Автор: Смирнова Юлия Михайловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №216
Населённый пункт: город Ульяновск, Ульяновская область
Наименование материала: статья
Тема: "Правовое воспитание дошкольников"
Раздел: дошкольное образование
Чувство доверия у ребенка появляется очень рано, в том возрасте, о котором человек еще
ничего не помнит. Но именно в раннем и дошкольном возрасте у ребенка возникает доверие
к себе, людям, миру, формируется характер, укрепляется чувство собственного достоинства
и уверенности.
Декларация прав ребенка, принятая в 1959 году, является первым документом
международного масштаба, защищающим права детей. Родители, общественные
организации, местные власти призываются к признанию и соблюдению прав ребенка.
В Декларации провозглашаются права детей на имя, гражданство, любовь, понимание,
материальное обеспечение, социальную защиту, право развиваться физически, умственно,
нравственно и духовно в условиях свободы и уважения. Особое внимание уделяется защите
ребенка: он должен своевременно получать помощь и быть огражденным от всех форм
небрежного отношения, жестокости, эксплуатации.
Педагоги единодушны во мнении, что именно близким людям принадлежит особая роль в
становлении личности, физическом и психическом благополучии ребенка. Если между
ребенком и взрослым возникает отчуждение, дети ощущают себя нелюбимыми и очень
страдают от этого.
Одним из важнейших условий развития общества является воспитание граждан правового,
демократического государства, способных к социализации, уважающих права и свободы
личности, обладающих высокой нравственностью, проявляющих национальную терпимость,
уважительное отношение к языкам, традициям и культуре других народов. Только сейчас,
когда демократия набирает силу, когда права человека перестают быть фикцией, можно
реально ставить как приоритетную задачу - формирование гражданственности:
предоставление каждому ребенку не только условий для творческой самореализации, но и
условий для свободного самоопределения: как гражданина новой общественной системы,
при которой человек становится не только субъектом практического действия, выработки
средств достижения целей, но и субъектом общественного целеполагания. Личность,
уважающая себя, обладает гораздо больше потенциальной активностью, чем, лишенная
достоинства. И дошкольному учреждению принадлежит особая роль в воспитании будущего
гражданина своей страны.
Воспитание правовой культуры - обязательная составляющая политики государства,
ратифицировавшего Конвенцию о правах ребенка.
Правовому воспитанию дошкольников стали уделять большое внимание, так как
дошкольное детство - наиболее благоприятный период для становления личности ребенка.
Для формирования у детей элементарных представлений о своих правах и свободах,
развития уважения и терпимости к другим людям и их правам, важно не только давать
знания, но и создавать условия их практического применения. То есть эту работу нельзя
сводить к простому заучиванию статей документа и отдельных прав человека.
В нашем детском саду при построении педагогического процесса были
определены направления работы воспитателя:
Анализ взаимоотношений детей со сверстниками, в семье, со взрослыми; выявление
проблем.
Правовое воспитание и образование дошкольников.
Повышение уровня правовой культуры родителей.
Целью педагогического процесса в правовом образовании дошкольников является
формирование основ правового сознания дошкольников.
Задачи:
Создавать условия для развития у детей положительного самоощущения.
Развивать социальные навыки, коммуникативную компетентность ребенка.
Воспитывать уважение и терпимость, независимо от происхождения, расовой и
национальной принадлежности, языка, пола, возраста, личностного и
поведенческого своеобразия; в том числе внешнего облика и физических
недостатков.
Способствовать формированию чувства собственного достоинства; осознание своих
прав и свобод; чувства ответственности за другого человека, за начатое дело, за
данное слово.
Воспитывать уважение к достоинству и личным правам другого человека.
Разъяснять общественные нормы и правила поведения.
Познакомить детей в соответствующей их возрасту форме с основными документами
по защите прав человека.
Система взаимодействия - это:
- организованное обучение;
-совместную деятельность взрослого и ребенка;
- самостоятельную деятельность детей.
Организованная форма обучения включает в себя:
Знакомство с правами человека.
Беседы на этические темы.
Сюжетно-ролевые игры, инсценировки, дидактические игры.
Физкультурно-оздоровительная деятельность.
Изобразительная, трудовая деятельность.
Игры и упражнения на развитие эмоциональной сферы, коммуникативных умений и
навыков.
Проблемно-поисковая деятельность (разрешение различных ситуаций).
Самостоятельная деятельность детей включает:
Работу с литературой.
Создание проблемных ситуаций, задания для самостоятельных наблюдений.
Разные виды игр.
Продуктивные виды деятельности.
Двигательную активность.
В нашем детском саду работа по правовому воспитанию состоит из трех блоков:
1.
Работа с детьми.
2.
Работа с воспитателями.
3.
Работа с родителями.
Работа с детьми.
Правовое воспитание дошкольников заключается в формировании основ правового
сознания.
В детях нужно воспитывать уверенность в себе, самоуважение и уважение к другим.
Полнота самоощущения и толерантность - вот основа правового воспитания дошкольников.
Формы и методы правового воспитания детей.
Формы работы с детьми:
1.
Специально организованное занятие "О правах играя"
(Приложение №1). Форма
занятий - подвижная и меняются в зависимости от поставленных задач.
2.
Занятия включают нравственные задачи, так как любая учебная ситуация должна
нести в себе момент воспитания. Основной принцип в работе - дать детям
возможность познавать окружающий мир на их собственном опыте в конкретных
делах, поступках.
3.
Занятия проводятся 1 раз в месяц. Предварительная работа и работа по
закреплению материала ведется в повседневной самостоятельной или совместной
деятельности, что позволяет избежать лишней заорганизованности детей.
4.
Ролевые, театрализованные и дидактические игры.
5.
Игры и упражнения на развитие эмоциональной сферы, эмпатии, коммуникативных
умений и навыков.
Методы работы с детьми:
1.
Использование сюжетов хорошо известных сказок (иллюстрации, видео,
аудиокассеты, диафильмы), беседа о прочитанном и просмотренном.
2.
Решение проблемных задач, поиск решений от своего имени или имени героя: если
бы я был гадким утенком:, если бы я поймал золотую рыбку:, если бы я вдруг
превратился в:
3.
Дидактические игры: "Я имею право», "Чьи права нарушены?", "Назови права
героев", "Выбери право".
4.
Наблюдение. Например, предлагаем детям понаблюдать, как относятся близкие
люди друг к другу, прощают ли они обиды, как их друзья относятся к обидчикам, что
радует и что огорчает друзей и близких. Этот прием способствует развитию эмпатии
и эмоциональной отзывчивости у детей, а значит, и реализации права на дружбу,
внимание, заботу.
5.
Прием визуализации. Позволяет научить детей тонко ощущать изменение
окружающего мира. Так, закрыв глаза, дети представляют, что они уменьшились в
размерах до муравья и ползут по камню. Ощущая себя маленьким беззащитным
муравьишкой, ребенок пытается поделиться своими впечатлениями. Дошкольники
тонко воспринимают, что все живое нуждается в защите, а значит и люди,
окружающие тебя, тоже требуют сочувствия, тепла, помощи.
6.
Метод драматизации упражняет детей в умении "вчувствоваться" в другого, войти в
его положение. Каждому ребенку присуще "театральный инстинкт" - стремление
посредством игры побывать в роли другого, расширив тем самым границы своего
бытия. Это помогает острее реагировать на поведение окружающих людей и
животных.
7.
Проблемно-поисковые методы: отгадывание загадок, разгадывание ребусов,
решение кроссвордов.
8.
Продуктивная деятельность: создание альбомов, символов, изготовление плакатов,
эмблем.
Работа с воспитателями
Большая работа была проведена с воспитателями ДОУ по их подготовке к работе с детьми
в данном направлении: проводились консультации "Соблюдение прав ребенка в условиях
ДОУ и семьи" (Приложение №2), семинары-практикумы, круглые столы.
Воспитатель детского сада - основной участник педагогического процесса, в том числе и
правового воспитания. Ведущей в процессе является совместная деятельность взрослого и
ребенка.
Для формирования у детей элементарных представлений о правах и свободах, уважения и
терпимости к другим людям важно не только давать знания, но и создавать условия для их
практического применения. Ребенку необходимо поупражняться в воспроизведении
усвоенных действий, увидеть со стороны, как выглядит тот или иной поступок, какие
чувства и эмоции он вызывает. В качестве примеров, иллюстрирующих то или иное право,
понятие, мы используем сказки, стихи, пословицы, поговорки. Однако знакомство детей с
правами человека на материале сказок нужно проводить очень осторожно - ведь в сказках
существует совсем иная оценка действий героев. Использование правовой системы оценок
может привести к искажению детского восприятия сказок, осуждению положительных
героев и оправданию злодеев.
Работа с родителями.
Работа по привитию основ правового сознания проводилась совместно с родителями
воспитанников. Проводились родительские собрания, консультации для родителей "Права
ребенка - соблюдение их в семье"
(Приложение №3).
Современные психолого-педагогические исследования показывают, что родители
испытывают серьезные трудности в обучении и воспитании детей. Их беспокоят
непослушание, конфликтность, неуравновешенность, агрессивность, вызывают отчаяние
слабое развитие, нелюбознательность, пассивность, плохие успехи на занятиях в детском
саду, но родители не знают, как вести себя в трудных ситуациях.
Установлено, что родители при воспитании своих детей используют телесные наказания,
угрожают, запугивают и проявляют чрезмерную строгость. При этом большинство
родителей не придают значения переживаниям детей, не стремятся установить их причину,
считая их беспредметными и немотивированными.
Подобная ситуация очень опасна как для здоровья ребенка, так и для развития его
личности. Жестокое обращение с детьми влияет на их дальнейшую жизнь, меняется
психика: они иначе воспринимают окружающую действительность, иначе думают, ведут
себя.
Правовая и педагогическая культура большинства родителей находиться на низком уровне.
Даже в обычной, нормальной российской семье, в которой социальная ситуация жизни не
является критической, нарушение прав маленьких детей, унижение их достоинства - вполне
распространенное явление.
От квалификации педагога и его культуры зависит соблюдение прав детей в дошкольном
учреждении, защита от жестокого обращения в семье. Поэтому нашей задачей является
ведение правового просвещения родителей, выявление групп семей риска, в которых
возможно или реально происходит нарушение прав ребенка, содействовать защите прав и
достоинства детей.
В результате целенаправленного правового воспитания должны быть сформированы у
детей такое усвоение прав и гражданское поведение, которое:
- активизирует социальную позицию детей, обогащает их шкалу ценностей,
нравственность;
- формирует высокие нравственные личностные качества: активность, инициативность,
самостоятельность; способность свободно осуществлять выбор, принимать решения;
- позволяет ребенку правильно вести себя в природе и обществе, (ребенок учится
разрешать конфликтные ситуации нормативными способами, учитывая позиции, желания,
потребности других людей, а также приобретает навыки произвольного контролирования
своего поведения и управления им;
- обеспечивает ответственное отношение к себе и окружающим, к природе;