Автор: Пляшева Лилия Ильинична
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "СОШ №25 им.70-летия нефти Татарстана"
Населённый пункт: г.Альметьевск
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Экологическое воспитание учащихся"
Раздел: начальное образование
Конспект занятия по внеурочной деятельности
Программа внеурочной деятельности: метапредметная (окружающий мир,
литературное чтение, математика, русский язык).
Направление: общеинтеллектуальное и социальное.
Вид деятельности: познавательно-игровая.
Класс: 1
Тема: «Охрана природы родного края».
Форма проведения занятия: познавательная игра.
Цель –
создание условий для проведения содержательного досуга; расширение
представления, обобщение знаний об исчезающих растениях и животных родного края
(Республики Татарстан - РТ), актуальности вопроса их охраны.
Задачи:
образовательная: расширять представления об исчезающих растениях и
животных родного края;
развивающая: способствовать развитию мышления, памяти, связной речи;
воспитывающая: содействовать воспитанию бережливого отношения к
природе.
Метапредметные результаты (УУД):
1.
Познавательные УУД:
способствовать формированию:
целостного, социально ориентированного взгляда на мир;
стремления использовать знания о природе для её сохранения;
логических действий сравнения, анализа, синтеза, построения рассуждений,
отнесения к известным понятиям.
2.
Регулятивные УУД:
способствовать формированию:
способности принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности;
умения осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно
оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
умения
планировать,
контролировать
и
оценивать
учебные
действия
в
соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
3.
Коммуникативные УУД:
способствовать формированию:
умения активно использовать речевые средства для решения коммуникативных
и познавательных задач;
способности осознанно строить речевое высказывание в соответствии с
задачами коммуникации;
навыков сотрудничества со сверстниками в разных социальных ситуациях.
4.
Личностные УУД:
способствовать формированию:
мотивов, потребностей, привычек к бережливому отношению к природе;
умений устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем
мире
Уровень образовательных результатов:
1-й уровень –приобретение социальных знаний об общественных нормах,
социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе.
Место проведения: школьная библиотека.
Предварительная подготовка:
1.
Рисунки-раскраски с изображением растений и животных из Красной книги
Татарстана, природоохранные знаки.
2.
Стенгазета «Природа родного края» (ребусы, кроссворды и т.п.)
3.
Чтение произведений писателей-натуралистов: Н. Сладков «Весенняя баня», В.
Бианки «Подкидыш».
Оформление кабинета и фойе:
1.
Рисунки-раскраски с изображением растений и животных из Красной книги
Татарстана, природоохранные знаки размещаются в фойе;
2.
Стенгазета «Природа родного края» размещается в фойе;
3.
Тематическая выставка книг писателей-натуралистов и их портреты.
Оборудование:
Демонстрационный материал.
1.
Компьютерная презентация
Раздаточный материал (для болельщиков)
1.
Карточка с примерами. Ответ-лозунг: «Сбережёшь природу – сбережёшь
здоровье»;
Карточка с примерами. Ответ-лозунг: «Охранять природу, значит охранять
Родину»
Карточка с примерами. Ответ-лозунг: «Чистота леса – залог здоровья природы!»
2.
Фрагменты текстов из прочитанных произведений с пропущенными словами
(см. Предварительная подготовка).
3.
Деформированные пословицы и поговорке экологического содержания.
Враг природы тот, кто лес не бережёт.
Без хозяина земля круглая сирота.
Какова земля, таков и урожай.
Одно дерево погубил, посади сорок.
Много леса – не губи, мало леса –береги, нет леса – посади.
Зелёное царство – лучше любого лекарства.
Кто умеет добрым быть, то природу не будет губить.
Растение – земли украшение.
Хорошо в лесу – береги её красу!
Ход занятия
Этап
занятия
Содержание
Наглядно – иллюстративный
материал
1.Вступитель
ная часть
1.Приветствие.
Представление
команд,
болельщиков,
членов
жюри
(один
из
членов жюри – эколог).
2. Подготовка к игре,
3. Постановка темы и целей игры.
Слайд 1
Видео – красоты родного
Татарстана.
Слайд 2
Правила игры.
II. Основная часть
Тур 1 «Растения и животные родного
края»
Задание для команд
Угадайте названия растений и животных
родного края занесенных в Красную книгу.
Объяснить, почему.
Задание для болельщиков
«Восстанови фрагмент из прочитанного
произведения).
Тур 2 «Охрана природы»
Задание для команд
«Юный эколог». Решение экологических
ситуаций.
Задание для болельщиков
«Карточка с примерами – лозунгами»
Тур 3 «Значение охраны природы для
человека»
Задание для команд
«Польза леса/водоемов для человека».
Перечислить, какую пользу они приносят
человеку.
Задание для болельщиков
"Пословицы и поговорке о природе»
Слайд 3
Изображение
растений
и
животных
РТ,
включая
занесенных в Красную книгу.
Фрагменты из текстов Н.
Сладкоав «Весенняя баня», В.
Бианки «Подкидыш» с
пропущенными словами
(получает каждый желающий.
Верное выполнение –
дополнительный балл своей
команде).
Слайд 4
Изображение фактов нарушения
экологии в РТ (фотографии
жителей РТ с социальных сетей).
Карточка с примерами.
Каждому ответу
соответствует определенная
буква. Расположив ответы по
порядку, получится лозунг,
призывающий беречь природу
(получает каждый желающий.
Верное выполнение –
дополнительный балл своей
команде).
Слайд 5
Картины леса, водоема РТ
(растения, животные, место
отдыха для человека).
Карточка «Собери пословицы и
поговорки о природе» (получает
каждый желающий.. Верное
выполнение – дополнительный
балл своей команде).
III. Заключительная
часть
1.Заключительная беседа с экологом.
2.Подведение итогов игры.
Награждение команд.
Вручение подарков всем участникам от
Департамент экологии и
природопользования Альметьевского
муниципального района Р Т
3.Рефлексия (значимость данного
мероприятия).
Слайд 1 (повтор)
Видео – красоты родного
Татарстана.