Напоминание

"Правовое воспитание дошкольников"


Автор: Смирнова Юлия Михайловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №216
Населённый пункт: город Ульяновск, Ульяновская область
Наименование материала: статья
Тема: "Правовое воспитание дошкольников"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Чувство доверия у ребенка появляется очень рано, в том возрасте, о котором человек еще

ничего не помнит. Но именно в раннем и дошкольном возрасте у ребенка возникает доверие

к себе, людям, миру, формируется характер, укрепляется чувство собственного достоинства

и уверенности.

Декларация прав ребенка, принятая в 1959 году, является первым документом

международного масштаба, защищающим права детей. Родители, общественные

организации, местные власти призываются к признанию и соблюдению прав ребенка.

В Декларации провозглашаются права детей на имя, гражданство, любовь, понимание,

материальное обеспечение, социальную защиту, право развиваться физически, умственно,

нравственно и духовно в условиях свободы и уважения. Особое внимание уделяется защите

ребенка: он должен своевременно получать помощь и быть огражденным от всех форм

небрежного отношения, жестокости, эксплуатации.

Педагоги единодушны во мнении, что именно близким людям принадлежит особая роль в

становлении личности, физическом и психическом благополучии ребенка. Если между

ребенком и взрослым возникает отчуждение, дети ощущают себя нелюбимыми и очень

страдают от этого.

Одним из важнейших условий развития общества является воспитание граждан правового,

демократического государства, способных к социализации, уважающих права и свободы

личности, обладающих высокой нравственностью, проявляющих национальную терпимость,

уважительное отношение к языкам, традициям и культуре других народов. Только сейчас,

когда демократия набирает силу, когда права человека перестают быть фикцией, можно

реально ставить как приоритетную задачу - формирование гражданственности:

предоставление каждому ребенку не только условий для творческой самореализации, но и

условий для свободного самоопределения: как гражданина новой общественной системы,

при которой человек становится не только субъектом практического действия, выработки

средств достижения целей, но и субъектом общественного целеполагания. Личность,

уважающая себя, обладает гораздо больше потенциальной активностью, чем, лишенная

достоинства. И дошкольному учреждению принадлежит особая роль в воспитании будущего

гражданина своей страны.

Воспитание правовой культуры - обязательная составляющая политики государства,

ратифицировавшего Конвенцию о правах ребенка.

Правовому воспитанию дошкольников стали уделять большое внимание, так как

дошкольное детство - наиболее благоприятный период для становления личности ребенка.

Для формирования у детей элементарных представлений о своих правах и свободах,

развития уважения и терпимости к другим людям и их правам, важно не только давать

знания, но и создавать условия их практического применения. То есть эту работу нельзя

сводить к простому заучиванию статей документа и отдельных прав человека.

В нашем детском саду при построении педагогического процесса были

определены направления работы воспитателя:

Анализ взаимоотношений детей со сверстниками, в семье, со взрослыми; выявление

проблем.

Правовое воспитание и образование дошкольников.

Повышение уровня правовой культуры родителей.

Целью педагогического процесса в правовом образовании дошкольников является

формирование основ правового сознания дошкольников.

Задачи:

Создавать условия для развития у детей положительного самоощущения.

Развивать социальные навыки, коммуникативную компетентность ребенка.

Воспитывать уважение и терпимость, независимо от происхождения, расовой и

национальной принадлежности, языка, пола, возраста, личностного и

поведенческого своеобразия; в том числе внешнего облика и физических

недостатков.

Способствовать формированию чувства собственного достоинства; осознание своих

прав и свобод; чувства ответственности за другого человека, за начатое дело, за

данное слово.

Воспитывать уважение к достоинству и личным правам другого человека.

Разъяснять общественные нормы и правила поведения.

Познакомить детей в соответствующей их возрасту форме с основными документами

по защите прав человека.

Система взаимодействия - это:

- организованное обучение;

-совместную деятельность взрослого и ребенка;

- самостоятельную деятельность детей.

Организованная форма обучения включает в себя:

Знакомство с правами человека.

Беседы на этические темы.

Сюжетно-ролевые игры, инсценировки, дидактические игры.

Физкультурно-оздоровительная деятельность.

Изобразительная, трудовая деятельность.

Игры и упражнения на развитие эмоциональной сферы, коммуникативных умений и

навыков.

Проблемно-поисковая деятельность (разрешение различных ситуаций).

Самостоятельная деятельность детей включает:

Работу с литературой.

Создание проблемных ситуаций, задания для самостоятельных наблюдений.

Разные виды игр.

Продуктивные виды деятельности.

Двигательную активность.

В нашем детском саду работа по правовому воспитанию состоит из трех блоков:

1.

Работа с детьми.

2.

Работа с воспитателями.

3.

Работа с родителями.

Работа с детьми.

Правовое воспитание дошкольников заключается в формировании основ правового

сознания.

В детях нужно воспитывать уверенность в себе, самоуважение и уважение к другим.

Полнота самоощущения и толерантность - вот основа правового воспитания дошкольников.

Формы и методы правового воспитания детей.

Формы работы с детьми:

1.

Специально организованное занятие "О правах играя"

(Приложение №1). Форма

занятий - подвижная и меняются в зависимости от поставленных задач.

2.

Занятия включают нравственные задачи, так как любая учебная ситуация должна

нести в себе момент воспитания. Основной принцип в работе - дать детям

возможность познавать окружающий мир на их собственном опыте в конкретных

делах, поступках.

3.

Занятия проводятся 1 раз в месяц. Предварительная работа и работа по

закреплению материала ведется в повседневной самостоятельной или совместной

деятельности, что позволяет избежать лишней заорганизованности детей.

4.

Ролевые, театрализованные и дидактические игры.

5.

Игры и упражнения на развитие эмоциональной сферы, эмпатии, коммуникативных

умений и навыков.

Методы работы с детьми:

1.

Использование сюжетов хорошо известных сказок (иллюстрации, видео,

аудиокассеты, диафильмы), беседа о прочитанном и просмотренном.

2.

Решение проблемных задач, поиск решений от своего имени или имени героя: если

бы я был гадким утенком:, если бы я поймал золотую рыбку:, если бы я вдруг

превратился в:

3.

Дидактические игры: "Я имею право», "Чьи права нарушены?", "Назови права

героев", "Выбери право".

4.

Наблюдение. Например, предлагаем детям понаблюдать, как относятся близкие

люди друг к другу, прощают ли они обиды, как их друзья относятся к обидчикам, что

радует и что огорчает друзей и близких. Этот прием способствует развитию эмпатии

и эмоциональной отзывчивости у детей, а значит, и реализации права на дружбу,

внимание, заботу.

5.

Прием визуализации. Позволяет научить детей тонко ощущать изменение

окружающего мира. Так, закрыв глаза, дети представляют, что они уменьшились в

размерах до муравья и ползут по камню. Ощущая себя маленьким беззащитным

муравьишкой, ребенок пытается поделиться своими впечатлениями. Дошкольники

тонко воспринимают, что все живое нуждается в защите, а значит и люди,

окружающие тебя, тоже требуют сочувствия, тепла, помощи.

6.

Метод драматизации упражняет детей в умении "вчувствоваться" в другого, войти в

его положение. Каждому ребенку присуще "театральный инстинкт" - стремление

посредством игры побывать в роли другого, расширив тем самым границы своего

бытия. Это помогает острее реагировать на поведение окружающих людей и

животных.

7.

Проблемно-поисковые методы: отгадывание загадок, разгадывание ребусов,

решение кроссвордов.

8.

Продуктивная деятельность: создание альбомов, символов, изготовление плакатов,

эмблем.

Работа с воспитателями

Большая работа была проведена с воспитателями ДОУ по их подготовке к работе с детьми

в данном направлении: проводились консультации "Соблюдение прав ребенка в условиях

ДОУ и семьи" (Приложение №2), семинары-практикумы, круглые столы.

Воспитатель детского сада - основной участник педагогического процесса, в том числе и

правового воспитания. Ведущей в процессе является совместная деятельность взрослого и

ребенка.

Для формирования у детей элементарных представлений о правах и свободах, уважения и

терпимости к другим людям важно не только давать знания, но и создавать условия для их

практического применения. Ребенку необходимо поупражняться в воспроизведении

усвоенных действий, увидеть со стороны, как выглядит тот или иной поступок, какие

чувства и эмоции он вызывает. В качестве примеров, иллюстрирующих то или иное право,

понятие, мы используем сказки, стихи, пословицы, поговорки. Однако знакомство детей с

правами человека на материале сказок нужно проводить очень осторожно - ведь в сказках

существует совсем иная оценка действий героев. Использование правовой системы оценок

может привести к искажению детского восприятия сказок, осуждению положительных

героев и оправданию злодеев.

Работа с родителями.

Работа по привитию основ правового сознания проводилась совместно с родителями

воспитанников. Проводились родительские собрания, консультации для родителей "Права

ребенка - соблюдение их в семье"

(Приложение №3).

Современные психолого-педагогические исследования показывают, что родители

испытывают серьезные трудности в обучении и воспитании детей. Их беспокоят

непослушание, конфликтность, неуравновешенность, агрессивность, вызывают отчаяние

слабое развитие, нелюбознательность, пассивность, плохие успехи на занятиях в детском

саду, но родители не знают, как вести себя в трудных ситуациях.

Установлено, что родители при воспитании своих детей используют телесные наказания,

угрожают, запугивают и проявляют чрезмерную строгость. При этом большинство

родителей не придают значения переживаниям детей, не стремятся установить их причину,

считая их беспредметными и немотивированными.

Подобная ситуация очень опасна как для здоровья ребенка, так и для развития его

личности. Жестокое обращение с детьми влияет на их дальнейшую жизнь, меняется

психика: они иначе воспринимают окружающую действительность, иначе думают, ведут

себя.

Правовая и педагогическая культура большинства родителей находиться на низком уровне.

Даже в обычной, нормальной российской семье, в которой социальная ситуация жизни не

является критической, нарушение прав маленьких детей, унижение их достоинства - вполне

распространенное явление.

От квалификации педагога и его культуры зависит соблюдение прав детей в дошкольном

учреждении, защита от жестокого обращения в семье. Поэтому нашей задачей является

ведение правового просвещения родителей, выявление групп семей риска, в которых

возможно или реально происходит нарушение прав ребенка, содействовать защите прав и

достоинства детей.

В результате целенаправленного правового воспитания должны быть сформированы у

детей такое усвоение прав и гражданское поведение, которое:

- активизирует социальную позицию детей, обогащает их шкалу ценностей,

нравственность;

- формирует высокие нравственные личностные качества: активность, инициативность,

самостоятельность; способность свободно осуществлять выбор, принимать решения;

- позволяет ребенку правильно вести себя в природе и обществе, (ребенок учится

разрешать конфликтные ситуации нормативными способами, учитывая позиции, желания,

потребности других людей, а также приобретает навыки произвольного контролирования

своего поведения и управления им;

- обеспечивает ответственное отношение к себе и окружающим, к природе;



В раздел образования