Автор: Ильина Татьяна Владимировна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: МБДОУ №19
Населённый пункт: г. Салават, Башкортостан
Наименование материала: методическая разработка
Тема: «Дифференцированный подход в развитии вокально-хоровых навыков у дошкольников»
Раздел: дошкольное образование
«Дифференцированный подход в развитии
вокально-хоровых навыков у дошкольников»
Значение пения
Хоровое
пение
- один
из
видов
коллективной
исполнительской
деятельности. Оно способствует развитию певческой культуры детей, их
общему
и
музыкальному
развитию,
воспитанию
духовного
мира,
становлению их мировоззрения, формированию личности.
Хоровое пение - наиболее доступная исполнительская деятельность
дошкольников. Его задачи:
1.
Развитие певческих способностей с учётом возрастных особенностей и
закономерностей становления голоса.
2.
Развитие здорового голосового аппарата.
Пение-это не только развивающий, но и физиологический процесс,
требующий
внимательного
и
профессионального
подхода,
знания
психологии и методики работы с детьми.
Головной мозг человека разделён на два полушария - правое и левое.
Каждое
полушарие
выполняет
свою
функцию:
правополушарная
(эмоциональная) сфера отвечает за интуицию и вдохновение, творческую
одарённость; левому полушарию свойственно логическое мышление, которое
способствует
освоению
точными
науками.
Гармоничность
и
сбалансированность работы полушарий головного мозга даёт возможность
добиваться более высоких результатов во многих областях человеческой
деятельности.
В дошкольном
воспитании
главной задачей является
объединение
деятельности обоих полушарий мозга, обеспечение их взаимодополняемости.
Вокальное пение способствует объединению деятельности полушарий
головного мозга, в ходе него тренируется память, фонематический слух,
вырабатывается правильное произношение. Мозг поющих,
вырабатывает
эндорфин - вещество радости, способствующее хорошему настроению.
Известно, что вокал является самым эффективным средством врачевания
заикания, устранения речевых дефектов. Во время пения обогащаются
образное мышление, фантазия, развиваются познавательные процессы,
побуждающие к активному творчеству, тренируется координация всех
мышечных систем, улучшаются все обменные процессы в организме.
Вокальные занятия являются профилактикой простудных заболеваний. Сам
по себе вокал – уникальное средство самомассажа внутренних органов.
Ребёнок - дошкольник за каждый правильный вдох вбирает 1,5-3 литра
воздуха,
поэтому
помещение,
где
проходят
занятия,
должно
быть
проветрено.
Работая над песней - не скучное заучивание текста и не механическое
подражание
педагогу.
Это
увлекательный
процесс,
напоминающий
настойчивое и постепенное восхождение на высоту.
Для развития и воспитания детского голоса в первую очередь следует
выявить голосовые и певческие возможности ребёнка. Так, у детей
дошкольного возраста они невелики и обусловлены тем, что певческий
аппарат ещё не сформирован.
Певческие навыки
Этапы развития певческих навыков
Подготовительный или ознакомительный этап.
Впервые дети узнают, кто такие дирижёр, солист и что такое хор. Для
наглядности демонстрируется картинка, на которой изображены хор,
солисты, а также происходит прослушивание аудиозаписи со звучанием
детского хора или отдельных исполнителей.
С помощью выразительного исполнения песни, образного слова, беседы о
характере музыки можно пробудить интерес к ней, желание её выучить.
Важно, чтобы дети почувствовали настроение, переданное в музыке,
высказывались о характере песни.
После получения базовых понятий следует объяснить детям правила
певческой постановки: как надо сидеть и стоять во время пения (руки
свободно опустить вниз, голову держать прямо, рот открывать свободно).
Преимущественна
вертикальная
форма
рта,
так
как
она
помогает
«округлению» звука, его красоте. К этим требованиям следует постоянно
возвращаться на каждом занятии, так как навыки певческой установки
усваиваются детьми постепенно.
Первичное освоение певческих навыков. Важную роль в этом процессе
играет дыхание. Ёмкость детских лёгких мала, отсюда естественная
ограниченность силы звука детского голоса. С первых занятий следует
приучать
детей
правильно
брать
дыхание,
делать
активный
вдох,
постепенный выдох. Предлагаются следующие упражнения:
«Надуй шарик»
«Игра с флюгером»
«Задуй свечку»
«Вдохни аромат цветка»
Первое время дети несколько утрируют вдох, порой делают его даже с
призвуком, но со временем это проходит.
Правильное певческое дыхание связано с верной атакой звука. На данном
этапе обучения целесообразна только мягкая атака. Она способствует
развитию канителенного пения и образованию спокойного, мягкого звука.
Твёрдая атака обычно приводит к форсированию звука, что может
губительно сказаться на развитии голосового аппарата ребёнка. Очень часто
дети не поют, а проговаривают текст в ритме пени. Главным же в вокальном
искусстве является связное, плавное пение, поэтому с самого начала
обучения следует прививать навыки протяжного пения. Для достижения этой
цели подходят русские народные попевки «Дудочка» «Андрей-воробей».
Дикция оказывает важное влияние на выразительность исполнения
произведения. Хорошая дикция подразумевает чёткое и ясное произношение,
чистоту и безукоризненность звучания каждого гласного и согласного в
отдельности, а также слов и фраз в целом. Для выработки правильной дикции
подходят следующие приёмы: выразительное чтение текста, разъяснение
смысла
некоторых
незнакомых
слов,
правильное
и
отчётливое
их
произношение, чтение текста шёпотом, с чёткой артикуляцией. Важно
развивать у детей подвижность артикуляционного аппарата (губ, языка, нёба,
нижней челюсти) с помощью упражнений.
Для формирования навыков правильного звукообразования целесообразны
такие методы и приёмы, как образное слово, беседа о характере музыки,
показ
приёмов
исполнения,
так
как
со
звукообразованием
связана
напевность. Начинать работу следует с формирования округлых гласных в
умеренных по темпу песнях.
Отмечено, что у детей дошкольного возраста тембр неровный. Обычно это
происходит
из-за
«пестроты»
гласных.
Для
ровного
звука
следует
использовать попевки, упражнение на гласных (у, ю) а также песни с
нисходящим движением мелодии. Эти гласные помогают развитию высокого
звучания («Куда летишь, кукушечка?», «Весёлая дудочка»).
Большое внимание в вокальном формировании нужно уделять гласному
звуку (о0. Пение упражнений на гласные (о), (jо) способствует образованию
округлого красивого звука.
Специального округления требуют звуки (и), (а), (е), (j) приближён к звуку
(ы), (а)- к (о), (е) – к ( jо). Немаловажное значение в произношении гласных
имеет положение рта и губ. Если гласные необходимо тянуть, то согласные
произносятся чётко и легко. Важно учить детей ясно произносить согласные
в конце слова. Некоторые согласные необходимо произносить утрированно, в
первую очередь - (р).
Охрана детского голоса
Чтобы дети пели естественным голосом, не форсируя звука, важно
заботиться, оберегая их голос. Шум, крик портят голос, притупляя слух, и
отрицательно влияют на нервную систему детей. Для закрепления певческих
навыков детей нужно, чтобы песня звучала в семье (желательно, детские
песни)
Громкий разговор, особенно на улице в сырую погоду ослабляет голос.
Не позволяйте пить детям холодную воду, есть мороженое в разгорячённом
состоянии во избежание простуды, заболеваний голосового аппарата.
Не следует поощрять пение детьми взрослых песен с большим диапазоном,
которые они слышат дома и по телевидению.
Неправильное фальшивое пение таких песен не способствует развитию
музыкального слуха у ребёнка, а особенно громкое их исполнение наносят
вред слабым голосовым связкам малыша.
Особенности певческой работы
К особенностям певческой работы относятся:
1.
Правильная «певческая стойка»
2.
Нефорсированный звук
3.
Свободный вдох без подъёма плеч
4.
Свободная нижняя челюсть, лёгкая и чистая артикуляция
5.
Работа в соответствии с природным типом голоса ребёнка
Певческая стойка - положение корпуса и головы во время пения должны
быть сформировано правильно. Корпус прямой, но свободный, опирающийся
на твёрдые, но не напряжённые ноги. Руки свободно опущены вдоль
туловища. Голова держится прямо, шея не напряжена.