Автор: Наумкина Евгения Сергеевна
Должность: учитель химии
Учебное заведение: ГБОУ СОШ №147 Красногвардейского района Санкт-Петербурга
Населённый пункт: г. Санкт-Петербург
Наименование материала: статья
Тема: Формирование коммуникативных УУД на основе приёмов критического мышления
Раздел: среднее образование
Формирование коммуникативных УУД
на основе приемов критического мышления
Современных условиях развития общества образование на
всех
уровнях
ориентировано
на
не
только
на
усвоение
обучающимися
определенной
суммы
знаний,
но
и
на
формирование их личности, познавательных и созидательных
способностей. В ходе обучения должна сформироваться целостная
система универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт
самостоятельной
когнитивной
деятельности
и
личной
ответственности обучающихся, то есть общие и профессиональные
компетенции.
В связи с чем особое внимание в ФГОС нового поколения
уделяется
формированию
коммуникативных
универсальных
учебных
действий,
которые
обеспечивают
социальную
компетентность и учет позиции других людей, партнера по
общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог;
участвовать
в
коллективном
обсуждении
проблем;
интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное
взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми
.
Одна
из
интереснейших
образовательных
технологий,
которая
позволяет
вырабатывать
указанные
универсальные
учебные действия - это технология критического мышления,
предложенная в конце XX века американскими психологами
Джинни Стилом, Куртом Мередитом и Чарльзом Темплом.
Целью
данной
технологии
является
развитие
мыслительных навыков индивида. Специфика образовательной
технологии критического мышления заключается в следующем:
учебный процесс базируется на взаимодействии личности и
информации, закономерностях и механизмах процессов познания;
-
на этапах технологии могут использоваться различные
формы и стратегии работы с текстом, организации дискуссий;
-
стратегии технологии позволяют проводить обучение на
основе сотрудничества, совместного планирования и рефлексии.
Это
универсальная
технология
организации
учебного
процесса, которая применима к любой программе и к любому
предмету.
Основу технологии развития критического мышления
составляет
трехфазный
процесс:
вызов
реализация
смысла
(осмысление содержания) рефлексия (размышление).
В рамках указанной теории разработано значительное
количество методических приёмов работы с информацией.
Прием «Корзина идей»
1)
учитель задает вопрос о том, что известно детям о
поставленной проблеме;
2)
каждый
ученик
самостоятельно
вспоминает
и
записывает в тетрадь то, что он знает в этой связи (1-2 мин);
3)
обмен информацией в парах (группах);
4)
каждая пара называет одно сведение или факт, не
повторяя сказанного ранее;
5)
учитель в виде тезисов записывает в «корзинке» все
высказывания и идеи, включая ошибочные;
6)
по мере освоения новой информации исправляются
ошибки, вносятся необходимые дополнения.
Прием «Мозговая атака»
1 этап - создание
банка идей,
возможных
решений
проблемы (принимается и фиксируется всё, без изменений и
оценок, около 10-15 мин);
2
этап - коллективное обсуждение идей и предложений;
3
этап - выбор наиболее перспективных решений.
Прием «Таблица Донны Огл» (знаю, хочу узнать, узнал)
Одна из форм контроля эффективности чтения с пометами.
Читая текст, ученик заполняет графы таблицы: «З(наю) - У (знал) -
Х(очу узнать)» или «З(наю) - Х(очу узнать) - У (знал)» своими
словами, без цитирования исходного
Прием «Разбивка на кластеры»
В центре записывается ключевое слово, от него рисуются
стрелки-лучи в разные стороны к другим понятиям, связанным с
ключевым словом; от них тоже расходятся лучи и т.д. В процессе
уточнения
информации
кластер
видоизменяется.Прием
«Ассоциации»
Учащимся предлагается ответить на вопросы: «Какие
ассоциации связаны с ...?», « Что вы знаете о ...»?
Прием «Дерево предсказаний»
«Ствол дерева» - тема, «ветви» - предположения, «листья» -
обоснования предположений, аргументы. Приём разработан для
работы с художественным текстом, чтобы строить предположения
о развитии сюжета, но с успехом применяется для обсуждения
социально значимых проблем.
Прием «Карта познания»
От ключевого понятия, помещённого в центр листа (доски),
отходят изогнутые лини (ветви) первого порядка с помещенными
на них словами, связанными с ключевым понятием; далее
помещаются «ветви» второго порядка с понятиями, уточняющими
первоначальные сведения. Надо стремиться использовать для
создания «карты» меньше слов, но больше символов, рисунков,
цвета.
Прием «Перепутанные логические цепочки»
Вариант «а»: Модификация приема «Ключевые термины».
Дополнительным моментом является расположение на доске
ключевых
слов
в
специально
«перепутанной»
логической
последовательности. После знакомства с текстом, на стадии
«рефлексии» учащимся предлагается восстановить нарушенную
последовательность.
Вариант «б»: На отдельные листы выписываются 5-6
событий из текста (как правило, историко-хронологического или
естественно-научного).
Демонстрируются
перед
классом
в
заведомо
нарушенной
последовательности.
Учащимся
предлагается восстановить правильный порядок хронологической
или причинно-следственной цепи. После заслушивания различных
мнений и придя к более или менее единому решению, учитель
предлагает ученикам познакомиться с исходным текстом и
определить:
верны
ли
были
их
предположения.
Форма
способствует развитию внимания и логического мышления. Более
приемлема при изучении информативно-содержательных текстов.
Прием «Инсерт»
Учащиеся читают текст, делая пометки:
«V» -известная информация;
«+»- новая информация;
«?»- непонятная информация;
«
» - информация, идущая вразрез с имеющимися
представлениями и знаниями.
После работы с текстом - обсуждение с обязательным
обращением к исходному тексту, цитированием.
Прием «Чтение (просмотр, прослушивание) с
остановками»
Учащиеся могут работать со знакомым текстом, который
заранее разделен на части; к каждой из них сформулированы
вопросы
(простые
(факты,
воспроизведение
информации),
уточняющие, объясняющие (почему?), творческие и т.д.)
Или же, после каждой смысловой части лекции учителя
делается
пауза,
обсуждается
проблемный
вопрос,
идет
коллективный
поиск
ответа
на
основной
вопрос
темы,
выполняются дополнительные задания.
Прием «Бортовой журнал»
Во время лекции ученики работают с таблицей: «известная
информация и предположения (заполняется до лекции на стадии
«вызов») - новая информация». 1 вариант использования приема -
работа в парах: один ученик ставит «+» и « »в левой колонке,
другой - записывает новую информацию; после индивидуальной
работы пара обсуждает полученное, готовится к общей работе с
классом.
Прием «Зигзаг»
Аудитория разделена на четверки, у каждого обучающегося
номер от 1 до 4. Дети работают с текстом, каждый сосредоточен на
части
с
соответствующим
номером,
затем
первые
номера
объединяются с первыми, вторые - со вторыми и т.д. для
обсуждения своей части текста, составления схемы рассказа по
теме
и выбора
представителя,
который проведет
итоговую
презентацию. Вернувшись в свою группу, обучающиеся по схеме
рассказывают о своей части текста, слушают других, делают
записи в тетрадях, затем эксперты от каждого номера проводят
презентации своих тем, все остальные вносят уточнения и
дополнения.
Прием «Как вы думаете?»
Класс делится на группы по 4 - 6 человек, учитель каждой
из них раздает карточки с суждениями и игровое поле, где
располагаются три зоны: «никогда - иногда - всегда». Дети берут
по очереди карточки, читают суждения и по своему усмотрению
(ни с кем не советуясь) раскладывают карточки на одну из зон
игрового поля текстом вверх. Остальные члены группы читают про
себя суждения и, если считают, что карточка лежит не в своей
зоне, могут перевернуть ее текстом вниз; затем происходит
обсуждение.
Прием «Синквейн» (пятистрочный белый стих)
Методика: 1) объяснить правила написания синквейна; 2)
привести несколько примеров синквейнов; 3) задать тему; 4)
зафиксировать время на написание синквейнов; 5)заслушать
варианты
(по
желанию
учеников).
Можно
начинать
с
коллективного сочинения синквейна, с работы в парах, группах.
1.
Одно существительное - тема синквейна.
2.Два прилагательных или причастия, раскрывающие тему.
3.Три глагола, описывающие действия, относящиеся к
теме, характеризующие или объясняющие суть происходящих
событий.
4. Фраза (предложение) из четырех слов, позволяющая
ученику выразить свое отношение к теме или содержащая вывод
(может использоваться цитата, крылатое выражение).
5. Одно слово - резюме, дающее новую интерпретацию
темы; содержащее ассоциацию с ней; восклицание.
Прием «РАФТ»(Ролъ, Аудитория, Форма, Тема)
Пишущий выбирает для себя роль,
т.е. сочиняет не от
своего лица; определяет, для кого (родители, одноклассники) он
пишет; выбирает форму
(письмо, жалоба) и тему
сочинения.
Работа может вестись в парах, а также с опорой на вопросы.
Прием «Дискуссия»
Цель: не решить проблему, а углубить понимание её
важности.
Проблема
должна
быть
спорной,
неоднозначной,
содействовать
активному
вовлечению
учащихся
в
диалог.
Дискуссии предшествует подготовительная работа с источниками
информации.
Часто
используемый
вариант
-
перекрестная
дискуссия: две стороны формулируют и защищают аргументы «за»
и «против».
Прием «Тонкие» вопросы и «толстые» вопросы»
Таблица «тонких» и «толстых» вопросов может быть
использована на любой из трех стадий урока. Если мы пользуемся
этим приемом на стадии вызова, то это будут вопросы, на которые
наши учащиеся хотели бы получить ответы при изучении темы.
Учащимся предлагается сформулировать вопросы к теме в форме
«тонких» и «толстых» вопросов. Далее учитель записывает на
доске ряд вопросов и просит учащихся (индивидуально или в
группах)
попробовать
на
них
ответить,
аргументируя
свои
предположения. По ходу работы с таблицей в левую колонку
записываются вопросы, требующие простого односложного ответа.
В правой колонке записываются вопросы, требующие подробного,
развернутого ответа; либо вопросы, на которые они сами пока не
могут ответить, но хотели бы найти на них ответы. После того как
прозвучат ответы на данные вопросы, учащимся предлагается
прочитать или прослушать текст, найти подтверждения своим
предположениям и ответы на «тонкие» и «толстые» вопросы. На
стадии осмысления содержания прием служит для активной
фиксации вопросов по ходу чтения, слушания; при рефлексии - для
демонстрации понимания пройденного. На стадии рефлексии
дается задание составить еще 3-4 «тонких» и «толстых» вопроса,
занести их в таблицу, поработать с вопросами в парах, выбрав
наиболее
интересные,
которые
можно
задать
всей
группе.
«Толстые» вопросы требуют простого, однозначного ответа (Где?
Когда?
Кто?
Что?).
«Тонкие»
вопросы:
Почему?
Каковы
последствия? В чем различия? Предположите, что будет, если...
Прием «Кубик»
Графическая организация материала. На гранях кубика
дается задание. В группах учащиеся заполняют на развороте грани
кубика. Опрос - выбрасывается кубик, ответ учащиеся дают на
задание выпавшей грани.
Прием «Карусель»
Групповая работа. Формулируются проблемные вопросы
открытого
характера
по
количеству
групп.
Необходимо
подготовить цветные маркеры, листы АЗ с написанными на них
вопросами /по одному на каждом/. По сигналу учителя листы
передаются по часовой стрелке. Учащиеся совместно дают ответ
на каждый проблемный вопрос, не повторяясь.
Стратегия «Галерея»
После «карусели» вывешиваются работы учащихся на
доске. Каждый учащийся отдает свой голос за наиболее точный
ответ на каждый вопрос. Таким образом, можно определить, какая
группа дала лучший ответ
Прием «Словарная карта»
Прием критического мышления «Словарная карта» учит
пользоваться
фоновыми
знаниями,
контекстом,
словарями,
усваивать новые понятия и термины, применять их практически.
Когда обучаемым предлагается определить место нового слова в
уже
имеющейся
понятийной
системе,
усвоение
происходит
гораздо
успешнее.
Расширение
словарного
запаса
мы
рассматриваем как интерактивный практический процесс. Работа
строится следующим образом: в ходе получения любого вида
информации обучаемые концентрируют свое внимание на новых
понятиях и терминах, являющихся ключевыми в данной теме.
Учащимся предлагается вспомнить, что они знали раньше об этом
понятии, и расширить свои знания, а также, используя контекст и
словари,
вывести
осознанное
и
усвоенное
значение
слова.
Словарная карта может содержать следующие элементы:
•
новое слово;
•
место его нахождения;
•
словоупотребление, ассоциацию или пример;
•
другую форму слова;
•
дефиницию;
•
синоним;
•
антоним;
•
предложение, найденное в книге;
•
собственное предложение.
Прием «Покопаемся в памяти»
Учащимся предлагается ответить на вопросы:
•
Какая тема? (назовите ее);
•
Что вы уже знаете об этом?
•
Чего вы ожидали или испытывали потребность узнать?
•
Почему вам это нужно знать?
Важно записать все, что придет на ум. Не имеет
значения правильно ли то, что записали или нет.
После того как учащиеся записали все, что знаете по
данной теме необходимо это обсудить с партнером. После
того, как партнеры завершат свое обсуждение, члены группы
должны поделиться своими знаниями. По мере того, как они
делятся своими знаниями, учитель записывает их идеи на
листе бумаги прикрепленном к стене или пленке кодоскопа,
или на доске. Любые разногласия должны быть вынесены на
обсуждение. Задает время от время вопрос, все ли согласны с
тем, что сказано. Также хорошо способствуют дискуссии,
дружественные разногласия по обсуждаемым вопросам.
Прием «Инструкции»
На
стадии
вызова
учащимся
могут
быть
даны
инструкции по их дальнейшей работе в течение урока. Класс
делится на количество частей в тексте.
В каждой группе назначается эксперт.
Правила работы в экспертной группе:
1.
Надо изучить вопрос так, чтобы суметь объяснить
партнерам.
2.
Ищите
эффективные
способы
преподнесения
информации.
3.
Разъясните то, что другим осталось не понятным.
4.
Составьте «Экспертный лист».
Прием «Двухчастный дневник»
Этот прием дает возможность читателю увязать содержание
текста со своим личным опытом. Двойные дневники могут
использоваться
при
чтении
текста
на
уроке,
но
особенно
продуктивна работа с этим приемом, когда учащиеся получают
задание прочитать текст большого объема дома.
В левой части дневника учащиеся записывают те моменты
из текста, которые произвели на них наибольшее впечатление,
вызвали какие-то воспоминания, ассоциации с эпизодами из их
собственной жизни, озадачили их, вызвали протест или, наоборот,
восторг, удивление, такие цитаты, на которых они "споткнулись".
Справа они должны дать комментарий: что заставило записать
именно эту цитату. На стадии рефлексии учащиеся возвращаются к
работе
с
двойными
дневниками,
с
их
помощью
текст
последовательно разбирается, учащиеся делятся замечаниями,
которые они сделали к каждой странице. Учитель знакомит
учащихся с собственными комментариями, если хочет привлечь
внимание учащихся к тем эпизодам в тексте, которые не
прозвучали в ходе обсуждения.
Прием «Трехчастный дневник»
"Трехчастные дневники" имеют третью графу - "письма к
учителю". Этот прием позволяет работать не только с текстом, но и
проводить диалог с учителем по поводу прочитанного.
Прием «Таблица аргументов»
Составляется следующим образом: учитель дает аргументы,
а обучающиеся должны их опровергнуть или подтвердить фактами
из лекции учителя или при работе с учебником.
Прием «Ключевые слова»
Учитель
выбирает
из
текста
4-5
ключевых
слов
и
выписывает их на доску.
Вариант «а»:
Парам отводится 5 минут на то, чтобы
методом мозговой атаки дать общую трактовку этих терминов и
предположить, как они будут фигурировать в последующем тексте.
Вариант «б»:
Учащимся предлагается в группе или
индивидуально составить и записать свою версию рассказа,
употребив все предложенные ключевые термины.
При знакомстве с исходным содержанием,
учащиеся
сопоставляют «свою» версия и версию «оригинального текста».
Описанное задание обычно используется на стадии «вызова»,
однако
на
стадии
«рефлексии»
целесообразно
вернуться
к
ключевым терминам и обсудить обнаруженные совпадения и
выявленные разногласия. Использование данной формы развивает
воображение, фантазию, способствует активизации внимания при
знакомстве с текстом оригинала. Предметная сфера не ограничена.
Прием «Круги на воде»
Выбрать любое ведущее слово (из 5 - 6 букв, без мягкого
знака)
1.
Записать это слово в столбик.
2. Написать
рядом
с
каждой
буквой
какое-нибудь
существительное, которое начинается с данной буквы.
3. Составить связный текст (рассказ) с использованием всех
слов. Заглавие - слово «мастер». (Или слово мастер должно
выражать главную мысль сочиненного рассказа.) Попробуйте
составить связный текст на основе тех смысловых понятий,
которые мы вложили в это слово все вместе.
Прием «Фишбоун» (Д. Баланка)
Нередко в тексте или объяснении учителя на уроке
содержатся те или иные учебные проблемы. Они обсуждаются,
идет поиск их решений. Вместе с тем иногда эти проблемы
обозначены неявно. В этом случае школьники могут не обратить
на них внимания или будут испытывать затруднения при поиске их
решения. Разрешить проблему можно только тогда, когда сам ясно
видишь
все
ее
аспекты.
Лучше
всего
если
проблема
рассматривается с разных сторон, а решение опирается на
достаточно ясную фактическую базу.
“Fish
bone” - «рыбья кость». В «голове» этого скелета
обозначена проблема, которая рассматривается в тексте. На самом
скелете есть верхние и нижние косточки. На верхних ученики
отмечают причины возникновения изучаемой проблемы (эти
записи они могут сделать и на стадии вызова, до чтения текста, в
результате актуализации своих знаний и опыта). Напротив верхних
косточек располагаются нижние, на которых ученики по ходу
чтения выписывают факты, отражающие суть, факты. Факт
придает проблеме ясность и реальные очертания, позволяют
говорить
не
об
абстрактном
решении,
а
о
конкретном
механизме.Возможно добавление верхних и нижних косточек,
расширение представленных сведений. При этом технология
работы может варьироваться.
Прием «Эссе»
Различают 5-минутное эссе, 10-минутное эссе, а также
более продолжительные и трудоемкие сочинения.
10-минутное эссе. После чтения (прослушивания) и общего
обсуждения текста учащимся предлагается организовать свои
мысли с помощью 10-минутного эссе (по методике свободного
письма). Для этого учитель просит в течение 10 минут писать на
предложенную тему. Главное правило свободного письма - не
останавливаться,
не
перечитывать,
не
исправлять.
При
затруднении можно письменно прокомментировать возникшую
проблему и постараться писать дальше. Иногда текст свободного
эссе предлагается использовать как подготовительный этап работы
для более солидного сочинения.
5-минутное эссе. Этот вид письменного задания обычно
применяется в конце занятия, чтобы помочь учащимся подытожить
свои знания по изученной теме. Для учителя - это возможность
получить обратную связь. Поэтому учащимся можно предложить
два пункта:
1)
написать, что они узнали по новой теме;
2) задать один вопрос, на который они так и не получили
ответа
Прием «Найди ошибку»
Перед началом объяснения преподаватель объявляет, что
во время своего рассказа допустит некоторое количество ошибок.
Эти ошибки будут очевидны и не требуют специальных знаний,
что бы их заметить. Кто первый заметил ошибку должен поднять
руку.
При
такой
работе
учащиеся
анализируют
каждое
предложение сказанное учителем и кроме действительных ошибок
находят массу ошибок несуществующих. Это замедляет работу,
поэтому при применении данного приема учитель должен сразу
закладывать в план уроке больше времени на объяснение
материала.
Таким образом, роль преподавателя в технологии развития
коммуникативных
учебных
действий
учащихся
сводится
к
направлению усилий учащихся в определенное русло, создании
спорных
ситуаций,
побуждению
принятия
самостоятельных
решений, созданию возможности самостоятельно делать выводы,
подготовке
новых
познавательные
ситуации
внутри
уже
существующих.