Напоминание

Конспект занятия "Моя семья"


Автор: Людмила Владимировна Усатюк
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №43"-"детский сад "Колосок"
Населённый пункт: Алтайский край, г. Славгород
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Конспект занятия "Моя семья"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Конспект НОД по познавательному развитию

в подготовительной группе «Моя семья».

Цели:

Совершенствование осознания собственного Я, своей семьи, знание своей

фамилии, имени, чувства гордости за свою семью. Обобщить знание детей об их

гражданских правах. Познакомить детей с генеалогическим древом; развивать у

детей коммуникативные умения; расширять представления о семье. Учить

ориентироваться в родственных отношениях. Воспитывать любовь и заботливое

отношение к членам своей семьи.

Задачи:

Формирование представлений о семейной и гражданской принадлежности.

Воспитание любви к своей семье, умение составлять генеалогическое древо.

Вызывать желание рассказывать о взаимоотношениях между детьми и взрослыми

в семье, желание поделиться своими мыслями, чувствами о своей семье.

Закреплять представления о трудовых обязанностях всех членов семьи.

Ход занятия:

Дети стоят в кругу

«Собрались все дети в круг.

Я – твой друг и ты – мой друг.

Крепко за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся».

Ребята с помощью рукопожатия я передаю вам всю свою доброту, положительные

эмоции, хорошее настроение, дружбу и это все идет от меня к вам и по кругу

возвращается ко мне. Я чувствую, что каждый из вас добавил частичку своей

доброты, дружбы. Пусть же она греет вас и не покидает на протяжении всего дня!

Здесь находится ребус «7-Я».

Как вы думаете, какое слово здесь зашифровано?

Дети: Семья

Воспитатель: Правильно «семья».

Ребята, сегодня мы с вами будем говорить о семье, о том, кто живет в семье, какой

должна быть и как много значит для нас семья.

- Как вы думаете, что такое семья? (Ответы детей)

-да, семья- это самое главное, дорогое, что есть у человека.

- А все семьи одинаковы? (Ответы детей).

Семья – это дружный коллектив родственников, а родственники - это самые

близкие люди. Это бабушка, дедушка, мама, папа, брат, сестра. А еще этих

родственников можно назвать словом «родня».

Как надо относиться к семье?

В семье друг к другу относятся с уважением, вниманием, помогают друг другу,

заботятся друг о друге. Раньше к членам семьи обращались

на «Вы». Семья начинается с уютного теплого дома.

Воспитатель: Я предлагаю вам подумать и ответить на вопрос:

«Что есть у всех людей, но у каждого человека своё?

Дети: Имя.

Воспитатель: Правильно имя, когда человек родился, он имеет право на имя.

И нарушать это право нельзя, и подтверждается оно вот таким

документом,«Свидетельство о рождении» (слайд 2). У вас у всех есть такой

документ. Здесь прописаны все данные о человеке, когда он родился и где, как его

имя, кто его родители.

Ребята, а чем отличаются люди из разных семей?

Дети: Фамилией.

Воспитатель: У меня есть вот такая шляпа, вы будете примерять эту шляпу и

называть свою фамилию и имя.

Дети: Меня зовут, моя фамилия….

Воспитатель: Ребята, ответьте мне, пожалуйста, как называют людей, живущих в

одном доме, квартире?

Дети: Семья

Воспитатель: Совершенно верно, каждый человек имеет право, как на имя, так и

на семью.

Воспитатель:

А сейчас подумайте над такими вопросами:

- Кто самый старший в семье?

- Кто самый молодой?

- А кто самый мудрый?

- А какая у вас будет семья, когда вырастите?

- А вы ребята, знаете, кто кем в семье приходится?

- Я предлагаю вам поиграть в игру «Родственные отношения»

1. Она уже не молода и вовсе мне не мама.

Мама мамина она, а зовут ее просто (бабушка).

2. Папа зовет его папой. Он строгий и немного седой.

Он в шашки играет со мной, любимый и добрый мой (дедушка).

3. Она – опора в доме, Хлопочет – каждый час.

И никого нет краше, Кто так любил бы вас. (Мама)

4. Дедушка зовет его сыном, а для меня он кто? (Папа).

5. У мамы три дочки: я, Вера и Аленка.

Ответьте теперь точно, друг другу мы (сестренки).

6. Все сыновья в одной семье называются (братьями)

Воспитатель: Посмотрите, что я для вас приготовила. Может, кто-нибудь знает, как

мы называем это дерево? (на доске)

Верно, генеалогическое древо. Повторим все вместе.

Ребята, ваша семья как это дерево и каждый член семьи - листочек. Мы вырастим

сейчас древо семьи каждого из вас, а потом желающие расскажут о своей семье,

посмотрите на доску, как составляется древо.

(дети подходят к столу и составляют свое древо, желающие рассказывают о

своей семье)

Воспитатель: Семья объединяет родных: родителей, детей, дедушек, бабушек,

братьев, сестёр. Это наши родственники, родня.

А какие же они, родные и дорогие нам люди?

Подберите как можно больше слов, которые расскажут о маме, папе, дедушке,

бабушке и т. д.

Игра с мячом, «Какой, какая»

Мама (какая) - добрая, красивая, терпеливая, ласковая, нежная,

умная, требовательная:

Папа - строгий, умный, сильный:

Бабушка - старенькая, добрая, отзывчивая, ласковая, доброжелательная, седая:

Дедушка - старый, мудрый, седой:

Сестра - весёлая, задорная, непоседливая, старшая, младшая, маленькая, большая:

Брат - сильный, слабый, маленький, большой, старший, младший, подвижный.

У каждой семьи есть определённые потребности. Если эти потребности не

удовлетворять, жизнь станет невозможной. Например, долго ли вы сможете

обходиться без еды? Но ведь еда сама не появится у вас на тарелке, да и тарелки

сами не моются. Кто-то всё это делает. И эти «кто-то» - члены вашей семьи.

Сейчас мы с вами порассуждаем.

Дидактическая игра «Семейные обязанности»

На доске закреплены картинки с изображением папы, мамы, ребёнка. Набор

карточек-схем с изображением семейных обязанностей. Дети по очереди подходят,

и размещают под изображениями свою карточку.

Вот видите, у каждого члена семьи есть свои обязанности. Мамы и папы ходят на

работу, чтобы заработать деньги, покупают одежду, продукты, создают уют в доме.

Воспитатель: Все семьи одинаковые или разные?

Воспитатель: Правильно, все семьи разные: есть семьи большие, есть маленькие.

Посмотрите на доску, вы видите фотографии семьи.

Какой считается эта семья: большой или маленькой? Сколько детей в семье?

Обратите внимание на то, что родители ласково обнимают детей, у них очень

добрые лица, ласковый взгляд. И не важно, какая семья большая или маленькая

главное, чтобы в семье были всегда мир, уважение.

Предлагаю поиграть в интересную игру "Солнышко и тучка". Я называю

ситуации, которые могут произойти в каждой семье; если она вызывает

положительные эмоции, радость, то вы показываете солнышко, а если плохое

поведение, разочарование, то тучку. Договорились?

Д/и «Радость и печаль»

- Нарисовали красивую картину;

- Подрались с другом;

- Съели манную кашу;

- Убрали игрушки на место;

- Порвали книгу;

- На прогулке замарали куртку;

- Разбили чашку;

- Уступили место в автобусе бабушке;

- Помогли маме с уборкой

- Отыскали потерянные бабушкой очки;

- Разбили чашку;

Физминутка (песня «Разноцветные стекляшки собери»)

Семья – это самое дорогое, что есть у человека. Поэтому во все времена народ

составлял пословицы и поговорки о семье, доме. Мы тоже знаем много пословиц.

Сейчас я буду называть начало пословицы, а вы закончите.

- При солнышке тепло, а при матери добро.

- Мой дом – моя крепость.

- Родительское слово на ветер не молвишь.

- Мать кормит детей, а земля людей.

- Мамонька родимая – свеча неугасимая.

- Вся семья вместе, так и душа на месте.

- Золото и серебро не стареют, мать и отец цены не имеют.

- Материнская ласка конца не знает.

- Сыр калача белее, а мать всех друзей милее.

Пословицы учат нас ценить свою семью.

О семье можно рассказывать словами и рисунками. Давайте нарисуем

свою семью и поселим всех в один большой дом.

(Дети рисуют свою семью, и рисунки поселяют в окошки большого дома).

Вот какие дружные семьи живут в этом доме.

Воспитатель: Теперь я предлагаю вам взяться за руки и образовать круг.

Представим, что мы с вами тоже большая дружная семья. Пока в семье дружба, все

держатся друг за друга, получается круг, внутри которого царит любовь, уважение,

доброта. Но вдруг, в семье возникает ссора, кто-то обиделся на другого

члена семьи, и уже круг дружной семьи разъединился. И все добро, уважение и

любовь стали вытекать через это отверстие. Давайте мы с вами с уважением будем

относиться к членам своей семьи, уважать старших, помогать младшим.

Послушайте стихотворение о семье

(Мария Лангер)

Семья – это счастье, любовь и удача

Семья – это летом поездки на дачу.

Семья – это праздник, семейные даты,

Подарки, покупки, приятные траты.

Рождение детей, первый шаг, первый лепет,

Мечты о хорошем, волнение и трепет.

Семья – это труд, друг о друге забота

Семья – это много домашней работы.

Семья – это важно!

Семья – это сложно!

Но счастливо жить одному невозможно!

Всегда будьте вместе, любовь берегите,

Обиды и ссоры подальше гоните,

Хочу, чтоб про нас говорили друзья:

Какая хорошая Ваша семья!

Ребята, а что бы вы хотели пожелать своей семье? (Здоровья, радости,

благополучия).

Сейчас мы будем друг другу передавать сердечко и говорить свое самое

заветное«Пусть».

«Пусть всегда будет в вашей семье…» (смех, цветы, птицы, папа, счастье,

любовь).

Итог занятия

Воспитатель: Как хорошо ребята, что у вас всех есть семьи!

Вы – самые счастливые дети на свете, потому, что в ваших семьях любят друг

друга, дружно живут вместе.

Воспитатель:

Ребята, давайте вспомним, что нового вы узнали сегодня? (дети встают в круг,

воспитатель берет мяч.) Ребята, я задам вопрос и брошу одному из вас мяч, вы

поймаете его и ответьте на мой вопрос, когда закончите, вернете мяч.

Что такое семья?

Кто такие родственники?

Как другими словами можно назвать папу и маму?

Как люди должны жить в семье?

Ребята рассказывают, что им понравилось и запомнилось.



В раздел образования