Автор: Свистун Юлия Михайловна
Должность: Педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МАУ ДО МЭЦ Ассоциированная школа ЮНЕСКО
Населённый пункт: город Краснодар
Наименование материала: Статья
Тема: Эффективность педагогических технологий в обучении игре на фортепиано
Раздел: дополнительное образование
Свистун Юлия Михайловна,
педагог дополнительного образования
МАУ ДО МЭЦ, Ассоциированная школа ЮНЕСКО.
Эффективность педагогических технологий в обучении игре на
фортепиано
В
современной
психолого-педагогической
литературе
последних
лет
довольно
часто
встречается
понятие
«инновация»,
«педагогические
технологии», «технологии обучения».
Технология обучения - это цепочка действий и операций, направленных и
ориентированных на результат.
Педагогическая технология – это совокупность форм, методов, способов,
приёмов обучения, воспитательных средств.
Признаки и характеристики педагогических технологий:
технология разрабатывается под конкретный педагогический замысел, в
основу
которого
положена
определенная
методологическая,
дидактическая, психологическая, философская позиция;
технологическая цепочка составляющих ее действий, операций и связей
реализуется в полном соответствии с принятыми целевыми установками
и конкретными ожидаемыми результатами;
технология обучения предусматривает взаимосвязанную деятельность
педагога и обучающегося с учетом возможностей индивидуализации и
дифференциации обучения, и использования технических, в том числе
компьютерных средств обучения;
любая технология обучения разрабатывается и реализуется как решение
многокритериальной задачи с получением максимальных планируемых
результатов;
педагогические технологии планируются с учетом того, что они могут
быть
воспроизведены
любым
педагогом
и
обеспечат
достижение
намеченных результатов всеми учащимися;
технологии
обучения
непременно
включают
в
себя
различные
диагностические (дидактические, психологические, социометрические)
процедуры,
содержащие
критерии,
показатели
и
инструментарий
измерения
результатов
деятельности
субъектов
педагогического
процесса.
Главным условием эффективности усвоения любой учебной программы в
дополнительном образовании детей, а именно, в обучении игре на
фортепиано,
является увлечённость ребёнка
избранной
деятельностью.
Нельзя навязать детям стремление к творчеству, заставить мыслить, но
можно предложить им разные способы достижения цели и помочь её
достичь, научить необходимым для этого приёмам.
Дополнительному образованию, как особому образовательному институту,
необходимо располагать собственными педагогическими технологиями по
развитию творческой активности ребёнка, саморазвитию и самореализации.
Педагогические технологии дополнительного образования детей
необходимо ориентировать на решение сложных психолого-педагогических
задач:
1.
научить ребёнка самостоятельно работать;
2.
научить общаться с детьми и взрослыми;
3.
научить прогнозировать и оценивать результаты своего труда;
4.
научить искать причины затруднений и преодолевать их.
Использование современных педагогических технологий - необходимое
условие работы педагога–музыканта. Педагог фортепиано в современной
образовательной системе занимается воспитанием полноценной творческой
личности, способной к самостоятельному труду, эмоционально отзывчивой
на музыку.
Выделим основные педагогические технологии, используемые на уроках
фортепиано:
ТЕХНОЛОГИЯ СОТРУДНИЧЕСТВА (отношение к обучению как к
творческому взаимодействию учителя и ученика, сотрудничество с
родителями, совместная творческая деятельность, игра в ансамбле)
ТЕХНОЛОГИЯ ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ (адаптирование содержания,
методов и темпов учебной деятельности ребенка к его возрастным,
психологическим особенностям, создание на уроке ситуации выбора,
самое активное педагогическое участие в творческом становлении
человека)
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ (соблюдение строгой
дозировки учебной нагрузки, построение занятий с учетом
индивидуальных показателей утомляемости учащихся, организация
активно-двигательных занятий на уроках, соблюдение гигиенических
требований к аудитории)
ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ
(выявление и развитие творческих способностей, знакомство с
приемами творческого воображения, развитие креативности,
формирование внутреннего мира учащихся)
ТЕХНОЛОГИИ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ И
КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ (усиливает
положительную мотивацию к обучению, способствует лучшей
социальной адаптации и самореализации учащихся)
ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ (постановка дидактических целей в форме
игровой задачи)
ТЕХНОЛОГИЯ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ (создание учителем
проблемной ситуации для активной самостоятельной деятельности
ученика, на уроках фортепиано – интерпретация произведения, выбор
аппликатуры и др.)
Помимо основных образовательных педагогических технологий, в классе
фортепиано происходит обучение пианистическим технологиям,
необходимым для развития техники игры на инструменте музыканта-
исполнителя.
Техника игры на фортепиано представляет собой совокупность умений,
навыков и приёмов, с помощью которых достигается выразительное
художественное звучание. Виртуозное владение инструментом – это не
просто технически грамотное исполнение произведения, но и соблюдение его
стилистических особенностей, характера, темпа. Фортепианная техника – это
целая система техник. Главные компоненты этой системы:
крупная техника (аккорды, арпеджио, октавы, двойные ноты);
мелкая техника (гаммообразные пассажи, разнообразные мелизмы и
репетиции);
полифоническая техника (умение играть несколько голосов вместе);
артикуляционная техника (правильное исполнение штрихов);
техника педализации (искусство применения педалей) и др.