Автор: Стёпкина Наталья Владимировна
Должность: учитель-дефектолог
Учебное заведение: МБДОУ №80
Населённый пункт: город Ульяновск
Наименование материала: Статья
Тема: Социализация дошкольников с расстройствами аутистического спектра средствами искусства.
Раздел: дошкольное образование
,
-
,
Стёпкина Наталья Владимировна учитель дефектолог
Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение
№80 «
»,
.
,
.
30 ,
детский сад
Аист
г Ульяновск ул Октябрьская
Б
432032,
.8(8422)58-82-20
тел
Социализация дошкольников с расстройствами аутистического спектра
средствами искусства.
Театрализованная
деятельность сказка «Теремок на новый лад» в интегрированной группе
для дошкольников с РАС
МБДОУ №80 «Аист»
В последнее время отмечается тенденция к увеличению частоты
возникновения дошкольников с расстройствами аутистического спектра (далее
РАС). В условиях гуманизации общества дети с РАС, которые ранее считались
необучаемыми, в современном обществе включаются в систему образования и
адаптируются в ней более или менее успешно. Для эффективного протекания
процесса адаптации детям с РАС необходимо психолого-педагогическое
сопровождение, которое позволит сформировать у них коммуникативные
способности и поведенческие стереотипы.
Категория детей с РАС многообразна по своим проявлениям. Степень
тяжести аутистических проявлений широк: от интеллектуальных до речевых
нарушений, с сопутствующим патопсихологическим синдромом.
Психолого-педагогическое сопровождение детей с РАС в дошкольной
образовательной
организации
(далее
ДОО)
строится
на
основе
индивидуального образовательного маршрута, который учитывает трудности
аутичного ребенка. Диагностические критерии РАС представлены в виде
нарушений в социально-коммуникативном взаимодействии и поведении.
Качественные нарушения в социальном взаимодействии характеризуются
пятью критериями:
•
неадекватность использования взгляда глаза в глаза, выражение
эмоций, позы и жесты тела при социальном взаимодействии;
•
неспособность организации отношений со сверстниками, используя
взаимный обмен интересами, эмоциями или общей деятельностью;
•
практически не используют поддержку других людей для успокоения
или сочувствия в периоды стресса, эмоционально глухи, отсутствует чувство
эмпатии;
•
не могут непроизвольно обмениваться радостью, увлечениями или
успехами с окружающими;
•
низкая эмоциональная взаимность, проявляющаяся в нарушении
реакции на эмоции других людей, отсутствие вариантов поведения в
соответствии с социальными нормами; слабая интеграция социального и
коммуникативного поведения.
Качественные нарушения в коммуникативной сфере касается следующих
показателей:
,
-
,
Стёпкина Наталья Владимировна учитель дефектолог
Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение
№80 «
»,
.
,
.
30 ,
детский сад
Аист
г Ульяновск ул Октябрьская
Б
432032,
.8(8422)58-82-20
тел
•
отставание
либо
полное
отсутствие
разговорной
речи,
без
сопровождения
жестами
или
мимикой
как
процесс
компенсации
отсутствующей коммуникации;
•
отсутствие спонтанной воображаемой, социальной игры-имитации;
•
низкий уровень умения проявлять инициативу или поддерживать
беседу;
•
однообразное, стереотипное употребление средств языка (слов,
предложений).
Качественные ограничения, повторения, стереотипы видов поведения,
интересов, деятельности определяются следующими показателями:
•
самостоятельная
деятельность,
связанная
со
стереотипными
и
ограниченными видами интересов;
•
выраженное поведение, связанное с обязательным поддержанием
специфического нефункционального распорядка и ритуалов;
•
стереотипность и повторения в механических движениях;
•
взаимодействие с отдельными частями объектов, нефункциональными
элементами игрового материала.
Следовательно,
главная
задача
психолого-педагогического
сопровождения состоит в создании устойчивого адекватного стереотипа
поведения ребенка в группе сверстников в условиях ДОО.
Развитие ребенка с РАС в условиях ДОО № 80 г.Ульяновска направлено
не только на обучение его знаниям, но включает еще коррекционную работу по
социализации дошкольников с ОВЗ и формированию толерантного и гуманного
отношения у нормотипичных дошкольников и их родителей к данной
категории детей, которую осуществляют все специалисты, работающие с
детьми. При организации совместной работы каждый специалист ставит свои
цели и задачи, на решение которых направляет свою работу. Необходимо,
чтобы эти цели и задачи были согласованы между собой и дополняли друг
друга, а не вносили противоречия в деятельность специалистов.
Посещение нашего ДОО предполагает не только развивающую работу в
ходе занятий, но и огромное количество режимных моментов, досуговой
деятельности в ходе которых ребенок вступает во взаимодействие со
сверстниками, воспитателем и другими специалистами. Поэтому психолого-
педагогическое сопровождение детей дошкольного возраста связано не только
с организацией обучения, но и с налаживанием продуктивного эмоционального
контакта со сверстниками и взрослыми, развитие способности к разделению
чувств, развитию умения сопереживать, что необходимо ребенку с РАС для
дальнейшей успешной социализации. Поэтому передо мной, как учителем-
дефектологом, который проводит основную работу с детьми РАС стоит
,
-
,
Стёпкина Наталья Владимировна учитель дефектолог
Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение
№80 «
»,
.
,
.
30 ,
детский сад
Аист
г Ульяновск ул Октябрьская
Б
432032,
.8(8422)58-82-20
тел
огромное количество задач, которые выходят далеко за рамки учебной
программы.
Мы предлагаем вам познакомиться с содержанием коррекционно -
развивающей работы с детьми с РАС, направленной на социализацию
средствами искусства, а именно на использовании театрализованных игр.
Театрализованная игра - это деятельность, моделирующая биосоциальные
отношения, внешне подчинённые сюжету-сценарию в обозначенных временных
и пространственных характеристиках; в этой деятельности принятие образа
овеществлено
(переодеванием
или
куклой)
и
выражается
различными
символическими средствами (мимикой, пантомимикой, речью, танцем, пением
и т.п.) (И.Г. Вечканова)
Глубокое
изучение
теоретических
положений
и
практического
опыта
применения театрализованных игр в педагогической деятельности с детьми,
имеющими интеллектуальную недостаточность, позволило нам разработать
свои подходы к использованию данного вида игр в коррекционно-развивающих
занятиях с детьми с РАС. Одним из таких подходов является интегративный.
Заключался
он
в
том,
что
дошкольники
с
РАС
взаимодействуя
с
нормотипичными дошкольниками, активно включались в деятельность с ними.
Театрализованная игра в психолого-педагогических и культурологических
исследованиях понимается двояко. С одной стороны, это вид деятельности, а с
другой – это средство развития. Она определяется, как драматизация
(Л.С.Выготский),
«драматическая игра» (В.Н. Всеволодский – Генгросс),
«театрально-игровая
деятельность»,
«театрально-игровое
творчество»
(Е.Л.Трусова).
Существует много разных классификаций театрализованной деятельности.
Мы ориентировались на ту, в основе которой лежат средства изображения,
которые выделяются в зависимости от ведущих способов эмоциональной
выразительности сюжета. Исходя из этого, мы выделяем две основные группы
театрализованных игр: режиссёрские и игры-драматизации.
В нашей работе над театрализованной игрой осуществлялся комплексный
подход и включение театрализованных игр и в другие виды деятельности
дошкольников с РАС:
-Развитие речи, ФЭКП
-Ознакомление с окружающим
-Изобразительная и музыкальная деятельность
-Трудовое воспитание
-Физическое воспитание
Продуктивность комплексного подхода, как показала практика, возможна
при следующих условиях:
,
-
,
Стёпкина Наталья Владимировна учитель дефектолог
Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение
№80 «
»,
.
,
.
30 ,
детский сад
Аист
г Ульяновск ул Октябрьская
Б
432032,
.8(8422)58-82-20
тел
-использование
театрализованной игры на занятиях по разным разделам
программы;
-организация предметно-развивающей среды;
-развитие мотивационно - потребностной сферы детей;
-знакомство
с
окружающим
миром,
формирование
способности
к
моделированию и символизации в обучающих играх;
-индивидуальный и дифференцированный подход;
-работа с родителями дошкольников с РАС и нормотипичных детей.
Направления коррекционно-развивающей работы при подготовке к
театрализованной деятельности:
-Знакомство с окружающим миром
-Формирование познавательных действий и ориентировки в пространстве
-Обучение принятию игрового образа (владение телом, взаимодействие с
героями)
-Развитие психомоторики
-Развитие мелкой моторики
-Овладение средствами межличностного общения
В процессе подготовки и реализации театрализованной игры нами были
реализованы следующие задачи.
Задачи подготовительного этапа:
Создание эмоционально-положительного фона для пребывания ребёнка в
группе ДОУ, адекватной социальной реакции на режимные моменты.
Установление
эмоционального,
доверительного
контакта
между
педагогом и ребёнком.
Демонстрация педагогом различных игровых действий и развития
положительного эмоционального отношения к окружающему миру,
взрослым, сверстникам, к театрализации.
Речевые задачи:
Формирование понимания обращённой речи
Стимуляция речевой и психической активности.
2. Развитие
эмоционального
общения
со
взрослыми
и
детьми.
(Экспрессия педагога на каждом из этапов занятия с безречевым ребёнком
способствует развитию подражательности и эмоционально настраивает
детей на речевосприятие и речепроизводство).
3. Совершенствование
способности
к подражанию
действиям
(эхопраксии)
взрослого,
сверстников
и речевому
подражанию —
эхолалии.
4.Развитие
и коррекция
психофизиологической
основы
речевой
деятельности: разных видов восприятия, физиологического и речевого
дыхания, артикуляционных навыков.
,
-
,
Стёпкина Наталья Владимировна учитель дефектолог
Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение
№80 «
»,
.
,
.
30 ,
детский сад
Аист
г Ульяновск ул Октябрьская
Б
432032,
.8(8422)58-82-20
тел
Немаловажным аспектом является то, что нормотипичные дошкольники
выступали в театрализованной деятельности не только ведущими, но и
тьюторами, активными помощниками для дошкольников с РАС. Так как одной
из задач была задача формирования толерантного отношения к людям с ОВЗ.
Результатом работы была театрализованная деятельность (игра) по сказке
«Теремок» (на новый лад). Поставленные цели и задачи были реализованы,
дети
получили
удовольствие
от
участия
в
театрализованной
игре
и
взаимодействия друг с другом.
По результатам проделанной работы можно сделать вывод:
театрализованная деятельность, как синтез искусств, является значимым
средством в социализации дошкольников с РАС, даёт положительную
динамику в речевом и интеллектуальном развитии, а так же является хорошим
методом
формирования толерантного отношения к людям с ОВЗ у
нормотипичных сверстников и их родителей. Планируем продолжить работу в
данном направлении, надеемся, что наш опыт будет оценен и полезен коллегам.