Напоминание

«Приобщение детей раннего возраста к произведениям художественной литературы»


Автор: Айтуганова Ольга Николаевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МДОУ "Д/с № 39 к.в" г. Магнитогорска
Населённый пункт: город Магнитогорск, Челябинская область
Наименование материала: Статья
Тема: «Приобщение детей раннего возраста к произведениям художественной литературы»
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Приобщение детей раннего возраста

к произведениям художественной литературы»

Айтуганова О.Н.

МДОУ «Д/с №39 к.в.» г. Магнитогорска

«Основная задача взрослых –

Открыть в ребенке талант читателя»

С.Я. Маршак

Художественная литература служит могучим, действенным средством умственного,

нравственного и эстетического воспитания детей, она оказывает огромное влияние на

развитие и обогащение воспитания чувств и развитие речи у детей.

Развитие речи объединяется с художественной литературой, поэтому работа по

речевому развитию часто строится на материалах художественных произведений. В

раннем возрасте преобладают

пестушки, потешки, заклички, приговорки, прибаутки,

перевертыши.

Их

использование

позволяет

реализовать

идеи

воспитания

оптимистического

мироощущения,

традиции

доброжелательного,

активизирующего

отношения к ребенку как объекту и субъекту совместной жизни, связи с природой, идеи

самостроительства личности, приоритета семейного воспитания.

Актуальность данной темы обуславливается тем, что в настоящее время общество

соприкоснулось с проблемой получения информации из общедоступных источников

(телевизор, компьютер, планшет, смартфон), таким образом, фактически сводится к

минимуму семейное чтение. В таком случае, страдают, прежде всего, дети, ведь из-за

нехватки психо – эмоционального общения со взрослыми и сверстниками у них

появляются ложные представления о общении между людьми как таковом. В связи с этим

перед педагогами дошкольного образования встает проблема переосмысления ценностных

ориентиров образовательной деятельности, в особенности системы воспитания и развития

детей раннего возраста. И здесь огромное значение приобретает овладение народным

наследием, естественным образом приобщающего ребенка к основам художественной

литературы.

Обращение к проблеме приобщения детей раннего возраста к художественной

литературе, как средство речевого развития, обусловлено рядом причин:

знакомство с художественной литературой используется в недостаточном объёме, а

также затронут только её поверхностный пласт;

возникает общественная потребность в сохранении и передачи семейного чтения;

воспитание детей раннего возраста к художественной литературе не только несёт

им радость, эмоциональный и творческий подъём, но и становится неотъемлемой частью

русского литературного языка.

Дети раннего возраста — слушатели, а не читатели, художественное произведение

доносит до них взрослые т.е. педагог и родители (законные представители), поэтому

владение навыками выразительного чтения приобретает особое значение.

Перед педагогами детей раннего возраста стоит важная задача — каждое

произведение нужно донести до детей как произведение искусства, раскрыть его

замысел, заразить маленьких слушателей эмоциональным отношением к прочитанному:

чувствам, поступкам, лирическим переживаниям героев.

Начинать такую работу необходимо с самого раннего возраста, в первом для ребенка

«социальном институте» - в дошкольном образовательном учреждении. В процессе

общения с книгой ребенок не только познает прошлое, настоящее и будущее мира, но и

главное,

учится думать,

анализировать,

развивается творчески;

таким образом,

формируется нравственная и культурная основа личности.

Ранний возраст — удивительное время, когда большинство детей переходит от

первых слов к настоящей разговорной речи, а так же у них наиболее ярко проявляется

способность слухом, зрением, осязанием, воображением воспринимать художественное

произведение; искренне, от полноты души сострадать, возмущаться, радоваться. Чтение

книг отлично помогает расширить их словарный запас и обогатить речь новыми

выражениями.

На третьем году многие дети уже говорят предложениями, с удовольствием

слушают сказки и запоминают короткие рассказы.

В группе раннего возраста используют произведения разных жанров и народов:

песенки, потешки

(«Наши уточки с утра...»; «Пошёл котик на

Торжок...»; «Заяц Егорка...»; «Наша Маша маленька...»; «Чики, чики, кички...»;

«Ой ду-ду, ду-ду, ду-ду! Сидит ворон на дубу»);

сказки («Козлятки и волк», обр. К Ушинского; «Теремок», «Маша и

медведь» обр. М. Булатова);

поэзия (А. Барто «игрушки»; С. Маршак. «Сказка о глупом

мышонке»);

проза (В. Сутеев «Кто сказал «мяу»; В. Бианки «Лис и мышонок»);

В

раннем

возрасте

ведущими

задачами

являются

задачи

по

развитию

эмоционального отклика на произведения, формированию понимания основного

содержания произведений.

Работу с детьми раннего возраста педагоги проводят индивидуально и по

подгруппам. Перед непосредственно образовательной деятельностью готовят наглядный

материал, который используют во время чтения (игрушки, муляжи, картины, наборы

книжек, с иллюстрациями для раздачи детям).

Чтобы чтение и рассказывание было обучающим — необходимо соблюдать правило:

дети должны видеть лицо педагога, а не только слушать голос;

четко выговаривать слова, читать не очень громко, но и не очень тихо,

соблюдать паузы.

Чтение должно быть эмоционально окрашенным, чтобы удержать внимание ребенка.

Целесообразно выбирать небольшие по объему произведения, с динамичным сюжетом,

повторами.

Дети любят слушать знакомые рассказы и сказки помногу раз. При повторении

необходимо точно воспроизводить первоначальный текст что способствует более

внимательному слушанию и более быстрому запоминанию текста. Например, русские

народные сказки: «Репка», «Колобок».

Использование иллюстративного материала при чтении вслух небольших по объему

произведений, например стихотворений А. Барто, дети показывают предметы и героев,

изображенных на иллюстрации в книге.

Целесообразно

заканчивать

непосредственно

образовательную

деятельность

самостоятельной игрой детей с фигурками настольного театра, рассматриванием

иллюстраций, в ходе которой, дети вспоминают слова, принадлежащие тому или иному

персонажу сказки. Воспитатель поощряет элементы драматизации, исценирования.

Для речевого развития детей раннего возраста необходимый элемент развивающей

предметно - пространственной среды в групповой ячейке, является книжный уголок. Он

располагается так, чтобы ребенок смог достать любую понравившуюся ему книгу.

Книжный уголок должен быть уютным, привлекательным, располагающим ребенка к

неторопливому сосредоточенному общению с книгой.

Выделение художественной литературы как средства всестороннего воспитания детей

раннего возраста актуализируется современной ситуацией становления новой системы

дошкольного образования, направленной на реализацию федеральных государственных

стандартов. В связи с особой важностью и ролью художественной литературы, можно

считать особо актуальной проблему приобщения к ней детей и их родителей (законных

представителей) в условиях дошкольного образовательного учреждения. К сожалению,

родители в наше время из-за сложных социальных условий, в силу занятости часто

забывают об этом и процесс развития речи своего ребенка пускают на самотек.

С

целью

взаимодействия

с

родителями

(законными

представителями)

для

обеспечения единства в работе по приобщению детей раннего возраста к художественной

литературе используются следующие формы работы:

групповые собрания «Знаете ли вы своего ребёнка», «Как отвечать на детские

вопросы», нетрадиционные собрания «Мама, папа, я – читающая семья»;

консультации на темы: «Роль книги в нравственном воспитании детей», «Роль и

влияние общения в семье на развитие ребенка», «Характер ребенка зависит от вас»,

«Чтобы дети росли здоровыми», «Как ускорить процесс понимания сказки», «Книга и

творчество ребёнка»;

выставки книг, информация о книгах, которые читаются на занятиях;

папки – передвижки: «В помощь родителям», «Что читать детям», «Ребёнок и

книга»;

анкеты «Я и вся моя семья - это книжкины друзья», «Семейное чтение»;

совместные праздники и развлечения;

совместная творческая деятельность родителей и детей;

полезные советы.

Таким образом, ранний возраст, как период в человеческой жизни играет важную

роль в формировании того, каким станет не только каждый отдельный человек, но и все

человечество,

мир

в

целом.

Заложенные

в

раннем

возрасте

образовательные,

мировоззренческие, нравственные, культурные приоритеты определяют жизненный путь

поколений, воздействуют на развитие и состояние всей цивилизации.

Необходимо как можно больше внимания уделять становлению внутреннего мира

ребенка. Неоценимую помощь в этом оказывает общение с книгой. Через чтение

художественной литературы ребенок познает прошлое, настоящее и будущее мира, учится

анализировать, в нем закладываются нравственные и культурные ценности.

Список литературы

1. Под редакцией Ф.А. Сохина Развитие речи детей дошкольного возраста: Пособие для

воспитателя дет. сада [Текст] / Под редакцией Ф.А. Сохина – Москва «Просвещение» 1979. – 223

с.

2. В.В. Гербова Развитие речи в детском саду

[Текст] /

В.В. Гербова - Мозаика-Синтез,

Москва, 2016 г. - 107 с.



В раздел образования