Напоминание

Развитие фонематического восприятия у дошкольников


Автор: Нестерова Наталья Валерьевна
Должность: Учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ д/с № 32
Населённый пункт: Ставропольский край г.Пятигорск
Наименование материала: Статья
Тема: Развитие фонематического восприятия у дошкольников
Раздел: дошкольное образование





Назад




Развитие фонематического восприятия у

дошкольников

Одной из важных практических и теоретических задач современной логопедии

является изучение фонематического восприятия у детей дошкольного

возраста и разработка новых коррекционно-развивающих технологий, которые

позволят не только преодолеть данное нарушение, но и простимулируют

развитие у дошкольников языковых способностей. Фонематическое восприятие

– это умственные действия по выделению и различению фонем, по

определению звукового состава слова.

Необходимость развития письменной речи во многом связана с тем, что в

последнее десятилетие увеличилось количество детей, которые имеют

отклонения в речевом развитии из-за недостаточно сформированного

фонематического восприятия. Неправильное восприятие фонем на слух

влечет за собой трудности в овладении программой по русскому языку, низкое

качество письменной речи, отрицательно сказывается на успешном усвоении

программы детьми по другим школьным предметам и может служить причиной

не только школьной, но, в дальнейшем и, социальной дезадаптации

индивидуума в современном обществе.

Отсутствие полноценного восприятия фонем делает невозможным их

правильное произношение. Кроме того, нарушение фонематического

восприятия не даёт возможности детям овладевать в нужной степени

словарным запасом и грамматическим строем, а, следовательно, тормозит

развитие связной речи. Это значит, что устранение тяжёлых дефектов речи

невозможно без специальной коррекции фонематического восприятия.

В настоящее время общее недоразвитие речи – это наиболее тяжелый, часто

встречающийся с наиболее разнообразным проявлением речевой дефект у

детей. Поэтому логопедическую работу с детьми, отстающими в развитии

речи, надо начинать в раннем возрасте. Выявление отклонений в речевом

развитии, их правильная квалификация и преодоление в возрасте, когда

языковое развитие ребёнка далеко ещё не завершено, представляется весьма

сложным.

Развитие фонематического восприятия положительно влияет на

формирование всей фонетической стороны речи. С помощью развития

артикуляционных навыков можно добиться лишь минимального и временного

эффекта. Стойкое исправление произношения может быть обусловлено

только при опережающем формировании фонематического восприятия. В

дальнейшем это оказывает положительное влияние на освоение письма. При

планомерной работе по формированию фонематического восприятия дети

лучше воспринимают и различают: приставки в однокоренных словах, общие

суффиксы, окончание слов, предлоги при стечении согласных, и т. п.

Таким образом, проблема формирования у детей фонематического

восприятия является важной в современной логопедии.



В раздел образования