Напоминание

Социализация дошкольников с расстройствами аутистического спектра средствами искусства.


Автор: Стёпкина Наталья Владимировна
Должность: учитель-дефектолог
Учебное заведение: МБДОУ №80
Населённый пункт: город Ульяновск
Наименование материала: Статья
Тема: Социализация дошкольников с расстройствами аутистического спектра средствами искусства.
Раздел: дошкольное образование





Назад




,

-

,

Стёпкина Наталья Владимировна учитель дефектолог

Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение

№80 «

»,

.

,

.

30 ,

детский сад

Аист

г Ульяновск ул Октябрьская

Б

432032,

.8(8422)58-82-20

тел

Социализация дошкольников с расстройствами аутистического спектра

средствами искусства.

Театрализованная

деятельность сказка «Теремок на новый лад» в интегрированной группе

для дошкольников с РАС

МБДОУ №80 «Аист»

В последнее время отмечается тенденция к увеличению частоты

возникновения дошкольников с расстройствами аутистического спектра (далее

РАС). В условиях гуманизации общества дети с РАС, которые ранее считались

необучаемыми, в современном обществе включаются в систему образования и

адаптируются в ней более или менее успешно. Для эффективного протекания

процесса адаптации детям с РАС необходимо психолого-педагогическое

сопровождение, которое позволит сформировать у них коммуникативные

способности и поведенческие стереотипы.

Категория детей с РАС многообразна по своим проявлениям. Степень

тяжести аутистических проявлений широк: от интеллектуальных до речевых

нарушений, с сопутствующим патопсихологическим синдромом.

Психолого-педагогическое сопровождение детей с РАС в дошкольной

образовательной

организации

(далее

ДОО)

строится

на

основе

индивидуального образовательного маршрута, который учитывает трудности

аутичного ребенка. Диагностические критерии РАС представлены в виде

нарушений в социально-коммуникативном взаимодействии и поведении.

Качественные нарушения в социальном взаимодействии характеризуются

пятью критериями:

неадекватность использования взгляда глаза в глаза, выражение

эмоций, позы и жесты тела при социальном взаимодействии;

неспособность организации отношений со сверстниками, используя

взаимный обмен интересами, эмоциями или общей деятельностью;

практически не используют поддержку других людей для успокоения

или сочувствия в периоды стресса, эмоционально глухи, отсутствует чувство

эмпатии;

не могут непроизвольно обмениваться радостью, увлечениями или

успехами с окружающими;

низкая эмоциональная взаимность, проявляющаяся в нарушении

реакции на эмоции других людей, отсутствие вариантов поведения в

соответствии с социальными нормами; слабая интеграция социального и

коммуникативного поведения.

Качественные нарушения в коммуникативной сфере касается следующих

показателей:

,

-

,

Стёпкина Наталья Владимировна учитель дефектолог

Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение

№80 «

»,

.

,

.

30 ,

детский сад

Аист

г Ульяновск ул Октябрьская

Б

432032,

.8(8422)58-82-20

тел

отставание

либо

полное

отсутствие

разговорной

речи,

без

сопровождения

жестами

или

мимикой

как

процесс

компенсации

отсутствующей коммуникации;

отсутствие спонтанной воображаемой, социальной игры-имитации;

низкий уровень умения проявлять инициативу или поддерживать

беседу;

однообразное, стереотипное употребление средств языка (слов,

предложений).

Качественные ограничения, повторения, стереотипы видов поведения,

интересов, деятельности определяются следующими показателями:

самостоятельная

деятельность,

связанная

со

стереотипными

и

ограниченными видами интересов;

выраженное поведение, связанное с обязательным поддержанием

специфического нефункционального распорядка и ритуалов;

стереотипность и повторения в механических движениях;

взаимодействие с отдельными частями объектов, нефункциональными

элементами игрового материала.

Следовательно,

главная

задача

психолого-педагогического

сопровождения состоит в создании устойчивого адекватного стереотипа

поведения ребенка в группе сверстников в условиях ДОО.

Развитие ребенка с РАС в условиях ДОО № 80 г.Ульяновска направлено

не только на обучение его знаниям, но включает еще коррекционную работу по

социализации дошкольников с ОВЗ и формированию толерантного и гуманного

отношения у нормотипичных дошкольников и их родителей к данной

категории детей, которую осуществляют все специалисты, работающие с

детьми. При организации совместной работы каждый специалист ставит свои

цели и задачи, на решение которых направляет свою работу. Необходимо,

чтобы эти цели и задачи были согласованы между собой и дополняли друг

друга, а не вносили противоречия в деятельность специалистов.

Посещение нашего ДОО предполагает не только развивающую работу в

ходе занятий, но и огромное количество режимных моментов, досуговой

деятельности в ходе которых ребенок вступает во взаимодействие со

сверстниками, воспитателем и другими специалистами. Поэтому психолого-

педагогическое сопровождение детей дошкольного возраста связано не только

с организацией обучения, но и с налаживанием продуктивного эмоционального

контакта со сверстниками и взрослыми, развитие способности к разделению

чувств, развитию умения сопереживать, что необходимо ребенку с РАС для

дальнейшей успешной социализации. Поэтому передо мной, как учителем-

дефектологом, который проводит основную работу с детьми РАС стоит

,

-

,

Стёпкина Наталья Владимировна учитель дефектолог

Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение

№80 «

»,

.

,

.

30 ,

детский сад

Аист

г Ульяновск ул Октябрьская

Б

432032,

.8(8422)58-82-20

тел

огромное количество задач, которые выходят далеко за рамки учебной

программы.

Мы предлагаем вам познакомиться с содержанием коррекционно -

развивающей работы с детьми с РАС, направленной на социализацию

средствами искусства, а именно на использовании театрализованных игр.

Театрализованная игра - это деятельность, моделирующая биосоциальные

отношения, внешне подчинённые сюжету-сценарию в обозначенных временных

и пространственных характеристиках; в этой деятельности принятие образа

овеществлено

(переодеванием

или

куклой)

и

выражается

различными

символическими средствами (мимикой, пантомимикой, речью, танцем, пением

и т.п.) (И.Г. Вечканова)

Глубокое

изучение

теоретических

положений

и

практического

опыта

применения театрализованных игр в педагогической деятельности с детьми,

имеющими интеллектуальную недостаточность, позволило нам разработать

свои подходы к использованию данного вида игр в коррекционно-развивающих

занятиях с детьми с РАС. Одним из таких подходов является интегративный.

Заключался

он

в

том,

что

дошкольники

с

РАС

взаимодействуя

с

нормотипичными дошкольниками, активно включались в деятельность с ними.

Театрализованная игра в психолого-педагогических и культурологических

исследованиях понимается двояко. С одной стороны, это вид деятельности, а с

другой – это средство развития. Она определяется, как драматизация

(Л.С.Выготский),

«драматическая игра» (В.Н. Всеволодский – Генгросс),

«театрально-игровая

деятельность»,

«театрально-игровое

творчество»

(Е.Л.Трусова).

Существует много разных классификаций театрализованной деятельности.

Мы ориентировались на ту, в основе которой лежат средства изображения,

которые выделяются в зависимости от ведущих способов эмоциональной

выразительности сюжета. Исходя из этого, мы выделяем две основные группы

театрализованных игр: режиссёрские и игры-драматизации.

В нашей работе над театрализованной игрой осуществлялся комплексный

подход и включение театрализованных игр и в другие виды деятельности

дошкольников с РАС:

-Развитие речи, ФЭКП

-Ознакомление с окружающим

-Изобразительная и музыкальная деятельность

-Трудовое воспитание

-Физическое воспитание

Продуктивность комплексного подхода, как показала практика, возможна

при следующих условиях:

,

-

,

Стёпкина Наталья Владимировна учитель дефектолог

Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение

№80 «

»,

.

,

.

30 ,

детский сад

Аист

г Ульяновск ул Октябрьская

Б

432032,

.8(8422)58-82-20

тел

-использование

театрализованной игры на занятиях по разным разделам

программы;

-организация предметно-развивающей среды;

-развитие мотивационно - потребностной сферы детей;

-знакомство

с

окружающим

миром,

формирование

способности

к

моделированию и символизации в обучающих играх;

-индивидуальный и дифференцированный подход;

-работа с родителями дошкольников с РАС и нормотипичных детей.

Направления коррекционно-развивающей работы при подготовке к

театрализованной деятельности:

-Знакомство с окружающим миром

-Формирование познавательных действий и ориентировки в пространстве

-Обучение принятию игрового образа (владение телом, взаимодействие с

героями)

-Развитие психомоторики

-Развитие мелкой моторики

-Овладение средствами межличностного общения

В процессе подготовки и реализации театрализованной игры нами были

реализованы следующие задачи.

Задачи подготовительного этапа:

Создание эмоционально-положительного фона для пребывания ребёнка в

группе ДОУ, адекватной социальной реакции на режимные моменты.

Установление

эмоционального,

доверительного

контакта

между

педагогом и ребёнком.

Демонстрация педагогом различных игровых действий и развития

положительного эмоционального отношения к окружающему миру,

взрослым, сверстникам, к театрализации.

Речевые задачи:

Формирование понимания обращённой речи

Стимуляция речевой и психической активности.

2. Развитие

эмоционального

общения

со

взрослыми

и

детьми.

(Экспрессия педагога на каждом из этапов занятия с безречевым ребёнком

способствует развитию подражательности и эмоционально настраивает

детей на речевосприятие и речепроизводство).

3. Совершенствование

способности

к подражанию

действиям

(эхопраксии)

взрослого,

сверстников

и речевому

подражанию —

эхолалии.

4.Развитие

и коррекция

психофизиологической

основы

речевой

деятельности: разных видов восприятия, физиологического и речевого

дыхания, артикуляционных навыков.

,

-

,

Стёпкина Наталья Владимировна учитель дефектолог

Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение

№80 «

»,

.

,

.

30 ,

детский сад

Аист

г Ульяновск ул Октябрьская

Б

432032,

.8(8422)58-82-20

тел

Немаловажным аспектом является то, что нормотипичные дошкольники

выступали в театрализованной деятельности не только ведущими, но и

тьюторами, активными помощниками для дошкольников с РАС. Так как одной

из задач была задача формирования толерантного отношения к людям с ОВЗ.

Результатом работы была театрализованная деятельность (игра) по сказке

«Теремок» (на новый лад). Поставленные цели и задачи были реализованы,

дети

получили

удовольствие

от

участия

в

театрализованной

игре

и

взаимодействия друг с другом.

По результатам проделанной работы можно сделать вывод:

театрализованная деятельность, как синтез искусств, является значимым

средством в социализации дошкольников с РАС, даёт положительную

динамику в речевом и интеллектуальном развитии, а так же является хорошим

методом

формирования толерантного отношения к людям с ОВЗ у

нормотипичных сверстников и их родителей. Планируем продолжить работу в

данном направлении, надеемся, что наш опыт будет оценен и полезен коллегам.



В раздел образования