Напоминание

«Предметно - практическая деятельность глухих школьников младшего возраста».


Автор: Александрова Ольга Геннадьевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: ГКОУ«Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа - интернат №36 города Ставрополя»
Населённый пункт: город Ставрополь
Наименование материала: статья
Тема: «Предметно - практическая деятельность глухих школьников младшего возраста».
Раздел: начальное образование





Назад




Министерство образования Ставропольского края

ГКОУ « Специальная (коррекционная) общеобразовательная

школа - интернат №36 города Ставрополя»

Составитель: учитель начальных классов Александрова О.Г.

«Предметно - практическая деятельность глухих школьников младшего возраста».

Младший школьный возраст является важным этапом, в развитии глухого ребенка,

и от того насколько эффективно мы организуем процесс трудового воспитания в младшем

школьном возрасте, будет зависеть в целом все обучение и воспитание такого ребенка.

Коррекционная направленность трудового воспитания, реализуемая во всех звеньях

системы школьного образования, предполагает равнение на здоровые силы ребенка,

обеспечение компенсирующего пути развития. Предметно - практическая деятельность

широко используется глухими детьми младшего школьного возраста, и благодаря ей они

развиваются, приобретают многие знания.. Предметно - практическая деятельность в

наибольшей степени отвечает характеру познавательной деятельности глухих детей

младшего школьного возраста. Использование предметно - практической деятельности

глухих младших школьников обеспечивает наиболее интересные формы организации

занятий по трудовому обучению и воспитанию, занятий соответствующих ведущей

деятельности, занятий побуждающих познавательную активность детей.

Важным направлением в компенсации нарушений слуха и в социальной адаптации

к жизни является приобщение детей с нарушениями слуха к труду, предоставление им

возможностей

для

выбора

профессии,

соответствующей

как

их

склонностям

и

способностям, так и специфическим особенностям.

Психическое развитие глухих детей младшего школьного возраста- это особый тип

развития, происходящего в специфических условиях взаимодействия с окружающим

миром, относящегося

к дефицитарному типу дизонтогенеза. Первичное нарушение

слухового восприятия ведет к недоразвитию наиболее тесно связанных с ним функций

к недоразвитию речи, а также к замедлению развития мышления, памяти и др. Все это

тормозит психическое развитие детей с нарушениями слуха. При этом замедляется

формирование

сложных

межфункциональных

взаимодействий,

иерархических

координации. Объем внешних воздействий на ребенка с нарушениями слуха сужен,

взаимодействие со средой обеднено. Вследствие этого психическая деятельность такого

ребенка упрощается, реакции на внешние воздействия становятся менее сложными и

разнообразными. Компоненты психики у глухих детей младшего школьного возраста

развиваются в иных по сравнению со слышащими детьми пропорциях - наблюдается

несоразмерность в развитии наглядных и понятийных форм мышления, письменная речь

превалирует над устной. Асинхронии проявляются в разной степени недоразвития одних

перцептивных систем при относительной сохранности других. Так, у этих детей сохранна

кожная чувствительность, при правильном обучении и воспитании компенсаторно

развивается зрительное восприятие. У глухих детей отмечаются изменения в темпах

психического развития по сравнению с нормально слышащими детьми: замедление

психического развития через некоторое время после рождения или после потери слуха и

ускорение в последующие периоды при адекватных условиях обучения и воспитания.

Изменения в темпах психического развития глухих детей младшего школьного возраста с

нарушениями слуха внутренне связаны со структурными особенностями их психики.

Большое значение имеет сохранность других сенсорных и перцептивных систем,

интеллектуальной сферы, систем регуляции .

В младшем школьном возрасте у глухих детей особое внимание следует уделять

особенностям развития речи и познавательной сферы, в первую очередь - формированию

взаимоотношений между мышлением и речью, а также развитию движений. Выявление

нарушений в данных областях необходимо для организации адекватной коррекционной

работы.

Для успешного овладения трудовыми навыками необходимо в процессе трудового

обучения решить несколько взаимосвязанных задач.

Во-первых, обеспечение достаточного уровня умственного развития, высокий уровень

развития

наглядно-образного

и

словесно-логического

мышления.

Во-вторых, формирование у глухих детей политехнические способы действий, т.е. умение

планировать собственную деятельность, знание принципов работы различных механизмов

и их устройства.

В-третьих,

в

процессе

трудового

обучения

необходимость

добиваться

сформированности трудовых навыков.

В-четвертых, формирование у глухих детей младшего школьного возраста

психологическую готовность к труду.

Труд обучающихся

с нарушениями слуха следует стимулировать оценкой,

критерии которой четко задаются педагогом и ориентированы на разные моменты

трудового процесса - качество выполненной работы, полученный результат, правильность

выполнения трудовых действий и операций, степень самостоятельности, проявления

взаимопомощи и т.д.

В нашей школе-интернате , в младшем школьном возрасте трудовое обучение и

воспитание реализуется на уроках предметно-практического обучения (ППО) с первого

дополнительного по 4 класс. На уроках ППО, строящихся на политехническом принципе,

глухие дети овладевают не только умениями лепки, конструирования, моделирования,

шитья, склеивания, организации деятельности и т. д., знакомятся с простейшими

инструментами,

распространенными

материалами

(бумагой,

картоном,

тканью,

древесиной, пластилином, проволокой), изготавливают практически значимые предметы и

объекты, но и учатся выполнять трудовые задания по словесной инструкции и

сопровождать выполняемую работу устной речью, интенсивно накапливают, обогащают

словарь специальных технических терминов, овладевают навыками планирования

деятельности.

Основной

формой

организации

предметно-практического

обучения

является урок, который имеет свою специфическую структуру, включающую основные

этапы работы над изделием, в том числе ознакомление с видом и объектом деятельности,

планирование деятельности, подготовку материалов и инструментов, изготовление

изделия и отчет о работе. Уроки ППО создают политехническую базу для дальнейшего

общего и трудового обучения глухих в средних и старших классах Трудовое воспитание -

сложный процесс, предполагающий вовлечение в разнообразную трудовую деятельность.

Задачей его является нравственная, психологическая, и практическая подготовка к труду.

В школе для глухих детей специфической задачей является преодоление последствий,

связанных с первичным дефектом (развитие речи и закрепление навыков речевого

общения, коррекция недостатков физического развития).

Использование предметно - практической деятельности способствует решению

следующих

значимых

в

трудовом

воспитании

глухих

младших

школьников

составляющих:

1.Формирование

различных

трудовых

умений

и

навыков.

Умение определять порядок трудовых действий, необходимые для работы материалы и

инструменты, размечать детали и др.; умение обрабатывать материал, собирать и

монтировать изделия, отделывать детали; навыков культуры и организации труда.

2.Разносторонне воспитание личности.

На уроках предметно - практического обучения создаются благоприятные возможности

для воспитания у младших глухих школьников психологической и практической

готовности к труду, для формирования таких качеств, как трудолюбие,

дисциплинированность, настойчивость, упорство, эстетического восприятия.

3.Планомерное развитие мышления глухих детей.

4.Обучение языку как средству общения.

На уроках предметно - практического обучения используются следующие

организационные формы:

1.Работа учителя с классом.

Работа учителя с классом - традиционная форма организации работы при классной

системе обучения. При данной форме организации работы учитель является центральной

фигурой на уроке, непосредственно организующей и направляющей деятельность

учащихся.

2.Работа с "маленьким учителем".

Более широкие возможности для развития общения учащихся между собой открываются в

тех случаях, когда урок ведет "маленький учитель". Он становится центральной фигурой

на уроке: дает задания, следит за работой учащихся, оценивает их деятельность,

принимает от них отчет; а учитель оказывается как бы в стороне. Но совершенно

очевидно, что именно учитель руководит и направляет деятельность всех учеников в

классе, но уже не непосредственно, а через "маленького учителя".

3.Работа бригадами.

Большие возможности для активации речевого общения учащихся создаются при работе

бригадами. В зависимости от количества учащихся в классе, а также от цели и содержания

урока все учащиеся в классе разбиваются на 2 или 3 группы - бригады. Первый раз работу

бригадами следует организовать таким образом, чтобы одной бригадой руководил сам

учитель, а бригадиры других бригад выполняли свои обязанности, подражая его

действиям.

4.Работа парами.

Работа парами организуется следующим образом. Учитель объявляет, что на сегодняшнем

уроке учащиеся будут работать парами, и спрашивает, кто с кем хочет работать. Обычно

учащиеся выражают желание работать в паре с ближайшим соседом справа или слева.

Учитель должен одобрить выбор, учитывая при этом силы учеников, объединившихся в

пару. Лучше, когда слабый ученик работает в паре с сильным, который ему помогает.

Хорошо, если первый раз, когда вводится данная форма организации работы, в паре с

одним из учеников работает сам учитель. Остальные пары наблюдают за ними и

подражают их действиям.

5.Выполнение индивидуальных заданий.

Данная форма организации работы имеет важное значение для развития

самостоятельности глухих детей.

Структура урока предметно - практического обучения, как и любого другого,

определяется содержанием и целями учебной работы. Специфичность и многообразие

задач предметно практического обучения, наличие тесных взаимосвязей с другими

предметами делают определение темы и особенно целей уроков непростой задачей. Цели

уроков предметно - практического обучения определяется несколькими факторами:

общими задачами предметно - практического обучения, видами деятельности и изделием,

запланированным на данный урок, конкретным составом класса.

Цели, обусловленные задачами предметно - практического обучения

1.Развивающие, направленные на расширение кругозора учащихся и формирования базы

житейских понятий. Например: "Познакомить со значением слов шар, пластилин, лепить",

"Обобщить и систематизировать в процессе беседы знания учащихся о зимнем лесе"

и т. д.

2. Логические, направленные на формирование мыслительных операций. Например:

"Обучать учащихся выделять главные части поделки", "Обучать сравнивать объекты" и

т.д.

3.Речевые, направленные на развитие речи учащихся и навыков речевого общения.

Например : "Обучать учащихся составлять устные поручения товарищу", "Обучать

отвечать на вопросы что это?" и т. д.

4. Трудовые, направленные на выработку ручных умений и навыков. Например : "Обучать

учащихся пользоваться гаечным ключом и отверткой", "Обучать учащихся пришивать

пуговицы" и т.д.

5.Воспитательные, направленные на формирование определенных качеств личности и

характера учащихся. Например : "Воспитывать аккуратность и прилежность в процессе

выполнения заданий", Воспитывать активность и инициативу при выполнении

обязанностей бригадира" и т. д.

Цели урока определяются также составом класса. Учитывая уровень общего и речевого

развития учащихся данного класса, учитель может ставить на каждый урок только такие

цели, которые окажутся посильными для них.

Основные этапы работы над изделием на уроках предметно - практического обучения:

1.Ознакомление с темой урока.

2. Составление плана работы над поделкой.

3. Подготовка необходимых для работы материалов и инструментов.

4. Изготовление поделки.

5. Отчет о выполненной работе.

6. Оценка работы.



В раздел образования