Автор: Марущак Ульяна Анатольевна
Должность: учитель - логопед
Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад №2 "Сказка"
Населённый пункт: Кемеровская область, г.Мариинск
Наименование материала: Консультация для родителей
Тема: «Взаимосвязь учителя-логопеда с семьёй»
Раздел: дошкольное образование
Консультация для родителей
«Взаимосвязь учителя-логопеда с семьёй»
Одним
из
важнейших
направлений
коррекционной
работы
с
дошкольниками, имеющих
ТНР, является
исправление нарушений
речи,
профилактика речевых расстройств, ранняя диагностика, подготовка детей с
нарушениями речи к школьному обучению.
Многолетний опыт работы показывает то, что успех коррекционного
обучения
во
многом
определяется
тем,
насколько
четко
организуется
преемственность в работе логопеда и родителей. Ни одна педагогическая
система не может быть в полной мере эффективной, если в ней не задействована
семья.
С этой целью проводятся: родительские собрания, консультации, открытые
логопедические занятия; оформляются специальные стенды, папки передвижки,
еженедельные дни открытых дверей для родителей, у которых в процессе работы
возникли затруднения.
Логопед знакомит родителей с основными приёмами постановки звуков,
рассказывает и показывает, какие упражнения надо делать дома, объясняет, как
выполнять задания, записанные в тетради ребёнка.
Домашнее задание ребёнок выполняет в индивидуальной рабочей тетради
под обязательным присмотром взрослого. Желательно, чтобы с ребёнком
занимался постоянно один из родителей – это помогает ребёнку и взрослому
настроиться и придерживаться знакомых единых требований.
Выполнение дома определённых видов работы по заданию логопеда
дисциплинирует ребёнка с ТНР и подготавливает к ответственному выполнению
будущих школьных домашних заданий. Задания строятся на материале
лексической темы, изучаемой всю предшествующую неделю на фронтальных,
подгрупповых и индивидуальных занятиях, проводимых логопедом.
Задания состоят из основных разделов:
артикуляционная
гимнастика,
включающая
упражнения,
подготавливающие артикуляционный уклад для постановки отсутствующих
звуков.
задания на развитие фонематического восприятия и воспитание основ
звуко - слогового анализа и синтеза.
лексико-грамматические
задания
(направленные
на
обогащение
пассивного и активного словаря, упражнения на словообразование, изменение по
родам, числам и падежам, на согласование прилагательных и числительных с
существительными;
словоизменение
при
помощи
приставок,
суффиксов,
объединение основ; подбор родственных, обобщающих и уточняющих слов).
задания по развитию связной речи (построение простых и сложных
распространённых предложений, рассказы-описания по плану и схеме, по серии
сюжетных картинок и по одной сюжетной картине, с опорой на предметные
картинки и по представлению, пересказы и самостоятельные творческие
рассказы детей; заучивание подобранных для ребёнка стихов).
развитие мелкой моторики и подготовки руки к письму (обведение по
контуру, штриховка в различных направлениях разными способами по образцу,
работа с трафаретами и шаблонами, вырезывание и вклеивание картинок,
рисунки, аппликации, графические диктанты, печатание букв, слогов, слов и
предложений и небольших связных текстов).
закрепление навыков грамоты и чтения: чтение слоговых таблиц, с
последующим усложнением и увеличением объёма текстов; ребусы, кроссворды
и занимательные задания с изученными буквами.
Следовательно, родителям детей, имеющих ТНР,
необходимо создать
в семье благоприятные
условия
для
проведения
целенаправленной
и
систематической работы по речевому развитию детей и коррекции его
недостатков, так же для всесторонней подготовки к обучению в школе.
Итак, только совместная деятельность родителей и логопеда приносит
наиболее эффективный результат в коррекционной работе.
Не забывайте выполнять все рекомендации учителя-логопеда!