Автор: Спиридонова Ольга Анатольевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: Республиканский СРЦдН
Населённый пункт: Ижевск
Наименование материала: "Статья"
Тема: "Что должен знать педагог о своих воспитанниках"
Раздел: начальное образование
Что должен знать педагог о своих воспитанниках.
«Лучший способ сделать ребенка хорошим –
это сделать его счастливым».
Оскар Уйалд
Чтобы добиться успеха в своей работе воспитатель должен стать для
детей не только руководителем и организатором, но и старшим товарищем,
другом,
человеком,
к
которому
бы
все
прислушивались,
умевшим
чувствовать настроение, правильно подбирать игры., ,разумно реагировать на
шалости, предотвратить конфликты,контролировать ситуацию,разрешать
возникающие конфликты, умело предоставлятьдетям разумную свободу.
Для этого педагогу необходимознать свои права и обязанности, стремиться
выполнять эти обязанности, с уважением относиться к детям. Педагог
должен знать, что готовых рецептов для решения педагогических ситуаций
нет, но есть некоторые закономерности, зная которые, можно найти
свой,наиболее
удачный
выход,
свое
решение.
Знание
возрастных
особенностей детей, характеристик физического развития, особенностей их
поведенияв том или ином возрасте поможет в процессе воспитательной
деятельности.
Здоровье занимает одно из ведущих мест в системе ценностей и
приоритетов каждого человека. Однако наряду с понятием индивидуального
здоровья
сегодня
широко
распространено
такое
словосочетание,
как
«социальное здоровье» - состояние полного физического и
духовного
благополучия человека, семьи в целом. Причём медицинские факторы лишь
косвенно влияют на него. Неудовлетворительные жилищные условия,
отсутствие качественных продуктов питания, особенности образа жизни
родителей (в том числе наличие вредных привычек – табакокурения,
алкоголизма, наркомании) как раз и являются теми причинами, которые
напрямую влияют на здоровье детей. социально-реабилитационного центра.
А потому одной из основных задач в работе могу назвать формирование
здоровьесберегающей среды.
Ни для кого не секрет, что помещение ребёнка в любой Центр,
подобный нашему, с одной стороны – драматическое событие, вызванное
неблагополучием в его жизни;
с другой – рубеж, который завершит
трагический период и откроет несовершеннолетнему человечку возможность
возродиться в социальном и психологическом плане, восстановить здоровье
и получить право на достойную Человека жизнь. Дети находятся в новом
сборном коллективе. Произошел разрыв старых дружеских связей, дети не
знают друг друга,.Происходит формирование симпатий и антипатий. На этом
фоне у детей могут возникнуть проблемы в общении. Некоторые дети
замыкаються в себе, испытывают чувство одиночества.
Если ребенок оказывается первый раз в обстановке вне дома, то он
требует большого внимания к себе.Воспитателю надо помнить, что у такого
ребенка или подростка отсутствуют навыкив выполнении режима дня,он
должен привыкнуть общественному питанию, к новым порядкам.
Если ребенок не первый раз в центре, то возникают другие проблемы:
он
всезнайка,
унего
раскованное
поведение,
постоянно
сравнивает,
противопоставляет себя другим детям.
Воспитателю надо быть готовым к тому ,что могут возникнуть с
детьми
разного
рода
разногласия
и
даже
противоречия.
Так,
например,следует ожидать разногласияпо вопросам организации свободного
времени. В группах могут возникнуть самые раличные ситуации,знания о
которых
помогут
избежать
неприятных
последствий,
сложностей
со
здоровьем детей. Ведь дети, временно оказавшиеся под нашей опекой, имеют
достаточно серьезные нарушения в состоянии психического здоровья и
развития. Здесь преобладают агрессивное поведение, искажение развития
личности,
склонность
к
вредным
привычкам,
формирование
криминогенности и, конечно же, соматическая ослабленность.Приведем
краткую информацию по этому вопросу.
Энурез. Это неприятное явлениечасто встречается,дети мочатся в
кровать. Роль воспитателя в том,чтобы избавить ребенка от смущения и
унижениясо стороны сверстников. Процедра смены белья должна быть
проработана так, воспитатели справились с ней тихо и аккуратно.
Воровство. Когда обнаружится, что ребенок украл что-либо,с ним
следует побеседовать, убедить в еобходимости вернуть, предмет и помочь
ему вернуть с извинениями.
Гиперактивность. Гиперактивный ребенок импульсивен, невнимателен
и излишне активен, переключается с одной деятельности на другую, редко
занимается одним делом. Роль воспитателя в том, чтобы защитить ребенка
от его собственных действий, нужно постараться,нужно постараться,
заинтересовать, чтобы ребенок участвовал в обычной деятельности ,
которыей проходят в центре.
Одиночество.
Чувство
одиночества
может
испытывать
ребенок,оказавшись в непрывычной обстановке, дают возможность ребенку
проявить
себя
в
новом
окружении,
выйти
из
изоляции.
Получив
положительный импульс к общению, он может быть попытается свои
отношения с коллективом.
Учитывая все эти особенности, нужно- создать оптимальные условия
для оздоровления и формирования в каждом воспитаннике духовно-развитой
и физически-здоровой личности.
Без сомнения, ребенок должен расти здоровым - такого легче
воспитывать: у него быстрее устанавливаются все необходимые умения и
навыки. И никто не сможет помочь улучшить здоровье, если ребенок сам
этого не захочет и не будет над этим трудиться. Поэтому нужно формировать
в несовершеннолетних ответственное отношение к самому себе и к
окружающему, а именно воспитывать в них отношение к здоровью как к
жизненной ценности. Причем речь здесь идет, не только об искоренении
вредных
привычек,
выполнении
гигиенических
норм
и
правил,
определяющих
физиологическое
благополучие
организма,
но
и
приобретении таких критериев здоровья, как отсутствие хронических
заболеваний, сопротивляемость инфекциям, гармоничная работа внутренних
систем.
В достижении всего этого результативным способом является
двигательная активность, творческая, деятельность ребенка. Увлекательные
спортивные игры, прыжки, метание мяча, элементы эстафет и соревнований,
во время прогулок с детьми на свежем воздухе, положительно влияют на
развитие ряда качеств. У мальчишек и девчонок повышается умственная и
физическая
работоспособность,
утомляемость
сводится
на
«нет»,
увеличивается
сопротивляемость
организма
к
развитию
заболеваний
сердечнососудистой и нервной систем, органов дыхания и пищеварения.
Словом, движение – это непременная биологическая потребность растущего
человека, от степени которой зависит здоровье в целом. К тому же активные
прогулки
развивают
в
детях
не
только
ловкость,
силу,
быстроту,
выносливость, волю, но и формируют нравственные качества, повышают
мотивацию к победе, прежде всего, над собственным несовершенством.
Творческая
деятельность
развивает
воображение,
наблюдательность
усидчивость, внимательность, целеустремленность. А это в дальнейшем
может дать воспитаннику Центра шанс развить в себе жизнестойкость и
достойно
выдержать
предложенные
судьбой
испытания.
Работа,
направленная на творческую деятельнось, физическое усовершенствование,
сохранение и укрепление их здоровья, поможет вырастить именно крепких и
сильных людей. Ведь фундамент здорового образа жизни закладывается
именно в детстве. И не важно, каким оно начиналось…
Воспитатель- непосредственный организатор деятельности детей. Он
независимо
от распределения
обязанностей
не может снять с себя
ответственности за все, что касается охраны и жизни здоровья детей,
воспитатель должен скурпулезно разьяснять детям вопросы безопасности с
тем, что еще важнее, перед самим собой, перед своей совестью.
Табу воспитателя:
Не допускать оскорблений по отношению к детям со стороны других
детей
Не создавать стресовых ситуаций для детей и коллег.
Не быть безразличным к недисциплинированности детей.
Не держаться изолированно от детей.
Не навязывать детям свою волю
Не позволять себе неодобрительных замечаний по поводу внешних и
внутренних недостатков человека в присутствии других
Не заниматься своими личными делами в рабочее время.
Не позволять раввнодушного отношения к детям.
Не потакать ленивым.
Не вести беседы на запррещенные темы в присутствии детей.
Не унижать детей и не смеятся над ними.
Нельзя быть хмурым, скучным,нудным, равнодуным.
Всегда быть на позитиве.
Нельзя появляться перед детьми в неглаженной , грязной одежде.
Не срывать свое плохое настроение на детях, коллегах.
Не пытаться выяснять что –либо с силой.