Автор: Горожанина Любовь Николаевна
Должность: учитель музыки
Учебное заведение: МБОУ "СОШ №44"
Населённый пункт: г.Полысаево, Кемеровская область
Наименование материала: Рабочая программа курса внеурочной деятельности
Тема: Рабочая программа курса внеурочной деятельности по общекультурному направлению «Музыкальный калейдоскоп»
Раздел: начальное образование
Рабочая программа
курса внеурочной деятельности
по общекультурному направлению
«Музыкальный калейдоскоп»
(
для учащихся начальной школы 1 класса
)
Составитель:
Л. Н. Горожанина,
учитель музыки
Содержание
№п\п
Раздел рабочей программы
Страница
1
Результаты освоения курса внеурочной деятельности
3
2
Содержание курса внеурочной деятельности с указани-
ем форм организации и видов деятельности
6
3
Тематическое планирование
9
2
1.Результаты освоения курса внеурочной деятельности
В процессе обучения по программе «Музыкальный калейдо-
скоп» у обучающихся формируются познавательные, личностные, ре-
гулятивные, коммуникативные универсальные учебные действия.
Личностные УУД:
Определять и высказывать под руководством учителя самые
простые и общие для всех людей правила поведения при сотруд-
ничестве (этические нормы);
В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества,
опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать
выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как
поступить.
Регулятивные УУД:
Определять и формулировать цель деятельности на занятии с
помощью учителя.
Проговаривать последовательность действий на занятии.
Учить высказывать своё предположение (версию) на основе ра-
боты с иллюстрацией, учить работать по предложенному учи-
телем плану.
Средством формирования этих действий служит технология
проблемного диалога на этапе изучения нового материала.
Учиться совместно с учителем и другими учениками давать
эмоциональную оценку деятельности класса на занятии.
Средством формирования этих действий служит технология
оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
3
Познавательные УУД:
Делать предварительный отбор источников информации.
Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, ис-
пользуя свой жизненный опыт и информацию, полученную на
занятии.
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в
результате совместной работы всего класса.
Преобразовывать информацию из одной формы в другую: со-
ставлять рассказы на основе простейших моделей , находить и
формулировать решение задачи с помощью простейших моде-
лей.
Средством формирования этих действий служит учебный мате-
риал.
Коммуникативные УУД:
Умение донести свою позицию до других: оформлять свою
мысль в речи.
Слушать и понимать речь других.
Средством формирования этих действий служит технология
проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог).
Совместно договариваться о правилах общения и поведения в
школе и следовать им.
Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполни-
теля, критика).
Средством формирования этих действий служит организация ра-
боты в парах и малых группах.
4
Обучающиеся в процессе реализации программы внеурочной де-
ятельности приобретут: певческую установку; рефлекторные навы-
ки дыхания и укрепление дыхательной мускулатуры; работу гортани
в пении; пение легато, нон легато; активную артикуляцию; округ-
лое формирование гласных звуков; развитый гармонический слух;
чистое интонирование тона, полутона, интервалов; пение форте и пи-
ано; пение в вокальном ансамбле в унисон.
Закрепят: навык дыхания и опора звука; типы дыхания; приемы, по-
могающие достигнуть опёртого голосообразования; понимание музы-
кальной фразировки и пропевание ее на одном дыхании; умение
пользоваться атакой звука; прием звуковедения; овладение пением
стаккато; осознанная артикуляция; четкая дикция (вокальная речь);
головной и грудной резонаторы голосового аппарата у певцов; устой-
чивое интонирование при пении с аккомпанементом; устойчивое ин-
тонирование при пении с фонограммой; пение дуэтов, т.е. двухголо-
сия; короткое и активное дыхание в быстрых произведениях; спокой-
ное, но также активное дыхание в медленных произведениях; испол-
нение продолжительных музыкальных фраз на одном дыхании; раз-
витие дикционных навыков в быстрых темпах; развитие дикционных
навыков в медленных темпах; свобода и подвижность артикуляци-
онного аппарата; умение передавать содержание песни с помощью
звуковедения; умение передавать содержание песни с помощью дик-
ции; умение передавать содержание песни с помощью нюансировки и
штрихов; интонирование произведений в различных видах мажора и
минора; свободное владение двухголосием; пение в ансамбле.
5
2. Содержание курса внеурочной деятельности с указанием
форм организации и видов деятельности
Знакомство с голосовым аппаратом.
Предварительное ознакомление с голосовыми и музыкальными дан-
ными учеников. Объяснение целей и задач вокальной студии.
Диагностика. Наши голоса.
Строение голосового аппарата, техника безопасности, включающая в
себя профилактику перегрузки и заболевания голосовых связок. Зна-
комство с попевками: «Уж как шла лиса по травке», «Андрей-воро-
бей».
Певческая установка. «Высокий-низкий».
Музыкальные игры и упражнения, призванные обеспечить развитие
музыкальных способностей ребенка
Основы правильного дыхания вокалиста.
Учимся дышать правильно.
Смешные упражнения «Ладошки», «Погончики»
Смешные упражнения «Кошки», «Ушки»
Дышим долго и коротко
Упражнения на дыхание по методике А.Н. Стрельниковой. Трениров-
ка легочной ткани, диафрагмы («дыхательный мускул»), мышц горта-
ни и носоглотки. Упражнения: «Ладошки», «Погончики», «Малень-
кий маятник», «Кошечка», «Насос», «Обними плечи», «Большой ма-
ятник».
Распевание
Споём, как птицы
6
Помычим и послушаем эхо
Веселая гамма
Возможности моего голоса
В гости к язычку
Возможности моего голоса
В раздел включены музыкальные игры, развивающие голосовой аппа-
рат, умение исполнять детские песенки, попевки.
Дикция
О чем я пою
«Греем» рот
«Бык тупогуб»
Шепчем и шуршим
Положение языка и челюстей при пении; раскрытие рта. Соотноше-
ние положения гортани и артикуляционных движений голосового
аппарата. Развитие навыка резонирования звука. Формирование высо-
кой певческой форманты. Соотношение дикционной чёткости с каче-
ством звучания. Формирование гласных и согласных звуков. Правила
орфоэпии.
Скороговорки «Бык тупогуб», «На дворе трава», «Шла Саша по шос-
се».
В гостях у знаменитостей
В гостях у композитора
Знаменитые исполнители
Любимые мелодии
Мир музыки
7
Раздел включает в себя экскурсии в театр, видео просмотры и
аудио прослушивание, участие детей в концертах, представление
своих творческих работ по темам бесед. Краткие сведения о музы-
кальном искусстве и его особенностях.
Сценический образ
В гримерке
Кто поет за лесных зверей
Хорошее настроение
Знакомство с работой над созданием сценического образа. Игры,
направленные на развитие актёрского мастерства.
Основы певческой культуры, вокала.
Мы учимся петь!
Поём гласные и согласные
Поём гласные и согласные
Музыкальная игра
Петь или говорить
Красивое и не красивое
В раздел включены музыкальные игры, развивающие голосовой
аппарат, умение сочинять частушки, скороговорки, считалки, не-
большие рассказы и сказки о музыке, подбирать простейшие мело-
дии. Дети учатся создавать различные по характеру музыкальные об-
разы.
8
Тематическое планирование 1 класс
№
Тема занятия
Кол-во
часов
Форма
Планируемый результат
(УУД)
1
Знакомство с голосо-
вым аппаратом
1
теория
Личностные: формирование
стартовой мотивации к изучению
нового материала, проявлять ин-
терес к музыке к вокальным
упражнениям, умение воспиты-
вать нравственные качества лич-
ности.
Коммуникативные: слушать и
слышать друг друга; с до-
статочной полнотой и точностью
выражать свои мысли в соответ-
ствии с задачами и условиями
коммуникации, аргументировать
свою точку зрения, общаться в
процессе деятельности, умение
самому вести мелодию голоса.
Регулятивные: определять и фор-
мулировать цель деятельности с
помощью учителя, учиться сов-
местно с учителем и другими уче-
никами давать эмоциональную
оценку деятельности класса на за-
нятии, самоопределяться с задани-
ем и принимать решение по его
выполнению.
Познавательные: знать правила
безопасного поведения и звукоиз-
влечения на занятиях внеурочной
деятельности.
2
Диагностика. Наши
голоса.
1
практическая
работа
3
4
Певческая установка.
«Высокий-низкий»
1
1
теория
практическая
работа
5
Учимся дышать пра-
вильно
1
практическая
работа
6
7
Смешные упражне-
ния «Ладошки», «По-
гончики»
1
1
теория
практическая
работа
8
Смешные упражне-
ния «Кошки»,
«Ушки»
1
практическая
работа
9
Дышим долго и ко-
ротко
1
практическая
работа
10
Споём, как птицы
1
практическая
работа
11
Помычим и послуша-
ем эхо
1
практическая
работа
12
Веселая гамма
1
практическая
работа
9
Личностные: определять и вы-
сказывать под руководством учи-
теля самые простые и общие для
всех людей правила поведения
при сотрудничестве, готовность и
способность обучающихся к само-
развитию, взять на себя ответ-
ственность, проявлять положи-
тельные качества личности и
управление своими эмоциями в
различных ситуациях.
Коммуникативные: умение до-
нести свою позицию до других,
совместно договариваться о пра-
вилах общения и ставить вопро-
сы, обращаться за помощью, уме-
ние самому воспроизводить мело-
дию голосом.
Регулятивные: определять и
формулировать цель деятельности
с помощью учителя; учиться рабо-
тать по предложенному учителем
плану, формулировать и удержи-
вать учебную задачу, умение тех-
нически правильно выполнять во-
кальные упражнения, умение да-
вать оценку голосовым данным.
Познавательные: использовать
общие приёмы решения постав-
ленных задач, соблюдать правила
техники безопасности во время
пения.
Личностные: воспринимать речь
учителя; проявлять интерес к про-
цессу изучения песен; проявлять
бережное отношение к здоровью;
оценивать ситуацию с точки зре-
ния моральных норм и правил по-
13
Возможности моего
голоса
1
практическая
работа
14
В гости к язычку
1
практическая
работа
15
Возможности моего
голоса
1
теория
16
О чем я пою
1
теория
17
О чем я пою
1
практическая
работа
18
«Греем» рот
1
практическая
работа
19
«Бык тупогуб»
1
практическая
работа
20
Шепчем и шуршим
1
практическая
работа
21
В гостях у компози-
тора
1
теория
22
Знаменитые исполни-
тели
1
теория
23
Любимые мелодии
1
практическая
работа
24
Мир музыки
1
теория
25
В гримерке
1
теория
26
Кто поет за лесных
зверей
1
теория
27
Хорошее настроение
1
практическая
работа
10
ведения, принятых в обществе, ра-
ботать в коллективе.
Коммуникативные:
слушать и
слышать
друг
друга;
с
до-
статочной полнотой и точностью
выражать свои мысли в соответ-
ствии с задачами и условиями
коммуникации,
аргументировать
свою точку зрения, общаться в
процессе
деятельности,
умение
самому воспроизвести мелодию.
Регулятивные:
определять
и
формулировать цель деятельности
с помощью учителя; учиться рабо-
тать по предложенному учителем
плану,
управление
поведением
партнёра-контроль,
коррекция,
оценка его действий.
Познавательные: демонстриро-
вать изученный материал.
28
Мы учимся петь!
1
теория
29
Поём гласные и со-
гласные
1
практическая
работа
30
Поём гласные и со-
гласные
1
практическая
работа
31
Музыкальная игра
1
практическая
работа
32
Петь или говорить
1
практическая
работа
33
Итоговое занятие
1
концерт
11