Автор: Александрова Ольга Геннадьевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: ГКОУ«Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа - интернат №36 города Ставрополя»
Населённый пункт: город Ставрополь
Наименование материала: статья
Тема: «Предметно - практическая деятельность глухих школьников младшего возраста».
Раздел: начальное образование
Министерство образования Ставропольского края
ГКОУ « Специальная (коррекционная) общеобразовательная
школа - интернат №36 города Ставрополя»
Составитель: учитель начальных классов Александрова О.Г.
«Предметно - практическая деятельность глухих школьников младшего возраста».
Младший школьный возраст является важным этапом, в развитии глухого ребенка,
и от того насколько эффективно мы организуем процесс трудового воспитания в младшем
школьном возрасте, будет зависеть в целом все обучение и воспитание такого ребенка.
Коррекционная направленность трудового воспитания, реализуемая во всех звеньях
системы школьного образования, предполагает равнение на здоровые силы ребенка,
обеспечение компенсирующего пути развития. Предметно - практическая деятельность
широко используется глухими детьми младшего школьного возраста, и благодаря ей они
развиваются, приобретают многие знания.. Предметно - практическая деятельность в
наибольшей степени отвечает характеру познавательной деятельности глухих детей
младшего школьного возраста. Использование предметно - практической деятельности
глухих младших школьников обеспечивает наиболее интересные формы организации
занятий по трудовому обучению и воспитанию, занятий соответствующих ведущей
деятельности, занятий побуждающих познавательную активность детей.
Важным направлением в компенсации нарушений слуха и в социальной адаптации
к жизни является приобщение детей с нарушениями слуха к труду, предоставление им
возможностей
для
выбора
профессии,
соответствующей
как
их
склонностям
и
способностям, так и специфическим особенностям.
Психическое развитие глухих детей младшего школьного возраста- это особый тип
развития, происходящего в специфических условиях взаимодействия с окружающим
миром, относящегося
к дефицитарному типу дизонтогенеза. Первичное нарушение
слухового восприятия ведет к недоразвитию наиболее тесно связанных с ним функций
к недоразвитию речи, а также к замедлению развития мышления, памяти и др. Все это
тормозит психическое развитие детей с нарушениями слуха. При этом замедляется
формирование
сложных
межфункциональных
взаимодействий,
иерархических
координации. Объем внешних воздействий на ребенка с нарушениями слуха сужен,
взаимодействие со средой обеднено. Вследствие этого психическая деятельность такого
ребенка упрощается, реакции на внешние воздействия становятся менее сложными и
разнообразными. Компоненты психики у глухих детей младшего школьного возраста
развиваются в иных по сравнению со слышащими детьми пропорциях - наблюдается
несоразмерность в развитии наглядных и понятийных форм мышления, письменная речь
превалирует над устной. Асинхронии проявляются в разной степени недоразвития одних
перцептивных систем при относительной сохранности других. Так, у этих детей сохранна
кожная чувствительность, при правильном обучении и воспитании компенсаторно
развивается зрительное восприятие. У глухих детей отмечаются изменения в темпах
психического развития по сравнению с нормально слышащими детьми: замедление
психического развития через некоторое время после рождения или после потери слуха и
ускорение в последующие периоды при адекватных условиях обучения и воспитания.
Изменения в темпах психического развития глухих детей младшего школьного возраста с
нарушениями слуха внутренне связаны со структурными особенностями их психики.
Большое значение имеет сохранность других сенсорных и перцептивных систем,
интеллектуальной сферы, систем регуляции .
В младшем школьном возрасте у глухих детей особое внимание следует уделять
особенностям развития речи и познавательной сферы, в первую очередь - формированию
взаимоотношений между мышлением и речью, а также развитию движений. Выявление
нарушений в данных областях необходимо для организации адекватной коррекционной
работы.
Для успешного овладения трудовыми навыками необходимо в процессе трудового
обучения решить несколько взаимосвязанных задач.
Во-первых, обеспечение достаточного уровня умственного развития, высокий уровень
развития
наглядно-образного
и
словесно-логического
мышления.
Во-вторых, формирование у глухих детей политехнические способы действий, т.е. умение
планировать собственную деятельность, знание принципов работы различных механизмов
и их устройства.
В-третьих,
в
процессе
трудового
обучения
необходимость
добиваться
сформированности трудовых навыков.
В-четвертых, формирование у глухих детей младшего школьного возраста
психологическую готовность к труду.
Труд обучающихся
с нарушениями слуха следует стимулировать оценкой,
критерии которой четко задаются педагогом и ориентированы на разные моменты
трудового процесса - качество выполненной работы, полученный результат, правильность
выполнения трудовых действий и операций, степень самостоятельности, проявления
взаимопомощи и т.д.
В нашей школе-интернате , в младшем школьном возрасте трудовое обучение и
воспитание реализуется на уроках предметно-практического обучения (ППО) с первого
дополнительного по 4 класс. На уроках ППО, строящихся на политехническом принципе,
глухие дети овладевают не только умениями лепки, конструирования, моделирования,
шитья, склеивания, организации деятельности и т. д., знакомятся с простейшими
инструментами,
распространенными
материалами
(бумагой,
картоном,
тканью,
древесиной, пластилином, проволокой), изготавливают практически значимые предметы и
объекты, но и учатся выполнять трудовые задания по словесной инструкции и
сопровождать выполняемую работу устной речью, интенсивно накапливают, обогащают
словарь специальных технических терминов, овладевают навыками планирования
деятельности.
Основной
формой
организации
предметно-практического
обучения
является урок, который имеет свою специфическую структуру, включающую основные
этапы работы над изделием, в том числе ознакомление с видом и объектом деятельности,
планирование деятельности, подготовку материалов и инструментов, изготовление
изделия и отчет о работе. Уроки ППО создают политехническую базу для дальнейшего
общего и трудового обучения глухих в средних и старших классах Трудовое воспитание -
сложный процесс, предполагающий вовлечение в разнообразную трудовую деятельность.
Задачей его является нравственная, психологическая, и практическая подготовка к труду.
В школе для глухих детей специфической задачей является преодоление последствий,
связанных с первичным дефектом (развитие речи и закрепление навыков речевого
общения, коррекция недостатков физического развития).
Использование предметно - практической деятельности способствует решению
следующих
значимых
в
трудовом
воспитании
глухих
младших
школьников
составляющих:
1.Формирование
различных
трудовых
умений
и
навыков.
Умение определять порядок трудовых действий, необходимые для работы материалы и
инструменты, размечать детали и др.; умение обрабатывать материал, собирать и
монтировать изделия, отделывать детали; навыков культуры и организации труда.
2.Разносторонне воспитание личности.
На уроках предметно - практического обучения создаются благоприятные возможности
для воспитания у младших глухих школьников психологической и практической
готовности к труду, для формирования таких качеств, как трудолюбие,
дисциплинированность, настойчивость, упорство, эстетического восприятия.
3.Планомерное развитие мышления глухих детей.
4.Обучение языку как средству общения.
На уроках предметно - практического обучения используются следующие
организационные формы:
1.Работа учителя с классом.
Работа учителя с классом - традиционная форма организации работы при классной
системе обучения. При данной форме организации работы учитель является центральной
фигурой на уроке, непосредственно организующей и направляющей деятельность
учащихся.
2.Работа с "маленьким учителем".
Более широкие возможности для развития общения учащихся между собой открываются в
тех случаях, когда урок ведет "маленький учитель". Он становится центральной фигурой
на уроке: дает задания, следит за работой учащихся, оценивает их деятельность,
принимает от них отчет; а учитель оказывается как бы в стороне. Но совершенно
очевидно, что именно учитель руководит и направляет деятельность всех учеников в
классе, но уже не непосредственно, а через "маленького учителя".
3.Работа бригадами.
Большие возможности для активации речевого общения учащихся создаются при работе
бригадами. В зависимости от количества учащихся в классе, а также от цели и содержания
урока все учащиеся в классе разбиваются на 2 или 3 группы - бригады. Первый раз работу
бригадами следует организовать таким образом, чтобы одной бригадой руководил сам
учитель, а бригадиры других бригад выполняли свои обязанности, подражая его
действиям.
4.Работа парами.
Работа парами организуется следующим образом. Учитель объявляет, что на сегодняшнем
уроке учащиеся будут работать парами, и спрашивает, кто с кем хочет работать. Обычно
учащиеся выражают желание работать в паре с ближайшим соседом справа или слева.
Учитель должен одобрить выбор, учитывая при этом силы учеников, объединившихся в
пару. Лучше, когда слабый ученик работает в паре с сильным, который ему помогает.
Хорошо, если первый раз, когда вводится данная форма организации работы, в паре с
одним из учеников работает сам учитель. Остальные пары наблюдают за ними и
подражают их действиям.
5.Выполнение индивидуальных заданий.
Данная форма организации работы имеет важное значение для развития
самостоятельности глухих детей.
Структура урока предметно - практического обучения, как и любого другого,
определяется содержанием и целями учебной работы. Специфичность и многообразие
задач предметно практического обучения, наличие тесных взаимосвязей с другими
предметами делают определение темы и особенно целей уроков непростой задачей. Цели
уроков предметно - практического обучения определяется несколькими факторами:
общими задачами предметно - практического обучения, видами деятельности и изделием,
запланированным на данный урок, конкретным составом класса.
Цели, обусловленные задачами предметно - практического обучения
1.Развивающие, направленные на расширение кругозора учащихся и формирования базы
житейских понятий. Например: "Познакомить со значением слов шар, пластилин, лепить",
"Обобщить и систематизировать в процессе беседы знания учащихся о зимнем лесе"
и т. д.
2. Логические, направленные на формирование мыслительных операций. Например:
"Обучать учащихся выделять главные части поделки", "Обучать сравнивать объекты" и
т.д.
3.Речевые, направленные на развитие речи учащихся и навыков речевого общения.
Например : "Обучать учащихся составлять устные поручения товарищу", "Обучать
отвечать на вопросы что это?" и т. д.
4. Трудовые, направленные на выработку ручных умений и навыков. Например : "Обучать
учащихся пользоваться гаечным ключом и отверткой", "Обучать учащихся пришивать
пуговицы" и т.д.
5.Воспитательные, направленные на формирование определенных качеств личности и
характера учащихся. Например : "Воспитывать аккуратность и прилежность в процессе
выполнения заданий", Воспитывать активность и инициативу при выполнении
обязанностей бригадира" и т. д.
Цели урока определяются также составом класса. Учитывая уровень общего и речевого
развития учащихся данного класса, учитель может ставить на каждый урок только такие
цели, которые окажутся посильными для них.
Основные этапы работы над изделием на уроках предметно - практического обучения:
1.Ознакомление с темой урока.
2. Составление плана работы над поделкой.
3. Подготовка необходимых для работы материалов и инструментов.
4. Изготовление поделки.
5. Отчет о выполненной работе.
6. Оценка работы.