Автор: Айтуганова Ольга Николаевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МДОУ "Д/с № 39 к.в" г. Магнитогорска
Населённый пункт: город Магнитогорск, Челябинская область
Наименование материала: Статья
Тема: «Приобщение детей раннего возраста к произведениям художественной литературы»
Раздел: дошкольное образование
«Приобщение детей раннего возраста
к произведениям художественной литературы»
Айтуганова О.Н.
МДОУ «Д/с №39 к.в.» г. Магнитогорска
«Основная задача взрослых –
Открыть в ребенке талант читателя»
С.Я. Маршак
Художественная литература служит могучим, действенным средством умственного,
нравственного и эстетического воспитания детей, она оказывает огромное влияние на
развитие и обогащение воспитания чувств и развитие речи у детей.
Развитие речи объединяется с художественной литературой, поэтому работа по
речевому развитию часто строится на материалах художественных произведений. В
раннем возрасте преобладают
пестушки, потешки, заклички, приговорки, прибаутки,
перевертыши.
Их
использование
позволяет
реализовать
идеи
воспитания
оптимистического
мироощущения,
традиции
доброжелательного,
активизирующего
отношения к ребенку как объекту и субъекту совместной жизни, связи с природой, идеи
самостроительства личности, приоритета семейного воспитания.
Актуальность данной темы обуславливается тем, что в настоящее время общество
соприкоснулось с проблемой получения информации из общедоступных источников
(телевизор, компьютер, планшет, смартфон), таким образом, фактически сводится к
минимуму семейное чтение. В таком случае, страдают, прежде всего, дети, ведь из-за
нехватки психо – эмоционального общения со взрослыми и сверстниками у них
появляются ложные представления о общении между людьми как таковом. В связи с этим
перед педагогами дошкольного образования встает проблема переосмысления ценностных
ориентиров образовательной деятельности, в особенности системы воспитания и развития
детей раннего возраста. И здесь огромное значение приобретает овладение народным
наследием, естественным образом приобщающего ребенка к основам художественной
литературы.
Обращение к проблеме приобщения детей раннего возраста к художественной
литературе, как средство речевого развития, обусловлено рядом причин:
знакомство с художественной литературой используется в недостаточном объёме, а
также затронут только её поверхностный пласт;
возникает общественная потребность в сохранении и передачи семейного чтения;
воспитание детей раннего возраста к художественной литературе не только несёт
им радость, эмоциональный и творческий подъём, но и становится неотъемлемой частью
русского литературного языка.
Дети раннего возраста — слушатели, а не читатели, художественное произведение
доносит до них взрослые т.е. педагог и родители (законные представители), поэтому
владение навыками выразительного чтения приобретает особое значение.
Перед педагогами детей раннего возраста стоит важная задача — каждое
произведение нужно донести до детей как произведение искусства, раскрыть его
замысел, заразить маленьких слушателей эмоциональным отношением к прочитанному:
чувствам, поступкам, лирическим переживаниям героев.
Начинать такую работу необходимо с самого раннего возраста, в первом для ребенка
«социальном институте» - в дошкольном образовательном учреждении. В процессе
общения с книгой ребенок не только познает прошлое, настоящее и будущее мира, но и
главное,
учится думать,
анализировать,
развивается творчески;
таким образом,
формируется нравственная и культурная основа личности.
Ранний возраст — удивительное время, когда большинство детей переходит от
первых слов к настоящей разговорной речи, а так же у них наиболее ярко проявляется
способность слухом, зрением, осязанием, воображением воспринимать художественное
произведение; искренне, от полноты души сострадать, возмущаться, радоваться. Чтение
книг отлично помогает расширить их словарный запас и обогатить речь новыми
выражениями.
На третьем году многие дети уже говорят предложениями, с удовольствием
слушают сказки и запоминают короткие рассказы.
В группе раннего возраста используют произведения разных жанров и народов:
песенки, потешки
(«Наши уточки с утра...»; «Пошёл котик на
Торжок...»; «Заяц Егорка...»; «Наша Маша маленька...»; «Чики, чики, кички...»;
«Ой ду-ду, ду-ду, ду-ду! Сидит ворон на дубу»);
сказки («Козлятки и волк», обр. К Ушинского; «Теремок», «Маша и
медведь» обр. М. Булатова);
поэзия (А. Барто «игрушки»; С. Маршак. «Сказка о глупом
мышонке»);
проза (В. Сутеев «Кто сказал «мяу»; В. Бианки «Лис и мышонок»);
В
раннем
возрасте
ведущими
задачами
являются
задачи
по
развитию
эмоционального отклика на произведения, формированию понимания основного
содержания произведений.
Работу с детьми раннего возраста педагоги проводят индивидуально и по
подгруппам. Перед непосредственно образовательной деятельностью готовят наглядный
материал, который используют во время чтения (игрушки, муляжи, картины, наборы
книжек, с иллюстрациями для раздачи детям).
Чтобы чтение и рассказывание было обучающим — необходимо соблюдать правило:
дети должны видеть лицо педагога, а не только слушать голос;
четко выговаривать слова, читать не очень громко, но и не очень тихо,
соблюдать паузы.
Чтение должно быть эмоционально окрашенным, чтобы удержать внимание ребенка.
Целесообразно выбирать небольшие по объему произведения, с динамичным сюжетом,
повторами.
Дети любят слушать знакомые рассказы и сказки помногу раз. При повторении
необходимо точно воспроизводить первоначальный текст что способствует более
внимательному слушанию и более быстрому запоминанию текста. Например, русские
народные сказки: «Репка», «Колобок».
Использование иллюстративного материала при чтении вслух небольших по объему
произведений, например стихотворений А. Барто, дети показывают предметы и героев,
изображенных на иллюстрации в книге.
Целесообразно
заканчивать
непосредственно
образовательную
деятельность
самостоятельной игрой детей с фигурками настольного театра, рассматриванием
иллюстраций, в ходе которой, дети вспоминают слова, принадлежащие тому или иному
персонажу сказки. Воспитатель поощряет элементы драматизации, исценирования.
Для речевого развития детей раннего возраста необходимый элемент развивающей
предметно - пространственной среды в групповой ячейке, является книжный уголок. Он
располагается так, чтобы ребенок смог достать любую понравившуюся ему книгу.
Книжный уголок должен быть уютным, привлекательным, располагающим ребенка к
неторопливому сосредоточенному общению с книгой.
Выделение художественной литературы как средства всестороннего воспитания детей
раннего возраста актуализируется современной ситуацией становления новой системы
дошкольного образования, направленной на реализацию федеральных государственных
стандартов. В связи с особой важностью и ролью художественной литературы, можно
считать особо актуальной проблему приобщения к ней детей и их родителей (законных
представителей) в условиях дошкольного образовательного учреждения. К сожалению,
родители в наше время из-за сложных социальных условий, в силу занятости часто
забывают об этом и процесс развития речи своего ребенка пускают на самотек.
С
целью
взаимодействия
с
родителями
(законными
представителями)
для
обеспечения единства в работе по приобщению детей раннего возраста к художественной
литературе используются следующие формы работы:
групповые собрания «Знаете ли вы своего ребёнка», «Как отвечать на детские
вопросы», нетрадиционные собрания «Мама, папа, я – читающая семья»;
консультации на темы: «Роль книги в нравственном воспитании детей», «Роль и
влияние общения в семье на развитие ребенка», «Характер ребенка зависит от вас»,
«Чтобы дети росли здоровыми», «Как ускорить процесс понимания сказки», «Книга и
творчество ребёнка»;
выставки книг, информация о книгах, которые читаются на занятиях;
папки – передвижки: «В помощь родителям», «Что читать детям», «Ребёнок и
книга»;
анкеты «Я и вся моя семья - это книжкины друзья», «Семейное чтение»;
совместные праздники и развлечения;
совместная творческая деятельность родителей и детей;
полезные советы.
Таким образом, ранний возраст, как период в человеческой жизни играет важную
роль в формировании того, каким станет не только каждый отдельный человек, но и все
человечество,
мир
в
целом.
Заложенные
в
раннем
возрасте
образовательные,
мировоззренческие, нравственные, культурные приоритеты определяют жизненный путь
поколений, воздействуют на развитие и состояние всей цивилизации.
Необходимо как можно больше внимания уделять становлению внутреннего мира
ребенка. Неоценимую помощь в этом оказывает общение с книгой. Через чтение
художественной литературы ребенок познает прошлое, настоящее и будущее мира, учится
анализировать, в нем закладываются нравственные и культурные ценности.
Список литературы
1. Под редакцией Ф.А. Сохина Развитие речи детей дошкольного возраста: Пособие для
воспитателя дет. сада [Текст] / Под редакцией Ф.А. Сохина – Москва «Просвещение» 1979. – 223
с.
2. В.В. Гербова Развитие речи в детском саду
[Текст] /
В.В. Гербова - Мозаика-Синтез,
Москва, 2016 г. - 107 с.