Автор: Ражева Оксана Станиславовна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МБУ "Школа № 47"
Населённый пункт: г.Тольятти
Наименование материала: Урок алгебры и начал математического анализа в 10 классе
Тема: "Решение тригонометрических уравнений"
Раздел: полное образование
Обобщающий урок в 10-м классе по теме
"Тригонометрические уравнения"
Образовательные цели:
обобщить теоретический материал по данной теме;
выработать навыки решения тригонометрических уравнений различной степени сложности;
Развивающие:
Развитие логического мышления учащихся, развитие памяти, внимания, монологической
речи, умения рассуждать, выделять главное, самостоятельно приобретать знания, навыки и
применять их на практике.
Развитие умения давать объективную самооценку.
Расширить кругозор сведениями из истории тригонометрии.
Воспитательные:
Воспитание уважительного отношения к одноклассникам.
Формирование самостоятельности.
Развитие эстетического вкуса учащихся, аккуратности, внимательности, сознание успеха.
Воспитание интереса к математике.
Оборудование:
Мультимедийный проектор и экран.
Таблицы с заданиями.
Дидактические материалы.
Тип урока: комбинированный
Ход урока.
1. Организационный момент.
Сегодня у нас заключительный урок по теме «Решение тригонометрических уравнений».
Повторяем, обобщаем, приводим в систему изученные виды, типы, методы и приемы решений
тригонометрических уравнений. Перед нами стоит задача – показать свои знания и умения по
решению тригонометрических уравнений.
2. Историческая справка.
Тригонометрия – слово греческое и в буквальном переводе означает измерение треугольников
(trigwnon – треугольник, а metrew – измеряю).
Возникновение тригонометрии связано с землемерением, астрономией и строительным делом.
Значительный вклад в развитие тригонометрии внесли арабские ученые Аль-Батани (850-929) и
Абу-ль-Вафа, Мухаммед-бен Мухаммед (940-998), который составил таблицы синусов и тангенсов
через 10 с точностью до 1/604.
Теорему синусов уже знали индийский ученый Бхаскара и азербайджанский астроном и математик
Насиреддин Туси Мухаммед (1201-1274).
Кроме того, Насиреддин Туси в своей работе «Трактат о полном черырехстороннике» изложил
плоскую и сферическую тригонометрию как самостоятельную дисциплину.
Длительную историю имеет понятие синус. Фактически различные отношения отрезког
треугольника и окружности (а, по существу, и тригонометрические функции) встречаются уже в III
веке до н.э. в работах великих математиков Древней Греции – Евклида, Архимеда, Апполония
Пергского.
В римский период эти отношения достаточно систематично исследовались Менелаем (I век н.э.),
хотя и не приобрели специального названия.
Современный синус, например, изучался как полухорда, на которую опирается центральный угол
величиной а, или как хорда удвоенной дуги.
Слово косинус намного моложе. Косинус – это сокращение латинского выражения completely sinus,
т.е. «дополнительный синус».
Тангенсы возникли в связи с решением задачи об определении длины тени. Тангенс (а также
котангенс) введен в X веке арабским математиком Абу-ль-Вафой, который составил и первые
таблицы для нахождения тангенсов и котангенсов.
Эти открытия долгое время оставались неизвестными европейским ученым, и тангенсы были
заново открыты в XIV веке немецким математиком, астрономом Регимонтаном (1467 г.). Он
доказал теорему тангенсов. Региомонтан составил также подробные тригонометрические таблицы:
благодаря его трудам плоская и сферическая тригонометрия стала самостоятельной дисциплиной в
Европе. Название «тангенс», происходящее от латинского tanger (касаться), появилось в 1583 г.
Дальнейшее развитие тригонометрия получила в трудах выдающихся астрономов Николая
Коперника (1473-1543) – творца гелиоцентрической системы мира, Тихо Браге (1546-1607) и
Иоганна Кеплера (1571-1630), а также в работу математика Франсуа Виета (1540-1603), который
полностью решил задачу об определениях всех элементов плоского или сферического треугольника
по трем данным.
Долгое время тригонометрия носила чисто геометрический характер. Начиная с XVII в.,
тригонометрические функции начали применять к решению уравнений, задач механики, оптики,
электричества, радиотехники, для описания колебательных процессов, распространения волн,
движения различных механизмов, для изучения переменного электрического тока и т.д. Поэтому
тригонометрические функции всесторонне и глубоко исследовались и приобрели важное значение
для всей математики.
Аналитическая теория тригонометрических функций в основном была создана выдающимся
математиком XVIII веке Леонардом Эйлером (1707-1783) членом Петербургской Академии наук.
Таким образом, тригонометрия, возникшая как наука о решении треугольников, со временем
развилась и в науку о тригонометрических функциях.
3. Фронтальная (устная) работа учащихся
А) Найди ошибку:
Б) Возможны ли равенства?
В) Имеет ли смысл выражение?
Г) Вычислите:
а) arccos (–1); б) arcsin 0; в) arctg 0; г) arcctg 1;
д) arcsin
; е) arccos
; ж) arcctg
;
з) arctg (–
).
Д) Поставьте вместо звездочек знак равенства или неравенства так, чтобы получилось истинное
высказывание:
а) arcsin 1
arccos 1; б) arcsin 1
arctg 1; в) arcsin (–1)
arctg (–1);
г) arcsin
arccos
; д) arccos
arcsin
4. Проверочная работа. Контроль знаний и приведение в систему знаний по простейшим
тригонометрическим уравнениям. Работа проводится в двух вариантах. Вопросы проецируются
на экран.
Работа окончена, собираются
бланки с ответами. Учащиеся
отмечают на листочках
неправильные шаги и
количество правильных
ответов, заносят в лист учета
знаний.
5. Практическая работа:
А) Установить соответствие: «Уравнение ↔ Корни».
Б) Классификация уравнений по способам решений
Рассматриваем типы тригонометрических уравнений и из набора уравнений выбираем уравнения
каждого типа.
1. Простейшие тригонометрические уравнения.
2. Решения уравнений с помощью замены переменной.
3. Решение уравнений разложением на множители.
4. Решение однородных уравнений I степени.
5. Решения однородных уравнений II степени.
6. Решение уравнений с помощью основного тригонометрического тождества;
7. Решение уравнений с помощью формул суммы и разности аргументов;
8. Решение уравнений с помощью формул понижения степени;
9. Решение уравнений с помощью преобразования сумм тригонометрических функций в
произведение.
Ответы:
1. Простейшие тригонометрические уравнения. (7, 9, 11)
2. Решения уравнений с помощью замены переменной. (2)
3. Решение уравнений разложением на множители. (8, 12)
4. Решение однородных уравнений I степени. (3, 6)
5. Решения однородных уравнений II степени. (1, 10, 13)
6. Решение уравнений с помощью основного тригонометрического тождества. (5, 14, 16)
7. Решение уравнений с помощью формул суммы и разности аргументов. (17)
8. Решение уравнений с помощью формул понижения степени (4)
9. Решение уравнений с помощью преобразования сумм тригонометрических функций в
произведение. (15, 18)
6. Самостоятельная работа.
Вариант 1.
I. Тестовое задание:
1) Все корни уравнения cos x = a находятся по формуле:
А)
+ 2
Б) х =
В)
+
Г) х =
2) Решите уравнение cos x =
А)
Б) х =
В) х =
Г) х =
3) Найдите корни уравнения: cos x = 1.
А) х =
Б) х =
В) х =
Г) х =
II. Решите уравнения:
А)
Б)
Вариант 2.
I. Тестовое задание.
1) Все корни уравнения sin x = a находятся по формуле:
А) х =
Б) х =
В)
Г)
2) Решите уравнение: sin x =
.
А)
Б)
В)
Г) х =
3) Найдите корни уравнения: sin x = 1.
А) х =
Б) х =
В) х = -
Г) х = 2
II. Решите уравнения:
А)
Б)
(Учащиеся проводят самопроверку по ответам данных на мультимедийном экране.)
Ответы:
Вариант 1
Вариант 2
1) 1Б, 2Г, 3А
1) 1В, 2А, 3Б
2)
2)
3)
3)
7. Подведение итогов. Рефлексия.
8. Домашнее задание: