Автор: Клементьева Галина Анатольевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ Цильнинский детский сад
Населённый пункт: Ульяновская область Цильнинский район р.п. Цильна
Наименование материала: Перспективно-тематическое планирование совместной образовательной деятельности ОО «Познавательное развитие». Раздел «Ознакомление с миром природы». Зимний сад ДОУ. Старшая группа(5-6 лет)
Тема: методическая разработка
Раздел: дошкольное образование
Перспективно-тематическое планирование совместной образовательной деятельности ОО «Познавательное развитие».
Раздел
«Ознакомление с миром природы». Зимний сад ДОУ. Старшая группа(5-6 лет) (Разработала воспитатель Клементьева Г.А.)
Основные цели и задачи:
Расширять и уточнять представления детей о природе. Учить наблюдать, развивать любознательность. Использовать в процессе ознакомления с природой
произведения художественной литературы, музыки, знакомить с народными приметами.
Расширять представления о домашних животных, их повадках, зависимости от человека.
Учить детей ухаживать за обитателями уголка природы.
Расширять представления детей о диких животных: где живут, как добывают пищу и готовятся к зимней спячке (еж зарывается в осенние листья, медведи
зимуют в берлоге). Расширять представления о птицах (на примере ласточки, скворца и др.).
Дать детям представления о пресмыкающихся (ящерица, черепаха и др.) и насекомых (пчела, комар, муха и др.).
Знакомить детей с многообразием родной природы: деревьями, кустарниками, травянистыми растениями. Познакомить с понятиями «лес», «луг» и «сад».
Развивать у детей интерес к комнатным растениям, желание ухаживать за ними (поливать); показать способы вегетативного размножения растений.
Формировать представления о чередовании времен года, частей суток и их некоторых характеристиках.
Способствовать познавательному развитию, поддерживать интерес детей к растительному и животному миру различных климатических зон. Формировать
первичные представления о природном многообразии планеты Земля.
Показать взаимодействие живой и неживой природы. Учить устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями (сезон —
растительность — труд людей). Показать, как человек в своей жизни использует воду, песок, глину, камни.
Рассказывать о значении солнца и воздуха в жизни человека, животных и растений. Учить укреплять свое здоровье в процессе общения с природой.
Развивать желание исследовать и экспериментировать с объектами живой и неживой природы (не нанося им вред).
Создавать условия для детской исследовательской деятельности, развивать восприятие, внимание, память, наблюдательность, способность анализировать,
сравнивать, выделять характерные, существенные признаки предметов и явлений в процессе ознакомления с природой.
Формировать элементарные экологические представления. Формировать представления о том, что человек — часть природы и что он должен беречь,
охранять и защищать ее.
Сезонные наблюдения
Осень. Закреплять представления о том, как похолодание и сокращение продолжительности дня изменяют жизнь растений, животных и человека.
Знакомить детей с тем, как некоторые животные готовятся к зиме (лягушки, ящерицы, черепахи, ежи, медведи впадают в спячку, зайцы линяют, некоторые
птицы (гуси, утки, журавли) улетают в теплые края).
Зима. Расширять и обогащать знания детей об особенностях зимней природы (холода, заморозки, снегопады, сильные ветры), особенностях
деятельности людей в городе, на селе. Познакомить с таким природным явлением, как туман.
Весна. Расширять и обогащать знания детей о весенних изменениях в природе: тает снег, разливаются реки, прилетают птицы, трава и цветы
быстрее появляются на солнечной стороне, чем в тени. Наблюдать гнездование птиц (ворон и др.).
Лето. Расширять и обогащать представления о влиянии тепла, солнечного света на жизнь людей, животных и растений (природа «расцветает»,
много ягод, фруктов, овощей; много корма для зверей, птиц и их детенышей). Дать представления о съедобных и несъедобных грибах (съедобные — маслята, опята,
лисички и т. п.; несъедобные — мухомор, ложный опенок).
Месяц
Неделя
Раздел
циклограммы ОД
Совместная образовательная деятельность
Литература, методические
пособия, наглядно-
демонстрационный
материал
Сентябрь
1
неделя
Животный мир
Рассказ воспитателя «Осень в жизни диких животных»
Цель: Закреплять представления о том, как похолодание и сокращение
продолжительности дня изменяют жизнь животных. Знакомить детей с тем,
как некоторые животные готовятся к зиме (лягушки, ящерицы, черепахи,
ежи, медведи впадают в спячку, зайцы линяют, некоторые птицы (гуси,
утки, журавли) улетают в теплые края).
Презентация «Осень», банк
презентаций
2
неделя
Растения
Д/ и «Что растет на огороде»
Цель: З а к р е п л я т ь :
– обобщающие понятия «овощи» .
– названия различных овощей.
– знание о характерных свойствах овощей семенах растений.
Альбом «Овощи», д/и
«Разрезные картинки»
3
неделя
Неживая природа
Наблюдение за работой флюгера
Цель: Развивать желание исследовать и экспериментировать с объектами
неживой природы, расширить представления о том, как человек использует
свойства ветра.
Флюгер, султанчики.
Альбом «Работа ветра»
4
неделя
Лаборатория
«Почемучки»
Опыты «Три состояния воды»
Цель: Формировать представления о состоянии воды в зависимости от
температуры (жидкое, твердое, пар). Учить устанавливать причинно-
следственные связи между природными явлениями (лето- дождь, зима-снег).
Д/и «Три состояния воды» и
«Когда это бывает»
Месяц
Неделя
Раздел
циклограммы ОД
Совместная образовательная деятельность
Литература, методические
пособия, наглядно-
демонстрационный
материал
Октябрь
1
неделя
Животный мир
Беседа «Улетают, улетают стаи птиц»
Цель: расширить и уточнить представления детей о перелетных птицах, о
взаимосвязях между погодой, наличием корма и годовым передвижением
птиц, о роли птиц в природе.
Д/и «Перелетные- зимующие
птицы», серия картин
«Перелетные птицы»,
Муз.игра «Осень спросим».
2
неделя
Растения
Наблюдение «Природы увядания время»
Цель:
З а к р е п и т ь знания о сезонных изменениях в природе.
О б о б щ и т ь и систематизировать представление о характерных признаках
осени.
Картотека прогулок
3
неделя
Неживая природа
Беседа «Мы– юные экологи»
Цель:
расширить и конкретизировать представления детей об охране
природы. Закрепить умение дать элементарную оценку экологического
состояния отдельных объектов, поведения детей в конкретной ситуации.
Презентация «Природа в
опасности»
4
неделя
Лаборатория
«Почемучки»
Рассказ воспитателя «Как человек использует песок»
Цель: Расширять представления детей о том, как человек в своей жизни использует
песок. Показать взаимодействие человека и объектов неживой природы.
Альбом «Что делают из
песка»
Месяц
Неделя
Раздел
циклограммы ОД
Совместная образовательная деятельность
Литература, методические
пособия, наглядно-
демонстрационный
материал
Ноябрь
1
неделя
Животный мир
Беседа «Как человек приручил животных.
Цель: Расширять представления о домашних животных, их повадках, зависимости от
человека.
Просмотр мультфильма «Про
кота», альбом «Домашние
животные»
2
неделя
Растения
Презентация «Царство грибов»
Цель: Формировать знания о том, что
нужно собирать только со взрослыми
людьми, знающими, съедобные они или нет.
Р а с с к а з а т ь о полезных свойствах несъедобных
грибов: опасны для человека, но полезны для некоторых животных; служат
домом для определенных насекомых, для других лекарством.
Д/и «Съедобные-
несъедобные», серия
картинок «Грибы», чтение
В. Шипунова «Эх, грибы
мои,,,»
3
неделя
Неживая природа
Беседа «Какие бывают осадки»
Цель: Формировать умение устанавливать причинно-следственные связи между
природными явлениями (сезон —осадки, зимой -снег, летом- дождь, град).
Альбом «Погодные явления»
4
неделя
Лаборатория
«Почемучки»
Работа с пособием «Круговорот воды в природе».
Цель: Формировать представления детей о круговороте воды в природе.
Создавать условия для детской исследовательской деятельности, развивать
восприятие, внимание, память, наблюдательность, способность анализировать.
Воспитывать бережное отношение к водным ресурсам Земли.
Пособие «Круговорот воды»
мультфильм «Путешествие
капельки»
Месяц
Неделя
Раздел
циклограммы ОД
Совместная образовательная деятельность
Литература, методические
пособия, наглядно-
демонстрационный
материал
Декабрь
1
неделя
Животный мир
Беседа «Покормите птиц зимой»
Цель: Расширять представление детей о зимующих птицах родного края. Учить
узнавать по внешнему виду и называть птиц. Формировать желание заботиться о
птицах в зимний период(развешивать кормушки, подкармливать птиц), развивать
эмоциональную отзывчивость.
Серия картин «Зимующие
птицы», Д/и «Зимующие-
перелетные»
2
неделя
Растения
Презентация «Береза»
Цель: Познакомить детей с различными видами березы ( карликовая, карельская
и др).
Презентация «Береза»
3
неделя
Неживая природа
Беседа «Что ты знаешь о воде говорят, она везде»
Цель:
Ф о р м и р о в а т ь знание о роли воды в жизни человека, о
необходимости воды для обеспечения здоровья
человека.
В о с п и т ы в а т ь бережное отношение к воде.
Чтение В. Шипунова
«Ручеек»
Презентация «Вода на службе
человеку»
4
неделя
Лаборатория
«Почемучки»
Опыты «Воздух- невидимка»
Цель: Развивать желание исследовать и экспериментировать с объектами живой и
неживой природы. Расширять представления детей о свойствах воздуха:
бесцветный, без запаха.
Картотека опытов.
Воздушный шарик, п/э пакет,
емкость с водой, бутылочка с
трубочкой.
Месяц
Неделя
Раздел
циклограммы ОД
Совместная образовательная деятельность
Литература, методические
пособия, наглядно-
демонстрационный
материал
Январь
1
неделя
Животный мир
2
неделя
Растения
Акция «Расти, расти ёлочка»
Цель: Формировать умение устанавливать причинно-следственные связи между
деятельностью человека и природой. Воспитывать бережное отношение к ёлочке, так
Чтение С. Михалков
«Ёлочка», д/и «Разрезные
картинки»
3
неделя
Неживая природа
Презентация «Зимние явления в природе».
Цель:
Расширять представления детей о зимних изменениях в природе.
Закреплять знания зимних месяцев. Активизировать словарный запас(снегопад,
метель, иней, изморозь). Учить получать знания о свойствах снега в процессе
опытнической деятельности. Развивать познавательную активность, творчество
.
Презентация, д/и «Когда это
бывает»
4
неделя
Лаборатория
«Почемучки»
Опыт «Лед- легче воды».
Цель: Закрепить знания о том, что лед- твердое состояние воды, лед легче воды.
Развивать желание исследовать и экспериментировать с объектами живой и
неживой природы
Картотека опытов, емкость с
водой, лед.
Месяц
Неделя
Раздел
циклограммы ОД
Совместная образовательная деятельность
Литература, методические
пособия, наглядно-
демонстрационный
материал
Февраль
1
неделя
Животный мир
Рассказ воспитателя «Животный мир Арктики»
Цель: конкретизировать представления о климатических условиях Арктики, о
приспособлении животных к условиям вечной мерзлоты.
Макет «Арктика»
Серия картинок «Животный
мир Арктики»
2
неделя
Растения
Игры на макете «Африка»
Цель: Расширить представления детей
о животным и растительном миром
Африки
У ч и т ь :
– составлять описательный рассказ о животном;
–сравнивать, замечать особенности в строении и поведении животных.
Макет «Африка», Чтение К.
Чуковский «Бармалей»
3
неделя
Неживая природа
Наблюдения «Снежинок белых хоровод»
Цель: Наблюдать с детьми свойства снега: белый, холодный, падает снежинками,
которые тают на теплой руке – становятся капельками воды. Показать и рассказать
детям, что снег, принесенный в теплое помещение, постепенно тает
Картотека прогулок
чтение В. Шипунова
«Снежинки- сестрички». д/и
«Собери снежинки»
4
неделя
Лаборатория
«Почемучки»
Опыты с магнитом «Чудо- магнит»
Цель: Познакомить детей со свойствами магнита, использование магнита
человеком в повседневной жизни.
Магнитная доска. Набор
магнитов, коллекция
магнитиков на холодильник
Месяц
Неделя
Раздел
циклограммы ОД
Совместная образовательная деятельность
Литература, методические
пособия, наглядно-
демонстрационный
материал
Март
1
неделя
Животный мир
Беседа «Животные на службе человека».
Цель: Формировать у детей представления о том, что животные –домашние
животные, преданы хозяину, их можно дрессировать, многому научить, поэтому
их используют на разных службах .
Воспитывать интерес к животным, бережное отношение к ним, умение правильно
обращаться с ними.
Серия картинок «Служебные
собаки», «Цирк, цирк».
«Зоопарк»
2
неделя
Растения
«Огород на подоконнике», рыхление, полив почвы.
Цель: Развивать у детей интерес к комнатным растениям, желание ухаживать за
ними (поливать); показать способы вегетативного размножения растений.
Предметы ухода за
комнатными растениями,
календарь наблюдений.
3
неделя
Неживая природа
Рассказ воспитателя «Явление природы- радуга».
Цель: Расширить представления детей о радуге, как природном явлении.
Познакомить детей с тем, что солнечный свет состоит из спектра, закрепить
представление о семи цветах радуги.
Альбом «Явления природы»
4
неделя
Лаборатория
«Почемучки»
Радуга своими руками
Цель: Подвести детей к пониманию как образуется радуга. Можно показать
детям радугу в комнате. Поставьте зеркало в воду под небольшим углом.
Поймайте зеркалом солнечный луч и направьте его на стенку. Поворачивать
зеркало до тех пор пока не увидите на стене спектр. Вода выполняет роль призмы
разлагающей свет на его составляюще
е.
Картотека опытов,
емкость с водой, зеркало.
Месяц
Неделя
Раздел
циклограммы ОД
Совместная образовательная деятельность
Литература, методические
пособия, наглядно-
демонстрационный
материал
Апрель
1
неделя
Животный мир
Наблюдение «Аквариумные рыбки»
Цель:
Уточнить
представления
детей
об
отличии
живых
рыб
от
игрушечных, об особенностях строения и поведения золотых рыбок, их
отличия от карасей; рассказать, что золотые рыбки выведены человеком с
декоративной целью (у них красивая форма тела, плавники, окраска,
медленные, плавные движения, люди любуются их красотой;»
Аквариум, серия картинок
«Аквариумные рыбки»
2
неделя
Растения
Беседа «Весна цветущая»
Цель: Формировать умение устанавливать причинно-следственные связи между
природными явлениями (сезон — растительность — труд людей).
Д/и «Когда это бывает»,
иллюстрации «Весна»
3
неделя
Неживая природа
Д/и «Времена года».
Цель: Формировать представления о чередовании времен года, частей суток и их
некоторых характеристиках.
Д/ и «Времена года»
4
неделя
Лаборатория
«Почемучки»
Опыт «Смена сезонов и частей суток».
Цель: Формировать представления о чередовании времен года, частей суток и их
некоторых характеристиках. Развивать желание исследовать и экспериментировать с
объектами неживой природы
Картотека опытов.
Глобус, фонарик.
Месяц
Неделя
Раздел
циклограммы ОД
Совместная образовательная деятельность
Литература, методические
пособия, наглядно-
демонстрационный
материал
Май
1
неделя
Животный мир
Д/и «Ползает, летает, насекомым называют»
Цель: Ф о р м и р о в а т ь элементарные представления о насекомых.
У п р а ж н я т ь в у м е н и и сравнивать насекомых по способу их передвижения.
Дать детям знания о насекомых «вредителях» и насекомых помогающих человеку.
Серия картинок «Насекомые»
Лотто «Насекомые».
2
неделя
Растения
Беседа «Как рубашка в поле выросла»
Цель: Формировать представления детей, о том, как появляется ткань. Закрепить
знания о видах тканях: лен, хлопок, шелк.
Коллекция ткани.
Презентация «Как нитки
прядутся».
3
неделя
Неживая природа
Рассказ воспитателя «Кладовая Земли».
Цель: Дать детям представления о полезных ископаемых, их использовании
человеком.
Коллекция «Полезные
ископаемые»
4
неделя
Лаборатория
«Почемучки»
Опыты с песком и глиной или как сделать фильтр.
Цель: На основе опыта познакомить детей со свойствами песка и глины. Через
опыты познакомить с принципом действия песочного фильтра для воды.
Картотека опытов. Песок,
глина, две воронки, две
колбы, вода.