Напоминание

Правила успешного выступления


Автор: Жбанкова Ирина Витальевна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МБУДО
Населённый пункт: г. Железногорск-Илимский
Наименование материала: методические рекомендации
Тема: Правила успешного выступления
Раздел: дополнительное образование





Назад




На сцену как на праздник!

Сценическое волнение – знакомое состояние для большинства

учащихся. Страх, неуверенность и застенчивость доставляют

хлопоты даже самым ответственным ученикам. Причин для этого

достаточно. Одной из самых распространенных является мысль о

провале. Боязнь показаться смешным и уязвленным диктует свои

условия, которым подчиняется юный исполнитель. Существует

множество

способов

и

методик

преодоления

сценического

волнения.

Первый и самый важный из способов - хорошо выучить и

проработать пьесу. Боязнь музыканта забыть текст одна из

первопричин

сценического

волнения.

Чувство

тревоги,

беспокойство, стрессовая ситуация могут не лучшим образом

повлиять на исполнение. Волнуются, потому что боятся забыть, а

забывают, потому что волнуются. Парадокс заключается в том, что

провалы в памяти на сцене не всегда являются результатом

незнания текста. И тем не менее, чтобы исполнить пьесу достойно,

учащемуся необходимо владеть нотным материалом как минимум

на 200 %. Ощущение «чистой совести» наполнит исполнение

уверенностью и свободой. В случае если преподаватель берет на

себя ответственность, позволяя учащемуся исполнить «сырую»

пьесу, то в результате мы получим еще одну монетку в копилку

страхов и переживаний.

Не менее важно – убедить ребенка в том, что он лучший. Да,

именно

лучший!

Поднятие

самооценки

является

важным

составляющим успешного выступления, а положительное чувство

собственного достоинства укрепляет уверенность в себе. Говоря об

этом ученику, преподаватель сам должен искренне верить в это

убеждение, иначе наставления не будут иметь должного результата.

Особенно аккуратно следует отнестись к вопросу сравнения.

Сравнение

должно

быть

в

пользу

положительных

качеств

учащегося. Помните и том, что далеко не каждого ребенка

сравнение мотивирует на исправление недостатка. Сравнения

невыгодного характера сужают детей границами определенной

модели поведения, подпитывают неуверенность, существенно

снижают самооценку и исключают индивидуальность. Если все же

воздержаться от сравнений не удается, то лучше сравните ребенка с

собой, кто как не преподаватель сможет стать хорошим примером

для своего ученика?!

На сцену как на праздник! – залог успешного выступления.

Праздник - не календарное понятие, он приходит к тем, кто его

ждет. Магия торжества выступления объединяет в одно целое

слушателей

и

исполнителя,

укутывая

особым

настроением.

Поделитесь хорошим настроением с публикой и она ответит

взаимностью. Не ждите негативной реакции, идите на сцену с

желанием

радовать

зрителей.

Ощущение

иного

настроения

является отличительной особенностью праздника и если гости

приходят на концерт как на праздник, то зачем исполнителю

тревожиться и переживать, принимая это событие как последние

минуты своей жизни? Разве ребенок переживает за свой день

рождения, с ужасом ожидая этот день? А мысль о новогодних

праздниках неужели подвергает в шоковое состояние, заставляя

трепетать от страха? Конечно же нет! Когда ребенок поймет, что

выступление на сцене – праздник, он каждый раз, вновь и вновь

будет ждать возможности показать себя, с удовольствием исполняя

хорошо выученное произведение.

В заключении хочется сказать, что успешное выступление является

комплексным процессом, механизмы которого так или иначе

связаны с индивидуально-личностными особенностями учащихся,

поэтому невозможно полностью быть уверенным в нем, но

выполнение основных правил поможет юным музыкантам успешно

выступить.

Отрицательные эмоции, такие как «сценическое волнение», не

всегда угнетают. Оно имеет несомненную положительную и

стимулирующую сторону. Оно необходимо и полезно, так как

позволяет

ему

раскрыть

такие

потенциальные

возможности,

которые в домашних и классных условиях могут и не проявиться.

Дать однозначный рецепт для того, чтобы каждое выступление

всегда имело успех, не возьмется, пожалуй, ни один из методистов

и педагогов. Каждый человек - неповторимая индивидуальность,

следовательно, направления, формы и методы подготовки всегда

должны основываться на индивидуальных качествах внутренней и

внешней среды музыканта.



В раздел образования