Автор: Потягайло Ирина Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ № 39
Населённый пункт: город Ленинск - Кузнецкий Кемеровская область - Кузбасс
Наименование материала: статья
Тема: "Адаптация и отрицательные эмоции"
Раздел: дошкольное образование
Адаптация и отрицательные эмоции
У многих молодых родителей срабатывает стереотип, что как только ребёнку исполнилось
три года, его пора отдавать в садик для тренировки общения, а родителям вновь нужно
возвращаться на работу. Но частенько родители сталкиваются с тем, что через неделю
ребёнок начинает капризничать и устраивать истерики, не желая по утрам отправляться в
садик.. Каждый раз бросается к двери, когда кто-то приходит, ожидая своих родителей.
Зачастую ребёнок начинает терять уже приобретённые ранее навыки самостоятельности,
чаще страдает недержанием мочи, начинает хуже говорить, не ест и плохо спит. Именно
так проявляется период адаптации к детскому саду.
Адаптация – это очень сложный и тяжёлый для детского организма и детской психики
процесс. Переживаемый маленьким человеком стресс затрагивает жизнедеятельность и в
той или иной мере нарушает нормальную работу всех основных систем человеческого
организма.
Вред яслей и раннего посещения детского сада
До трёх лет посещение детского сада принесёт ребёнку только вред, который будет тем
сильнее, чем меньше возраст малыша. Причины этому следующие.
Физиологическое и психологическое развитие ещё не позволяет маленькому человеку
расставаться с матерью без вреда. На стресс, вызванный посещением яслей, организм
ребёнка отреагирует невротической реакцией. Развитие ребёнка, который ходит в ясли,
будет резко заторможено – настолько, что родители даже не будут уверены, что оно ещё
продолжается. Оно будет продолжаться, но очень-очень медленно.
Также необходимо отметить, что дети, посещающие ясли, хуже развивают свои речевые
способности. Это связано с тем, что они много общаются со сверстниками, с такой же
неразвитой речью, и очень мало – со взрослыми людьми, от общения с которыми могли
бы увеличить свой словарный запас. Умение выражать свои мысли словами недостаточно
развивается при раннем помещении ребёнка в детский сад или ясли. Также в результате
того факта, что молчавший до этого времени ребёнок был вынужден заговорить в
стрессовых для него условиях, вырабатывает у него соответствующее отношение к
словесному общению. Речь понимается ребёнком как средство спасения, а не как средство
коммуникации. Такие дети обычно не могут описать, что они чувствовали и о чём
переживали в детском саду в течение прошедшего дня. Детский сад до трёх лет или ясли
благотворен только для детей из неблагоприятных асоциальных семей, детей с тяжело
больными родителями, со специфическими болезнями или с крайне негативными
домашними бытовыми условиями. Тяжёлая и длительная адаптация у детей, постоянно
прерываемая болезнями, может даже никогда не закончится или занять целые месяцы.
Не стоит забывать и о трёхлетнем кризисе развития маленького человека. Именно в три
года ребёнок осознаёт себя как личность и пытается показать это окружающим.
Переживание этого кризиса обостряет чувствительность ребёнка, поэтому наложившаяся
адаптация ещё больше усугубляется. Многие дети не выдерживают подобного «двойного
груза», и их психика «даёт сбой», вызывая нервный срыв. Преодолеть тяжёлую адаптацию
к детскому саду ребёнку должны помочь совокупные усилия родителей, воспитателей и
педиатров в поликлинике.