Автор: Нестерова Наталья Валерьевна
Должность: Учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ д/с № 32
Населённый пункт: Ставропольский край г.Пятигорск
Наименование материала: Статья
Тема: Развитие фонематического восприятия у дошкольников
Раздел: дошкольное образование
Развитие фонематического восприятия у
дошкольников
Одной из важных практических и теоретических задач современной логопедии
является изучение фонематического восприятия у детей дошкольного
возраста и разработка новых коррекционно-развивающих технологий, которые
позволят не только преодолеть данное нарушение, но и простимулируют
развитие у дошкольников языковых способностей. Фонематическое восприятие
– это умственные действия по выделению и различению фонем, по
определению звукового состава слова.
Необходимость развития письменной речи во многом связана с тем, что в
последнее десятилетие увеличилось количество детей, которые имеют
отклонения в речевом развитии из-за недостаточно сформированного
фонематического восприятия. Неправильное восприятие фонем на слух
влечет за собой трудности в овладении программой по русскому языку, низкое
качество письменной речи, отрицательно сказывается на успешном усвоении
программы детьми по другим школьным предметам и может служить причиной
не только школьной, но, в дальнейшем и, социальной дезадаптации
индивидуума в современном обществе.
Отсутствие полноценного восприятия фонем делает невозможным их
правильное произношение. Кроме того, нарушение фонематического
восприятия не даёт возможности детям овладевать в нужной степени
словарным запасом и грамматическим строем, а, следовательно, тормозит
развитие связной речи. Это значит, что устранение тяжёлых дефектов речи
невозможно без специальной коррекции фонематического восприятия.
В настоящее время общее недоразвитие речи – это наиболее тяжелый, часто
встречающийся с наиболее разнообразным проявлением речевой дефект у
детей. Поэтому логопедическую работу с детьми, отстающими в развитии
речи, надо начинать в раннем возрасте. Выявление отклонений в речевом
развитии, их правильная квалификация и преодоление в возрасте, когда
языковое развитие ребёнка далеко ещё не завершено, представляется весьма
сложным.
Развитие фонематического восприятия положительно влияет на
формирование всей фонетической стороны речи. С помощью развития
артикуляционных навыков можно добиться лишь минимального и временного
эффекта. Стойкое исправление произношения может быть обусловлено
только при опережающем формировании фонематического восприятия. В
дальнейшем это оказывает положительное влияние на освоение письма. При
планомерной работе по формированию фонематического восприятия дети
лучше воспринимают и различают: приставки в однокоренных словах, общие
суффиксы, окончание слов, предлоги при стечении согласных, и т. п.
Таким образом, проблема формирования у детей фонематического
восприятия является важной в современной логопедии.