Автор: Девяткина Наталья Ивановна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГКОУ«Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа - интернат №36 города Ставрополя»
Населённый пункт: город Ставрополь
Наименование материала: статья
Тема: Здоровьесберегающие технологии в коррекционно-образовательном процессе школы-интерната для детей с нарушениями слуха
Раздел: среднее образование
Министерство образования Ставропольского края
ГКОУ « Специальная (коррекционная) общеобразовательная
школа - интернат №36 города Ставрополя»
Составитель: Девяткина Н.И., воспитатель
Тема:
Здоровьесберегающие технологии в коррекционно-образовательном
процессе школы-интерната для детей с нарушениями слуха.
В современном образовательном процессе все более актуальной становится
проблема сохранения здоровья ребенка. Не секрет, что особенно важен вопрос
использования здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе с
детьми.
Обучающиеся коррекционной школы -интерната составляют дети с
различными нарушениями слуха и психофизиологическими особенностями, и для
них просто необходимо применение технологий здоровьесбережения не только на
уроках, но и во внеурочное время.
На сегодняшний день является актуальной проблема, сохранения здоровья.
Особенно остро эта проблема стоит в образовательной области, где всякая
практическая работа, направленная на укрепление здоровья детей и должна
приносить
ощутимые
результаты. Понятие
“здоровье”
имеет
множество
определений. Но самым популярным, и, пожалуй, наиболее емким следует
признать
определение,
данное
Всемирной
организацией
здравоохранения: “Здоровье – это состояние полного физического, психического
и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических
дефектов”.
Нарушения
эмоционально-волевой
сферы,
раздражительность,
агрессивность,
негативизм,
недоразвитие
высших
психических
функций,
отставание в развитии двигательной сферы, недостаточно развитая моторика
пальцев рук, недоразвитие речи - всё это свойственно детям с нарушениями
слуха. У многих детей повышенная утомляемость, нарушения основных понятий
и представлений. Следовательно, в коррекции психического и физического
состояния ребенка поможет использование здоровьесберегающих технологий.
Использование здоровьесберегающих технологий в деятельности учителя и
воспитателя, становятся перспективным средством коррекционно- развивающей
работы с детьми, имеющими нарушения слуха. Эти методы работы принадлежат к
числу эффективных средств коррекции, все чаще применяемых в специальной
педагогике и помогают достижению максимально возможных успехов в
преодолении различных трудностей, а также общего оздоровления детей
младшего
школьного
возраста.
На
фоне
комплексной
коррекционно-
педагогической помощи, здоровьесберегающие технологии, не требуя особых
усилий, оптимизируют процесс коррекции нарушений высших психических
функций, речи, поведения детей с ОВЗ и способствуют оздоровлению всего
организма ребенка.
Эффект их применения зависит от профессиональной
компетенции педагога, умения использовать новые возможности, включать
действенные методы в систему коррекционно – развивающего процесса, создавая
психофизиологический комфорт детям во время уроков и внеурочных занятий,
предусматривающий « ситуацию уверенности» их в своих силах. Кроме того,
альтернативные методы и приемы помогают организовать занятия интереснее и
разнообразнее.
В соответствии с законом РФ "Об образовании" (ст. 2; 51) государственная
политика в области образования основывается на принципах гуманистического
характера, приоритете общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека,
свободного развития личности. В этой связи весьма актуальным становится
вопрос о внедрении в практику здоровьесберегающих образовательных
технологий, т.е. такой организации образовательного процесса на всех его
уровнях, при которой качественное обучение, развитие и воспитание детей
происходят без ущерба их здоровью, а наоборот способствуют его укреплению.
Оздоровительные технологии в образовательный процесс должны внедряться в
условиях здоровьеразвивающей среды, обеспечивающей благоприятную
гигиеническую, психологическую и педагогическую обстановку.
Здоровьесберегающие технологии – это прежде всего технологии воспитания
валеологической культуры или культуры здоровья детей. Цель этих технологий -
становление осознанного отношения ребёнка к здоровью и жизни человека,
накопление знаний о здоровье и развитие умения оберегать, поддерживать и
сохранять его, обретение валеологической компетентности, позволяющей
учащемуся самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни
и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной
медицинской, психологической самопомощи и помощи. Здоровье – один из
важнейших компонентов человеческого благополучия и неотъемлемое право
человека. Сохранение и укрепление здоровья детей с ОВЗ является одной из
важнейших задач нашего образовательного учреждения. В нашей школе
выстроилась чёткая система оздоровительной и профилактической работы среди
обучающихся, направленная на внедрение здоровьесберегающих технологий в
образовательный процесс, создание и развитие здоровой среды. В своей работе я
использую следующие здоровьесберегающие технологии:
1.Артикуляционная гимнастика.
Регулярное выполнение поможет: улучшить кровоснабжение артикуляционных
органов и их иннервацию(нервную проводимость); улучшить подвижность
артикуляционных органов; укрепить мышечную систему языка, губ, щёк;
уменьшить спастичность (напряжённость) артикуляционных органов.
Цель артикуляционной гимнастики - выработка правильных, полноценных
движений и определённых положений артикуляционных органов, необходимых
для правильного произношения звуков, и объединение простых движений в
сложные.
2. Дыхательная гимнастика.
Неотъемлемая часть оздоровительного режима – дыхательная гимнастика,
способствующая развитию и укреплению грудной клетки. Упражнения
дыхательной гимнастики направлены на закрепление навыков диафрагмально –
речевого дыхания (оно считается наиболее правильным типом дыхания). Ведётся
работа над развитием силы, плавности, длительности выдоха. Кроме
оздоровительного выдоха. Кроме оздоровительного значения, выработка
правильного дыхания необходима для дальнейшей работой над коррекцией
звукопроизношения. На каждое занятие включается несколько упражнений. По
мере овладения упражнений детьми добавляются новые.
3.Зрительная гимнастика.
Целью проведения зрительной гимнастики - является формирование у детей
представлений о необходимости заботы о своем здоровье, о важности зрения, как
составной части сохранения и укрепления здоровья. Для того чтобы, гимнастика
для глаз была интересной и эффективной, необходимо учитывать особенности
развития детей, она проводится в игровой форме, в которой дети могут проявить
свою активность. Зрительная гимнастика используется: для улучшения
циркуляции крови и внутриглазной жидкости глаз; для укрепления мышц глаз;
для улучшения аккомодации (это способность глаза человека к хорошему
качеству зрения на разных расстояниях). Основными принципами зрительных
гимнастик являются: индивидуальный подход с учётом возраста, состояния
здоровья; регулярность проведения; постепенное увеличение нагрузок за счёт
регулирования времени, скорости и сложности упражнений; сочетание с
двигательной активностью; развитие интереса у ребёнка к этому виду
упражнений.
4.Пальчиковая гимнастика. Пальцы рук наделены большим количеством
рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека.
Пальчиковая гимнастика преследует следующие цели: развитие речи;
формирование правильного звукопроизношения; умение быстро и чисто
говорить; развитие мелкой моторики, координации движений; развитие памяти,
внимания; умение согласовывать движения и речь. Выполнение упражнений и
ритмических движений пальцами индуктивно приводит к возбуждению в речевых
центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности
речевых зон, что, в конечном итоге, стимулирует развитие речи. Игры с
пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение
подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают
речевую активность ребёнка. Ребенок учится концентрировать своё внимание и
правильно его распределять. Развивается память ребёнка, так как он учится
запоминать определённые положения рук и последовательность движений. У
ребенка развивается воображение и фантазия. Овладев многими упражнениями,
он сможет «рассказывать руками» целые истории. В результате пальчиковых
упражнений кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность и
гибкость, а это облегчает овладение навыком письма.
5.Психогимнастика – это игры и упражнения, направленные на использование
выразительных движений в воспитании эмоций и высших чувств. Дети изучают
различные эмоции и учатся управлять ими. Подобные игры помогают детям
преодолевать барьеры в общении, лучше понять себя и других, снимать
психическое напряжение, дают возможность самовыражения. Пример: Игра
«Путешествие в лес» (под звуковое сопровождение «Голоса леса» дети
произвольно изображают то, о чем говорит педагог): – Мы в лесу. Под ногами
мягкий мох. Идем по нему неслышно, на носочках. Впереди непролазная чаща.
Вставайте за мной, пойдем по узкой тропинке. Не отставайте, идите точно друг за
другом. После сильного ветра повалились деревья, нам придется через них
перелезть. Ой, я обо что-то укололась! Да это же ежик! Покажите, какой он. Ежик
побежал дальше, а нам пора возвращаться.
6.Самомассаж.Самомассаж – это массаж, выполняемый самим ребёнком. Мы
применяем следующие виды самомассажа: самомассаж лицевых мышц;
самомассаж кистей и пальцев рук; аурикулярный массаж- массаж ушных раковин.
Основные приемы массажа: поглаживание, растирание, разминание, вибрация
7.Кинезотерапия. Кинезиологические упражнения направлены на
совершенствование высших психических функций мозга, развитие подвижности
нервных процессов, благотворно воздействуют на психическое состояние и
самочувствие детей с ДЦП. Целесообразно их применять перед занятиями,
требующими интенсивной умственной нагрузки (ФЭМП, обучение грамоте и др.).
Используемые упражнения: «Кулак – ребро – ладонь», «Ухо – нос», «Замок»,
«Колечко», «Восьмерка».
8.Биоэнергопластика. Данная технология представляет собой соединение
движений артикуляционного аппарата с движениями кисти руки. Значимость
биоэнергетики в том, что развитие артикуляционной моторики у детей с
нарушением кинетических ощущений ускоряется, так как работающая ладонь
многократно усиливает импульсы, идущие к коре головного мозга от языка. В
коррекционно-педагогическом процессе используются упражнения: «Качели»,
«Утюжок», «Футбол», «Часики», «Улыбка», «Хоботок», «Лопаточка», «Чашечка»,
«Горка», «Парус».
Рассмотрев все виды здоровьесберегающих технологий, которые
используются в нашей работе, можно сделать вывод о том, что их использование
благотворно влияет на состояние физического и психического здоровья детей с
нарушениями слуха, формирует у педагогов и родителей ценностные ориентации,
направленные на сохранение и укрепление здоровья детей с ОВЗ.