Напоминание

«Сенсорный голод» у детей с ТМНР и способы преодоления.


Авторы: Тимошина Светлана Вячаславовна, Тимошина Светлана Вячеславовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГКУ ЦССВ Кунцевский
Населённый пункт: Москва
Наименование материала: статья
Тема: «Сенсорный голод» у детей с ТМНР и способы преодоления.
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Сенсорный голод» у детей с ТМНР и способы преодоления.

Дети с тяжелыми множественными нарушениями развития - это особенная

категория детей, они имеют отклонения в двигательном, интеллектуальном и

психическом развитии. У детей с тяжелыми множественными нарушениями

страдают все пять систем чувств, таких как обоняние, осязание, слух, зрение и

вкус. Наряду с ними страдают такие дополнительные возможности ощущений,

как балансировка, посредством вестибулярного аппарата, чувствительность

внутренних систем, органов, ощущение собственных частей тела в пространстве.

Недостаток сенсорных ощущений, недостаток притока раздражителей приводит

к своеобразному переживанию, получившему название «сенсорного голода».

Как

следствие

«сенсорного

голода»

наступает

депривация:

сенсорная,

двигательная, эмоциональная (материнская), социальная. Каждая из этих видов

деприваций имеет свои тяжелые последствия и негативно сказывается на

развитии и психическом здоровье.

Как понять, что ребенок испытывает сенсорный дефицит, испытывает

потребность в дополнительной стимуляции органов чувств и как их восполнить?

Проявления сенсорного дефицита могут быть различными. Если ребенку не

хватает внимания и тактильного контакта, он может пытаться привлечь к себе

это внимание разными способами, как правило, это необоснованный крик и

плач.

Двигательная

и

сенсорная

депривация

может

приводить

к

самостимулирующему поведению, которое часто носит элементы аутоагрессии.

Ребенок может наносить себе серьезные травмы, укусы с целью почувствовать

какие-то ощущения. Если у ребенка снижен слух, то это приводит к дефициту в

сфере слуховых ощущений. В этом случае ребенок с тяжелыми множественными

нарушения развития может стучать себя по ушам или мычать. Если у ребенка

снижена чувствительность кожных покровов, то ребенок может царапать, кусать

и щипать себя или могут формироваться стереотипно повторяющиеся действия.

Дефицит вкусовых ощущений может приводить к тому, что ребенок может брать

в рот все подряд, кушать несъедобное и обследовать предметы рудиментарным

способом.

Недостаток

вестибулярных

ощущений

может

выражаться

в

потребности раскачиваться, кружиться, ходить по кругу, мотать головой. Если

ребенок маломобильный, то он может стучать по кроватке и толкать её, с целью

получить ощущения вибрации и раскачивания. Но самые тяжелые последствия

имеет эмоциональная депривация. Эмоциональное лишение в виде отсутствия

любви, внимания и нежных чувств по отношению к ребенку или отсутствие

значимого взрослого формирует устойчивое отставание в интеллектуальном

развитии, вялость эмоциональных реакций и агрессивность.

Недостаток, дефицит сенсорных ощущений может перерасти в

стереотипное и агрессивное или аутоагрессивное поведение. Задача педагога в

условиях учреждения помочь ребенку преодолеть «сенсорный голод» и как

следствие сенсорную депривацию. Педагог может разнообразить свои занятия по

сенсорному развитию, которые будут направлены на развитие различных видов

ощущений с целью профилактики эмоциональной депривации. Можно встроить

сенсорное развитие в режимные моменты, такие как, купание, кормление,

укладывание спать. Во время купания можно поиграть с водой, а после ванны

можно обтереть ребенка жестким махровым полотенцем. Это будет хорошей

сенсорной стимуляцией. Во время укладывания

можно сделать «ветерок»

одеялом. Это будет игра, эмоциональный контакт и развитие.

Самое

главное

в

профилактике

«сенсорного

голода»

это

регулярный

эмоциональный контакт с ребенком. Дети с тяжелыми множественными

нарушениями развития часть времени проводят в коляске или в кроватке, в

следствии чего контакт с окружающим ограничен.

Поэтому очень важно

уделить внимание не формально, а искренно. Ребенка можно погладить по

голове, по ручке, потрепать по щечке – всё это послужит дополнительным

эмоциональным опытом в развитии.

Ребенка с «сенсорным голодом»

необходимо обнимать как можно чаще и крепче. Важно, чтобы это было не

простой формальностью, а с доброй улыбкой глаза в глаза, чтобы ребенок

почувствовал ваши эмоции и запомнил их. Прикосновения очень важны. Через

прикосновение люди предают своё отношение к человеку. Прикосновения к

ребенку должны быть не поверхностные, а более глубокие. Прикасаться нужно

только к той части тела до которой ребенок разрешает дотрагиваться. Таким

образом прикосновения превращаются в диалог. Для расширения тактильных

ощущений можно использовать прикосновение к телу ребенка различными

поверхностями: тканью, губками, гладким- шершавым, влажным- сухим и т.д.

Для стимуляции вестибулярных ощущений можно покачать ребенка в

коляске, в кроватке или на руках. Для детей с тяжелыми множественными

нарушениями развития вспомогательными средствами для вестибулярной

стимуляции будут: надувные предметы, качели, подвесная лежанка, батут,

пружинные матрацы.

Для профилактики зрительно – двигательной депривации у детей с ТМНР

хорошо:

- показывать и передвигать привлекательные предметы;

- размещать предметы поблизости от него, чтобы можно было достать, стукнуть,

схватить и изучить получше;

- обеспечить достаточное количество интересных предметов для хватания и

манипулирования.

Иногда на практике педагогу бывает сложно понять, что нравится ребенку.

Какие звуки ему нравятся,

какие предметы он предпочитает,

какие

прикосновения ему приятны. Дети с тяжелыми множественными нарушениями

должны

испытывать воздействие разнообразных раздражителей,

поэтому

педагогу необходимо искать не только сенсорные стимулы, но и подход

индивидуально для каждого ребенка.

Одним из важных аспектов в профилактике сенсорной и эмоциональной

депривации у детей с тяжелыми множественными нарушениями развития

является среда. Среда понятие широкое. В «Современной педагогической

энциклопедии» среда понимается как «…совокупность условий, окружающих

человека и взаимодействующих с ним как с организмом и личностью. Среда

внешняя – вид среды, окружающей человека, в котором различают среду

физическую и среду социальную. Среда физическая – совокупность физических

условий существования и деятельности человека. Среда – социальная –

окружающие человека общественные, материальные и духовные условия его

существования и деятельности» (7, с. 556). Социологический словарь различает

понятие «среды» выделяя при этом макросреду – социально- экономическую

систему и микросреду - непосредственное социальное окружение. Решение

педагогических задач в условиях учреждения невозможно без организации

предметно - развивающей среды. По мнению Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева,

Д.Б.

Эльконина,

развивающая

среда

это

определенным

образом

упорядоченное

образовательное

пространство,

где

и

осуществляется

развивающее обучение.

Создание условий для социальной среды в условиях учреждения с постоянным

пребыванием детей задача не простая и включает в себя много факторов,

которые влияют на её успешность. Но даже при частичном её решении возможно

избежать сенсорной и эмоциональной депривации у детей.

При формировании предметно - развивающей среды для детей с тяжелыми

множественными нарушениями развития важно соблюсти принципы: находиться

с ребенком на одном уровне «глаза в глаза», предоставить и учитывать его

выбор между играми. Так на занятиях по сенсорному развитию

важно

предложить ребенку множество сенсорных стимулов и внимательно смотреть за

реакцией ребенка. Предмет или вещь должны обязательно понравиться ребенку,

хотя ощущения он может испытывать даже неприятные, например от колючих

мячиков.

Педагоги ЦССВ «Кунцевский» с целью совершенствования развивающей

среды сшили «сенсорную» одежду, она привлекает взгляд ребенка, создает

настроение и даже стимулирует к двигательной активности.

Эту одежду можно одевать и взрослым, и детям. Шапочки, сарафаны,

фартуки, рукавички расшиты фурнитурой и материалами разной фактуры.

Использование сенсорной одежды способствует не только развитию

тактильного, зрительного восприятия детей и даже помогает решать вопросы

коммуникации и общения. Все это помогает преодолеть ребенку с тяжелыми

множественными нарушениями развития «сенсорный голод», сенсорную и

эмоциональную депривацию.

Литература:

1.

В.Гайслер,

Ф.Гатан

Обучение

и

воспитание

детей

в

условиях

Центра

коррекционно-развивающего обучения и реабилитации. Минск, 2007

2.

Анина Банди, Шейли Лейн, Элизабет Нюррейм, Сенсорная интеграция. Теория и

практика. М., Теревинф 2017



В раздел образования