Напоминание

Игровая программа "Когда волшебники приходят к людям"


Автор: Гусева Елена Геннадьевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОУ "Лихославльская средняя общеобразовательная школа №7"
Населённый пункт: город Лихославль, Тверская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Игровая программа "Когда волшебники приходят к людям"
Раздел: начальное образование





Назад




Методическая разработка сценария игровой программы

«Когда волшебники приходят к людям»

Цель: создание условий для пробуждения интереса учащихся к авторским

сказкам, развития творчества, формирования навыков работы с книгой.

Звучит лирическая мелодия.

Ведущий: Ребята, сегодня мы с вами окунемся в волшебный мир сказок. Вы

уже прочитали много сказок и знаете о сказочных странах, населенных

гномами, эльфами, троллями, сказочными богатырями. Но где они? Где,

например, тридесятое царство, тридесятое государство, куда и ворон костей

не заносил? ... Их нет, и напрасно искать их на географической карте.

Сказочный мир – это плод фантазии многих народов, населяющих нашу

землю. Но есть сказки о Карлсоне, о Нильсе, курице Чернушке, действия,

которых разворачиваются в конкретном месте, которое узнаваемо, там живут

реальные

люди.

Такие

сказки

сочиняют

писатели.

Их

называют

сказочниками, волшебниками. Они приходят к людям, чтобы воодушевить,

вдохновить, посочувствовать, погоревать вместе с ними. Вот о таких сказках

и о таких писателях мы и узнаем в нашей игре.

Далее предлагается детям вспомнить и назвать писателей-сказочников.

Дети знают Д. Родари, А. Милна, А. Линдгрен, С. Лагерлёф, Г. –Х.

Андерсена, А. Толстого, П. Ершова, Д. Толкиева и др.

Учитель предлагает детям обсудить предстоящую игру: каких писателей

выбрать для игры, как ее провести. Дети по подгруппам думают над этими

вопросами. В итоге возникают такие предложения: разыграть сценки по

сказкам, провести викторину, делать «черный ящик», составить кроссворд,

сшить костюмы, подготовить выставку рисунков, выставку книг.

Далее детально продумывается ход игры и те поручения, которые будут

выполнять творческие группы, образованные в зависимости от того,

творчество каких писателей- сказочников они будут представлять.

Класс украшается рисунками, поделками, портретами писателей, возле

доски – выставка книг. Дети рассаживаются по группам, у каждой группы

на столе книги, конверты с заданиями для других участников.

Ведущий: Мы с вами в стране сказок, которые пришли к нам из Италии,

Норвегии, Дании, Франции, России. Их сочиняли писатели. Некоторые из

них – С. Аксаков, А. Пушкин, братья Гримм, П. Ершов – использовали

сюжеты народных сказок. Другие сочиняли сказки, опираясь на собственную

фантазию. Это А. Милн, А. Линдрген, Н. Носов, Э. Успенский, Г.-Х.

Андерсен, А. Погорельский, Экзюпери.

Каждая творческая группа представит одного из авторов, а мы попробуем

узнать и назвать их произведения.

Первая группа.

Мы расскажем об Астрид Линдгрен, шведской писательнице. Она родилась в

начале ХХ века, а умерла в самом начале XXI. В Швеции ее называют

человеком

ушедшего

тысячелетия.

Слава

ее

книг,

ее

героев

давно

перешагнула пределы ее родной страны. В Швеции, где она признана

национальным символом, даже говорят, что если бы не ее Пеппи Длинный

Чулок, не ее Карлсон, то многие дети планеты так и не научились бы читать.

Первая книга о Пеппи сделала ее известной у себя на родине, а книги о

Малыше и Карлсоне принесли ей всемирную славу. Вот уже не одно

десятилетие девочки мальчики всего мира зачитываются ими, смотрят

фильмы и спектакли, поставленные по произведениям Линдгрен.

Астрид Линдгрен не только писала книги, но и защищала права детей,

защищала животных. В Швеции именами ее героев названы парки, игровые

деревни, библиотеки.

А сейчас мы проверим, как вы знаете произведения писательницы:

-На каком язык разговаривают Малыш и Карлсон? (На шведском)

-Сколько лет было Малышу, его брату и сестре? (7,15,14)

-то помогает Карлсону летать? (Моторчик за спиной и пропеллер)

-Карлсон –большой хвастунишк. Он считает себя лучшим в мире… Кем? (Он

лучший в мире летун, лючший мастер скоростной уборк комнат, лучший

масте на всевозможные проказы, лучший специалист по паровым машинам,

лючший рисовальщик петухов и многое другое).

Как на самом деле звали Малыша? (Сванте Свантесон)

В класс входят Малыш и Карлсон.

Малыш: Я тебя совсем заждался. В котором часу ты обещал прийти?

Карлсон:

Я

сказал приблизительно.

Так оно

и

вышло:

я пришел

приблизительно.

Он направился к аквариуму Малыша, в котором кружились пестрые

рыбки, окунул лицо в воду и стал пить большими глотками.

Малыш: Осторожно! Мои рыбки! Вдруг ты их проглотишь?

Карлсон:

Когда у человека жар, ему надо много пить. Если он даже

проглотит 2-3 или там 4 рыбки, это пустяки, дело житейское.

Малыш: У тебя жар?

Карлсон: Еще бы! Потрогай! (Он положтл руки Малыша на свой лоб)

Малыш: Какая у тебя температура?

Карлсон: 30-40 градусов, не меньше!

Малыш недавно болел корью и хорошо е, что значит высокая

температура. Он с сомнением покачал головой.

Малыш: Нет, по-моему, ты не болен.

Карлсон: Ух, какой ты гадкий! (Топнул ногой).

Малыш: (изумленно) Ты хочешь заболеть?

Карлсон: Конечно. Все люди этого хотят! Я хочу лежать в постели с

высокой-превысокой температурой. Ты придешь узнать, как я себя чувствую,

и я тебе скажу, что я самый тяжелый больной в мире. И ты меня спросишь,

не хочу ли я чего-нибудь, и я тебе отвечу, что мне ничего не нужно. Ничего,

кроме огромного торта, нескольких коробок печенья, горы шоколада и

большего-пребольшого куля конфет. («Повесть о Малыше и Карлсоне»)

Вторая группа.

Знаете ли вы, что книга «Удивительное путешествие Нильса Хольгерссена с

дикими гусями по Швеции» - это учебник, в котором собраны сведения по

геологии, зоологии, ботанике, географии, истории Швеции? Мы с вами

читаем

только

сказочный

сюжет,

который

называется

«Чудесное

путешествие Нильса с дикими гусями». В 1909 году Салма Лагерлёф

получила литературную Нобелевскую премию, ее имя знает весь мир, ведь

история Нильса напечатана в 35 странах на 30 иностранных языках.

Судьбу С. Лагерлёф можно сравнить с судьбой Золушки. Родилась она в

живописном уголке Швеции, в поместье.

Ее тетушка и бабушка были

великолепными рассказчицами. Именно от них она услышала предания о

русалках, домовых и, конечно, о добрых героях. До 9 лет она была

парализована и не могла ходить. Поэтому много читала, слушала бабушку и

тетушку.

Когда она выросла, стала учительницей. В 1904 году она приступила к

созданию учебника, родилась увлекательнейшая сказка в двух томах,

прославившая С. Лагерлёф на весь мир.

Вы, конечно, читали эту сказку. Поэтому выполните наши задания.

1 задание

– разгадать кроссворд. Если все будет сделано правильно, в

выделеной вертикали вы прочтете фамилию автора.

1-

Имя главного героя сказки

2-

Имя гусыни – предводительницы стаи

3-

Он заколдовал Нильса

4-

Страна- родина автора сказки.

5-

Имя гуся, на котором летел Нильс.

6-

Зверь, с которым спасая гуся столкнулся Нильс.

7-

Чьего детеныша спас Нильс?

8-

Птица, которая принесла дудочку.

1

2

3

4

5

6

7

8

Ответ:

1-

Нильс, 2-Акка, 3-Гном, 4-Швеция, 5-Мартин, 6-Лис, 7-Сирле, 8-Филин

Выделенное слово: Лагерлёф

2 задание: ответить на вопросы:

- Что обозначали имена гусят, которые родились у Мартина и Марты ( Юкси,

Какой, Кольме, Нелье, Вийси? – первый ,второй, третий, четвертый, пятый)

-Куда летели гуси? (В Лапландию)

-Кто вместо Нильса стал маленьким после заклинания? (Гусенок Юкси)

-За что Гном заколдовал Нильса? (Он поймал Гнома в сачок и не отпускал

его)

Ведущий: Книга С. Лагерлёф не только о Нильсе и диких гусях. Это книга о

благородстве, дружбе, любви, ненависти, а главный ее герой Нильс из злого

мальчишки превращается в человека с добрым сердцем.

Третья группа:

Все вы знаете великого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина. Он

родился в Москве более 200 лет назад. С раннего детства он слушал сказки и

предания, которые рассказывала ему няня, простая крестьянка, мастерица

петь песни и рассказывать сказки. Говор у нее был особый, певучий, она

«окала». Маленький Саша любил свою няню и называл ее ласково матушкой.

А вы помните, как ее звали? (Арина Родионовна)

Входит Арина Родионовна. (Старшеклассница, одетая в крестьянскую

одежду, повязанная платком)

Арина Родионовна: Здравствуйте, детушки мои разлюбезные. Расскажу я

вам о тех временах, когда Александр Сергеевич был еще совсем малым

дитем. Родители его говорили по-французски и маленького Сашу к этому

языку приучали. Даже учителя-француза ему наняли. А все же Александр

Сергеевич больше со мной любил поговорить. Бывало, начну ему сказки

сказывать, так он и не шевельнется, боится слово пропустить.

Свет гаснет. Зажигают свечу. Звучит романс «Зимний вечер»

Арина Родионовна: Некоторый царь задумал жениться, но не нашел по

своему нраву никого. Подслушал он однажды разговор трех сестер. Старшая

хвалилась, что государство одним зерном накормит, вторая – одним куском

сукна оденет, а третья – что родит царю чудесного сына. Царь женился на

меньшой, а вскоре уехал воевать. Мачеха его, завидуя невестке, решила ее

погубить. А царица, тем временем разрешилась чудесным малышом: ножки у

него по колено серебряные, ручки по локоть золотые, во лбу звезда горит, а

на затылке месяц. Послали известить об этом царя. Мачеха задержала гонца в

дороге, напоила его пьяным, подменила письмо, в коем написала, что царица

разрешилась «не мышью, не лягушкой, а неведомой, зверушкой». Царь

опечаился, но с тме же гонцом повелел ождаться его приезда.Мачеха опять

подменила письмо и написала повеление, чтобы царицу с сыном посадили в

бочку и бросили в море. Так и сделали. Долго плакала царица с царевичем в

бочке.

Звучит фонограмма «Море» из оперы Н.А. Римского-Корсакова «Сказка о

царе Салтане».

Ученик: День прошел, царица вопит…

А дитя волну торопит:

«Ты, волна моя, волна!

Ты гульлива и вольна;

Плещешь ты, куда захочешь,

Ты морские камни точишь…

Не губи ты нашу душу;

Выплесни ты нас на сушу!»

Сын на ножки поднялся,

В дно головкой уперся,

Поднатужился немножко:

«Как бы здесь на двор окошко

На проделать?» - молвил он,

Вышиб дно и вышел он.

Арина Родионовна: Обручи лопнули, мать и сын вышли на землю. Сын

избрал место, с благословения матери выстроил город, и стали они жить да

поживать. Много чудес было в том городе! Вспомните и назовите их.

Ученик: Белка там живет ручная…

Зажигается свет

Арина Родионовна: Ай да белка, и пляшет, и поет! Чудо, да и только. А что

за песню она поет? Знаете?

Ученики: Русскую народную песню «Во саду ли, в огороде»

Выводят дети с подручными музыкальными инструментами или под

фонограмму поют песню «Во саду ли, в огороде».

Арина Родионовна: Спасибо вам за музыку. Любо слушать! А все ли чудеса

из этой сказки вы вспомнили?

Дети называют другие чудеса и зачитывают отрывок из сказки.

Четвертая группа:

(Представляет русского писателя С. Аксакова)

Жизнь Сергея Аксакова началась тяжелой болезнью, которая продолжалась

так долго, что знакомые говорили его матери «Перестань мучить дитя, ведь

уж и доктора, и священник сказали, что он не жилец. Покорись воле

Божьей…»

Может быть именно тяжелая болезнь сделала так, что первым и самым

сильным чувством, которое зародилось в душе Сережи, была огромная

жалость ко всему страдающему и слабому. Мать не покорилась злой воле

природы и выходила мальчика. Он до конца жизни помнил, что остался жить

только благодаря материнской самоотверженности. И вместе с жалостью в

его сердце поселилась любовь – любовь к матери, к сестренке, спасенному

им щенку, ко всему живому, что его окружало.

Длинными зимними вечерами он слушал сказки ключницы Пелагеи, которые

она рассказывала под жужжание веретена. Любимой была сказка о мохнатом

чудище и младшей купеческой дочери, полюбившей его за доброту и ласку.

Уже в старости, в конце жизни, вспоминая детство, он написал нежную и

мудрую сказку, которою назвал «Аленький цветочек». А начиналась она так.

Выходят купец и три его дочери.

Купец: Дочери мои милые, дочери мои хорошие, дочери мои пригожие, еду я

по своим купецким делам за тридевять земель, в тридевятое царство,

тридесятое государство, и мало ли много ли времени проезжу – не ведаю.

Наказываю жить без меня честно и смирно. Тогда привезу такие гостинцы,

какие вам самим хочется.

Старшая дочь: (поклонилась отцу в ноги и говорит) Государь ты мой

батюшка родимый, привези мне золотой венец из каменьев самоцветных, и

чтоб был от них такой свет, как от месяца полного…

Средняя дочь: (поклонившись в ноги отцу)

Государь ты мой батюшка

родимый, привези ты мне зеркало из хрусталя восточного, цельного

беспорочного, чтоб, глядясь в него, я не старилась и красота моя девичья

прибавлялася.

Поклонилась в ноги отцу младшая дочь.

Младшая дочь: Государь мой батюшка родимый! Не вези ты мне золотой и

серебряной порчи, ни венца самоцветного, ни зеркала хрустального, а

привези мне аленький цветочек, которого бы не было краше на белом свете.

Купец: Ну задала ты мне работу потяжелее сестриных: коли знаешь, что

искать, то как не сыскать, а как найти то, чего сам не заешь? Аленький

цветочек не хитро найти, да как же узнать мне, что краше его нет на белом

свете? Буду стараться, а на гостинце не взыщи.

Купец с дочерями уходят. Участники группы задают вопросы детям.

-В чей дворец попал купец?

-Как купеческая дочь оказалась во дворце?

Ведущий: Чему очень важному нас учит эта сказка? Правильно она учит за

внешней некрасивостью и даже уродством видеть добрую душу, не судить о

человеке по внешнему виду.

Вот мы и побывали в Сказочной стране. И не сомневайтесь в существовании

сказочных стран. Есть страна гномов, Эльфия, страна северных троллей,

страна Ивана-Царевича… Где они? В книгах, устных преданиях, памяти

народной. Не ленитесь, читайте книги, погружайтесь в мир сказок разных

народов и писателей-сказочников. Они обогатят вас не только знаниями, но и

доброй душой. А это еще важнее.

Писателей-сказочников называют волшебниками. Волшебники приходят к

нам из разных стран. Они приходят, чтобы помочь нам не заблудиться на

долгом пути, чтобы с детства мы умели отличать добро от зла.



В раздел образования