Напоминание

Полезная гимнастика


Автор: Вдовина Галина Васильевна
Должность: Преподаватель по классу фортепиано
Учебное заведение: МОБУ ДО ДШИ
Населённый пункт: Лесозаводск, Приморского края
Наименование материала: Методическая работа
Тема: Полезная гимнастика
Раздел: дополнительное образование





Назад




Муниципальное образовательное бюджетное учреждение

дополнительного образования

«Детская школа искусств Лесозаводского городского округа»

Музыкальное отделение

Реферат

«Полезная гимнастика»

Выполнила:

Преподаватель высшей

квалификационной категории

Вдовина Галина Васильевна

г. Лесозаводск

2017

Содержание

Введение

1.Упражнения для крупных мышц

2. Упражнения для правильной осанки

3. Хватательные движения

4. Упражнения с мячом

5. Упражнения на координацию движений

6. Пальчиковая гимнастика

7. Дыхание

8. Заключение

9.Список используемой литературы

Полезная гимнастика

Введение

Ни для кого не секрет, что дети дошкольного возраста мыслят образно,

у них хорошо развито воображение. Познание окружающего мира у них

связано с погружением в мир сказок и игрушек. Не следует прерывать эту

связь. При умелом использовании игровых моментов, несомненно, будут

положительные результаты, появится возможность внести разрядку в урок,

не отвлекаясь от него.

Главная задача преподавателя – помочь ребёнку,

независим от его природных данных, разбудить в нём интерес, фантазию,

любознательность, и ощутить радость творчества.

Ребёнок по своим психологическим возрастным особенностям не

может трудиться как взрослый человек. Наиболее полно свои возможности

он раскрывает в игре. Игра помогает раскрыть способности детей,

активизирует их творческие наклонности и делает процесс обучения

увлекательным

и

интересным.

С

её

помощью

любая

музыкальная

деятельность приобретает эмоционально-образное содержание.

Занятия

должны проходить в атмосфере положительных эмоций. Малейший успех

должен быть отмечен, ребёнка надо больше хвалить.

Главная задача двигательной гимнастики - дать ребенку возможность

почувствовать свое тело, научить свободе движений, выработать осанку.

Начинающему

пианисту

очень

полезны

специальные

гимнастические

упражнения, которые помогут ему привести аппарат и весь организм в

рабочее

состояние,

почувствовать

гибкость

и

ловкость

своего

тела,

правильность осанки, посадки за инструментом, удобство и естественность

игровых

движений.

Гимнастика

в

дополнение

к

занятиям

снимает

напряжение и усталость, а также является хорошим отдыхом среди урока для

маленького ученика, внимание которого неустойчиво и недостаточно

длительно. Пятиминутные игры с мячом или дыхательная гимнастика,

упражнения на освобождение рук, плеч или свободные повороты и наклоны

головы позволят с большей эффективностью продолжить урок.

В таком легком и приятном времяпрепровождении ребенок укрепит мышцы,

освободится от зажатости, разовьет ритмическое чувство и пластику

движений. Упражнения должны быть простыми и интересными. Надо

сохранить

радостную,

приятную

атмосферу

на

уроке,

создать

психологическую комфортность для ребенка, так как при индивидуальной

работе он все время ощущает наше пристальное внимание к себе, что часто

приводит

к

внутренней

скованности,

стеснительности

и

излишней

старательности,

из-за

чего

упражнения

могут

выполняться

хуже

возможностей ребенка.

Неоценимую услугу каждому педагогу, тем более работающему с детьми

самого младшего возраста, могут оказать следующие книги - А. А. Шмидт -

Шкловская «О воспитании пианистических навыков», Т. Б. Юдовина -

Гальперина

«За

роялем

без

слез»,

Т.

И.

Смирнова

«Фортепиано.

Интенсивный курс», А. Д. Артоболевская «Первая встреча с музыкой», Е. М.

Косинова «Гимнастика для пальчиков».

«Неверные навыки могут развиться по разным причинам. Одна из них -

неконтролируемый рефлекс, который может возникнуть у ученика в

процессе обучения, причем часто - в самом его начале (например, некоторые

дети судорожно цепляются за клавишу, поднимают плечи, напрягают спину,

шею, мышцы лица). Скрытые напряжения при извлечении звука, если

педагог вовремя не обратит на них внимание, могут войти в привычку, стать

основой неправильного приема игры. С другой стороны, случается, что сам

педагог не всегда понимает некоторые естественные приемы ученика,

подсознательно приспособляющегося к инструменту, и борется с ними ( так,

например, пружинность

некоторые педагоги принимают за зажатость).

Иногда ученику с самого начала прививаются нерациональные движения»

(А. А. Шмидт - Шкловская).

Педагогу, особенно детскому, очень важно понимать, как устроена

костно-мышечная

система

ребенка,

как

она

развивается,

каковы

ее

особенности у детей разного возраста. Занимаясь с ребенком в течение

длительного времени, необходимо пристально наблюдать за развитием

детского организма и вовремя замечать нарушения его функций.

Гимнастика, как общефизическая, так и дыхательная, должна стать

одной из составляющих учебного процесса. Специально подобранные

упражнения готовят ребенка к выполнению сложных движений.

«Показывать упражнения нужно в живой и увлекательной форме и так,

чтобы ученик сам убедился в их правильности и удобстве на собственных

ощущениях. От того, насколько активны его мысль и слух, насколько

осознанно он относится к работе, во многом зависит его продвижение. Ясно

поставленная цель мобилизует внимание, воспитывает ответственность,

самостоятельность, интерес к занятиям» (А.А. Шмидт - Шкловская).

1.Упражнения для крупных мышц.

Эти упражнения дифференцируют работу крупных мышц. В результате

активизируются мышцы плече - лопаточного отдела, появляется ощущение

«целостности» движений рук «из корпуса».

«Дирижер»

Ребенок «дирижирует» под музыку. Это упражнение помогает включить в

работу все мышцы, вырабатывает плавность и пластичность движений.

Важно следить за правильным дыханием, плечи остаются в покое, не

поднимаются.

Упражнение способствует

развитию

пианистических движений и правильному дыханию.

«Цыганочка»

Потряхивания плечами (как в цыганских танцах) лучше всего выполнять под

аккомпанемент.

Вначале стоит делать упражнение в упрощенном виде - лишь подвигать

плечиками

вверх

и

вниз,

попеременно

ц

вместе,

затем

перейти

к

вращательным движениям плечевых мышц - попеременно, вместе, вперед,

назад.

«Стирка»

Пусть ученик представит, что он стирает. Постирал - надо стряхнуть. Во

время упражнения педагог говорит: «Если стряхивать хорошо - брызги

разлетаются далеко, а если стряхивать зажатыми руками - все брызги падают

на живот. Значит будешь мокрым ходить. И когда играешь на инструменте -

звуки, как брызги: играешь свободными руками - звуки далеко в зал летят, а

играешь зажатыми — они все здесь, у тебя остаются. И никто не услышит их

«Мельница»

Руки и тело свободные.

Вращательные движения рук «из корпуса» в плечевых суставах, правой и

левой рукой попеременно и вместе, вперед и назад. В этом упражнении

важно, чтобы руки не были напряжены, поскольку его цель - не разработать

мышцы рук, а лишь уметь их расслаблять и совершать движения

расслабленными руками.

«Лебедь»

Упражнение выполнять стоя. Наклониться вперед и опустить руки

вниз. Затем подняться и начать плавно махать руками по сторонам,

представляя. Что это крылья лебедя.

«Боксик»

Для того чтобы почувствовать руку «из корпуса», ребенок имитирует

движения боксера, с силой выбрасывая руки вперед, как бы угрожая

противнику. При этом ни в коем случае не поднимать плечи. Упражнение

очень полезно для ощущения целостности рук (особенно если не получаются

вращательные движения).

2. Упражнения для правильной осанки

«Балерина»

На вдох подняться на носки и одновременно плавно приподнять руки

вверх, скрестить их над головой и развести в стороны. На выдохе вместе с

наклоном туловища руки свободно падают и раскачиваются до полной

остановки. Педагогу в это время нужно проверить -расслаблены ли мышцы

плеч (подставить для этого под плечи ребенка свои ладони)

Упражнение помогает распрямить туловище, научиться ощущать руки «из

корпуса», а также освобождать мышцы рук от зажимов.

«Шейка»

Мягкими, ласковыми касаниями рук педагог осторожно помогает ребенку

делать небольшие плавные круговые движения головой. Они

позволяют

снять напряжение с шейных мышц. Надо постараться, чтобы ученик мог

самостоятельно совершать такие движения, не напрягая шею.

«Лифтик»

Ноги на ширине плеч. Корпус чуть прогнут. Плечи свободные и немного

опущены. Руки впереди корпуса. Кисти расслаблены, свисают свободно.

Локти округлы, без острых углов. Центр тяжести на пояснице. Шейные

мышцы свободны. Педагог стоит сзади, поддерживая снизу руки малыша,

как бы перекладывая их тяжесть на свои руки. Убедившись, что тяжесть

тела ребенка действительно распределена с опорой на ноги, на тазовый пояс,

а шея и руки расслаблены, педагог подбрасывает его руки вверх, и они, падая

свободно,

долго

раскачиваются, как маятник, до полной остановки.

«Часики»

Сидя на стуле, покачаться влево - вправо (как маятник больших часов: тик -

так, тик - так), а • затем - вперед - назад (бим - бом, бим - бом).

Эти упражнения: приучают владеть своим телом, снимать излишние

напряжения, чувствовать «зажимы» и освобождаться от них. При

достаточной натренированности благодаря описанным упражнениям дети не

будут ощущать усталости в плечевой области и не станут «помогать себе»,

поднимая плечи.

3. Хватательные движения

Эти упражнения направлены на развитие хватательных движений. Они

вырабатывают быструю реакцию, ловкость, координируют работу мышц, а •

кроме того закрепляют навыки правильной осанки, работы рук «из корпуса».

Ребенок учится естественно распределять мышечные напряжения. Все это

чрезвычайно важно для более полной «проходимости» и проводимости звука

при игре. Хватательные движения развивают ладонные мышцы, создают

рабочий тонус, способствуют усилению кровообращения. Лучше всего их

делать о небольшим мячиком. Но игра с мячом для некоторых малышей

оказывается довольно трудной - поэтому для начала стоит использовать

обыкновенный платочек и лишь со временем переходить к мячу.

«Кто быстрее»

Платочек лежит на столе. Дети пытаются на счет «раз - два - три» быстрее

схватить платочек - кто первый возьмет, тот победил. С ранимым учеником,

которому не удается опередить других, педагогу следует играть самому и,

конечно, проигрывать. Быстрота реакции, которая тренируется благодаря

этому

упражнению, очень важна для

пианиста - без нее невозможно

представить исполнение самых простых музыкальных произведений.

«Летающий платочек»

Спина и плечи свободные. Малыш крепко стоит на ногах. В ладошке ребенок

держит платок. Не наклоняясь, он отпускает платочек и подхватывает другой

рукой. При этом плечи опущены. Не напрягаться! То же самое можно

проделать и с двумя платками: в обеих руках по платочку, ребенок

одновременно отпускает их и тут же ловит, меняя при этом руки. Движения

плавные, пианистичные (по крайней мере, к этому надо стремиться),

платочки как бы летают в воздухе

«Платочек танцует»

Под неторопливый, сдержанный темп аккомпанемента (марш, вальс, полька)

дети плавными движениями передают друг другу платочек. Педагог следит

за ритмичностью движений - платочек передается на сильную долю такта.

Эта игра не только способствует развитию

хватательных рефлексов, но и

вырабатывает пластику движений рук, устанавливает правильное дыхание и

воспитывает ритмический слух.

С детьми я делаю еще такое упражнение: бросаю ребенку платочек, а

он должен поймать его сначала 1-2 пальчиком, затем 1 - 3 , 1 - 4 , 1 - 5 , при

этом пальцы должны быть в форме «колечка».

4. «Упражнения с мячом»

После завершения упражнений с платочками можно перейти к

упражнениям с мячом. Лучше, чтобы он был не резиновый, а теннисный.

Подбирать его следует с учетом размеров рук малыша. Если у ребенка

замедленная хватательная реакция, то не стоит переходить к упражнениям

мячом, лучше задержаться на игре с платочком.

Игры с мячом воспитывают быстроту реакции, ловкость. Хватательные

движения развивают сгибатели пальцев, в особенности сгибатели основных

фаланг. При выполнении упражнений с мячом следить за осанкой. Рука

работает «из корпуса», линия ее слегка закругленная. Плечо и предплечье

ощущать как продолжение ладони.

Упражнения с упругим мячом способствуют большему раскрытию

ладоней и развивают ладонные мышцы. Движения при этом должны быть

более цепкими и «ощутимыми», нежели в упражнениях с почти невесомым

платочком. Но детей нужно подготовить к новым играм и помочь освоить

вспомогательные приемы, чтобы они как следует ощутили мяч в своих

ладонях.

:

Очень полезно поиграть в мячик вдвоем: педагог отпускает его, а ученик

подхватывает, не давая упасть. Затем их роли меняются - до тех пор, пока -

мячик не упадет. И опять сначала. Мячик следует отпускать легко, без резких

движений и толчков, не прикладывая силы. Тогда он «сам» стремится

попасть в ладошку.

Хорошо помогает развитию мышц (не только мелких) игра в мягкий мячик.

Его можно сжать в кулачке и превратить в бесформенный комочек, а

потом разжать ладонь - он распрямится и снова станет круглым. Детям очень

нравится такая игра, особенно когда на мячиках нарисованы смешные

рожицы.

.

Упражнения:

1.Подбрасывать мяч вверх и ловить его одной рукой.

2.По дуге перебрасывать мяч из одной руки в другую.

3.Отпускать мяч и сразу же подхватывать его той же рукой, не давая упасть

(рука обращена ладонью вниз).

4.Отпускать мяч одной рукой и сразу подхватывать его другой рукой.

5 . Упражнения на координацию

движений

Эти упражнения развивают координацию движений, цепкость и

свободу рук, глубину взятия звука, глубокое легато.

«Два лифта»

Ребенок поочередно поднимает и опускает руки. Можно сравнить с

движением двух лифтов в доме. Затем

нужно усложнить

упражнение в следующем порядке: руки опускаются на расслабленные

кулачки, затем на все пальцы и, наконец, на каждый палец отдельно.

«Вешалка»

Ребенок ставит пальцы на стол, но с таким ощущением, что повесил на

них руки. Теперь нужно свободно покачать локтями. Пусть мама дома

покажет, как висит в шкафу вешалка:

ее можно

раскачивать, но она не падает, так как держится за крючок Сравнить:

вешалка - рука, а пальцы - крючок .

«Машинка»

1.Ребенок водит маленькую игрушечную машинку то влево, то вправо

(передний ход, задний ход). Следить, чтобы впереди шел кистевой сустав и

вел за собой пальцы, держащие игрушку.

2.Разделить инструмент на две части (дорога для левой руки, дорога -

для правой). До середины машинку вести левой рукой, затем плавно

перехватить правой и вести по второй половине, затем выполнить обратное

движение.

«Паучки пошли в поход»

Рассказать ребенку, что паучок несет тяжелый рюкзак и, пройдя пятью

лапками (все пальцы подряд), осторожно отдает рюкзак второму паучку. Так

они и ходят, передавая друг другу тяжесть. Ребенок переносит «тяжесть» из

пальца в палец.

На координацию движений можно сделать такое упражнение со

словами:

«Хороша Алина наша.

Всю до крошки съела кашу!»

При этом одной рукой ребенок поглаживает живот, а другой как будто

расчесывается. Затем поменять руки.

Также можно одной рукой «рисовать» в воздухе круг, а другой

вертикальную линию, затем наоборот.

6. Пальчиковая гимнастика

Со своими малышами я обязательно делаю пальчиковую гимнастику. У

меня довольно много таких полезных и несложных упражнений. Они

нормализуют кровообращение в подушечках пальцев, а также помогают

ощутить целостность всей руки. В результате освоения этих упражнений

кисти рук и пальцев приобретают силу, хорошую подвижность, ловкость и

гибкость, развивают координацию движений. Я опишу только некоторые из

этих упражнений.

«Гребешок»

Пальцы сцеплены в замок. Концы пальцев правой руки нажимают на

верхнюю часть тыльной стороны левой руки, прогибая ее так, что пальцы

левой руки встают, как петушиный гребешок.

Затем на тыльную сторону правой руки нажимают пальцы левой –и в

петушиный гребешок превращаются пальцы правой руки.

«Хлебные шарики»

«Катать»

воображаемые хлебные шарики

1-2, 1-3. 1-4, 1-5 пальцами.

Упражнение для ощущения подвижности первого пальца.тььь

«3аводные мaшинки»

Сцепить пальцы рук в замок, не сцеплены только большие пальцы,

которые и превращаются в «машинки». Педагог дает команду: «Поехали!» и

машины трогаются с места со звуком: «Ж-ж-ж!», (большие пальцы начинают

крутиться друг вокруг друга, все быстрее и быстрее). Ехать можно сначала в

одну сторону, затем в другую.

«Зверушка»

Рассказать ребенку, что у него на ладони пригрелась маленькая

пушистая невидимая зверушка. Она очень хочет, чтобы ее погладили,

почесали за ушком каждым пальчиком по очереди. Первым ее ласково гладит

по спинке 5 - ый палец, затем все остальные.

Стараться не уронить зверушку с ладони, не прижать, не придавить ее. Лишь

слегка прикасаться кончиками пальцев к ее теплой шкурке. Тогда она будет

очень довольна. Потом посадить зверушку на ладонь другой руки.

«Фантики»

Эта веселая игра активизирует подвижность первого пальца.

Ребенок щелчком «отправляет в полет» фантик сначала 1 — 2 пальцем, затем

1 - 3,1 — 4,1 — 5.

Затем ребенок держит руку на весу и делает несколько щелчков

поочередно 1-2 пальцем, 1 - 3 и т. д. При этом можно увидеть в какой

степени в движении участвуют крупные мышцы плеча и предплечья

(«длинный палец»), а также можно оценить степень подвижности его кисти.

«Бабочка»

Чтобы руки смогли превратиться в бабочку, их нужно скрестить в

запястьях и прижать ладони тыльными сторонами друг к другу, выпрямив

пальцы. Бабочка сложила крылышки.

А теперь бабочка взлетает с цветка! Взмахи рук - крыльев легкие,

плавные от основания ладоней до кончиков пальцев.

«Щеточка»

«Отбрасывать соринки» с колен «открывающимися» легкими пальцами и

затем быстрое обратное движение к себе – пальцы естественно собираются,

как бы подметая и легко схватывая какой – нибудь невесомый

предмет. Кисть в работе не участвует. Ладонь широкая.

«Одуванчик»

Собрать пальцы в щепотку и затем мгновенно и очень легко, без всяких

усилий, «открыть2 их 9как будто кто-то на них подул, и они «разлетелись»,

как пушинки одуванчика). Рука легкая (она тоже может «взлетать» вместе с

пальцами). После взлета пальцы свободно опадают. В работе участвуют

только пальцы. Кисть не сгибать и не разгибать.

«Большой веер»

Руки - от локтя - превращаются в большой веер опахало.

Пальцы - кончики перьев веера

- мягкие, гибкие, расслабленные.

Обмахиваться веером нужно плавными, округлыми движениями, чтобы

действительно почувствовать на лице широкую струю воздуха от ладони.

«Прощание»

Свободно и естественно помахивать всеми пальцами, подобно тому, как

машут, прощаясь, дети.

«Рисование»

Рисовать в воздухе треугольники, квадратики, кружочки поочередно 1, 2, 3, 4

и 5-м пальцами. Рисовать в воздухе любые закругленные линии поочерёдно

вторым, третьим, четвертым и пятым пальцами, ощущая палец как

продолжение руки (вся рука как бы один «длинный палец»)

«Колечки»

Поочередно соединяем 1-й палец левой руки с остальными пальцами,

образуя «колечки». Через них попеременно

«пропускаем»

«колечки» из пальчиков правой руки. Колечко с колечком мы соединяем,

длинную цепочку мы получаем.

«Иди ко мне»

Сгибать на вытянутой руке к себе «из ладони» каждый палец отдельно

(кроме первого) по два раза. Палец «целый», не «ломающийся» в суставах.

7.Дыхание

Удачное исполнение музыкального произведения во многом зависит от

умения правильно дышать. С дыханием связана и выразительность звука при

фразировке, и пропевание интервалов «дышащей рукой».

Очень важно во время игры дышать спокойно и бесшумно, не

задерживая дыхание, особенно в кульминациях. Условие нормального

дыхания – хорошая осанка.

Для

того,

чтобы

установить

правильное

дыхание

существует

множество очень полезных и несложных упражнений - разные варианты

вдохов и выдохов с участием рук. Можно делать короткие вдохи и

длительные выдохи, а можно и наоборот. Можно вдыхать, выбрасывая

вперед руки, можно - так выдыхать. Главное - научить регулировать

дыхание. Вот несколько таких упражнений.

« Вдох и выдох»

Не поднимая плечи, сделать глубокий вдох так, чтобы легкие до конца

наполнились воздухом и грудная клетка расширилась. Выдох постепенный,

бесшумный и полный. После небольшой паузы – снова вдох.

«Оттолкни веточку»

Мышцы спины, шеи и плеч свободные. Согнутые в локтях руки мягко

прикасаются к телу. Не поднимая плеч, сделать неглубокий вдох через нос.

Вместе с выдохом выбросить руки, распрямляя их, как будто отталкивая что-

то от себя и делая в это время длинный, продолжительный выдох.

«Животик дышит»

Малыш держит обе

руки на верхней части живота (в районе

диафрагмы). Он ровно, размеренно дышит, не поднимая плеч: вдох - выдох,

несколько раз. Педагог кладет руки ему на плечи. Если плечи начинают

подниматься, руки педагога сразу чуть сильнее давят на них.

Можно менять тип дыхания и в этом упражнении: вдох короткий, а

выдох продолжительный. Упражнение всегда объясняется каким - нибудь

понятным образом. В данном случае руки малыша, лежащие в районе

диафрагмы, чувствуют, что живот соответственно вдоху или выдоху то

увеличивается, то уменьшается: «животик дышит». При этом плечи остаются

неподвижными.

Многие дети по тем или иным причинам дышат ртом. Их следует

постепенно приучать к носовому дыханию.

Есть дети, которые очень нервничают перед выступлением или даже

перед уроком. Дыхательные упражнения - замечательное успокоительное

средство. При помощи таких упражнений можно снизить появившееся от

волнения сердцебиение.

«Плавание»

Руки вытянуты параллельно на уровне груди. Имитируя движения пловца, на

вдохе широко развести руки в стороны, а на выдохе возвратить их в

исходную позицию («брасс»).

Заканчивать любое упражнение на дыхание лучше всего традиционным

способом - чуть наклоненное туловище, расслабленные руки раскачиваются

до полной остановки.

8. Заключение

Истинный педагог - прежде всего настоящий друг. Если между

педагогом и учеником не возникает невидимая «духовная паутинка», то

самый талантливый ребенок не будет работоспособен и самостоятелен.

Наш труд приносит нам бесценное богатство - способность сохранить

до

старости

детскую

душу.

Своей

непосредственностью,

восторгом,

радостью восприятия мира дети меняют что - то в наших душах. Они учат

нас видеть этот мир по - новому, тем самым изменяя духовное пространство

нашей жизни. Бесспорно, нам нужно немало выносливости и терпения. Но

если педагогика - наше призвание, если живет в наших душах творческая

увлеченность, наша работа придает нам силы и бодрость.

Конечно, педагог должен обладать целым комплексом различных

дарований, он должен многое знать и многое уметь. Однако самое главное,

что требуется от него, это безграничная любовь к детям.

В последние годы огромной популярностью в работе с детьми

пользуется полезная гимнастика, пальчиковая и ручная. Она очень нравится

детям. Те упражнения, которые мы разучиваем с помощью элементов игры ,

дети воспринимают гораздо интересней.

Очень часто в ходе занятий рождаются новые игры, стимулируя

творческую активность детей.

Учитывая, что объем детского внимания невелик,

необходимо

использовать принцип доступности, заключающийся в создании небольших

по объему упражнений.

Упражнения приносят пользу лишь при условии их точного выполнения.

Работа над ними требует полной сосредоточенности.

Все упражнения следует проходить систематично и постепенно, от простого

к сложному, выбирая для каждого ученика те упражнения, которые ему

более всего необходимы в данный момент. Последовательность изучения

упражнений индивидуальна.

Сопровождаются упражнения пояснениями, но никакое описание не заменит

непосредственного показа. Движения пальцев и рук преподавателя должны

быть абсолютно точными и отработанными. Отобрав для разучивания

определенное упражнение, надо вызвать интерес к нему у ребенка, подвести

его к восприятию упражнения.

Этому способствует вступительное слово. Каким образом вы преподнесете

ребенку определенно взятое упражнение – плод фантазии взрослого.

Чем ярче, правдивей и проще было вступление к новому упражнению, тем

интересней воспринимают его дети.

Весь наш прекрасный мир, все его многозвучие, вся его разноликость

предстает перед нами: долгожданное солнышко после проливных дождей;

бабочка, опустившаяся на ладошку; радуга, раскинувшая свой разноцветный

мост между небом и землей, и еще множество чудес, окружающих нас.

Пусть же эти чудеса разбудят детское творчество.

9.Список используемой литературы:

1.Артоболевская А.

Первая встреча с музыкой. -

М.: Советский композитор, 1986.

2. Косинова Е.

Гимнастика

для

пальчиков.

-

М.:

ОЛМА-

ПРЕСС, 2002.

3. Рузина М.

Страна пальчиковых игр. - М.: Кристалл, 2001.

4. Смирнова Т.

Фортепиано. Интенсивный курс. Пособие для

преподавателей,

детей

и

родителей.

-

М.:

Крипто - логос, 1991.

5. Шмидт-Шкловская А.

О воспитании пианистических навыков. —

М.: Классика - XXI, 2002.

6. Поддубная Е.А. Музыкальные пальчиковые игры. – Изд. 5-е. –

Ростов н/д: Феникс, 2015.

7. Ткаченко Т.А. Развиваем мелкую моторику. – М.: Эксмо,

2010.



В раздел образования