Напоминание

методическая разработка


Автор: Клементьева Галина Анатольевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ Цильнинский детский сад
Населённый пункт: Ульяновская область Цильнинский район р.п. Цильна
Наименование материала: Перспективно-тематическое планирование совместной образовательной деятельности ОО «Познавательное развитие». Раздел «Ознакомление с миром природы». Зимний сад ДОУ. Старшая группа(5-6 лет)
Тема: методическая разработка
Раздел: дошкольное образование





Назад




Перспективно-тематическое планирование совместной образовательной деятельности ОО «Познавательное развитие».

Раздел

«Ознакомление с миром природы». Зимний сад ДОУ. Старшая группа(5-6 лет) (Разработала воспитатель Клементьева Г.А.)

Основные цели и задачи:

Расширять и уточнять представления детей о природе. Учить наблюдать, развивать любознательность. Использовать в процессе ознакомления с природой

произведения художественной литературы, музыки, знакомить с народными приметами.

Расширять представления о домашних животных, их повадках, зависимости от человека.

Учить детей ухаживать за обитателями уголка природы.

Расширять представления детей о диких животных: где живут, как добывают пищу и готовятся к зимней спячке (еж зарывается в осенние листья, медведи

зимуют в берлоге). Расширять представления о птицах (на примере ласточки, скворца и др.).

Дать детям представления о пресмыкающихся (ящерица, черепаха и др.) и насекомых (пчела, комар, муха и др.).

Знакомить детей с многообразием родной природы: деревьями, кустарниками, травянистыми растениями. Познакомить с понятиями «лес», «луг» и «сад».

Развивать у детей интерес к комнатным растениям, желание ухаживать за ними (поливать); показать способы вегетативного размножения растений.

Формировать представления о чередовании времен года, частей суток и их некоторых характеристиках.

Способствовать познавательному развитию, поддерживать интерес детей к растительному и животному миру различных климатических зон. Формировать

первичные представления о природном многообразии планеты Земля.

Показать взаимодействие живой и неживой природы. Учить устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями (сезон —

растительность — труд людей). Показать, как человек в своей жизни использует воду, песок, глину, камни.

Рассказывать о значении солнца и воздуха в жизни человека, животных и растений. Учить укреплять свое здоровье в процессе общения с природой.

Развивать желание исследовать и экспериментировать с объектами живой и неживой природы (не нанося им вред).

Создавать условия для детской исследовательской деятельности, развивать восприятие, внимание, память, наблюдательность, способность анализировать,

сравнивать, выделять характерные, существенные признаки предметов и явлений в процессе ознакомления с природой.

Формировать элементарные экологические представления. Формировать представления о том, что человек — часть природы и что он должен беречь,

охранять и защищать ее.

Сезонные наблюдения

Осень. Закреплять представления о том, как похолодание и сокращение продолжительности дня изменяют жизнь растений, животных и человека.

Знакомить детей с тем, как некоторые животные готовятся к зиме (лягушки, ящерицы, черепахи, ежи, медведи впадают в спячку, зайцы линяют, некоторые

птицы (гуси, утки, журавли) улетают в теплые края).

Зима. Расширять и обогащать знания детей об особенностях зимней природы (холода, заморозки, снегопады, сильные ветры), особенностях

деятельности людей в городе, на селе. Познакомить с таким природным явлением, как туман.

Весна. Расширять и обогащать знания детей о весенних изменениях в природе: тает снег, разливаются реки, прилетают птицы, трава и цветы

быстрее появляются на солнечной стороне, чем в тени. Наблюдать гнездование птиц (ворон и др.).

Лето. Расширять и обогащать представления о влиянии тепла, солнечного света на жизнь людей, животных и растений (природа «расцветает»,

много ягод, фруктов, овощей; много корма для зверей, птиц и их детенышей). Дать представления о съедобных и несъедобных грибах (съедобные — маслята, опята,

лисички и т. п.; несъедобные — мухомор, ложный опенок).

Месяц

Неделя

Раздел

циклограммы ОД

Совместная образовательная деятельность

Литература, методические

пособия, наглядно-

демонстрационный

материал

Сентябрь

1

неделя

Животный мир

Рассказ воспитателя «Осень в жизни диких животных»

Цель: Закреплять представления о том, как похолодание и сокращение

продолжительности дня изменяют жизнь животных. Знакомить детей с тем,

как некоторые животные готовятся к зиме (лягушки, ящерицы, черепахи,

ежи, медведи впадают в спячку, зайцы линяют, некоторые птицы (гуси,

утки, журавли) улетают в теплые края).

Презентация «Осень», банк

презентаций

2

неделя

Растения

Д/ и «Что растет на огороде»

Цель: З а к р е п л я т ь :

– обобщающие понятия «овощи» .

– названия различных овощей.

– знание о характерных свойствах овощей семенах растений.

Альбом «Овощи», д/и

«Разрезные картинки»

3

неделя

Неживая природа

Наблюдение за работой флюгера

Цель: Развивать желание исследовать и экспериментировать с объектами

неживой природы, расширить представления о том, как человек использует

свойства ветра.

Флюгер, султанчики.

Альбом «Работа ветра»

4

неделя

Лаборатория

«Почемучки»

Опыты «Три состояния воды»

Цель: Формировать представления о состоянии воды в зависимости от

температуры (жидкое, твердое, пар). Учить устанавливать причинно-

следственные связи между природными явлениями (лето- дождь, зима-снег).

Д/и «Три состояния воды» и

«Когда это бывает»

Месяц

Неделя

Раздел

циклограммы ОД

Совместная образовательная деятельность

Литература, методические

пособия, наглядно-

демонстрационный

материал

Октябрь

1

неделя

Животный мир

Беседа «Улетают, улетают стаи птиц»

Цель: расширить и уточнить представления детей о перелетных птицах, о

взаимосвязях между погодой, наличием корма и годовым передвижением

птиц, о роли птиц в природе.

Д/и «Перелетные- зимующие

птицы», серия картин

«Перелетные птицы»,

Муз.игра «Осень спросим».

2

неделя

Растения

Наблюдение «Природы увядания время»

Цель:

З а к р е п и т ь знания о сезонных изменениях в природе.

О б о б щ и т ь и систематизировать представление о характерных признаках

осени.

Картотека прогулок

3

неделя

Неживая природа

Беседа «Мы– юные экологи»

Цель:

расширить и конкретизировать представления детей об охране

природы. Закрепить умение дать элементарную оценку экологического

состояния отдельных объектов, поведения детей в конкретной ситуации.

Презентация «Природа в

опасности»

4

неделя

Лаборатория

«Почемучки»

Рассказ воспитателя «Как человек использует песок»

Цель: Расширять представления детей о том, как человек в своей жизни использует

песок. Показать взаимодействие человека и объектов неживой природы.

Альбом «Что делают из

песка»

Месяц

Неделя

Раздел

циклограммы ОД

Совместная образовательная деятельность

Литература, методические

пособия, наглядно-

демонстрационный

материал

Ноябрь

1

неделя

Животный мир

Беседа «Как человек приручил животных.

Цель: Расширять представления о домашних животных, их повадках, зависимости от

человека.

Просмотр мультфильма «Про

кота», альбом «Домашние

животные»

2

неделя

Растения

Презентация «Царство грибов»

Цель: Формировать знания о том, что

нужно собирать только со взрослыми

людьми, знающими, съедобные они или нет.

Р а с с к а з а т ь о полезных свойствах несъедобных

грибов: опасны для человека, но полезны для некоторых животных; служат

домом для определенных насекомых, для других лекарством.

Д/и «Съедобные-

несъедобные», серия

картинок «Грибы», чтение

В. Шипунова «Эх, грибы

мои,,,»

3

неделя

Неживая природа

Беседа «Какие бывают осадки»

Цель: Формировать умение устанавливать причинно-следственные связи между

природными явлениями (сезон —осадки, зимой -снег, летом- дождь, град).

Альбом «Погодные явления»

4

неделя

Лаборатория

«Почемучки»

Работа с пособием «Круговорот воды в природе».

Цель: Формировать представления детей о круговороте воды в природе.

Создавать условия для детской исследовательской деятельности, развивать

восприятие, внимание, память, наблюдательность, способность анализировать.

Воспитывать бережное отношение к водным ресурсам Земли.

Пособие «Круговорот воды»

мультфильм «Путешествие

капельки»

Месяц

Неделя

Раздел

циклограммы ОД

Совместная образовательная деятельность

Литература, методические

пособия, наглядно-

демонстрационный

материал

Декабрь

1

неделя

Животный мир

Беседа «Покормите птиц зимой»

Цель: Расширять представление детей о зимующих птицах родного края. Учить

узнавать по внешнему виду и называть птиц. Формировать желание заботиться о

птицах в зимний период(развешивать кормушки, подкармливать птиц), развивать

эмоциональную отзывчивость.

Серия картин «Зимующие

птицы», Д/и «Зимующие-

перелетные»

2

неделя

Растения

Презентация «Береза»

Цель: Познакомить детей с различными видами березы ( карликовая, карельская

и др).

Презентация «Береза»

3

неделя

Неживая природа

Беседа «Что ты знаешь о воде говорят, она везде»

Цель:

Ф о р м и р о в а т ь знание о роли воды в жизни человека, о

необходимости воды для обеспечения здоровья

человека.

В о с п и т ы в а т ь бережное отношение к воде.

Чтение В. Шипунова

«Ручеек»

Презентация «Вода на службе

человеку»

4

неделя

Лаборатория

«Почемучки»

Опыты «Воздух- невидимка»

Цель: Развивать желание исследовать и экспериментировать с объектами живой и

неживой природы. Расширять представления детей о свойствах воздуха:

бесцветный, без запаха.

Картотека опытов.

Воздушный шарик, п/э пакет,

емкость с водой, бутылочка с

трубочкой.

Месяц

Неделя

Раздел

циклограммы ОД

Совместная образовательная деятельность

Литература, методические

пособия, наглядно-

демонстрационный

материал

Январь

1

неделя

Животный мир

2

неделя

Растения

Акция «Расти, расти ёлочка»

Цель: Формировать умение устанавливать причинно-следственные связи между

деятельностью человека и природой. Воспитывать бережное отношение к ёлочке, так

Чтение С. Михалков

«Ёлочка», д/и «Разрезные

картинки»

3

неделя

Неживая природа

Презентация «Зимние явления в природе».

Цель:

Расширять представления детей о зимних изменениях в природе.

Закреплять знания зимних месяцев. Активизировать словарный запас(снегопад,

метель, иней, изморозь). Учить получать знания о свойствах снега в процессе

опытнической деятельности. Развивать познавательную активность, творчество

.

Презентация, д/и «Когда это

бывает»

4

неделя

Лаборатория

«Почемучки»

Опыт «Лед- легче воды».

Цель: Закрепить знания о том, что лед- твердое состояние воды, лед легче воды.

Развивать желание исследовать и экспериментировать с объектами живой и

неживой природы

Картотека опытов, емкость с

водой, лед.

Месяц

Неделя

Раздел

циклограммы ОД

Совместная образовательная деятельность

Литература, методические

пособия, наглядно-

демонстрационный

материал

Февраль

1

неделя

Животный мир

Рассказ воспитателя «Животный мир Арктики»

Цель: конкретизировать представления о климатических условиях Арктики, о

приспособлении животных к условиям вечной мерзлоты.

Макет «Арктика»

Серия картинок «Животный

мир Арктики»

2

неделя

Растения

Игры на макете «Африка»

Цель: Расширить представления детей

о животным и растительном миром

Африки

У ч и т ь :

– составлять описательный рассказ о животном;

–сравнивать, замечать особенности в строении и поведении животных.

Макет «Африка», Чтение К.

Чуковский «Бармалей»

3

неделя

Неживая природа

Наблюдения «Снежинок белых хоровод»

Цель: Наблюдать с детьми свойства снега: белый, холодный, падает снежинками,

которые тают на теплой руке – становятся капельками воды. Показать и рассказать

детям, что снег, принесенный в теплое помещение, постепенно тает

Картотека прогулок

чтение В. Шипунова

«Снежинки- сестрички». д/и

«Собери снежинки»

4

неделя

Лаборатория

«Почемучки»

Опыты с магнитом «Чудо- магнит»

Цель: Познакомить детей со свойствами магнита, использование магнита

человеком в повседневной жизни.

Магнитная доска. Набор

магнитов, коллекция

магнитиков на холодильник

Месяц

Неделя

Раздел

циклограммы ОД

Совместная образовательная деятельность

Литература, методические

пособия, наглядно-

демонстрационный

материал

Март

1

неделя

Животный мир

Беседа «Животные на службе человека».

Цель: Формировать у детей представления о том, что животные –домашние

животные, преданы хозяину, их можно дрессировать, многому научить, поэтому

их используют на разных службах .

Воспитывать интерес к животным, бережное отношение к ним, умение правильно

обращаться с ними.

Серия картинок «Служебные

собаки», «Цирк, цирк».

«Зоопарк»

2

неделя

Растения

«Огород на подоконнике», рыхление, полив почвы.

Цель: Развивать у детей интерес к комнатным растениям, желание ухаживать за

ними (поливать); показать способы вегетативного размножения растений.

Предметы ухода за

комнатными растениями,

календарь наблюдений.

3

неделя

Неживая природа

Рассказ воспитателя «Явление природы- радуга».

Цель: Расширить представления детей о радуге, как природном явлении.

Познакомить детей с тем, что солнечный свет состоит из спектра, закрепить

представление о семи цветах радуги.

Альбом «Явления природы»

4

неделя

Лаборатория

«Почемучки»

Радуга своими руками

Цель: Подвести детей к пониманию как образуется радуга. Можно показать

детям радугу в комнате. Поставьте зеркало в воду под небольшим углом.

Поймайте зеркалом солнечный луч и направьте его на стенку. Поворачивать

зеркало до тех пор пока не увидите на стене спектр. Вода выполняет роль призмы

разлагающей свет на его составляюще

е.

Картотека опытов,

емкость с водой, зеркало.

Месяц

Неделя

Раздел

циклограммы ОД

Совместная образовательная деятельность

Литература, методические

пособия, наглядно-

демонстрационный

материал

Апрель

1

неделя

Животный мир

Наблюдение «Аквариумные рыбки»

Цель:

Уточнить

представления

детей

об

отличии

живых

рыб

от

игрушечных, об особенностях строения и поведения золотых рыбок, их

отличия от карасей; рассказать, что золотые рыбки выведены человеком с

декоративной целью (у них красивая форма тела, плавники, окраска,

медленные, плавные движения, люди любуются их красотой;»

Аквариум, серия картинок

«Аквариумные рыбки»

2

неделя

Растения

Беседа «Весна цветущая»

Цель: Формировать умение устанавливать причинно-следственные связи между

природными явлениями (сезон — растительность — труд людей).

Д/и «Когда это бывает»,

иллюстрации «Весна»

3

неделя

Неживая природа

Д/и «Времена года».

Цель: Формировать представления о чередовании времен года, частей суток и их

некоторых характеристиках.

Д/ и «Времена года»

4

неделя

Лаборатория

«Почемучки»

Опыт «Смена сезонов и частей суток».

Цель: Формировать представления о чередовании времен года, частей суток и их

некоторых характеристиках. Развивать желание исследовать и экспериментировать с

объектами неживой природы

Картотека опытов.

Глобус, фонарик.

Месяц

Неделя

Раздел

циклограммы ОД

Совместная образовательная деятельность

Литература, методические

пособия, наглядно-

демонстрационный

материал

Май

1

неделя

Животный мир

Д/и «Ползает, летает, насекомым называют»

Цель: Ф о р м и р о в а т ь элементарные представления о насекомых.

У п р а ж н я т ь в у м е н и и сравнивать насекомых по способу их передвижения.

Дать детям знания о насекомых «вредителях» и насекомых помогающих человеку.

Серия картинок «Насекомые»

Лотто «Насекомые».

2

неделя

Растения

Беседа «Как рубашка в поле выросла»

Цель: Формировать представления детей, о том, как появляется ткань. Закрепить

знания о видах тканях: лен, хлопок, шелк.

Коллекция ткани.

Презентация «Как нитки

прядутся».

3

неделя

Неживая природа

Рассказ воспитателя «Кладовая Земли».

Цель: Дать детям представления о полезных ископаемых, их использовании

человеком.

Коллекция «Полезные

ископаемые»

4

неделя

Лаборатория

«Почемучки»

Опыты с песком и глиной или как сделать фильтр.

Цель: На основе опыта познакомить детей со свойствами песка и глины. Через

опыты познакомить с принципом действия песочного фильтра для воды.

Картотека опытов. Песок,

глина, две воронки, две

колбы, вода.



В раздел образования