Напоминание

«Дифференцированный подход в развитии вокально-хоровых навыков у дошкольников»


Автор: Ильина Татьяна Владимировна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: МБДОУ №19
Населённый пункт: г. Салават, Башкортостан
Наименование материала: методическая разработка
Тема: «Дифференцированный подход в развитии вокально-хоровых навыков у дошкольников»
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Дифференцированный подход в развитии

вокально-хоровых навыков у дошкольников»

Значение пения

Хоровое

пение

- один

из

видов

коллективной

исполнительской

деятельности. Оно способствует развитию певческой культуры детей, их

общему

и

музыкальному

развитию,

воспитанию

духовного

мира,

становлению их мировоззрения, формированию личности.

Хоровое пение - наиболее доступная исполнительская деятельность

дошкольников. Его задачи:

1.

Развитие певческих способностей с учётом возрастных особенностей и

закономерностей становления голоса.

2.

Развитие здорового голосового аппарата.

Пение-это не только развивающий, но и физиологический процесс,

требующий

внимательного

и

профессионального

подхода,

знания

психологии и методики работы с детьми.

Головной мозг человека разделён на два полушария - правое и левое.

Каждое

полушарие

выполняет

свою

функцию:

правополушарная

(эмоциональная) сфера отвечает за интуицию и вдохновение, творческую

одарённость; левому полушарию свойственно логическое мышление, которое

способствует

освоению

точными

науками.

Гармоничность

и

сбалансированность работы полушарий головного мозга даёт возможность

добиваться более высоких результатов во многих областях человеческой

деятельности.

В дошкольном

воспитании

главной задачей является

объединение

деятельности обоих полушарий мозга, обеспечение их взаимодополняемости.

Вокальное пение способствует объединению деятельности полушарий

головного мозга, в ходе него тренируется память, фонематический слух,

вырабатывается правильное произношение. Мозг поющих,

вырабатывает

эндорфин - вещество радости, способствующее хорошему настроению.

Известно, что вокал является самым эффективным средством врачевания

заикания, устранения речевых дефектов. Во время пения обогащаются

образное мышление, фантазия, развиваются познавательные процессы,

побуждающие к активному творчеству, тренируется координация всех

мышечных систем, улучшаются все обменные процессы в организме.

Вокальные занятия являются профилактикой простудных заболеваний. Сам

по себе вокал – уникальное средство самомассажа внутренних органов.

Ребёнок - дошкольник за каждый правильный вдох вбирает 1,5-3 литра

воздуха,

поэтому

помещение,

где

проходят

занятия,

должно

быть

проветрено.

Работая над песней - не скучное заучивание текста и не механическое

подражание

педагогу.

Это

увлекательный

процесс,

напоминающий

настойчивое и постепенное восхождение на высоту.

Для развития и воспитания детского голоса в первую очередь следует

выявить голосовые и певческие возможности ребёнка. Так, у детей

дошкольного возраста они невелики и обусловлены тем, что певческий

аппарат ещё не сформирован.

Певческие навыки

Этапы развития певческих навыков

Подготовительный или ознакомительный этап.

Впервые дети узнают, кто такие дирижёр, солист и что такое хор. Для

наглядности демонстрируется картинка, на которой изображены хор,

солисты, а также происходит прослушивание аудиозаписи со звучанием

детского хора или отдельных исполнителей.

С помощью выразительного исполнения песни, образного слова, беседы о

характере музыки можно пробудить интерес к ней, желание её выучить.

Важно, чтобы дети почувствовали настроение, переданное в музыке,

высказывались о характере песни.

После получения базовых понятий следует объяснить детям правила

певческой постановки: как надо сидеть и стоять во время пения (руки

свободно опустить вниз, голову держать прямо, рот открывать свободно).

Преимущественна

вертикальная

форма

рта,

так

как

она

помогает

«округлению» звука, его красоте. К этим требованиям следует постоянно

возвращаться на каждом занятии, так как навыки певческой установки

усваиваются детьми постепенно.

Первичное освоение певческих навыков. Важную роль в этом процессе

играет дыхание. Ёмкость детских лёгких мала, отсюда естественная

ограниченность силы звука детского голоса. С первых занятий следует

приучать

детей

правильно

брать

дыхание,

делать

активный

вдох,

постепенный выдох. Предлагаются следующие упражнения:

«Надуй шарик»

«Игра с флюгером»

«Задуй свечку»

«Вдохни аромат цветка»

Первое время дети несколько утрируют вдох, порой делают его даже с

призвуком, но со временем это проходит.

Правильное певческое дыхание связано с верной атакой звука. На данном

этапе обучения целесообразна только мягкая атака. Она способствует

развитию канителенного пения и образованию спокойного, мягкого звука.

Твёрдая атака обычно приводит к форсированию звука, что может

губительно сказаться на развитии голосового аппарата ребёнка. Очень часто

дети не поют, а проговаривают текст в ритме пени. Главным же в вокальном

искусстве является связное, плавное пение, поэтому с самого начала

обучения следует прививать навыки протяжного пения. Для достижения этой

цели подходят русские народные попевки «Дудочка» «Андрей-воробей».

Дикция оказывает важное влияние на выразительность исполнения

произведения. Хорошая дикция подразумевает чёткое и ясное произношение,

чистоту и безукоризненность звучания каждого гласного и согласного в

отдельности, а также слов и фраз в целом. Для выработки правильной дикции

подходят следующие приёмы: выразительное чтение текста, разъяснение

смысла

некоторых

незнакомых

слов,

правильное

и

отчётливое

их

произношение, чтение текста шёпотом, с чёткой артикуляцией. Важно

развивать у детей подвижность артикуляционного аппарата (губ, языка, нёба,

нижней челюсти) с помощью упражнений.

Для формирования навыков правильного звукообразования целесообразны

такие методы и приёмы, как образное слово, беседа о характере музыки,

показ

приёмов

исполнения,

так

как

со

звукообразованием

связана

напевность. Начинать работу следует с формирования округлых гласных в

умеренных по темпу песнях.

Отмечено, что у детей дошкольного возраста тембр неровный. Обычно это

происходит

из-за

«пестроты»

гласных.

Для

ровного

звука

следует

использовать попевки, упражнение на гласных (у, ю) а также песни с

нисходящим движением мелодии. Эти гласные помогают развитию высокого

звучания («Куда летишь, кукушечка?», «Весёлая дудочка»).

Большое внимание в вокальном формировании нужно уделять гласному

звуку (о0. Пение упражнений на гласные (о), (jо) способствует образованию

округлого красивого звука.

Специального округления требуют звуки (и), (а), (е), (j) приближён к звуку

(ы), (а)- к (о), (е) – к ( jо). Немаловажное значение в произношении гласных

имеет положение рта и губ. Если гласные необходимо тянуть, то согласные

произносятся чётко и легко. Важно учить детей ясно произносить согласные

в конце слова. Некоторые согласные необходимо произносить утрированно, в

первую очередь - (р).

Охрана детского голоса

Чтобы дети пели естественным голосом, не форсируя звука, важно

заботиться, оберегая их голос. Шум, крик портят голос, притупляя слух, и

отрицательно влияют на нервную систему детей. Для закрепления певческих

навыков детей нужно, чтобы песня звучала в семье (желательно, детские

песни)

Громкий разговор, особенно на улице в сырую погоду ослабляет голос.

Не позволяйте пить детям холодную воду, есть мороженое в разгорячённом

состоянии во избежание простуды, заболеваний голосового аппарата.

Не следует поощрять пение детьми взрослых песен с большим диапазоном,

которые они слышат дома и по телевидению.

Неправильное фальшивое пение таких песен не способствует развитию

музыкального слуха у ребёнка, а особенно громкое их исполнение наносят

вред слабым голосовым связкам малыша.

Особенности певческой работы

К особенностям певческой работы относятся:

1.

Правильная «певческая стойка»

2.

Нефорсированный звук

3.

Свободный вдох без подъёма плеч

4.

Свободная нижняя челюсть, лёгкая и чистая артикуляция

5.

Работа в соответствии с природным типом голоса ребёнка

Певческая стойка - положение корпуса и головы во время пения должны

быть сформировано правильно. Корпус прямой, но свободный, опирающийся

на твёрдые, но не напряжённые ноги. Руки свободно опущены вдоль

туловища. Голова держится прямо, шея не напряжена.



В раздел образования