Напоминание

Эффективность педагогических технологий в обучении игре на фортепиано


Автор: Свистун Юлия Михайловна
Должность: Педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МАУ ДО МЭЦ Ассоциированная школа ЮНЕСКО
Населённый пункт: город Краснодар
Наименование материала: Статья
Тема: Эффективность педагогических технологий в обучении игре на фортепиано
Раздел: дополнительное образование





Назад




Свистун Юлия Михайловна,

педагог дополнительного образования

МАУ ДО МЭЦ, Ассоциированная школа ЮНЕСКО.

Эффективность педагогических технологий в обучении игре на

фортепиано

В

современной

психолого-педагогической

литературе

последних

лет

довольно

часто

встречается

понятие

«инновация»,

«педагогические

технологии», «технологии обучения».

Технология обучения - это цепочка действий и операций, направленных и

ориентированных на результат.

Педагогическая технология – это совокупность форм, методов, способов,

приёмов обучения, воспитательных средств.

Признаки и характеристики педагогических технологий:

технология разрабатывается под конкретный педагогический замысел, в

основу

которого

положена

определенная

методологическая,

дидактическая, психологическая, философская позиция;

технологическая цепочка составляющих ее действий, операций и связей

реализуется в полном соответствии с принятыми целевыми установками

и конкретными ожидаемыми результатами;

технология обучения предусматривает взаимосвязанную деятельность

педагога и обучающегося с учетом возможностей индивидуализации и

дифференциации обучения, и использования технических, в том числе

компьютерных средств обучения;

любая технология обучения разрабатывается и реализуется как решение

многокритериальной задачи с получением максимальных планируемых

результатов;

педагогические технологии планируются с учетом того, что они могут

быть

воспроизведены

любым

педагогом

и

обеспечат

достижение

намеченных результатов всеми учащимися;

технологии

обучения

непременно

включают

в

себя

различные

диагностические (дидактические, психологические, социометрические)

процедуры,

содержащие

критерии,

показатели

и

инструментарий

измерения

результатов

деятельности

субъектов

педагогического

процесса.

Главным условием эффективности усвоения любой учебной программы в

дополнительном образовании детей, а именно, в обучении игре на

фортепиано,

является увлечённость ребёнка

избранной

деятельностью.

Нельзя навязать детям стремление к творчеству, заставить мыслить, но

можно предложить им разные способы достижения цели и помочь её

достичь, научить необходимым для этого приёмам.

Дополнительному образованию, как особому образовательному институту,

необходимо располагать собственными педагогическими технологиями по

развитию творческой активности ребёнка, саморазвитию и самореализации.

Педагогические технологии дополнительного образования детей

необходимо ориентировать на решение сложных психолого-педагогических

задач:

1.

научить ребёнка самостоятельно работать;

2.

научить общаться с детьми и взрослыми;

3.

научить прогнозировать и оценивать результаты своего труда;

4.

научить искать причины затруднений и преодолевать их.

Использование современных педагогических технологий - необходимое

условие работы педагога–музыканта. Педагог фортепиано в современной

образовательной системе занимается воспитанием полноценной творческой

личности, способной к самостоятельному труду, эмоционально отзывчивой

на музыку.

Выделим основные педагогические технологии, используемые на уроках

фортепиано:

ТЕХНОЛОГИЯ СОТРУДНИЧЕСТВА (отношение к обучению как к

творческому взаимодействию учителя и ученика, сотрудничество с

родителями, совместная творческая деятельность, игра в ансамбле)

ТЕХНОЛОГИЯ ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ (адаптирование содержания,

методов и темпов учебной деятельности ребенка к его возрастным,

психологическим особенностям, создание на уроке ситуации выбора,

самое активное педагогическое участие в творческом становлении

человека)

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ (соблюдение строгой

дозировки учебной нагрузки, построение занятий с учетом

индивидуальных показателей утомляемости учащихся, организация

активно-двигательных занятий на уроках, соблюдение гигиенических

требований к аудитории)

ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ

(выявление и развитие творческих способностей, знакомство с

приемами творческого воображения, развитие креативности,

формирование внутреннего мира учащихся)

ТЕХНОЛОГИИ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ И

КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ (усиливает

положительную мотивацию к обучению, способствует лучшей

социальной адаптации и самореализации учащихся)

ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ (постановка дидактических целей в форме

игровой задачи)

ТЕХНОЛОГИЯ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ (создание учителем

проблемной ситуации для активной самостоятельной деятельности

ученика, на уроках фортепиано – интерпретация произведения, выбор

аппликатуры и др.)

Помимо основных образовательных педагогических технологий, в классе

фортепиано происходит обучение пианистическим технологиям,

необходимым для развития техники игры на инструменте музыканта-

исполнителя.

Техника игры на фортепиано представляет собой совокупность умений,

навыков и приёмов, с помощью которых достигается выразительное

художественное звучание. Виртуозное владение инструментом – это не

просто технически грамотное исполнение произведения, но и соблюдение его

стилистических особенностей, характера, темпа. Фортепианная техника – это

целая система техник. Главные компоненты этой системы:

крупная техника (аккорды, арпеджио, октавы, двойные ноты);

мелкая техника (гаммообразные пассажи, разнообразные мелизмы и

репетиции);

полифоническая техника (умение играть несколько голосов вместе);

артикуляционная техника (правильное исполнение штрихов);

техника педализации (искусство применения педалей) и др.



В раздел образования