Автор: Толкачева Светлана Владимировна
Должность: Учитель-логопед
Учебное заведение: ГКУ СО КК КРЦ
Населённый пункт: Краснодар
Наименование материала: Статья
Тема: Аурикулотерапия – современная технология в работе учителя-логопеда
Раздел: дошкольное образование
ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ
КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ «КРАСНОДАРСКИЙ РЕАБИЛИТАЦИОННЫЙ ЦЕНТР ДЛЯ ДЕТЕЙ И
ПОДРОСТКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ»
Инновационные технологии в работе логопеда
«
Аурикулотерапия – современная технология в работе
учителя-логопеда
»
Подготовила:
учитель-логопед
Толкачева С.В.
Краснодар 2020
Аурикулотерапия – современная технология в работе
учителя-логопеда.
Аурикулотерапия – это система лечебного воздействия на точки ушной
раковины,
которые проецируют все органы и системы человеческого
организма.
Воздействие
осуществляется
путём
массажа
ушной
раковины
(надавливание,
растирание) до лёгкого покраснения и появления чувства
тепла. Особенно полезно
воздействие на противокозелок, соответствующий
проекции головного мозга.
На ушных раковинах много биологически активных точек. Их массаж
быстро
мобилизует силы организма. В результате можно моментально
поднять общий тонус
нервной системы, снять утомление, "пробудить" к
работе все внутренние резервы.
Принципы тонизирующего массажа:
- Массировать необходимо оба уха - поочередно одной рукой или
одновременно
двумя руками.
- Массаж проводится только теплыми, разогретыми руками.
- Во время массажа необходимо принять удобную, комфортную позу,
расслабить
мышцы, успокоиться, не отвлекаться и не разговаривать.
Центральные точки ушей обычно массируются подушечками
указательных пальцев,
при массаже мочек в работу включаются все пальцы,
верх ушей удобнее
массировать большими пальцами.
Движения по часовой стрелке "пробуждают" и активизируют мозг.
В
противоположном направлении - успокаивают и умиротворяют.
Поэтому
утренний массаж производится круговыми движениями вправо, перед сном
движения должны быть направлены против часовой стрелки.
Воздействуя на
определенные зоны ушей, посылая сигналы ослабленным органам,
возвращая
им работоспособность, нельзя причинять сильные болевые ощущения.
Даже
глубокое надавливание не должно быть грубым и резким.
Массаж должен продолжаться не менее минуты.
Если вас одолевает
усталость, вы чувствуете себя сонно и вяло, то нужно начать
массировать
мочки ушей и козелки.
Профилактический гармонизирующий массаж -
растирание по всей площади ушных
раковин. Тридцать раз по часовой
стрелке, столько же - в противоположном
направлении.
Еще один нюанс - массаж ушей не может поднять тонус организма выше
нормы. Он как бы приводит все функции в оптимальное состояние.
Массаж ушных раковин (аурикулотерапия).
При массаже ушных раковин производят:
1)плоскостное поглаживание мочки уха, при этом надо воздействовать последовательно, переходя с мочки уха на
нижнее, среднее, верхнее углубления, после чего массируют заднюю поверхность ушной раковины;
2)растирание — поочередно прямолинейное, круговое, щипцеобразное;
3)разминание — щипцеобразное надавливание;
4)вибрацию с использованием приспособлений (палочек, стерженьков различного диаметра с шарообразно
закругленными концами).
Комплекс упражнений для детей.
1.«Ушки на макушке»
(самомассаж ушной раковины выполняется большим и указательными
пальцами – большой палец находится сзади)
Взяли ушки за макушки (большим и указательным пальцами с обеих
сторон)
Потянули… (несильно потянуть вверх)
Пощипали… (несильные нажимы пальцами, с постепенным
Вниз до мочек добежали. продвижением вниз)
Мочки надо пощипать: (пощипывание в такт речи)
Пальцами скорей размять…(приятным движением разминаем между
пальцами)
Вверх по ушкам проведём (провести по краю уха, слегка сжимая большим и
И к макушкам вновь придём. указательным пальцами)
2.«Часовой»
На дальней границе Легко загнуть руками уши вперёд
И в холод и в зной,
В зелёной фуражке
Стоит часовой.
На дальней границе Потянуть легко руками мочки ушей вверх, вниз.
И ночью и днём,
Он зорко, он зорко,
Следит за врагом.
И если лазутчик Указательным и большим пальцем массировать
Захочет пройти, слуховые отвороты.
Его остановит
Солдат на пути.
3. «Поиграем ушками».
Самомассаж ушных раковин для детей групп раннего возраста и младших
групп. Комплекс состоит из 4 простых упражнений:
1. «Загибаем ушки»: Загнуть вперед ушные раковины, прижать их к голове.
Отпустить, ощущая хлопок (4-6 раз).
2. «Потянем ушки»: Потянуть мочки ушей вниз (4-6 раз).
3. «Подавим ушки»: Массаж козелка: подавить козелок, отпустить (до 10 раз)
4. «По дорожке»: Поставить пальчик на «дорожку» по краю ушек, водить
вверх – вниз (4-6 раз). Сначала дети выполняют его с помощью взрослых, а
потом - самостоятельно. К 3 годам дети выполняют упражнения достаточно
уверенно и качественно. Улучшение гибкости ушных раковин способствует
общему укреплению здоровья, потягивание ушной мочки полезно при
закаливании горла и полости рта (на ней расположены рефлексогенные зоны
миндалин и полости рта).
4.«Выполони команду»
а) «Найдем и покажем ушки» Дети находят свои ушки, показывают их
взрослому (если мешают волосы, их закалывают вверху).
б) «Похлопаем ушками» Ребенок заводит ладони за уши и загибает их
вперед сначала мизинцем, а потом всеми остальными пальцами. Прижав
ушные раковины к голове, резко отпускает их. При этом ребенок должен
ощутить хлопок.
в)
«Потянем
ушки»
Малыш
захватывает
кончиками
большого
и
указательного пальцев обе мочки ушей, с силой тянет их вниз, а затем
отпускает.
г) «Покрутим козелком» Ребенок вводит большой палец в наружное
слуховое отверстие, а указательным пальцем прижимает козелок — выступ
ушной раковины спереди. Захватив таким образом козелок, он сдавливает и
поворачивает его во все стороны в течение 20-30 с.
д) «Погреем ушки» Ребенок прикладывает к ушкам ладони и тщательно трет
ими всю раковину.
5.«Наши ушки»
1. Загнуть руками уши вперед (4 раза); прижать руками ушные раковины,
затем отпустить; потянуть руками мочки ушей в стороны, вверх, вниз,
отпустить (4 раза);
Указательным пальцем освободить слуховые отвороты от «воды».
2. Загибание вперед ушных раковин: быстро загнуть вперед всеми пальцами,
прижать, резко отпустить. (Способствует улучшению самочувствия всего
организма)
3. Оттягивание ушных раковин: кончиками большого и указательного
пальцев потянуть вниз обе мочки ушей 5-6 раз. (Полезно при закаливании
горла и полости рта)
4. Массаж козелка: захватить большим и указательным пальцами козелок.
Сдавливать.
Поворачивать
его
во
все
стороны
в
течение
20-30
секунд. (Массаж стимулирует функцию надпочечников, укрепляет нос,
горло, гортань, помогает при аллергии)
5. Растирание ушей ладонями.
6. «Кисонька»
Ребята проговаривают чистоговорку. Хором.
Са-са-са – Поглаживание ладонями шеи.
Кисонька-краса. Сы-сы-сы – Кулачками провести по крыльям носа – 7 раз.
Есть у кисоньки усы. Исы-исы-исы – Провести пальцами по лбу от
середины к вискам – 7 раз.
Молоко для кисы. Иса-иса-иса – Ладонями растирать уши.
Бантиком играет киса.
7. «Пчела»
Ребята проговаривают чистоговорку. Хором.
Жу-жу-жу – Я летаю и жужжу. Указательными пальцами провести по
крыльям носа, мягко надавливая.
Жи-жи-жи – Рёбрами ладоней растирать лоб.
Мне цветок покажи.
Же-же-же – Ладонями погладить шею сверху вниз.
Василёк растёт в меже. Жу-жу-жу –
Про цветы всем расскажу. Раздвинуть указательный и средний пальцы и
растирать ими точки перед и за ушами.