Напоминание

Реализация здоровьесберегающего подхода к физическому развитию детей раннего возраста.


Автор: Григорьева Жанна Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №34
Населённый пункт: Кемеровская область г. Ленинск-Кузнецкий
Наименование материала: статья
Тема: Реализация здоровьесберегающего подхода к физическому развитию детей раннего возраста.
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное

учреждение "Детский сад № 34"

Опыт работы 2 группы раннего возраста по по

совершенствованию образовательного процесса по

реализации здоровьесберегающего подхода к физическому

развитию детей .

Подготовил (а): Григорьева Ж.А.

Ленинск-Кузнецкий ГО 2020г

Здоровьесберегающие технологии это один из видов современных

инновационных технологий, которые направлены на сохранение и улучшение

здоровья

всех

участников

образовательного

процесса

в

ДОО.

Здоровьесберегающие технологии в ДОО по ФГОС отлично сочетаются с

традиционными формами и методами в педагогике, дополняя их различными

способами осуществления оздоровительной работы. Использование таких

технологий решает целый ряд задач:

- закладывание фундамента хорошего физического здоровья;

-повышение

уровня

психического

и

социального

здоровья

воспитанников;

- проведение профилактической оздоровительной работы;

- ознакомление дошкольников с принципами ведения здорового образа

жизни;

- мотивация детей на здоровый образ жизни;

- формирование полезных привычек;

-формирование

осознанной

потребности

в

регулярных

занятиях

физкультурой;

- воспитание ценностного отношения к своему здоровью.

В нашей группе находятся дети от 2до 3 лет. В этот возрастной период в

организме ребенка происходят значительные изменения и в физическом, и в

умственном развитии. В нашей группе созданы педагогические условия

здоровьесберегающего процесса воспитания и развития детей, основными из

которых являются: организация разных видов деятельности детей в игровой

форме;

организация

культурного

творчества

дошкольников;

оснащение

деятельности

детей

оборудованием,

игрушками,

играми,

игровыми

упражнениями и пособиями.

В

своей

работе

чтобы

детям

было

комфортно,

уютно,

доступно,

увлекательно мы используем такие здоровьесберегающие технологии как:

Различные виды гимнастик:

1.Утренняя гимнастика

проводится ежедневно. Комплекс упражнений

разработан

на

каждые

2

недели

и

подобрали

к

ним

музыкальное

сопровождение:

«Курочка

Ряба»,

«Погремушки»,

«Веселые

Петрушки»,

«Самолетики» и др.

2.Дыхательная гимнастика - это система упражнений на развитие речевого

дыхания. Очень детям нравится упражнения с мыльными пузырями, «Насос»,

«Волшебные бутылочки», «Каша кипит», «Чей шарик быстрее» и тд.

3.Пальчиковая гимнастика - развитие ребёнка связано с развитием

движений пальцев рук.

Темы упражнений самые разнообразные: «Веселая

мышка», «Паучки», «Домик на елке», «Крокодилы», и др.

4.Гимнастика для глаз - переключает детей на другой вид деятельности,

снимает зрительное утомление, активизирует мыслительную деятельность.

Стараемся проводить в стихах, например:

Всю неделю по — порядку, глазки делают зарядку.

В понедельник, как проснутся, глазки солнцу улыбнутся,

Вниз посмотрят на траву и обратно в высоту.

А сейчас расслабьте глаза, поморгайте часто-часто

Без гимнастики, друзья, нашим глазкам жить нельзя!

«Поморгаем глазками», «Смотрим на окошко, смотрим на зеркало», «Посмотри

вниз, посмотри вверх» и др.

5. Бодрящая гимнастика проводится ежедневно после дневного сна 5-10

мин. Стараемся включать спокойную музыку и начинаем делать упражнения на

пробуждение. В комплекс входят упражнения «Мы проснулись», «Котята»

«Солнышко просыпается», «Потягушки», «Велосипед» и др.,

Для профилактических целей родителями и воспитателями был изготовлен

коврик - дорожка с пуговицами. Дети с удовольствием ходят по нему после

дневного сна.

6.Динамические паузы, физминутки проводятся перед занятиями, во

время занятий, после занятий, по мере утомляемости детей и в зависимости от

вида занятий. Применяем комплексы мини упражнений «Зоркие глазки», «Где

же наши ручки», «Рыбки плавают в пруду», «Пальчики гуляют» и др.

Упражнения для физминуток подбираем с учетом характера и содержания

занятия.

7.Подвижные игры проводятся ежедневно вместе с воспитателем, так же

используются, как часть физкультурного занятия. Игры подбираются в

соответствии с возрастом ребѐнка, местом и временем еѐ проведения. Например

на прогулке «Воробышки и автомобиль», «Мой веселый звонкий мяч», «Кто

быстрее», в группе «Солнышко и дождик», «Лохматый пес», «Вышла курочка

гулять» и тд.

8.Физкультурные занятия - проводятся 3 раза в неделю в соответствии с

программой.

Они направлены на обучение двигательным умениям и навыкам.

Для освоения ходьбы и бега мы используем такие игровые упражнения, как:

«Побежим тихо как мышата», «Пройдём тихо как котята». Для закрепления

навыков ползания и лазания не обойтись без таких упражнений, как: «Собачки

догоняют мяч», «Пролезь в воротца». Послужат обучению катанию, бросанию

и метанию игровые упражнения с предметами. Например: «Перебрось мяч

через заборчик», «Мячик катится с горки».

Для развития мелкой моторики используем игры-шнуровки, игры с

прищепками, игры лабиринты, дидактические: «Чудесный мешочек», «Собери

грибочки»; настольно-печатные игры «Пазлы», «Разрезные картинки»

Для формирования осанки столы и стулья подобраны по росту детей, следим за

правильной посадкой за столом.

В оздоровлении детей особое место уделяется закаливающим процедурам.

Закаливание воздухом - воздушные ванны улучшают терморегуляцию кожи и

приводят к усилению выработки тепла во внутренних органах.

Для сбережения и укрепления здоровья детей в группе проводим ежедневные

проветривания, следим за чистотой и освещением группы, за температурным

режимом.

9.Сказкотерапию используем для психотерапевтической и развивающей

работы. Каждый день мы сталкиваемся с большими и маленькими проблемами.

Надо умываться, а дети не любят, надо кушать, а они не хотят, надо одеваться,

убирать игрушки, а они не желают. Как же с ними справиться? И вот тут на

помощь приходят стихи, сказки, песенки, потешки, одним словом – элементы

сказкотерапии.

Также

в

своей

работе

мы

используем

технологию музыкального

воздействия

и конкретно хотим остановиться на этом. Музыка обладает

сильным психологическим воздействием на детей помогает снять напряжение,

повысить эмоциональный настрой ребенка. И мы широко использую ее в

течении дня, в зависимости от вида деятельности.

Музыка должна прослушиваться детьми дозированно, в зависимости от

времени суток, вида деятельности, даже настроения детей.

Утренний прием в детском саду в нашей группе начинается под музыку

Моцарта, потому что Моцарт оказывает воздействие, сила которого не

сравнима с другими. Вариантами музыки для утреннего приема используем

следующие произведения:

1.«Утро» (музыка Грига из сюиты «Пер Гюнт»).

2.Музыкальные композиции (оркестр Поля Мориа),

3.Сен-Санс «Карнавал животных» (симфонический оркестр),

4.П. И. Чайковский «Вальс цветов» из балета «Щелкунчик»,

5.М. Мусоргский «Рассвет на Москве- реке»,

6.В. Моцарт «Маленькая ночная серенада»,

7.И. Штраус. «На прекрасном голубом Дунае».и др.

На занятиях мы используем спокойную лирическую музыку композиция К.

Дебюсси «Лунный свет», располагающую детей к творчеству (рисование,

лепка).

Для расслабления, снятия эмоционального и физического напряжения

после занятий физической культурой используем классическую и современную

релаксирующюю музыку, наполненную звуками природы (шелест листьев,

голоса птиц, стрекотание насекомых, шум морских волн и крик дельфинов,

журчание ручейка).

Дневной сон проходит под тихую, спокойную музыку сопровождается

следующими музыкальными произведениями:

1. Соло фортепиано (Клейдерман и симфонический оркестр).

2. «Времена года» П. И. Чайковского.

3. Бетховен, соната № 14 «Лунная».и др

Для пробуждения мы используем тихую, нежную, легкую,

радостную музыку. Так же под музыку выполняем комплексы упражнений на

пробуждение, не поднимая с кровати детей под произведения:

1. Боккерини Л. «Менуэт»,

2.Григ Э. «Утро»,

3. Лютневая музыка ХYII века,

4.Мендельсон Ф. «Песня без слов»,

5. Моцарт В. «Сонаты»,

6. Мусоргский М. «Рассвет на Москва-реке» и др.

Когда ребенок слушает музыку, его организм поглощает музыкальную

энергию, и она нормализует работу жизненно важных систем и органов.

Поэтому правильно подобранная мелодия оказывает благоприятное

воздействие на ребенка и его здоровье.

Реализацию этих технологий осуществляем в разных формах организации

педагогического процесса: на занятиях и прогулках, в режимных моментах и в

свободной деятельности в ходе педагогического взаимодействия взрослого с

ребенком.

Каждая из рассмотренных технологий имеет оздоровительное направление,

а используемая в комплексе здоровьесберегающая деятельность в итоге

формирует привычку к здоровому образу жизни.

Мы воспитатели данной группы стараемся, достичь с родителями

доверительных, партнерских отношений, для того чтобы объединить усилия во

благо наших детей. Но от его результата зависит многое. Убеждены в том, что

залог успеха в работе с родителями зависит от искреннего участия и интереса

воспитателя к ребенку, его успехам и проблемам.

С родителями проводили консультации: «Возрастные особенности детей 2-3

лет», «Одеваем ребенка в холодное и теплое время года», «Закаливание детей

дошкольного возраста», «Режим главное в жизни детей», «Поиграем дома» и

др. В уголке для родителей вывешиваем памятки по профилактике гриппа,

ОРВИ, о правильном питании, о профилактике зубных заболеваний. Проводили

тематическое родительское собрание «Здоровый малыш-радость родителей»

Таким образом, можно сказать, что только круглогодичная работа позволит

эффективно

способствовать

укреплению

и

сохранению

здоровья

воспитанников, даст позитивную динамику оздоровления детского организма,

позволит достичь положительных результатов: повышения уровня физической

подготовленности, положительную динамику в распределении по группам

здоровья, профилактику и коррекцию отклонений физического развития

воспитанников.



В раздел образования