Автор: Зинурова Екатерина Юрьевна
Должность: учитель истории и обществознания
Учебное заведение: МОУ
Населённый пункт: город Черемхово, Иркутская область
Наименование материала: статья
Тема: "Решение проблемы формирования самостоятельности школьника, в рамках реализации модели смешанного обучения"
Раздел: среднее образование
Самостоятельность школьника – это умение ставить перед собой
различные учебные задачи и решать их вне опоры и побуждения извне. Оно
связано с потребностью человека выполнять действия по собственному
осознанному
побуждению.
То есть на первый
план выходят такие
особенности ребенка, как познавательная активность, интерес, творческая
направленность, инициатива, умение ставить перед собой цели, планировать
свою работу. Помощь взрослого заключается в том, чтобы заставить эти
качества
проявиться
в
полной
мере,
не
подавлять
их
постоянной
сверхопекой. К чему может привести этот тотальный контроль? Ребенок
постепенно перестает отвечать за свои поступки; перекладывает свою вину
на взрослого. Важно дать ему понять, что успех зависит, прежде всего, от его
инициативы и самостоятельности, а вовсе не от маминых или папиных
усилий.
Проблема формирования учебной самостоятельности учащихся до сих
пор является актуальной. Это объясняется тем, что современный учитель
ставит перед собой комплекс задач для достижения основной цели
образования: формирование готовности учащихся к самоопределению и
саморазвитию в постоянно изменяющихся условиях развития нашего
общества.
главная задача учителя
– это формирование компонентов учебной
деятельности. При этом под формированием понимается не “насильственная”
деятельность “извне”, а создание условий по организации и управлению
самостоятельной деятельностью учащимися. Роль педагога в этом процессе
состоит еще и в том, чтобы подбирать для их реализации необходимые
средства и приемы.
Следует помнить, что Федеральный государственный образовательный
стандарт нового поколения ориентирует на переход от обучения, где
обучаемый – объект воздействия обучающего, к учебной деятельности,
субъектом которой является обучающийся, а обучающий выступает в роли
организатора, сотрудника и помощника. Постепенно меняются принципы
организации образовательного процесса, создаются условия для реализации
динамичного персонализированного обучения. Возможность организации
такого
образовательного
процесса
с
учётом
потребностей
каждого
обучающегося нормативно прописана в ст. 15 Федерального Закона от 29
декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ред.
от 03.02.2014): «При реализации образовательных программ независимо от
форм получения образования могут применяться электронное обучение,
дистанционные образовательные технологии». В ст. 16, п.1 указано: «Под
электронным
обучением
понимается
организация
образовательной
деятельности с применением содержащейся в базах данных и используемой
при реализации образовательных программ информации и обеспечивающих
ее обработку информационных технологий, технических средств, а также
информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу
по линиям связи указанной информации, взаимодействие обучающихся и
педагогических
работников.
Под
дистанционными
образовательными
технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в
основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при
опосредованном
(на
расстоянии)
взаимодействии
обучающихся
и
педагогических работников». Одной из современных образовательных
технологий является смешанное обучение.
Смешанное обучение – это обучение и самообучение, построенные на базе
взаимодействия (общения) учащегося и учителя, предлагающего учащемуся
в различных формах сопровождение процесса обучения:
1. Планирование процесса обучения;
2. Поддержку освоения и усвоения учебного материала;
3. Поддержку применения полученных знаний в практической
деятельности;
4. Контроль за ходом выполнения тренировочных, диагностических и
итоговых работ и их оценивание,
6. Руководство рефлексией учебного процесса и/или ее экспертизу.
Одним из основных преимуществ смешанного обучения, по сравнению с
традиционными образовательными программами является возможность
учащихся выступать в качестве активных участников образовательного
процесса, самостоятельно выбирая для себя наиболее интересные области
учебных дисциплин и работая над индивидуальными и групповыми
проектами. Каждый учащийся выбирает сам себе тот материал, который
соответствует его способностям и текущим знаниям в определенной области.
Появляется возможность варьирования сложности учебного материала и
темпа работы над ним.
Смешанное обучение предполагает обучение по следующим моделям
В рамках реализации Проекта «Использование моделей смешанного
обучения
в
условиях
реализации
ФГОС»
в
качестве
наиболее
эффективных
моделей
обучения
при
формировании
учебной
самостоятельности у учащихся используем на практике – ротацию
станций и перевернутый класс.
Суть модели “Ротация станций” сводится к тому, что учащиеся делятся
на несколько групп по видам учебной деятельности. В течение урока
учащиеся по сигналу перемещаются от одной станции к другой. Чаще всего
это станции онлайн-обучения, обучения в малых группах и выполнения
письменных
работ,
или
же
онлайн-обучение
меняется
выполнением
проектного задания или дискуссией, в которую вовлечён весь класс. В
модели “Ротация станций” выделяют 3 станции: станция работы с учителем,
станция онлайн-обучения и станция проектной работы. (видеофрагменты
урока).
Следует
отметить,
что
модель
“Ротация
станций”
вносит
соответствующее изменение в архитектуру класса, необходимо организовать
рабочие зоны для каждой станции. Переход от станции к станции позволяет
учащимся регулировать и активизировать познавательную деятельность и
перестраиваться с одного вида учебной деятельности на другой.
Модель “перевёрнутый класс” также является одним из типов
ротационной модели обучения.
Основной
чертой
данной технологии
является “переворот” стандартного урока: новый материал учащиеся изучают
онлайн дома, а на уроке закрепляют изученный новый материал. Это вносит
соответствующие изменения во всю дидактическую систему урока и
отражается в том числе и на применяемых методах и средствах обучения.
(видеофрагменты урока с комментарием)
Смешанное обучение является перспективной системой обучения, которая
совмещает
преимущества
традиционного
и
интерактивного
обучения.
Развитие смешанной формы обучения может стать одним из ключевых
направлений модернизации всей образовательной сферы.
Учитель призван быть творцом своих уроков. Новый стандарт, обозначив
требования к образовательным результатам, предоставляет почву для новых
идей и новых творческих находок. Но если учитель знает, что прежние
методы работы помогают реализовать требования нового стандарта, не стоит
отбрасывать их совсем. Необходимо найти им применение наряду с новыми
педагогическими технологиями в новой образовательной среде.
Для
учеников
смешанное
обучение
может
стать
первым
шагом
к
осознанному
обучению
на
протяжении
всей
жизни.
Да
ещё
и
с
удовольствием.
Можно ностальгировать по миру без компьютеров, а можно учиться искать
плюсы и точки роста. Может, в будущем школьнику не придётся
просыпаться в 6 и проводить в школе 7-10 часов, а учебные задания он будет
выполнять с радостью, поскольку всё зависит от него самого?