Автор: Григорьева Жанна Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №34
Населённый пункт: Кемеровская область г. Ленинск-Кузнецкий
Наименование материала: статья
Тема: Реализация здоровьесберегающего подхода к физическому развитию детей раннего возраста.
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное
учреждение "Детский сад № 34"
Опыт работы 2 группы раннего возраста по по
совершенствованию образовательного процесса по
реализации здоровьесберегающего подхода к физическому
развитию детей .
Подготовил (а): Григорьева Ж.А.
Ленинск-Кузнецкий ГО 2020г
Здоровьесберегающие технологии это один из видов современных
инновационных технологий, которые направлены на сохранение и улучшение
здоровья
всех
участников
образовательного
процесса
в
ДОО.
Здоровьесберегающие технологии в ДОО по ФГОС отлично сочетаются с
традиционными формами и методами в педагогике, дополняя их различными
способами осуществления оздоровительной работы. Использование таких
технологий решает целый ряд задач:
- закладывание фундамента хорошего физического здоровья;
-повышение
уровня
психического
и
социального
здоровья
воспитанников;
- проведение профилактической оздоровительной работы;
- ознакомление дошкольников с принципами ведения здорового образа
жизни;
- мотивация детей на здоровый образ жизни;
- формирование полезных привычек;
-формирование
осознанной
потребности
в
регулярных
занятиях
физкультурой;
- воспитание ценностного отношения к своему здоровью.
В нашей группе находятся дети от 2до 3 лет. В этот возрастной период в
организме ребенка происходят значительные изменения и в физическом, и в
умственном развитии. В нашей группе созданы педагогические условия
здоровьесберегающего процесса воспитания и развития детей, основными из
которых являются: организация разных видов деятельности детей в игровой
форме;
организация
культурного
творчества
дошкольников;
оснащение
деятельности
детей
оборудованием,
игрушками,
играми,
игровыми
упражнениями и пособиями.
В
своей
работе
чтобы
детям
было
комфортно,
уютно,
доступно,
увлекательно мы используем такие здоровьесберегающие технологии как:
Различные виды гимнастик:
1.Утренняя гимнастика
проводится ежедневно. Комплекс упражнений
разработан
на
каждые
2
недели
и
подобрали
к
ним
музыкальное
сопровождение:
«Курочка
Ряба»,
«Погремушки»,
«Веселые
Петрушки»,
«Самолетики» и др.
2.Дыхательная гимнастика - это система упражнений на развитие речевого
дыхания. Очень детям нравится упражнения с мыльными пузырями, «Насос»,
«Волшебные бутылочки», «Каша кипит», «Чей шарик быстрее» и тд.
3.Пальчиковая гимнастика - развитие ребёнка связано с развитием
движений пальцев рук.
Темы упражнений самые разнообразные: «Веселая
мышка», «Паучки», «Домик на елке», «Крокодилы», и др.
4.Гимнастика для глаз - переключает детей на другой вид деятельности,
снимает зрительное утомление, активизирует мыслительную деятельность.
Стараемся проводить в стихах, например:
Всю неделю по — порядку, глазки делают зарядку.
В понедельник, как проснутся, глазки солнцу улыбнутся,
Вниз посмотрят на траву и обратно в высоту.
А сейчас расслабьте глаза, поморгайте часто-часто
Без гимнастики, друзья, нашим глазкам жить нельзя!
«Поморгаем глазками», «Смотрим на окошко, смотрим на зеркало», «Посмотри
вниз, посмотри вверх» и др.
5. Бодрящая гимнастика проводится ежедневно после дневного сна 5-10
мин. Стараемся включать спокойную музыку и начинаем делать упражнения на
пробуждение. В комплекс входят упражнения «Мы проснулись», «Котята»
«Солнышко просыпается», «Потягушки», «Велосипед» и др.,
Для профилактических целей родителями и воспитателями был изготовлен
коврик - дорожка с пуговицами. Дети с удовольствием ходят по нему после
дневного сна.
6.Динамические паузы, физминутки проводятся перед занятиями, во
время занятий, после занятий, по мере утомляемости детей и в зависимости от
вида занятий. Применяем комплексы мини упражнений «Зоркие глазки», «Где
же наши ручки», «Рыбки плавают в пруду», «Пальчики гуляют» и др.
Упражнения для физминуток подбираем с учетом характера и содержания
занятия.
7.Подвижные игры проводятся ежедневно вместе с воспитателем, так же
используются, как часть физкультурного занятия. Игры подбираются в
соответствии с возрастом ребѐнка, местом и временем еѐ проведения. Например
на прогулке «Воробышки и автомобиль», «Мой веселый звонкий мяч», «Кто
быстрее», в группе «Солнышко и дождик», «Лохматый пес», «Вышла курочка
гулять» и тд.
8.Физкультурные занятия - проводятся 3 раза в неделю в соответствии с
программой.
Они направлены на обучение двигательным умениям и навыкам.
Для освоения ходьбы и бега мы используем такие игровые упражнения, как:
«Побежим тихо как мышата», «Пройдём тихо как котята». Для закрепления
навыков ползания и лазания не обойтись без таких упражнений, как: «Собачки
догоняют мяч», «Пролезь в воротца». Послужат обучению катанию, бросанию
и метанию игровые упражнения с предметами. Например: «Перебрось мяч
через заборчик», «Мячик катится с горки».
Для развития мелкой моторики используем игры-шнуровки, игры с
прищепками, игры лабиринты, дидактические: «Чудесный мешочек», «Собери
грибочки»; настольно-печатные игры «Пазлы», «Разрезные картинки»
Для формирования осанки столы и стулья подобраны по росту детей, следим за
правильной посадкой за столом.
В оздоровлении детей особое место уделяется закаливающим процедурам.
Закаливание воздухом - воздушные ванны улучшают терморегуляцию кожи и
приводят к усилению выработки тепла во внутренних органах.
Для сбережения и укрепления здоровья детей в группе проводим ежедневные
проветривания, следим за чистотой и освещением группы, за температурным
режимом.
9.Сказкотерапию используем для психотерапевтической и развивающей
работы. Каждый день мы сталкиваемся с большими и маленькими проблемами.
Надо умываться, а дети не любят, надо кушать, а они не хотят, надо одеваться,
убирать игрушки, а они не желают. Как же с ними справиться? И вот тут на
помощь приходят стихи, сказки, песенки, потешки, одним словом – элементы
сказкотерапии.
Также
в
своей
работе
мы
используем
технологию музыкального
воздействия
и конкретно хотим остановиться на этом. Музыка обладает
сильным психологическим воздействием на детей помогает снять напряжение,
повысить эмоциональный настрой ребенка. И мы широко использую ее в
течении дня, в зависимости от вида деятельности.
Музыка должна прослушиваться детьми дозированно, в зависимости от
времени суток, вида деятельности, даже настроения детей.
Утренний прием в детском саду в нашей группе начинается под музыку
Моцарта, потому что Моцарт оказывает воздействие, сила которого не
сравнима с другими. Вариантами музыки для утреннего приема используем
следующие произведения:
1.«Утро» (музыка Грига из сюиты «Пер Гюнт»).
2.Музыкальные композиции (оркестр Поля Мориа),
3.Сен-Санс «Карнавал животных» (симфонический оркестр),
4.П. И. Чайковский «Вальс цветов» из балета «Щелкунчик»,
5.М. Мусоргский «Рассвет на Москве- реке»,
6.В. Моцарт «Маленькая ночная серенада»,
7.И. Штраус. «На прекрасном голубом Дунае».и др.
На занятиях мы используем спокойную лирическую музыку композиция К.
Дебюсси «Лунный свет», располагающую детей к творчеству (рисование,
лепка).
Для расслабления, снятия эмоционального и физического напряжения
после занятий физической культурой используем классическую и современную
релаксирующюю музыку, наполненную звуками природы (шелест листьев,
голоса птиц, стрекотание насекомых, шум морских волн и крик дельфинов,
журчание ручейка).
Дневной сон проходит под тихую, спокойную музыку сопровождается
следующими музыкальными произведениями:
1. Соло фортепиано (Клейдерман и симфонический оркестр).
2. «Времена года» П. И. Чайковского.
3. Бетховен, соната № 14 «Лунная».и др
Для пробуждения мы используем тихую, нежную, легкую,
радостную музыку. Так же под музыку выполняем комплексы упражнений на
пробуждение, не поднимая с кровати детей под произведения:
1. Боккерини Л. «Менуэт»,
2.Григ Э. «Утро»,
3. Лютневая музыка ХYII века,
4.Мендельсон Ф. «Песня без слов»,
5. Моцарт В. «Сонаты»,
6. Мусоргский М. «Рассвет на Москва-реке» и др.
Когда ребенок слушает музыку, его организм поглощает музыкальную
энергию, и она нормализует работу жизненно важных систем и органов.
Поэтому правильно подобранная мелодия оказывает благоприятное
воздействие на ребенка и его здоровье.
Реализацию этих технологий осуществляем в разных формах организации
педагогического процесса: на занятиях и прогулках, в режимных моментах и в
свободной деятельности в ходе педагогического взаимодействия взрослого с
ребенком.
Каждая из рассмотренных технологий имеет оздоровительное направление,
а используемая в комплексе здоровьесберегающая деятельность в итоге
формирует привычку к здоровому образу жизни.
Мы воспитатели данной группы стараемся, достичь с родителями
доверительных, партнерских отношений, для того чтобы объединить усилия во
благо наших детей. Но от его результата зависит многое. Убеждены в том, что
залог успеха в работе с родителями зависит от искреннего участия и интереса
воспитателя к ребенку, его успехам и проблемам.
С родителями проводили консультации: «Возрастные особенности детей 2-3
лет», «Одеваем ребенка в холодное и теплое время года», «Закаливание детей
дошкольного возраста», «Режим главное в жизни детей», «Поиграем дома» и
др. В уголке для родителей вывешиваем памятки по профилактике гриппа,
ОРВИ, о правильном питании, о профилактике зубных заболеваний. Проводили
тематическое родительское собрание «Здоровый малыш-радость родителей»
Таким образом, можно сказать, что только круглогодичная работа позволит
эффективно
способствовать
укреплению
и
сохранению
здоровья
воспитанников, даст позитивную динамику оздоровления детского организма,
позволит достичь положительных результатов: повышения уровня физической
подготовленности, положительную динамику в распределении по группам
здоровья, профилактику и коррекцию отклонений физического развития
воспитанников.