что мы превращаемся из гусенички в
бабочку.
Упражнение с речевым сопровождением«Гусеница»
Мотылек: Ну как ребята не устали? Ну тогда еще игра.
Подвижная игра«Подбери бабочку к цветку»
Цель: закрепить умения детей прыгать из обруча в обруч через игру.
Воспитатель: Спал цветок и вдруг проснулся:
Больше спать не захотел,
Шевельнулся, встрепенулся,
Взвился вверх и улетел.
Мотылек улетает.
Воспитатель: Как много интересного можно узнать о жизни насекомых, которые живут
вокруг нас.
Все насекомые очень маленькие, поэтому постарайтесь, ребята их не обижать и беречь.
Конспект НОД в средней группе по теме «В гостях у насекомых»
Цель: Обобщить и дополнить знания детей о насекомых.
Задачи:
1) Обучающие: уточнить знания детей о насекомых, их характерных признаках,
приспособленности к условиям жизни, уточнить представления о пользе насекомых;
2) Развивающие: обеспечить развитие внимания, эмоциональной отзывчивости;
3) Воспитательные: воспитывать бережное отношение к насекомым, любовь к
природе.
Материалы и оборудование: магнитофон, запись звуков ветра, лета, пчелы,
шума; зеленая лужайка; цветы (ромашка, колокольчик, василёк) и листья; ромашки для
игры и две корзины; искусственные модели насекомых – пчелёнка и пчелы, муравья,
бабочки;
муравейник;
шелковый
платок;
ковер-самолет;
накидка
волшебницы;
фотография разноцветных бабочек; мольберт; смайлики; медовые конфетки.
Предварительная работа: наблюдение за насекомыми, разучивание потешек,
чтение художественной литературы о насекомых, разучивание стихов из книги
И.Гуриной «О ком расскажет жук», дидактическая игра «Насекомые», беседа о
профессии фотографа, просмотр мультфильма о насекомых «Букашки»
Ход занятия.
- Ребята, давайте встанем в круг, возьмемся за руки. Улыбнулись соседу справа,
теперь слева. У вас хорошее настроение? А какое у нас время года? (ответы детей).
- Молодцы! А теперь давайте поиграем в игру:
«Весна, весна, весна - какого она цвета?
А ну-ка расскажите, а ну-ка покажите.
Нежно - зеленого, как в траве кузнечик (прыгают, как кузнечики),
Желтого, желтого, как песок у речек (показывают песок и волну реки),
Яркого, синего, самого красивого (поднимают руки вверх, кружатся вокруг себя),
Вот какая весна.
- Ребята, а вы бы хотели сейчас очутиться на зеленой лужайке (ответы детей)
- Я предлагаю вам туда отправиться! А как вы думаете, на чем можно отправиться
в путешествие (ответы детей)
- У меня есть ковер-самолет! Полетим на нем! Садитесь поскорей! А теперь
закройте глазки: Раз, два, три-лети! (аудиозапись звуки ветра)
- Чувствуете, как дует ветерок, он становится все теплее и теплее…
- А теперь открывайте глазки. Подойдите к столу. Что вы видите? (чудесную
цветочную полянку). Что на ней растет? (красивые цветы). Какие вы видите цветы?
(ромашка, колокольчики, васильки) Понюхайте носиками, чувствуете, как пахнет
свежей травкой, а как весело журчит ручеек и поют птицы (звуки лета).
Дети садятся на стульчики.
- Ребята, а вы хотите поиграть в игру? (ответы детей)
- Мы же находимся на лужайке, где много цветов. Вот и поиграем в игру «Собери
цветы на поляне» (по 2 игрока выходят и собирают цветы в корзину.Кто быстрее?)
- Молодцы, собрали все ромашки на полянке.
В группе слышится тихое жужжание пчелы (аудизапись звуки пчелы).
Воспитатель накидывает на плечи накидку волшебницы.
- Звук усиливается, кто это? помогает найти насекомое среди лепестков.
Дети встали.
- Кто это? (маленький пчеленок).
- Ребята, я волшебница и понимаю звуки насекомых.
- Как вы думаете, а почему пчеленок грустный?
- Правильно. Он потерялся и не знает кто он, как выглядит, что должен делать,
когда захочет есть?
- Ребята, вы поможете ему с этой непростой задачей? (ответы детей)
- Скажите, какого он цвета? (ответы детей)
- Размера? (ответы детей)
- Назовите, из чего состоит пчела? (ответы детей)
- Сколько лапок у пчеленка? (ответы детей)
- А чем же питаются пчелы? (нектаром)
- А где берут нектар пчелы?
-Ой, ребята, пчеленок очень рад, что много узнал о себе. Говорит вам большое
спасибо. Но вот не знает он еще как ему нужно летать и собирать нектар. Вы ему
поможете? (ответы детей).
- Тогда поднимите правую руку, приготовьте указательный палец, полетели на
разведку, сколько много у нас пчелок, громко жужжат пчелки, далеко улетели, еле
слышен их голосок (малыши жужжат громко, тихо, бегают по залу, указательным
пальцем правой руки имитируя движения пчелы). Сели пчелы на цветочек, собрали
нектар и полетели домой.
- А куда полетели пчелки? Где их дом? (в улье).
Дети садятся на стульчики.
-Молодцы! А теперь давайте поиграем с пчеленком в речевую игру: одна …пчела;
две … пчелы, три … пчелы; четыре… пчелы; пять… пчел.
- Ребята, я слышу кто-то к нам летит еще. Ну-ка я пойду посмотрю. Да это же мама
пчела. Она ищет своего пчеленка. А пчеленок–то у нас.
- Мама-пчела благодарит вас за то, что не обидели её сыночка.
- Скажите, а можно обижать насекомых? Почему?
Воспитатель аккуратно сажает пчелку с пчеленком на цветок.
-Ой, ребята, мне кажется, в траве кто-то есть? Вы слышите шорох (аудизапись
шороха). Вместе со взрослым малыши пытаются найти спрятавшееся насекомое в траве.
Дети встали.
- Молодцы, нашли насекомое Давайте рассмотрим его по ближе.
- Какого цвета муравей? (ответы детей)
- Размера? Будет ли он заметен на земле? Почему? (ответы детей)
- Как называется его дом? (муравейник)
Воспитатель рассказывает, что муравейник очень большой, в нем много комнат –
это целый город, в котором живет много муравьев.
- Муравьишко, а ты хочешь поиграть в игру с нашими ребятами?Дети садятся на
стульчики. (Пространственная игра «Муравейник»)
- Ребята, давайте уже отпустить муравья в травку, пусть бежит к себе домой.
- Ой, на цветке еще кто-то! Я загадаю вам сейчас загадку и вы, если правильно
отгадаете, узнаете кто же там!
Спал цветок и вдруг проснулся,
Больше спать не захотел,
Встрепенулся, потянулся,
Взвился вверх и полетел.
- Правильно, молодцы! Это, конечно, же бабочка!
- Какая она красивая! Посмотрите внимательно и скажите, что у нее есть?
(крылышки, туловище, голова, усики, глазки, лапки)
- Какие у нее крылышки?
- А что у нее на крылышках есть (узоры, чешуйки, цветная пыльца)
А теперь давайте немножко отдохнем и полетаем как бабочки:Дети встают.
«В поле крылышки мелькают,
В поле бабочки летают,
Полетели, закружились,
На цветке остановились». (выполнение движений по смыслу).
- Ребята, мне кажется, что нашей бабочке очень скучно одной без подружек.
Давайте ей поможем.
- А как мы можем ей помочь? (сделать фотографии бабочек-подружел)
- Посмотрите, какие красивые бабочки на фотографии (на мольберте).
- Давайте их сфотографируем (иммитация фотоаппарата).
- А теперь пойдемте к столам проявлять наши пленки.
- Объяснение работы. Раскрашивание бабочек нетрадиционным способом –
пальчиками.
- Молодцы, очень хорошо у всех получилось. Замечательные бабочки.
- А теперь наших бабочек отпустим на цветочную полянку. Пусть они порхают
вместе с нашей бабочкой.
- Ребята! Посмотрите, какая чудесная полянка у нас получилась.
- А теперь нам пора возвращаться. Садитесь на ковер – самолет. Закройте глазки.
Раз-два-три – полетели (звук ветра) Снять накидку волшебницы.
- А вот мы и в детском саду.
- Ребята, у вас на столах в тарелочках находятся смайлики, они разные.
- Посмотрите, чем они отличаются? (настроением: радость и грусть)
- Покажите, какое у вас сейчас настроение? Почему радостное? Грустное?
- Что интересного было для каждого из вас?
- Я тоже выберу себе смайлик. Какое у меня настроение? Правильно, радостное.
Потому что мне сегодня понравилось какие вы были активные, как внимательно меня
слушали и выполняли все задания на полянке. Молодцы, спасибо вам большое.
- А еще у меня для вас есть сюрприз. За то, что вы помогли пчеленку, пчелка вам
передала свои медовые конфетки.
Конспект игры-занятия «Божья коровка».
Программные задачи: создание положительного эмоционального настроя в группе;
развитие умения действовать соответственно правилам игры; развитие координации
движений, общей и мелкой моторики; развитие зрительного восприятия (цвета, формы,
размера предметов); развитие внимания, речи и воображения.
Оборудование:
игрушечная божья коровка.
Ход занятия.
Здравствуйте, ребята. На улице светит солнце, тепло. По дороге в д/сал я увидела божью
коровку. Она сидела на листочке. Смотрите, какая она красивая. Давайте поздороваемся
с ней.
Дети рассматривают божью коровку, здороваются с ней.
-Какого цвета божья коровка? (красного)
-А какой формы? (круглая)
Затем вместе с детьми считает точки на спинке божьей коровки.
-Ребята, представьте себе, что наша божья коровка полетела. Ну-ка, попробуем её
поймать! Воспитатель, делая вид, что пытается поймать воображаемого
жучка ,выполняет хватательные движения над головой: одной рукой, другой, обеими
руками одновременно .Дети повторяют показанные движения.
-Давайте разложим кулачки и посмотрим, смогли ли мы поймать божью коровку?
Дети вслед за воспитателем медленно разжимают кулачки.
-Вот наш жучок! Подставьте ему обе ладошки.
Дети вслед за воспитателем соединяют раскрытые ладони, представляя, что держат
воображаемого жучка.
Давайте поиграем:
Божья коровка (ритмично покачивают ладонями),
Улети на небо (делают взмахи кистями рук)
Принеси нам хлеба (машут кистями рук на себя)
Черного и белого (ритмично хлопают в ладоши)
Только не горелого! (грозят указательным пальцем).
Замерзла божья коровка, не может взлететь. Давайте согреем ее нашим дыханием. Дети
дышат на ладошки.
Ну вот, божья коровка согрелась, давайте сдуем ее с ладошки.
Дети делают несколько глубоких вздохов через нос и выдохов через рот.
А теперь, ребята, давайте превратимся в божьих коровок. Покружились, покружились. В
божьих коровок превратились.(кружатся)
Божьи коровки, где ваши:
Показать
Носики, ротики, головки.
Части
Крылышки, ножки, животики.
тела
Вот как хорошо у вас получается. А теперь мы поиграем в игру. «Божья коровка и
ветер».
Выглянуло солнышко из-за тучки. Божья коровка обрадовалась теплу и стала ползать по
листочкам. (Дети встают на четвереньки и ползают по полу).
-Подул холодный ветер, перевернул жучков. (Дети переворачиваются на спину и
шевелят расслабленными ногами и руками)
-Подул теплый ветерок, помог перевернуться жучкам. (Дети снова встают на
четвереньки и ползают).
Игра повторяется 2-3 раза.
Конспект прогулки с детьми средней группе «Наблюдение за насекомыми весной»
Цель: воспитывать внимательное и бережное отношение ко всему живому,
совершенствовать двигательные навыки и речь, укреплять здоровье детей.
Задачи: - расширять знания и представления об особенностях внешнего вида и
поведении божьей коровки;
-поддерживать радостное и доброе настроение;
- продолжать приучать работать в коллективе, оказывать помощь взрослым;
- воспитывать положительное отношение к труду; уметь видеть результаты своего труда;
- продолжать знакомить с профессией врача, шофера, медсестры, вызывать сочувствие к
заболевшему, желание помочь;
- способствовать развитию сюжета в процессе игры;
- способствовать развитию двигательных навыков, развивать ловкость, внимание.
Оборудование: детские ведерки, влажные салфетки, шапочки водителя и доктора,
повязки на рукав для медсестры, машины, муляжи насекомых, инструменты доктора,
обручи.
Ход прогулки:
1. Наблюдение за божьей коровкой.
- Ребята, сегодня я вам принесла сюрприз! У меня в ладошке кто-то щекочет лапками!
Кто же это? (жук) Правильно, но как зовут этого жука?
-Давайте я вам подскажу, отгадайте загадку и узнаете кто сидит в моей ладошке:
Красненькие крылышки, черные горошки.
Кто это гуляет по моей ладошке?
(Божья коровка)
- Правильно отгадали, это божья коровка. Она всю зиму спала, накрывшись листочками,
как одеялом. А когда пришла весна, проснулась и расправила свои крылышки. Давайте
покажем, как она расправила крылышки (воспитатель и дети поднимают руки в
стороны) .
- Когда мы наводили порядок на участке и собирали листики, мы их разбудили.
Посмотрите на нее - у божьей коровки выпуклое овальное тело, ярко-красная или
оранжевая спинка, украшенная черными точками. Божья коровка умеет ловко ползать.
Давайте покажем, как она перебирает лапками.
- Скажите ребята, а божья коровка умеет летать? (Да)
- Даже на большие расстояния: у нее есть маленькие крылышки, а под ними жесткие
коричневые полупрозрачные под крылья. Окраска божьей коровки предостерегающая.
Птицы знают, что насекомые с такой окраской — несъедобные.
-Ребята, божья коровка полезное или вредное насекомое? (полезное)
- Чем же она полезна? Вы знаете? (Если дети не отвечают на этот вопрос, воспитатель
поясняет, что божьи коровки поедают, огромное количество тли, любят угоститься
червяками, паутинными клещиками, личинка ми жуков-листоедов.Божья коровка —
хищник, она поедает других насекомых, очень вредных для сельского хозяйства, и
поэтому приносит людям большую пользу)
- Но появились и другие насекомые. Скажите, кого вы еще видели на нашем участке?
(муравьи, пауки, мухи, пчелы, солдатики, бабочки) .
2. Трудовая деятельность.
Впереди жаркое лето и мы будем часто видеть насекомых у себя на участке. Насекомые
будут прилетать к нам в гости, а в гостях должно быть чисто! Давайте возьмем ведерки
и соберем веточки, бумажки, камешки.
Чистота и порядок - залог здоровья. Мы поможем и себе и природе!
Вместе с воспитателем дети наводят порядок. Вытирают ручки салфетками.
3. Сюжетно-ролевая игра "Лесные доктора"
- Ребята, у нас на участке был мусор, веточки и камешки, пока мы не навели порядок, и
маленькие насекомые поранили свои лапки! Сей час у нас чисто и красиво на участке, но
что же нам делать с больными насекомыми? (Полечить)
- Дети скажите, мы читали с вами сказку К. И. Чуковского "Айболит"? (Да)
- Что же делала добрый доктор Айболит? (лечил зверей)
- Правильно, он помогал всем животным и большими и маленьким. Мы с вами тоже
побудем докторами и вылечим наших жучков и отпустим их здоровыми. Но наш доктор
один не справится! Ему нужна помощь!
- Кто привезет больных насекомых в лесную больницу? (водитель)
- Кто осмотрит их и полечит? (доктор)
- Но доктору нужна помощница, чтобы подавать инструменты, пока доктор осматривает
и лечит больного - медсестра!
Посмотрите сколько нужных и важных профессий мы назвали.
Воспитатель распределяет роли (доктора, медсестры, водителя) и каждый ребенок
одевает свои шапочки и берет свои атрибуты.
Водители - машины, доктора и медсестры - лекарства и инструменты.
Лечим насекомых, отвозим их в лесную больницу.
4. Подвижная игра.
"Ловля бабочек"
Описание игры: выбрать 4 играющих -"дети с сачками", остальные играющие "бабочки".
На слово "летите" дети разбегаются по площадке. По сигналу "лови" двое детей
выбегают ловить бабочек. Они ловят, смыкая руки вокруг пойманного, затем отводят его
в уловное место. На слова "Бабочки сели на цветочки", бабочки присаживаются и
отдыхают. Когда поймано 2-3 бабочки, отмечают, какая пара поймала больше.
Повторить игру 2-3 раза.
"Найди, где спрятано? "
Описание игры: дети сидят. Воспитатель показывает детям предмет и говорит, что
спрячет его. Затем воспитатель предлагает детям встать и отвернуться к стене.
Убедившись, что никто из детей не смотрит, воспитатель прячет предмет, после чего
говорит "пора". Дети начинают искать спрятанный предмет. Кто первый его найдет - тот
его и прячет.повторить игру 2-3 раза.
5. Индивидуальная работа
Когда вокруг чисто и убрано, все здоровы - можно немного поиграть.
- Вы знаете как пчелки перелетают с цветка на цветок и собирают нектар? (Да)
- И мы с вами побудем пчелками и будем перелетать с цветка на цветок.
- Покружились, покружились, и мы в пчелок превратились.
Воспитатель раскладывает обручи - это цветочки. Ребятам надо перепрыгивать из
обруча в обруч, с цветка на цветок.
6 Самостоятельная деятельность детей.
Игры на участке с выносными игрушками, катание на горке.