Авторы: Тимошина Светлана Вячаславовна, Тимошина Светлана Вячеславовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГКУ ЦССВ Кунцевский
Населённый пункт: Москва
Наименование материала: статья
Тема: «Сенсорный голод» у детей с ТМНР и способы преодоления.
Раздел: дошкольное образование
«Сенсорный голод» у детей с ТМНР и способы преодоления.
Дети с тяжелыми множественными нарушениями развития - это особенная
категория детей, они имеют отклонения в двигательном, интеллектуальном и
психическом развитии. У детей с тяжелыми множественными нарушениями
страдают все пять систем чувств, таких как обоняние, осязание, слух, зрение и
вкус. Наряду с ними страдают такие дополнительные возможности ощущений,
как балансировка, посредством вестибулярного аппарата, чувствительность
внутренних систем, органов, ощущение собственных частей тела в пространстве.
Недостаток сенсорных ощущений, недостаток притока раздражителей приводит
к своеобразному переживанию, получившему название «сенсорного голода».
Как
следствие
«сенсорного
голода»
наступает
депривация:
сенсорная,
двигательная, эмоциональная (материнская), социальная. Каждая из этих видов
деприваций имеет свои тяжелые последствия и негативно сказывается на
развитии и психическом здоровье.
Как понять, что ребенок испытывает сенсорный дефицит, испытывает
потребность в дополнительной стимуляции органов чувств и как их восполнить?
Проявления сенсорного дефицита могут быть различными. Если ребенку не
хватает внимания и тактильного контакта, он может пытаться привлечь к себе
это внимание разными способами, как правило, это необоснованный крик и
плач.
Двигательная
и
сенсорная
депривация
может
приводить
к
самостимулирующему поведению, которое часто носит элементы аутоагрессии.
Ребенок может наносить себе серьезные травмы, укусы с целью почувствовать
какие-то ощущения. Если у ребенка снижен слух, то это приводит к дефициту в
сфере слуховых ощущений. В этом случае ребенок с тяжелыми множественными
нарушения развития может стучать себя по ушам или мычать. Если у ребенка
снижена чувствительность кожных покровов, то ребенок может царапать, кусать
и щипать себя или могут формироваться стереотипно повторяющиеся действия.
Дефицит вкусовых ощущений может приводить к тому, что ребенок может брать
в рот все подряд, кушать несъедобное и обследовать предметы рудиментарным
способом.
Недостаток
вестибулярных
ощущений
может
выражаться
в
потребности раскачиваться, кружиться, ходить по кругу, мотать головой. Если
ребенок маломобильный, то он может стучать по кроватке и толкать её, с целью
получить ощущения вибрации и раскачивания. Но самые тяжелые последствия
имеет эмоциональная депривация. Эмоциональное лишение в виде отсутствия
любви, внимания и нежных чувств по отношению к ребенку или отсутствие
значимого взрослого формирует устойчивое отставание в интеллектуальном
развитии, вялость эмоциональных реакций и агрессивность.
Недостаток, дефицит сенсорных ощущений может перерасти в
стереотипное и агрессивное или аутоагрессивное поведение. Задача педагога в
условиях учреждения помочь ребенку преодолеть «сенсорный голод» и как
следствие сенсорную депривацию. Педагог может разнообразить свои занятия по
сенсорному развитию, которые будут направлены на развитие различных видов
ощущений с целью профилактики эмоциональной депривации. Можно встроить
сенсорное развитие в режимные моменты, такие как, купание, кормление,
укладывание спать. Во время купания можно поиграть с водой, а после ванны
можно обтереть ребенка жестким махровым полотенцем. Это будет хорошей
сенсорной стимуляцией. Во время укладывания
можно сделать «ветерок»
одеялом. Это будет игра, эмоциональный контакт и развитие.
Самое
главное
в
профилактике
«сенсорного
голода»
это
регулярный
эмоциональный контакт с ребенком. Дети с тяжелыми множественными
нарушениями развития часть времени проводят в коляске или в кроватке, в
следствии чего контакт с окружающим ограничен.
Поэтому очень важно
уделить внимание не формально, а искренно. Ребенка можно погладить по
голове, по ручке, потрепать по щечке – всё это послужит дополнительным
эмоциональным опытом в развитии.
Ребенка с «сенсорным голодом»
необходимо обнимать как можно чаще и крепче. Важно, чтобы это было не
простой формальностью, а с доброй улыбкой глаза в глаза, чтобы ребенок
почувствовал ваши эмоции и запомнил их. Прикосновения очень важны. Через
прикосновение люди предают своё отношение к человеку. Прикосновения к
ребенку должны быть не поверхностные, а более глубокие. Прикасаться нужно
только к той части тела до которой ребенок разрешает дотрагиваться. Таким
образом прикосновения превращаются в диалог. Для расширения тактильных
ощущений можно использовать прикосновение к телу ребенка различными
поверхностями: тканью, губками, гладким- шершавым, влажным- сухим и т.д.
Для стимуляции вестибулярных ощущений можно покачать ребенка в
коляске, в кроватке или на руках. Для детей с тяжелыми множественными
нарушениями развития вспомогательными средствами для вестибулярной
стимуляции будут: надувные предметы, качели, подвесная лежанка, батут,
пружинные матрацы.
Для профилактики зрительно – двигательной депривации у детей с ТМНР
хорошо:
- показывать и передвигать привлекательные предметы;
- размещать предметы поблизости от него, чтобы можно было достать, стукнуть,
схватить и изучить получше;
- обеспечить достаточное количество интересных предметов для хватания и
манипулирования.
Иногда на практике педагогу бывает сложно понять, что нравится ребенку.
Какие звуки ему нравятся,
какие предметы он предпочитает,
какие
прикосновения ему приятны. Дети с тяжелыми множественными нарушениями
должны
испытывать воздействие разнообразных раздражителей,
поэтому
педагогу необходимо искать не только сенсорные стимулы, но и подход
индивидуально для каждого ребенка.
Одним из важных аспектов в профилактике сенсорной и эмоциональной
депривации у детей с тяжелыми множественными нарушениями развития
является среда. Среда понятие широкое. В «Современной педагогической
энциклопедии» среда понимается как «…совокупность условий, окружающих
человека и взаимодействующих с ним как с организмом и личностью. Среда
внешняя – вид среды, окружающей человека, в котором различают среду
физическую и среду социальную. Среда физическая – совокупность физических
условий существования и деятельности человека. Среда – социальная –
окружающие человека общественные, материальные и духовные условия его
существования и деятельности» (7, с. 556). Социологический словарь различает
понятие «среды» выделяя при этом макросреду – социально- экономическую
систему и микросреду - непосредственное социальное окружение. Решение
педагогических задач в условиях учреждения невозможно без организации
предметно - развивающей среды. По мнению Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева,
Д.Б.
Эльконина,
развивающая
среда
–
это
определенным
образом
упорядоченное
образовательное
пространство,
где
и
осуществляется
развивающее обучение.
Создание условий для социальной среды в условиях учреждения с постоянным
пребыванием детей задача не простая и включает в себя много факторов,
которые влияют на её успешность. Но даже при частичном её решении возможно
избежать сенсорной и эмоциональной депривации у детей.
При формировании предметно - развивающей среды для детей с тяжелыми
множественными нарушениями развития важно соблюсти принципы: находиться
с ребенком на одном уровне «глаза в глаза», предоставить и учитывать его
выбор между играми. Так на занятиях по сенсорному развитию
важно
предложить ребенку множество сенсорных стимулов и внимательно смотреть за
реакцией ребенка. Предмет или вещь должны обязательно понравиться ребенку,
хотя ощущения он может испытывать даже неприятные, например от колючих
мячиков.
Педагоги ЦССВ «Кунцевский» с целью совершенствования развивающей
среды сшили «сенсорную» одежду, она привлекает взгляд ребенка, создает
настроение и даже стимулирует к двигательной активности.
Эту одежду можно одевать и взрослым, и детям. Шапочки, сарафаны,
фартуки, рукавички расшиты фурнитурой и материалами разной фактуры.
Использование сенсорной одежды способствует не только развитию
тактильного, зрительного восприятия детей и даже помогает решать вопросы
коммуникации и общения. Все это помогает преодолеть ребенку с тяжелыми
множественными нарушениями развития «сенсорный голод», сенсорную и
эмоциональную депривацию.
Литература:
1.
В.Гайслер,
Ф.Гатан
Обучение
и
воспитание
детей
в
условиях
Центра
коррекционно-развивающего обучения и реабилитации. Минск, 2007
2.
Анина Банди, Шейли Лейн, Элизабет Нюррейм, Сенсорная интеграция. Теория и
практика. М., Теревинф 2017