Автор: Жбанкова Ирина Витальевна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МБУДО
Населённый пункт: г. Железногорск-Илимский
Наименование материала: методические рекомендации
Тема: Правила успешного выступления
Раздел: дополнительное образование
На сцену как на праздник!
Сценическое волнение – знакомое состояние для большинства
учащихся. Страх, неуверенность и застенчивость доставляют
хлопоты даже самым ответственным ученикам. Причин для этого
достаточно. Одной из самых распространенных является мысль о
провале. Боязнь показаться смешным и уязвленным диктует свои
условия, которым подчиняется юный исполнитель. Существует
множество
способов
и
методик
преодоления
сценического
волнения.
Первый и самый важный из способов - хорошо выучить и
проработать пьесу. Боязнь музыканта забыть текст одна из
первопричин
сценического
волнения.
Чувство
тревоги,
беспокойство, стрессовая ситуация могут не лучшим образом
повлиять на исполнение. Волнуются, потому что боятся забыть, а
забывают, потому что волнуются. Парадокс заключается в том, что
провалы в памяти на сцене не всегда являются результатом
незнания текста. И тем не менее, чтобы исполнить пьесу достойно,
учащемуся необходимо владеть нотным материалом как минимум
на 200 %. Ощущение «чистой совести» наполнит исполнение
уверенностью и свободой. В случае если преподаватель берет на
себя ответственность, позволяя учащемуся исполнить «сырую»
пьесу, то в результате мы получим еще одну монетку в копилку
страхов и переживаний.
Не менее важно – убедить ребенка в том, что он лучший. Да,
именно
лучший!
Поднятие
самооценки
является
важным
составляющим успешного выступления, а положительное чувство
собственного достоинства укрепляет уверенность в себе. Говоря об
этом ученику, преподаватель сам должен искренне верить в это
убеждение, иначе наставления не будут иметь должного результата.
Особенно аккуратно следует отнестись к вопросу сравнения.
Сравнение
должно
быть
в
пользу
положительных
качеств
учащегося. Помните и том, что далеко не каждого ребенка
сравнение мотивирует на исправление недостатка. Сравнения
невыгодного характера сужают детей границами определенной
модели поведения, подпитывают неуверенность, существенно
снижают самооценку и исключают индивидуальность. Если все же
воздержаться от сравнений не удается, то лучше сравните ребенка с
собой, кто как не преподаватель сможет стать хорошим примером
для своего ученика?!
На сцену как на праздник! – залог успешного выступления.
Праздник - не календарное понятие, он приходит к тем, кто его
ждет. Магия торжества выступления объединяет в одно целое
слушателей
и
исполнителя,
укутывая
особым
настроением.
Поделитесь хорошим настроением с публикой и она ответит
взаимностью. Не ждите негативной реакции, идите на сцену с
желанием
радовать
зрителей.
Ощущение
иного
настроения
является отличительной особенностью праздника и если гости
приходят на концерт как на праздник, то зачем исполнителю
тревожиться и переживать, принимая это событие как последние
минуты своей жизни? Разве ребенок переживает за свой день
рождения, с ужасом ожидая этот день? А мысль о новогодних
праздниках неужели подвергает в шоковое состояние, заставляя
трепетать от страха? Конечно же нет! Когда ребенок поймет, что
выступление на сцене – праздник, он каждый раз, вновь и вновь
будет ждать возможности показать себя, с удовольствием исполняя
хорошо выученное произведение.
В заключении хочется сказать, что успешное выступление является
комплексным процессом, механизмы которого так или иначе
связаны с индивидуально-личностными особенностями учащихся,
поэтому невозможно полностью быть уверенным в нем, но
выполнение основных правил поможет юным музыкантам успешно
выступить.
Отрицательные эмоции, такие как «сценическое волнение», не
всегда угнетают. Оно имеет несомненную положительную и
стимулирующую сторону. Оно необходимо и полезно, так как
позволяет
ему
раскрыть
такие
потенциальные
возможности,
которые в домашних и классных условиях могут и не проявиться.
Дать однозначный рецепт для того, чтобы каждое выступление
всегда имело успех, не возьмется, пожалуй, ни один из методистов
и педагогов. Каждый человек - неповторимая индивидуальность,
следовательно, направления, формы и методы подготовки всегда
должны основываться на индивидуальных качествах внутренней и
внешней среды музыканта.