Автор: Гусева Елена Геннадьевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОУ "Лихославльская средняя общеобразовательная школа №7"
Населённый пункт: город Лихославль, Тверская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Игровая программа "Когда волшебники приходят к людям"
Раздел: начальное образование
Методическая разработка сценария игровой программы
«Когда волшебники приходят к людям»
Цель: создание условий для пробуждения интереса учащихся к авторским
сказкам, развития творчества, формирования навыков работы с книгой.
Звучит лирическая мелодия.
Ведущий: Ребята, сегодня мы с вами окунемся в волшебный мир сказок. Вы
уже прочитали много сказок и знаете о сказочных странах, населенных
гномами, эльфами, троллями, сказочными богатырями. Но где они? Где,
например, тридесятое царство, тридесятое государство, куда и ворон костей
не заносил? ... Их нет, и напрасно искать их на географической карте.
Сказочный мир – это плод фантазии многих народов, населяющих нашу
землю. Но есть сказки о Карлсоне, о Нильсе, курице Чернушке, действия,
которых разворачиваются в конкретном месте, которое узнаваемо, там живут
реальные
люди.
Такие
сказки
сочиняют
писатели.
Их
называют
сказочниками, волшебниками. Они приходят к людям, чтобы воодушевить,
вдохновить, посочувствовать, погоревать вместе с ними. Вот о таких сказках
и о таких писателях мы и узнаем в нашей игре.
Далее предлагается детям вспомнить и назвать писателей-сказочников.
Дети знают Д. Родари, А. Милна, А. Линдгрен, С. Лагерлёф, Г. –Х.
Андерсена, А. Толстого, П. Ершова, Д. Толкиева и др.
Учитель предлагает детям обсудить предстоящую игру: каких писателей
выбрать для игры, как ее провести. Дети по подгруппам думают над этими
вопросами. В итоге возникают такие предложения: разыграть сценки по
сказкам, провести викторину, делать «черный ящик», составить кроссворд,
сшить костюмы, подготовить выставку рисунков, выставку книг.
Далее детально продумывается ход игры и те поручения, которые будут
выполнять творческие группы, образованные в зависимости от того,
творчество каких писателей- сказочников они будут представлять.
Класс украшается рисунками, поделками, портретами писателей, возле
доски – выставка книг. Дети рассаживаются по группам, у каждой группы
на столе книги, конверты с заданиями для других участников.
Ведущий: Мы с вами в стране сказок, которые пришли к нам из Италии,
Норвегии, Дании, Франции, России. Их сочиняли писатели. Некоторые из
них – С. Аксаков, А. Пушкин, братья Гримм, П. Ершов – использовали
сюжеты народных сказок. Другие сочиняли сказки, опираясь на собственную
фантазию. Это А. Милн, А. Линдрген, Н. Носов, Э. Успенский, Г.-Х.
Андерсен, А. Погорельский, Экзюпери.
Каждая творческая группа представит одного из авторов, а мы попробуем
узнать и назвать их произведения.
Первая группа.
Мы расскажем об Астрид Линдгрен, шведской писательнице. Она родилась в
начале ХХ века, а умерла в самом начале XXI. В Швеции ее называют
человеком
ушедшего
тысячелетия.
Слава
ее
книг,
ее
героев
давно
перешагнула пределы ее родной страны. В Швеции, где она признана
национальным символом, даже говорят, что если бы не ее Пеппи Длинный
Чулок, не ее Карлсон, то многие дети планеты так и не научились бы читать.
Первая книга о Пеппи сделала ее известной у себя на родине, а книги о
Малыше и Карлсоне принесли ей всемирную славу. Вот уже не одно
десятилетие девочки мальчики всего мира зачитываются ими, смотрят
фильмы и спектакли, поставленные по произведениям Линдгрен.
Астрид Линдгрен не только писала книги, но и защищала права детей,
защищала животных. В Швеции именами ее героев названы парки, игровые
деревни, библиотеки.
А сейчас мы проверим, как вы знаете произведения писательницы:
-На каком язык разговаривают Малыш и Карлсон? (На шведском)
-Сколько лет было Малышу, его брату и сестре? (7,15,14)
-то помогает Карлсону летать? (Моторчик за спиной и пропеллер)
-Карлсон –большой хвастунишк. Он считает себя лучшим в мире… Кем? (Он
лучший в мире летун, лючший мастер скоростной уборк комнат, лучший
масте на всевозможные проказы, лучший специалист по паровым машинам,
лючший рисовальщик петухов и многое другое).
Как на самом деле звали Малыша? (Сванте Свантесон)
В класс входят Малыш и Карлсон.
Малыш: Я тебя совсем заждался. В котором часу ты обещал прийти?
Карлсон:
Я
сказал приблизительно.
Так оно
и
вышло:
я пришел
приблизительно.
Он направился к аквариуму Малыша, в котором кружились пестрые
рыбки, окунул лицо в воду и стал пить большими глотками.
Малыш: Осторожно! Мои рыбки! Вдруг ты их проглотишь?
Карлсон:
Когда у человека жар, ему надо много пить. Если он даже
проглотит 2-3 или там 4 рыбки, это пустяки, дело житейское.
Малыш: У тебя жар?
Карлсон: Еще бы! Потрогай! (Он положтл руки Малыша на свой лоб)
Малыш: Какая у тебя температура?
Карлсон: 30-40 градусов, не меньше!
Малыш недавно болел корью и хорошо е, что значит высокая
температура. Он с сомнением покачал головой.
Малыш: Нет, по-моему, ты не болен.
Карлсон: Ух, какой ты гадкий! (Топнул ногой).
Малыш: (изумленно) Ты хочешь заболеть?
Карлсон: Конечно. Все люди этого хотят! Я хочу лежать в постели с
высокой-превысокой температурой. Ты придешь узнать, как я себя чувствую,
и я тебе скажу, что я самый тяжелый больной в мире. И ты меня спросишь,
не хочу ли я чего-нибудь, и я тебе отвечу, что мне ничего не нужно. Ничего,
кроме огромного торта, нескольких коробок печенья, горы шоколада и
большего-пребольшого куля конфет. («Повесть о Малыше и Карлсоне»)
Вторая группа.
Знаете ли вы, что книга «Удивительное путешествие Нильса Хольгерссена с
дикими гусями по Швеции» - это учебник, в котором собраны сведения по
геологии, зоологии, ботанике, географии, истории Швеции? Мы с вами
читаем
только
сказочный
сюжет,
который
называется
«Чудесное
путешествие Нильса с дикими гусями». В 1909 году Салма Лагерлёф
получила литературную Нобелевскую премию, ее имя знает весь мир, ведь
история Нильса напечатана в 35 странах на 30 иностранных языках.
Судьбу С. Лагерлёф можно сравнить с судьбой Золушки. Родилась она в
живописном уголке Швеции, в поместье.
Ее тетушка и бабушка были
великолепными рассказчицами. Именно от них она услышала предания о
русалках, домовых и, конечно, о добрых героях. До 9 лет она была
парализована и не могла ходить. Поэтому много читала, слушала бабушку и
тетушку.
Когда она выросла, стала учительницей. В 1904 году она приступила к
созданию учебника, родилась увлекательнейшая сказка в двух томах,
прославившая С. Лагерлёф на весь мир.
Вы, конечно, читали эту сказку. Поэтому выполните наши задания.
1 задание
– разгадать кроссворд. Если все будет сделано правильно, в
выделеной вертикали вы прочтете фамилию автора.
1-
Имя главного героя сказки
2-
Имя гусыни – предводительницы стаи
3-
Он заколдовал Нильса
4-
Страна- родина автора сказки.
5-
Имя гуся, на котором летел Нильс.
6-
Зверь, с которым спасая гуся столкнулся Нильс.
7-
Чьего детеныша спас Нильс?
8-
Птица, которая принесла дудочку.
1
2
3
4
5
6
7
8
Ответ:
1-
Нильс, 2-Акка, 3-Гном, 4-Швеция, 5-Мартин, 6-Лис, 7-Сирле, 8-Филин
Выделенное слово: Лагерлёф
2 задание: ответить на вопросы:
- Что обозначали имена гусят, которые родились у Мартина и Марты ( Юкси,
Какой, Кольме, Нелье, Вийси? – первый ,второй, третий, четвертый, пятый)
-Куда летели гуси? (В Лапландию)
-Кто вместо Нильса стал маленьким после заклинания? (Гусенок Юкси)
-За что Гном заколдовал Нильса? (Он поймал Гнома в сачок и не отпускал
его)
Ведущий: Книга С. Лагерлёф не только о Нильсе и диких гусях. Это книга о
благородстве, дружбе, любви, ненависти, а главный ее герой Нильс из злого
мальчишки превращается в человека с добрым сердцем.
Третья группа:
Все вы знаете великого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина. Он
родился в Москве более 200 лет назад. С раннего детства он слушал сказки и
предания, которые рассказывала ему няня, простая крестьянка, мастерица
петь песни и рассказывать сказки. Говор у нее был особый, певучий, она
«окала». Маленький Саша любил свою няню и называл ее ласково матушкой.
А вы помните, как ее звали? (Арина Родионовна)
Входит Арина Родионовна. (Старшеклассница, одетая в крестьянскую
одежду, повязанная платком)
Арина Родионовна: Здравствуйте, детушки мои разлюбезные. Расскажу я
вам о тех временах, когда Александр Сергеевич был еще совсем малым
дитем. Родители его говорили по-французски и маленького Сашу к этому
языку приучали. Даже учителя-француза ему наняли. А все же Александр
Сергеевич больше со мной любил поговорить. Бывало, начну ему сказки
сказывать, так он и не шевельнется, боится слово пропустить.
Свет гаснет. Зажигают свечу. Звучит романс «Зимний вечер»
Арина Родионовна: Некоторый царь задумал жениться, но не нашел по
своему нраву никого. Подслушал он однажды разговор трех сестер. Старшая
хвалилась, что государство одним зерном накормит, вторая – одним куском
сукна оденет, а третья – что родит царю чудесного сына. Царь женился на
меньшой, а вскоре уехал воевать. Мачеха его, завидуя невестке, решила ее
погубить. А царица, тем временем разрешилась чудесным малышом: ножки у
него по колено серебряные, ручки по локоть золотые, во лбу звезда горит, а
на затылке месяц. Послали известить об этом царя. Мачеха задержала гонца в
дороге, напоила его пьяным, подменила письмо, в коем написала, что царица
разрешилась «не мышью, не лягушкой, а неведомой, зверушкой». Царь
опечаился, но с тме же гонцом повелел ождаться его приезда.Мачеха опять
подменила письмо и написала повеление, чтобы царицу с сыном посадили в
бочку и бросили в море. Так и сделали. Долго плакала царица с царевичем в
бочке.
Звучит фонограмма «Море» из оперы Н.А. Римского-Корсакова «Сказка о
царе Салтане».
Ученик: День прошел, царица вопит…
А дитя волну торопит:
«Ты, волна моя, волна!
Ты гульлива и вольна;
Плещешь ты, куда захочешь,
Ты морские камни точишь…
Не губи ты нашу душу;
Выплесни ты нас на сушу!»
Сын на ножки поднялся,
В дно головкой уперся,
Поднатужился немножко:
«Как бы здесь на двор окошко
На проделать?» - молвил он,
Вышиб дно и вышел он.
Арина Родионовна: Обручи лопнули, мать и сын вышли на землю. Сын
избрал место, с благословения матери выстроил город, и стали они жить да
поживать. Много чудес было в том городе! Вспомните и назовите их.
Ученик: Белка там живет ручная…
Зажигается свет
Арина Родионовна: Ай да белка, и пляшет, и поет! Чудо, да и только. А что
за песню она поет? Знаете?
Ученики: Русскую народную песню «Во саду ли, в огороде»
Выводят дети с подручными музыкальными инструментами или под
фонограмму поют песню «Во саду ли, в огороде».
Арина Родионовна: Спасибо вам за музыку. Любо слушать! А все ли чудеса
из этой сказки вы вспомнили?
Дети называют другие чудеса и зачитывают отрывок из сказки.
Четвертая группа:
(Представляет русского писателя С. Аксакова)
Жизнь Сергея Аксакова началась тяжелой болезнью, которая продолжалась
так долго, что знакомые говорили его матери «Перестань мучить дитя, ведь
уж и доктора, и священник сказали, что он не жилец. Покорись воле
Божьей…»
Может быть именно тяжелая болезнь сделала так, что первым и самым
сильным чувством, которое зародилось в душе Сережи, была огромная
жалость ко всему страдающему и слабому. Мать не покорилась злой воле
природы и выходила мальчика. Он до конца жизни помнил, что остался жить
только благодаря материнской самоотверженности. И вместе с жалостью в
его сердце поселилась любовь – любовь к матери, к сестренке, спасенному
им щенку, ко всему живому, что его окружало.
Длинными зимними вечерами он слушал сказки ключницы Пелагеи, которые
она рассказывала под жужжание веретена. Любимой была сказка о мохнатом
чудище и младшей купеческой дочери, полюбившей его за доброту и ласку.
Уже в старости, в конце жизни, вспоминая детство, он написал нежную и
мудрую сказку, которою назвал «Аленький цветочек». А начиналась она так.
Выходят купец и три его дочери.
Купец: Дочери мои милые, дочери мои хорошие, дочери мои пригожие, еду я
по своим купецким делам за тридевять земель, в тридевятое царство,
тридесятое государство, и мало ли много ли времени проезжу – не ведаю.
Наказываю жить без меня честно и смирно. Тогда привезу такие гостинцы,
какие вам самим хочется.
Старшая дочь: (поклонилась отцу в ноги и говорит) Государь ты мой
батюшка родимый, привези мне золотой венец из каменьев самоцветных, и
чтоб был от них такой свет, как от месяца полного…
Средняя дочь: (поклонившись в ноги отцу)
Государь ты мой батюшка
родимый, привези ты мне зеркало из хрусталя восточного, цельного
беспорочного, чтоб, глядясь в него, я не старилась и красота моя девичья
прибавлялася.
Поклонилась в ноги отцу младшая дочь.
Младшая дочь: Государь мой батюшка родимый! Не вези ты мне золотой и
серебряной порчи, ни венца самоцветного, ни зеркала хрустального, а
привези мне аленький цветочек, которого бы не было краше на белом свете.
Купец: Ну задала ты мне работу потяжелее сестриных: коли знаешь, что
искать, то как не сыскать, а как найти то, чего сам не заешь? Аленький
цветочек не хитро найти, да как же узнать мне, что краше его нет на белом
свете? Буду стараться, а на гостинце не взыщи.
Купец с дочерями уходят. Участники группы задают вопросы детям.
-В чей дворец попал купец?
-Как купеческая дочь оказалась во дворце?
Ведущий: Чему очень важному нас учит эта сказка? Правильно она учит за
внешней некрасивостью и даже уродством видеть добрую душу, не судить о
человеке по внешнему виду.
Вот мы и побывали в Сказочной стране. И не сомневайтесь в существовании
сказочных стран. Есть страна гномов, Эльфия, страна северных троллей,
страна Ивана-Царевича… Где они? В книгах, устных преданиях, памяти
народной. Не ленитесь, читайте книги, погружайтесь в мир сказок разных
народов и писателей-сказочников. Они обогатят вас не только знаниями, но и
доброй душой. А это еще важнее.
Писателей-сказочников называют волшебниками. Волшебники приходят к
нам из разных стран. Они приходят, чтобы помочь нам не заблудиться на
долгом пути, чтобы с детства мы умели отличать добро от зла.